Северо-Западный федеральный округ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Федеральный округ – это экономический район высшего звена, представляющий собой крупный территориально – производственный комплекс, в котором сочетаются отрасли рыночной специализации с отраслями, дополняющими территориальный комплекс, и инфраструктурой.

Работа содержит 1 файл

Курсач РЭиУ!!!!!!.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

     5.9 Легкая промышленность

            В Северо–Западном федеральном округе легкая промышленность представлена в основном текстильной, кожевенно-обувной, фарфорово-фаянсовой отраслями.

     Текстильная промышленность размещается преимущественно в Санкт – Петербурге; трикотажное производство расположено в Великих луках и Боровичах (Псковская область), кожевенно – обувная промышленность – в Санкт – Петербурге (Объединение «Скороход»), фарфорово – фаянсовая – в Ленинградской и Новгородской областях.

      1. Внешнеэкономические связи

           Северо-Западный федеральный округ - единственный из федеральных округов Российской Федерации, который непосредственно граничит со странами Европейского союза, Центральной и Северной Европы: Норвегией, Финляндией, Польшей, Латвией, Литвой, Эстонией, Белоруссией. Таким образом, округ играет важную стратегическую роль приграничного региона.

     Важное значение имеет железнодорожная магистраль Санкт – Петербург – Таллин – Рига – Калининград, обеспечивающая экономические связи с Калининградской областью и странами Западной Европы. Внешнеэкономические связи со странами Скандинавии осуществляет железная дорога Санкт- Петербург – Хельсинки. Практически построена железная дорога на коммерческой основе из Карелии в Финляндию (к финским морским портам круглогодичного действия). Благодаря железнодорожным магистралям из Санкт – Петербурга на Белоруссию и Украину обеспечиваются внешнеэкономические связи с Зарубежными странами.

     В развитии внешнеэкономических связей России со странами Балтийского бассейна, Европы и Америки велика роль морского транспорта округа.

     Со странами Балтии Санкт–Петербург также соединяют автомобильные дорог. Совершенствование автодороги Санкт–Петербург – Рига – Клайпеда – Гданьск – Гамбург соединит северную столицу с Германией и обеспечит устойчивые экономические связи не только округа, но и для страны в целом. Начаты работы по строительству автомобильной дороги «Виа Балтика», которая даст надежный транспортный выход на территорию государств Западной Европы, нового морского порта в финском заливе (Ленинградская область).

      

     7.Территориальная  организация  хозяйства

     Республика  Карелия является развитым индустриальным районом страны. Здесь представлены горнодобывающая, целлюлозно-бумажная, лесоперерабатывающая промышленность, машиностроение, цветная металлургия. Важную роль в хозяйстве республики играют рыбная промышленность и производство строительных материалов, получила развитие гидроэлектроэнергетика. Крупнейшим промышленным центром является Петрозаводск. Кондопожский и Сегежский промышленные узлы специализируются на продукции целлюлозно-бумажной промышленности, деревообработке, стандартном домостроении и машиностроении. Получают развитие производство оборудования для лесной и бумажной промышленности, лесохимия, производство строительных материалов, а также рыбоконсервная и судостроительная промышленность. Большое значение имеет ввод в действие на территории республики Костомукшского горно-обогатительного комбината. Сельское хозяйство специализируются на животноводстве молочно-мясного направления, птицеводстве, пригородном картофелеводстве и овощеводстве. В Республике Коми развиты угольная, нефтяная, газовая, лесная, целлюлозно-бумажная и химическая промышленность. Разрабатываются месторождения титановых руд, бокситов, каменных и калийномагниевых солей. Создан крупный Сыктывкарский лесопромышленный комплекс. Ведущими отраслями сельского хозяйства являются оленеводство, молочное животноводство. В бассейнах рек Вычегды и Сысолы на юге республики выращиваются рожь, овес, ячмень, овощи и картофель.

     Архангельская область - одна из наиболее развитых в хозяйственном отношении среди регионов Северного экономического района - занимает особое место в обеспечении России и района продукцией лесного и машиностроительного комплексов. Ведущие отрасли специализации - лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность и машиностроение. Немаловажное значение имеют также рыбная промышленность и промышленность строительных материалов. В последние годы на территории Ненецкого автономного округа широкое развитие получили нефте- и газодобыча. Центральное место в агропромышленном комплексе области принадлежит сельскому хозяйству. В структуре АПК основной отраслью является животноводство: молочно-мясное скотоводство и оленеводство. На долю области приходится 46% общего поголовья оленей европейского Севера.

