Железнодорожный транспорт Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассмотрена структура размещения железнодорожного транспорта Украины. Дана характеристика основных железнодорожных магистралей и транспортно-экономических связей.

Содержание

Введение.
1. Роль железнодорожного транспорта в единой транспортной системе Украины.
2. История возникновения и развития железных дорог Украины.
3. Классификация транспортно-экономических связей и виды перевозок.
4. Современная схема железнодорожных связей.
5. География основных железнодорожных магистралей.
5.1. Донецкая железная дорога.
2. Приднепровская железная дорога.
3. Южная железная дорога.
4. Юго-Западная железная дорога.
5. Львовская железная дорога.
6. Одесская железная дорога.
6. Подземные магистрали-метрополитены – разновидность железнодорожного транспорта.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Железнодорожный транспорт Украины.doc

— 318.00 Кб (Скачать)

     • с 1997 г. передан в коммунальную собственность 776036 кв. жилья, культурные и детские учреждения;

     • сокращены на 1% удельные затраты энергоресурсов на обеспечение тяги поездов;

     • сведено к минимуму бартерные операции, а также приняты другие необходимые мероприятия.

     Для обеспечения стабильной работы станций, обслуживающих порты, разработана и действует "Программа перспективного развития транспортных узлов Ильичевск, Одесса, Береговая".

     Успешно действуют программы по борьбе с правонарушениями, штаб железной дороги по контролю за употреблением энергоресурсов, перспективная программа по повышению уровня охраны труда, кадровые программы и т.п.. Все без исключения хозяйства железной участвуют в их выполнении.

       В зоне Одесской железной действуют два транспортных коридора - "ТРАСЕКА" и коридор № 9. На перспективу решается вопрос о функционировании коридора "Балтика - Черное море" (Гданьск - Одесса). По коридору "ТРАСЕКА" осуществляется перевозка стратегических грузов: каспийской нефти, нефтепродуктов из Туркменистана, узбекского хлопка, зерна.Строится зерновой терминал мощностью 1500 тыс. т грузов в год, контейнерный терминал на 200 тыс. контейнеров в год большие складские помещения в порту Поти.

     По оценкам специалистов возможные объемы перевозок грузов паромной переправой Батуми-Поти-Ильичевск достигнут уровня 11-14 млн т, а на перспективу - 20-25 млн.т.

     В направлении Грузии (экспорт) за первый квартал 2001 г. грузов паромной переправой перевезено 38,1 тыс. т, что больше чем в 2000 г. на 22,5 тыс. т (или на 144,2%). В направлении Украины (импорт) перевезено 6,5 тыс. т груза, что больше чем на 1,6 тыс. т (или на 31,3%). Среднее скачивания парома за первый квартал 2001 г. в вагонах составляет:

Из  СНГ в Грузию Из Грузии в СНГ
всего вагонов в т.ч. грузовых Всего вагонов в т.ч. грузовых
І квартал 2001р.
60,3 57,1 24,2 11,4
І квартал 2000 р.
45,3 22,3 21,8 13,9
/+,-/ на квартал 2000 р.
+15,0 +34,8 +2,4 -2,5

     Паромная переправа, действующая при участии Одесской железной дороги, Поти-Батуми-Варна-Ильичевск является составной частью международного транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия ("ТРАСЕКА"), к которому тяготеют страны Закавказья (Азербайджан, Армения), Иран, Афганистан и другие страны Азии.

     Провозная способность паромной переправы Батуми-Поти-Ильичевск на сегодня равняется 0,9 млн т (с использованием двух паромов). Провозная способность паромной переправы Баку-Туркменбаши с использованием пяти паромов составляет 2 млн т, что подчеркивает реальность грузопотоков через паромную переправу Ильичевск-Поти-Батуми на уровне не ниже 1 млн т. В связи с развитием Ренийского порта, как свободной экономической зоны, необходимо решать вопрос с соединительной линии Измаил-Рени для ликвидации убытков от перевозок грузов в направлении Ренийского порта через Молдову. В направлении развития железнодорожных перевозок через транспортные коридоры необходимо развивать техническое оснащение приграничных передаточных и таможенных пересечений государственной границы средствами досмотра, перегрузки и некоторых видов ремонта. Все это будет способствовать повышению сервиса переработки грузов и ускорению их доставки. По девятому транспортному коридору и коридора "ТРАСЕКА" колея заключено на железобетонных шпалах, ширина колеи -1520 см, тип рельсов - Р-65, устройство двохколийний. Коридоры электрифицированы, снабжены устройствами СЦБ. Транспортный коридор № 9 - Хельсинки-Киев-Одесса (Ильичевск)-Димитривград-Александруполис с дополнениями Его протяженность - 3400 км, по Украине - 1496 км.

