Развитие электроэнергетики в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Одной из важнейших целей реформы являлось создание благоприятных условий для привлечения в отрасль частных инвестиций. В ходе реализации программ IPO и продажи пакетов акций генерирующих, сбытовых и ремонтных компаний, принадлежавших ОАО РАО «ЕЭС России», эта задача была успешно решена. В естественно монопольных сферах, напротив, произошло усиление государственного контроля.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………….….2
1. Роль электроэнергетики в хозяйственном и топливно-энергетическом комплексе страны, место России в мировом производстве электроэнергии. Районообразующая роль крупных электростанций………………………………………………………...….3
2. Современное состояние развития и размещения электроэнергетического хозяйства России. Основные типы электростанций и особенности их размещения…………………………………………………………………………….…11
3. Важнейшие проблемы и основные направления развития и размещения электроэнергетики Российской Федерации……………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

Курсовая РЭУ.doc

— 855.00 Кб (Скачать)

              3. Приливная электростанция (ПЭС) — особый вид гидроэлектростанции, использующий энергию приливов, а фактически кинетическую энергию вращения Земли. Приливные электростанции строят на берегах морей, где гравитационные силы Луны и Солнца дважды в сутки изменяют уровень воды.

          В России c 1968 года действует экспериментальная ПЭС в Кислой губе на побережье Баренцева моря. На 2009 год её мощность составляет 1,7 МВт. На этапе проектирования находится Северная ПЭС мощностью 12 МВт. В советское время были разработаны проекты строительства ПЭС в Мезенской губе (мощность 11 000 МВт) на Белом море, Пенжинской губе и Тугурском заливе (мощностью 8000 МВт) на Охотском море, в настоящее время статус этих проектов неизвестен, за исключением Мезенской ПЭС, включённой в инвестпроект РАО «ЕЭС». Пенжинская ПЭС могла бы стать самой мощной электростанцией в мире — проектная мощность 87 ГВт. 

           4. Солнечная электростанция — инженерное сооружение, служащее преобразованию солнечной радиации в электрическую энергию.

      Россия  находится в зоне, где поток cолнечного  излучения  меняется в пределах от 800 до 1400 (кВт · ч)/(м· год). При этом продолжительность солнечного сияния в России находится в пределах от 1700 до 2000 ч/год и несколько более. Максимум указанных значений на Земле составляет более 3600 ч/год. За год на всю территорию России поступает солнечной энергии больше, чем энергия отвсех российских ресурсов нефти, газа, угля и урана. На рис. 5 представлены энергоресурсы солнечной энергетики России. 
 
 

 

Рис. 5 Солнечные энергоресурсы России 

5. Электростации использующие  энергию биомассы

Электростанции на биомасс в качестве топлива используют древесину, растительные отходы, торфяные брикеты, и имеют КПД около 25%.

         Электростанции на биомассе работают с возобновляемыми источниками энергии, что, в настоящее время, приобретает все большую актуальность. Распространение электростанций на биомассе позволит значительно снизить потребление не возобновляемых источников энергии, таких как нефтепродукты, природный газ или уголь, что положительно сказывается обеспечении энергетической безопасности страны в целом. 
 

3. Важнейшие проблемы  и основные направления  развития и размещения  электроэнергетики  Российской Федерации 

     С начала 90-х топливно-энергетический комплекс подвержен кризисным явлениям. Энергетические ресурсы на территории России расположены крайне неравномерно. Основные их запасы сконцентрированы в Сибири и на Дальнем Востоке (около 93% угля, 60% природного газа, 80% гидроэнергоресурсов), а большая часть потребителей электроэнергии - в европейской части страны.  В отдельных районах наблюдается дефицит электроэнергии.

     Возросли  требования охраны окружающей среды. Главные  экологические проблемы современного мира связаны не только с ростом народонаселения. Они связаны с  поддержанием на планете теплового  баланса и с производством и потреблением энергии.

     Энергетическая  проблема теснейшим образом связана  с экологической. От разумного развития энергетики Земли в сильнейшей степени  зависит и экологическое благополучие, ибо половина всех газов, обусловливающих "парниковый эффект", создается в энергетике.