     В Вологодской области сформировался межотраслевой производственный комплекс, в структуре которого наиболее важное место занимают металлургическая, химическая, машиностроительная, лесная, строительная промышленность. Наибольший удельный вес в производстве промышленной продукции области принадлежит металлургическому комплексу. Такие его предприятия, как Череповецкий металлургический комбинат и Череповецкий сталепрокатный завод, являются одними из самых крупных предприятий черной металлургии страны. К числу интенсивно развивающихся отраслей области относится химическая промышленность. Ее развитие осуществляется на базе действующих предприятий: ПО “Аммофос” и азотно-тукового завода, расположенных в г. Череповце. Основными видами продукции являются азотные и фосфорные удобрения, серная кислота, синтетические смолы и др. Машиностроительный комплекс представлен большим количеством предприятий, из которых 3/4 сосредоточены в Вологде и характеризуются производством сложных и высокоточных изделий.

     Мурманская  область является ведущим социально-экономическим комплексом Северного экономического района. Ее можно считать наиболее хозяйственно развитым и обжитым районом Крайнего Севера. Природно-экономический потенциал области определяется в первую очередь морскими биологическими, в частности, рыбными ресурсами, а также крупными запасами руд цветных, редких и черных металлов, горно-металлургического и неметаллорудного сырья.

     Уникальные  по масштабам и качеству апатитонефелиновые руды Хибинского и Ковдорского массивов определили ведущее значение Мурманской области в общероссийском производстве фосфатного сырья и в получении нефелина - ценного сырья для производства алюминия. Приоритетным направлением хозяйства области является промышленность и прежде всего рыбная, горно-металлургическая и горно-химическая отрасли.

     Для Северного экономического района из-за специфических природных, экономических  условий и своеобразия транспортно-экономического положения важным фактором перехода к рынку являются всемерное улучшение  использования природно-ресурсного потенциала, развитие транспортной сети и расширение транзитных экспортных функций, создание международных деловых центров, бирж и других объектов рыночной инфраструктуры. В связи с этим необходимо широкое комплексное освоение, рациональное использование на основе природосберегающих технологий в первую очередь нефтегазовых ресурсов, выявленных в шельфовой зоне Баренцева моря, а также алмазов, апатитонефелиновых, титановых и железных руд, бокситов, лесных ресурсов и др.

     заключение  Специфические региональные предпосылки перехода района к рыночным отношениям заключаются в развитии предпринимательской деятельности, связанной с комплексным освоением разнообразных полезных ископаемых и других природных ресурсов, в том числе ценнейших природных ресурсов, содержащихся в промышленных отходах (нефелинов, апатитового сырья, цветных и редких металлов) . К резервам развития предпринимательской деятельности относятся также лесные ресурсы, разнообразные древесные отходы и древесина, теряемая при лесосплаве, мелкие месторождения различных строительных материалов, рыбные ресурсы пресноводных водоемов. Стимулом развития разнообразного малого бизнеса является организация инфраструктурного обслуживания создающихся форм предпринимательства (фермерство, малые предприятия) . В условиях перехода к рынку приоритетное развитие должна получить электроэнергетика, ориентируемая преимущественно на газовое и ядерное топливо. Развитие машиностроительного комплекса будет определяться как реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, так и конверсией оборонных производств. Переход на рыночные отношения потребует и новых подходов к решению социально-экономических проблем. Поэтому очень важно широко использовать разнообразные формы хозяйственного развития с широким привлечением зарубежных капиталов, технологий и оборудования для создания сети новых совместных с инофирмами предприятий, в частности эксплуатирующих и перерабатывающих природные ресурсы, создавать разнообразные отраслевые, межотраслевые и региональные свободные экономические зоны.

      Калининградская область  Отрасли хозяйственной специализации: рыбная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность, добыча и обработка янтаря, морепродуктов. Важная хозяйственная функция района — обслуживание внешних экспортно-импортных операций России.