     Меморандум по коридору № 9 был подписан в октябре 1995 г. Основное направление по территории Украины - от границы с Белоруссией через Чернигов и Киев до Одессы.

     По этому транспортному коридору идет интенсивный грузовое и пассажирское движение. Эксплуатации этого участка (Вапнярка-Раздольная-Одесса-Ильичевск) уделяется особое внимание. Ведется реконструкция вокзалов, платформ, их упорядочение, оснащение новыми средствами связи, дополнительными услугами для пассажиров, удобной мебелью, оргтехникой и т.п.. Особый контроль установлен за содержанием путей, безупречным соблюдением межремонтных сроков, также принимаются все меры для упорядочения "бархатной" пути. Грузопоток и пассажиропоток на этом направлении стабильные и имеют тенденцию к росту. В регионе Одесской железной действуют терминалы типа "железная дорога-море". Основные терминалы находятся в Одесской области (Ильичевский порт, Одесский порт, порт Южный, Измаил). Есть они также в Николаеве (порт Николаев, Октябрьский) и в Херсоне (Херсон-Порт). Наибольший рост грузопереработки в 2000 г. по сравнению с 1995 г. достигнут в портах Южный - в 3,8 раза, в Ильичевском и Одесском - в 1,8 раза, в Николаевском - в 2 раза.

     За счет инвестиций планируется строительство новых и расширение действующих терминалов. В частности, по Одесскому порту: строительство комплекса по переработке минудобрений стоимостью 30 млн грн., Газового терминала в нефтегавани стоимостью 4,3 млн.грн., Комплекса по переработке и хранению масла стоимостью 165 млн грн. Сумма предусмотренных инвестиций составляет ориентировочно 200 млн грн.

     Одной из первой железной дорогой на Украине  была Одесско-Балтская, построенная  более 130 лет назад и соединяющая  морской порт Одессу с ближайшими хлебными районами. Эта дорога прошла через Раздельную-Тирасполь-Балту-Елизаветград (Кировоград). В дальнейшем через Знаменку, Кременчуг и Полтаву. Одесса была соединена железной дорогой с Харьковом и Москвой. Связи других морских портов Причерноморья-Николаева и Херсона – до революции шли в направлении Центральной Украины (через Знаменку) и только в советское время Николаев и Херсон были соединены железнодорожными путями с Приднепровьем (линия на Снигиревку и Апостолово), и Крымом (Херсон-Вадим-Джанкой). Большое значение для усиления связи Одессы с Приднепровьем имело сооружение линии Помошная (Олейниково) – Долинская.

     В настоящее время наиболее загружены  линии Одесской железной дороги, идущие к морским портам (от Винницы и Черкасс к Одессе и Ильичевску, от Знаменки, Днепропетровска и Донецка к Николаеву и Херсону). Широтные линии небольшого протяжения, обслуживающие преимущественно сельскохозяйственные районы (имени Тараса Шевченко – Цветково – Христиновка – Зятьковцы – Вапнярка - Ямполь, Чернолесская – Помошная – Борщи, Николаев – Колосовка – Раздельная  - Кучурган), менее загружены. В целом грузонапряженность дороги значительно ниже общесетвой.

     Главными  грузами, которые перевозятся по направлению к Одессе, Ильичевску и Южному, являются нефтепродукты, каменный уголь, черные металлы и минеральные строительные материалы. Часть из них перерабатывается и потребляется в Одессе – самом крупном промышленном центре украинского причерноморья, а большая часть перегружается на морской транспорт и идет на экспорт. В обратном направлении из Ильичевска и Одессы перевозят сахар-сырец, машины и металлоизделия, тропические фрукты.

     В направлении Николаевского и  Херсонского морских портов из Приднепровья и Донбасса следуют каменный уголь, нефтепродукты, черные металлы, железная руда и цемент, а в обратном направлении – нефтепродукты и хлебные грузы, а также глинозем.

     Экспортные  перевозки грузов оказывают большое  влияние на структуру грузооборота Одесской дороги: она имеет трехкратное  превышение прибытия над отправлением. Среди грузов прибытия преобладают нефтяные (сырая нефть, идущая на переработку на Одесский и Херсонский заводы, топочный мазут, дизельное топливо для судов морского флота), каменный уголь и строительные материалы.

     Отправляет  Одесская дорога нефтепродукты, минеральные строительные материалы и каменный уголь.

