Структура АПК России. Проблемы его развития в условиях рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2011 в 17:22, контрольная работа

Описание работы

Главная задача моей работы – показать исключительную роль АПК в экономике страны и жизни государства, отразить современное состояние комплекса, его проблемы и возможные пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Значение агропромышленного комплекса, его структура и задачи 4
1.1. Значение АПК 4
1.2. Структура комплекса 4
2.Основные задачи перспективного развития АПК РФ в условиях становления рыночных отношений 5
3.Экономические реформы в АПК на этапе становления рыночных отношений 7
3.1 Реальная государственная поддержка АПК в современной России. 9
Инновационные пути развития, как решение имеющихся проблем 11
Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

СОСТАВ И ЗНАЧЕНИЕ АПК.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

3.1 Реальная  государственная поддержка АПК  в современной России.

  Наблюдаемые процессы экономического оживления  в аграрной сфере экономики различных регионов страны свидетельствуют о начале устойчивых позитивных тенденций, подкрепляемых общеэкономической стабилизацией на макроуровне, развитием и углублением рыночных преобразований, формированием и расширением финансовых, кредитных институтов, ориентированных на обслуживание непосредственного производителя сельскохозяйственного  сырья и агропродовольствия, формированием с 2008 года в стране национального резервного фонда и фонда благосостояния. Резервный Фонд предусмотрен в объеме не ниже 10% ВВП или около 4 трлн. руб. Эта сильная финансовая подпитка инициирует Правительство РФ на разработку различных государственных программ поддержки отраслей  экономики, ориентируя их на достижение новых целей и решение сложных народнохозяйственных задач, которые до недавнего времени казались трудноразрешимыми.

 Сегодня сельское хозяйство России по  разным объективным и субъективным причинам оказалось в тяжелом положении. Если мы хотим сохранить статус крупной аграрно-индустриальной державы, спасти село от экономического умирания, то необходимо переходить к идеологии социального государства на базе стратегии развития реальной экономики страны и особенно возрождения агропромышленного комплекса. Такой подход требует значительного увеличения государственных материальных и, прежде всего финансовых ресурсов с активным участием в государственных проектах частного как российского, так и иностранного капитала.

 Следует заметить, что в последнее время приняты важнейшие документы, позволяющие определить стратегические задачи и наметить меры правового, социально-экономического и организационного характера для их решения. Речь идет о Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства», приоритетном национальном проекте «Развитие АПК».

  Конечно, национальный проект «Развитие АПК» не мог решить все проблемы села. Он был направлен на ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования. Но главная его заслуга в том, что он привлек внимание к проблеме, разбудил интерес как у крестьянства, так и у властных структур.

 С 2008 г. проект «Развитие АПК» перерос в Государственную программу, которая была принята в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства», и носит системный, комплексный характер, включая конкретные задачи и пути их решения. «Это трансформация, а не завершение проекта, - подчеркнул Президент России Дмитрий Медведев. - По сути, теперь приоритетными являются не отдельные фрагменты нашей работы, а все, что заложено в Государственную программу развития сельского хозяйства».

 Итак, постановлением Правительства  РФ от 14.07.2007г. №446 утверждена  Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

 В соответствии с программой общий объем её финансирования составит: за счет средств консолидированного бюджета – 1095,6 млрд. руб. (доля федерального бюджета – 50,3%;  доля средств бюджетов субъектов Российской Федерации – 49,7%). Кроме того, в течение пяти лет с начала осуществления программы 311 млрд. руб. предусматривается привлечь из внебюджетных источников. 
В результате реализации этой Государственной программы ожидается достичь качественных изменений в сельском хозяйстве. В частности, предполагается значительно улучшить жилищные условия  в сельской местности – увеличить ввод и объем приобретения жилья в 3,7 раза по сравнению с 2006 годом, до 60%. Ожидается, что, объем производства продукции сельского хозяйства увеличится на 24,1% (по отношению к 2006 г), а привлечение инвестиций в основной капитал в 2008-2012 годах составит 946,8 млрд. руб.  Для повышения продовольственной безопасности страны доля российских продовольственных товаров в розничной торговле должна быть доведена до 70%.

 В рамках реализации данной Государственной  программы предусматривается, что к 2012 году  производство, например, молоко в Российской Федерации достигнет 37 млн. т, что превысит уровень 2006г. на 17,8%. Однако из самой программы не вытекает, как и за счет каких ресурсов будет обеспеченно достижение данного показателя. 

 Пакет принятых документов, несомненно, имеет первостепенное значение после почти двух десятилетий забвения сельских проблем.

  И проект «Развитие АПК», и Государственная программа уже на первых порах столкнулись с неожиданными препятствиями, связанными с тем, на какой основе - жилищной, кадровой, социально-экономической, технико-технологической, организационной, управленческой и др. это будет осуществляться. Нужна выверенная, глубоко обоснованная и продуманная долговременная стратегия возрождения и устойчивого развития села, всего АПК. Учитывая, что на это потребуются огромные денежные средства, поставленная задача по силам только государству, которое может полностью взять на себя финансирование данного стратегического проекта. Такая стратегия, по выводам экономистов, должна включать четыре основных направления:

  • восстановление и устойчивое развитие сельских территорий; без этого бесполезно вкладывать денежные средства в сельскохозяйственное производство;
  • подготовка кадров для села как работников массовых профессий, так и специалистов высшего звена, владеющих новыми современными технологиями;
  • окончательное решение земельного вопроса, обеспечение прозрачности земельных отношений между пользователями земли и государством;
  • разработка экономического механизма ценообразования, отвечающего интересам субъектов хозяйствования АПК.

 Также в качестве государственной поддержки  начинает  формироваться система  ипотечного кредитования в сфере АПК.