      Природные ресурсы. Месторождения янтаря (Приморское и Пальминское) — крупнейшие в мире. Выявлены запасы нефти, природного газа, бурого угля, каменной и калийной соли, строительных материалов. Большие площади занимают леса хвойные и широколиственные (ель, сосна, дуб, граб, бук), луга и пастбища Машиностроение представлено производством судового оборудования, саморазгружающихся вагонов, дорожно-строительных машин, металлорежущих станков и др.

      Важное  место занимает целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность, использующая привозную древесину (в основном Северного района).

      На  местном сырье сложилась мясная и маслодельная промышленность.

      Подавляющую часть продукции этих и других отраслей производят на предприятиях Калининграда. Среди других центров выделяются Советск (производство бумаги и целлюлозы) и поселок Янтарный (добыча и обработка янтаря).

      Сельское  хозяйство. Его ведущее направление — молочно-мясное скотоводство, мясное и беконное свиноводство, птицеводство обусловлено развитой естественно-кормовой базой (луга, пастбища, продукция земледелия, отходы пищевой промышленности и пр.) В земледелии высок удельный вес зерновых (озимая пшеница, рожь, ячмень) и кормовых (корнеплоды, однолетние и многолетние травы) культур.

      Транспорт. Развит морской транспорт, осуществляющий каботажные перевозки и выполняющий внешнеторговые функции. Большую часть экспортируемой продукции составляют рыба и морепродукты; в составе импорта преобладают машины и промышленное оборудование. Калининград — незамерзающий порт на Балтийском море.

      Северо-Западный экономический район  Отрасли хозяйственной специализации: точное машиностроение, судостроение, химическая и текстильная промышленность, льноводство. Одна из важнейших хозяйственных функций района — осуществление внешнеторговых связей.

      Природные ресурсы. Хозяйственное значение имеют бокситы (Тихвинское месторождение), фосфориты (Кингисеппское месторождение), огнеупорные глины  (Боровичское месторождение), известняки, сланцы, торф, биологические (рыбные) и лесные ресурсы.

      Транспорт и хозяйственные связи. Транспорт оказывает большое влияние на развитие хозяйства района. Наибольшее значение имеют железнодорожный и морской транспорт. Санкт-Петербург — второй по объему грузооборота железнодорожный узел России (после Московского), связан с Москвой, с европейским Севером и Уралом (Санкт-Петербург - Череповец - Вологда — Пермь, Санкт-Петербург — Мурманск и др.). странами Балтии, Скандинавии, Калининградом (Санкт-Петербург - Хельсинки), с Украиной, Белоруссией и др. (всего от него отходит 12 магистралей).

      В межрайонных связях велика роль речного  транспорта - Волго-Балтийская и Мариинская речные системы соединяют Северо-запад с Центральным, Волго-Вятским, Поволжским и Уральским районами.

      Морской транспорт региона осуществляет каботажные перевозки и внешнеэкономические связи со странами Европы и Америки.

      Ввоз  грузов в район значительно превосходит  вывоз. Район ввозит в основном нефть, газ, каменный уголь, нефелины, лес и лесоматериалы, металлы, строительные материалы; вывозит продукцию машиностроения, химической, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и легкой промышленности. 
 
 
 
 
 

                        Содержание. 

  1. Введение
  2. Географическое положение
  3. Климат
  4. Население
  5. Экономический потенциал
    1. Топливо- энергетический комплекс
    2. Транспортный комплекс
    3. Машиностроительный комплекс
    4. Металлургический комплекс
    5. Химическая промышленность
    6. Агропромышленный комплекс
    7. Рыбная промышленность
    8. Промышленность строительных материалов
    9. Легкая промышленность
  6. Внешнеэкономические связи
  7. Территориальная организация
  8. Литература.
 
 
 
 

                      Литература.

  1. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. Проф. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 472 с.
  2. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской федерации. 2006: Стат. сб. / Росстат. – М., 2006. – 685 с.
  3. Регионы России. Социально – экономические показатели. 2006: Стат. сб. / Росстат. – М., 2007. – 981 с.
  4. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации/ Под редакцией академика А.Г. Гранберга. – М.: Наука, 2004. – 720 с. – (Экономическая наука современной России).
  5. Экономическая география и регионолистика: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 148с.
  6. ru.wikipedia.org

Информация о работе Северо-Западный федеральный округ