     Крупнейшие  станции прибытия: Одесса, Рени, Николаев, Ильичевск и Херсон, отправления  – Пантаевка (бурый уголь Днепропетровского бассейна в Кировоградской области), Одесса и Херсон.

     Главные пассажиропотоки направляются к Одессе.

     Одесская  дорога широко взаимодействует с  другими видщами транспорта –  морским (в портах Одесса, Ильичевск, Южный, Николаев и Херсон), речным (в портах Измаил на Дунае, Херсон и Черкассы на Днепре) и автомобильным. Между портом Ильичевск и болгарским портом Варна регулярно курсируют морские железнодорожные паромы.

     В районе тяготения дороги протекает  Днепр. По нему перевозят: вниз – зерновые грузы, минерально-строительные материалы, вверх – нефтяные грузы.

     Территорию, обслуживаемую дорогой, пересекают следующие магистральные автодороги: Одесса-Умань-Киев, Одесса-Тирасполь-Кишинев, Одесса-Белград-Рени, Одесса-Николаев-Херсон-Каховка, Кишинев-Кировоград.

     6. Подземные магистрали-метрополитены – разновидность железнодорожного транспорта

     Сравнительно недавно в Украине появилась новая разновидность железнодорожного транспорта – метрополитены. Метрополитены имеют отличительные технические и эксплуатационные характеристики от традиционного железнодорожного транспорта, потому занимают особое место в системе железнодорожных перевозок. Во-первых, метрополитены выполняют внутригородские перевозки. По характеру перевозок это пассажирский транспорт. Во-вторых, это подземная магистраль (лишь с небольшой наземной частью). Метрополитен включает в себя множество подъездных путей, туннелей, станций, являясь сложнейшим инженерным комплексом. Поэтому деятельность метро является одной из капитало- и фондо- емких сфер в системе железнодорожного транспорта.

     В-третьих, метрополитены – самый прогрессивный  вид железнодорожного транспорта, воплотивший в себя все новейшие технологии транспортного строительства и эксплуатационные свойства. Поезда метрополитена электрифицированы, скоростные, с высокой степенью комфортности и сервиса обслуживания.

     В Украине метрополитены существуют в трех крупнейших городах – Киеве, Харькове, Днепропетровске. Столичный метрополитен был сдан в эксплуатацию в конце 1960 года. Первая его очередь соединила центр города с прибрежным районом Днепра. В 1980 году метрополитен Киева насчитывал 21 станцию. Есть в нем и наземная дарницкая часть (пять станций). С введением в эксплуатацию Святошинско-Броварской линии протяженностью 22 км метрополитен Киева увеличился на 17 станций. Киевский метрополитен имеет самые длинные скоростные эскалаторы, высокую скорость сообщения и емкость поездов. Он позволил не только разгрузить наземный городской транспорт, но и способствовал оздоровлению окружающей среды, что весьма важно в условиях индустриального Киева.

     Такую же роль выполняет и метрополитен Харькова, сданный в эксплуатацию 23 августа 1975 года. После ввода в строй второго пускового участка 11 августа 1978 года общая протяженность подземной транспортной магистрали Харькова достигла 18 км, число действующих станций – 13. Вторая очередь метрополитена (Салтовский радиус) общей протяженностью 11 км с восьмью станциями связала с центром города крупнейшую живописную зону отдыха. Третья очередь замкнула треугольник подземной магистрали. Пересадочные станции трех линий метро – вершины треугольника. Такая схема позволила наиболее рационально решить основные транспортные проблемы города. 

     Система метро в городе Днепропетровске насчитывает 6 станций, расположенных на одной линии. Длина её составляет 7,8 км, время поездки из конца в конец — 14 минут. Интервал движения: 7—17 минут.

     Метрополитен  открыт 29 декабря 1995 года (первый метрополитен на территории бывшего СССР, открытый после его распада), и с этого момента количество станций не изменялось.

     Метрополитен  работает с 5:35 до 23:00. Стоимость жетона составляет 2 гривны. Себестоимость  же поездки одного пассажира к настоящему моменту достигла 3.2 грн.

     Днепропетровский  метрополитен является непризнанным самым  коротким метрополитеном в мире, т.к  в Книге рекордов Гиннеса самым  коротким назван Екатеринбургский метрополитен, несмотря на то, что он имеет длину 9,5 км и включает в себя 7 станций, что на 1,7 км длиннее и на одну станцию больше Днепропетровского, однако время движения на нём составляет 12 минут 36 секунд.

Информация о работе Железнодорожный транспорт Украины