       России нужна новая энергетическая  политика, которая была бы достаточно  гибкой. Необходимо привести в  соответствие с мировыми ценами  стоимости энергоносителей, акционировать  предприятия топливно-энергетического  комплекса с привлечением денежных средств населения, отечественных коммерческих структур и иностранных инвесторов.

     Обязательно должна быть сохранена целостность  электроэнергетического комплекса  и ЕЭС России. Важна поддержка  независимых производителей энергоносителей, ориентированных на использование возобновляемых или местных энергетических ресурсов.

     Энергосберегающая политика подразумевает коренное совершенствование  структуры энергопотребления, экономию топлива и энергии во всех отраслях народного хозяйства и переход  на энергосберегающие технологии.

     В перспективе возможно снижение доли мазута в топливном балансе электростанций благодаря строительству атомных  электростанций и ТЭС, работающих на углях открытой добычи (Канско-Ачинских). Увеличение значения природного газа благоприятно отразится на экологической обстановке. Освоение гидроэнергоресурсов восточных районов России и строительство там крупных ГЭС; увеличение доли АЭС в структуре энергетики европейской части и повышение их надежности; сооружение

     ГАЭС  на малых реках, а также ПГУ, ГТ и МГД - генераторов в регионах с напряженным энергетическим балансом может решить проблему дефицита и неравномерного распределения электроэнергии.

     Также новая энергетическая программа  должна учитывать возможности использования  нетрадиционных ресурсов и вторичных источников энергии.

        В условиях рыночной экономики  управление функционированием   и  развитием электроэнергетики   должно   строиться   с   учетом   особенностей   отрасли.

        Для  эффективной  работы  электроэнергетики  необходимо  обеспечить   оптимальный   баланс   межотраслевых    (народнохозяйственных), системных и корпоративных требований,  в  полной  мере  отражающих  интересы двух основных  сторон,  вовлеченных  в  процесс  управления:  государства  и бизнеса (в широком смысле этого слова,  включая  менеджмент  энергокомпаний, их собственников, а также прочих частных инвесторов).  При  этом  необходимо учитывать значительные различия между требованиями государства и  бизнеса  к управлению  функционированием  и  развитием  отрасли, которые предполагают разные  подходы к организации    и   перспективной деятельности в электроэнергетике.

        Основным требованием государства   к  функционированию  электроэнергетики  является  надежность  энергоснабжения   экономики,  которая  в   значительной степени зависит от управляемости технологических  процессов  производства  и передачи электроэнергии, обеспечения баланса производства  и  потребления  в каждый момент времени на каждом участке сети. Исходя из этого,  контроль  за системами  диспетчеризации,  транспорта   и   распределения   электроэнергии является приоритетным для обеспечения  государственных  интересов  в  рамках оперативно-хозяйственной деятельности.

        Основным критерием оперативно-хозяйственной  деятельности с точки  зрения  бизнеса является максимизация коммерческого эффекта,  прибыли  и  доходности собственных генерирующих и транспортных  активов.  В  то  же  время  внешнее (государственное)  регулирование  рынка,  как   правило,   создает   жесткие ограничения  на  прибыльность   компаний.   Поэтому   интересы   бизнеса   в электроэнергетике естественным образом ориентированы на ту часть оперативно-хозяйственной деятельности,  в которой принципиально возможно  сокращение государственного регулирования экономических процессов.  Прежде  всего,  это относится к секторам генерации и сбыта электроэнергии, которые не  являются естественными монополиями, и их функционирование может быть организовано  на де регулированной, конкурентной основе.

        Перспективная деятельность в  электроэнергетике ориентирована на  решение стратегических задач развития производственной  базы  отрасли,  модернизации существующих  и  создания  новых   фондов   (генерирующих   и   транспортных мощностей) в соответствии с тенденциями спроса на  электроэнергию и тепло.

     Основными составляющими перспективной деятельности являются:     формирование   правильных  инвестиционных   приоритетов   на   основе прогнозирования  отрасли и отбор инвестиционных проектов,   организация и управление инвестиционным процессом, включающие  в  себя аккумулирование необходимых инвестиционных  ресурсов,  их  распределение  по объектам капитальных вложений,  контроль эффективного  использования  средств при сооружении объектов и эффективную реализацию созданных  производственных фондов.

        Основным требованием,   определяющим   развитие   отрасли,    является    обеспечение стратегической устойчивости  электроснабжения,  то  есть  гарантированное   в долгосрочной перспективе надежное  и  эффективное  удовлетворение  растущего потребительского  спроса.  Это  условие  составляет  основу  государственной энергетической  политики,  и,  таким  образом,  усиливает  степень   влияния государства в управлении развитием электроэнергетики.

       Задача обеспечения устойчивого  баланса между требованиями государства  и бизнеса   является   центральной   в   процессе   рыночного   реформирования электроэнергетики. 

        Либерализация   оперативно-хозяйственной    деятельности    в    секторе  производства электроэнергии неизбежно  отразится и  на  условиях  организации перспективной деятельности  по  развитию  генерирующих  мощностей,  которая также будет в   значительной   мере   переориентирована   на   обеспечение долгосрочных интересов бизнеса:

        1) Рост числа хозяйственно самостоятельных  поставщиков электроэнергии;  

        2)  Необходимость  масштабного   привлечения   частных   инвестиций   и соответствующее   усиление   позиций   частного   капитала   в    управлении генерирующими  компаниями.  

     Для  реализации  государственных  интересов  в  перспективной деятельности    потребуется    создание    нового    специального     органа (Инвестиционного Оператора), на который будут возложены  функции  системного управления  инвестиционным  процессом.  Безусловным   требованием   является обеспечение   полного    государственного    контроля    за    деятельностью Инвестиционного Оператора (ИО).  

     Переход к новой системе финансирования  инвестиций,  особенно  на  начальных  этапах становления  конкурентного  рынка,  будет  сопровождаться  появлением целого  ряда  рисков,  которые могут создать серьезные препятствия   для стабильного и достаточного   самостоятельного   финансирования   программы развития генерирующих мощностей.    Поэтому еще одной задачей    Инвестиционного   Оператора   в   период реформирования станет управление данными рисками,  прежде  всего,  за  счет страховой поддержки проектов, включенных  в корпоративные бизнес-планы,  в случае  недостаточности собственных   инвестиционных   ресурсов   компаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

         На конец 2009 года общая установленная мощность энергосистемы Российской Федерации составляет 211,8 ГВт, из них на долю тепловых электростанций приходится около 70%, гидравлических – 20%, атомных – более 10 % энергетического потенциала.

        Более 90 % производственного потенциала электроэнергетики России объединено в Единую энергетическую систему (ЕЭС), которая охватывает всю населенную территорию страны от западных границ до Дальнего Востока и является одной из крупнейших в мире централизованно управляемых энергосистем. Для изолированных энергосистем характерны ограничения системных связей с другими территориями, из которых возможны межрегиональные перетоки электроэнергии.

        Основу системообразующих сетей Единой энергетической системы России составляют линии электропередачи класса напряжения 220 кВ и выше (ЛЭП), и распределительные сети класса напряжения 110 кВ и ниже.

        Годовой объем производства электроэнергии в стране в 2009 году составил 978,6 млрд. кВт/ч, объем потребления за тот же период составил 964,4 млрд. кВтч. Около 70% в структуре потребления электроэнергии занимают промышленные потребители, более 20% - бытовой сектор.

       Объем производства тепловой энергии в стране в 2009 году составил 594,5 млрд.кВт ч., гидроэнергетики 175,2 млрд.кВт ч. и атомной энергии – 163,3 млрд.кВт ч.

       Годовые объемы потребления топлива электростанциями РФ составляют: газа – около 150 млрд. куб. метров, угля – около 130 млн. тонн, мазута – около 6 млн. тонн. 
 
 

Список  используемой литературы

Основная

Информация о работе Развитие электроэнергетики в России