 Сложное финансовое положение сельского  хозяйства Российской Федерации  в настоящее время, как уже  говорилось, обусловлено недостатком  собственных источников финансирования сельско-хозяйственных товаропроизводителей и низкой эффективностью производства сельскохозяйственной продукции.

 Развитие  ипотечных отношений в сельском хозяйстве в современных условиях приобретает большую значимость в связи с необходимостью привлечения  дополнительных инвестиций в агропромышленный комплекс в целях возрождения  агропромышленных предприятий. Недостаточность и низкое качество залогового обеспечения  ограничивают доступ сельскохозяйственных организаций к кредитным ресурсам  и повышают кредитные риски банка. В связи с этим становление земельного рынка является первостепенной задачей, решение которой позволит запустить в действие механизм ипотечного кредитования в сельском хозяйстве, где в качестве обеспечения выступят сельскохозяйственные земли, являющиеся наиболее приемлемым видом залога для получения инвестиционных кредитов.

 Залоговые отношения в сельском хозяйстве  включают в себя отношения по поводу залога сельскохозяйственной продукции и недвижимого имущества, и в первую очередь основного средства производства – земли. Важнейшей предпосылкой для развития системы кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей под залог недвижимого  имущества является принятие Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Основные преимущества ипотечного кредитования сельскохозяйственных производителей заключается в следующем:

  • обеспечивает доступ новых и действующих сельскохозяйственных товаропроизводителей к приобретению новых и расширению используемых земельных участков;
  • позволяет привлечь финансовые ресурсы для ведения сельскохозяйственного производства;
  • способствует переливу капитала в сельское хозяйство из других отраслей национальной экономики в целях его наиболее эффективного использования.

  При становлении земельных кредитных систем на первых порах очень важна роль государства, его активное участие в формировании сети земельных ипотечных банков, создании кредитных ресурсов, предоставлении льготных кредитов, удешевлении кредитов путем компенсации высоких процентных ставок, подготовке кадров, создании системы законодательной защиты прав на земельную собственность. По мере развития ипотечного кредитования потребность в кредитных ресурсах со стороны государства уменьшится.

  Одним из важных шагов на пути решения  всех проблем, имеющихся в агропромышленном комплексе, является, по мнению экономистов, учреждение Правительством Российской Федерации в качестве оператора системы ипотечного кредитования в АПК Земельного банка Российской Федерации

с соответствующей  сетью банков в регионах, который призван решать следующие задачи:

  • проведение государственной политики и разработка концепции системы ипотечного рынка
  • оказание услуг залогодателям по оформлению  ипотечных договоров, договоров                 страхования и т.д.
  • контроль за деятельностью субъектов ипотечного рынка – страховых, оценочных, риэлтерских агентств и региональных систем ипотечного кредитования
  • учет движения земельных участков, находящихся в залоге
  • и т.п.

  Главным  инструментом, обеспечивающим легитимность залоговых операций, является также создание Российской федеральной земельной биржи   

 

 

Инновационные пути развития, как решение имеющихся проблем

Условия и факторы, способствующие и ограничивающие инновационное  развитие АПК  типичны для большинства  регионов страны. Переход к рынку негативно отразился на агропродовольственном секторе. За годы рыночных преобразований производство продукции упало до объемов второй половины 60-х годов XX века. Село переживает системный кризис, основными проявлениями которого являются обострение демографической ситуации, высокий уровень безработицы сельского населения и бедности.

Выход аграрной экономики из кризисного состояния, устойчивое функционирование и развитие сельскохозяйственного производства, других сфер АПК, решение проблем  продовольственной безопасности страны и регионов, обеспечение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки неразрывно связано с активизацией инновационной деятельности. Применяя нововведения, субъекты хозяйствования могут снизить издержки производства, что обеспечит им большую долю на рынке и получение дополнительной прибыли. Возможность производить новую или улучшенную продукцию позволяет иметь добавочный доход за счет монопольной позиции на рынке. Инновации помогают хозяйствующим субъектам сохранить также конкурентные преимущества и  не потерять свою долю на рынке.

Применительно к АПК инновации представляют собой реализацию в хозяйственную  практику результатов исследований и разработок в виде новых сортов растений, пород и видов животных и кроссов птицы, новых пли улучшенных продуктов питания, материалов, новых технологий в растениеводстве, животноводстве и перерабатывающей промышленности, новых удобрений и средств защиты растений и животных, новых форм организации и управления различными сферами экономики, новых подходов к социальным услугам, позволяющих повысить эффективность производства.

По предмету и сфере применения в АПК целесообразно  выделить четыре типа инноваций: селекционно-генетические (присущ только центральному звену комплекса - сельскому хозяйству); технико-технологические и производственные; организационно-управленческие и экономические; социально-экологические.

Инновационные процессы в АПК отличаются многообразием  региональных, отраслевых, функциональных, технологических и организационных особенностей. Расширенное воспроизводство в сельском хозяйстве осуществляется во взаимодействии экономических и естественно-биологических процессов. Поэтому при управлении инновациями следует учитывать не только экономические законы, но и законы природы - законы равнозначности, незаменимости и совокупности жизненных факторов, а также законы минимума, оптимума и максимума.

Действие закона незаменимости факторов производства проявляется в том, что, например, путем селекции невозможно компенсировать недостаток удобрений, изменением сортности нельзя возместить недоделки агротехники, племенным отбором не покрыть недостающие корма. Согласно закону минимума рост производства сдерживается тем фактором, который находится в минимуме. Например, уровень продуктивности скота определяется тем веществом, наибольшее количество которого находится в кормовом рационе; в соответствии с законом максимума превышение какого-либо одного питательного вещества сверх потребности животного не приведет к повышению его продуктивности.

Сложность аграрного  производства, его особенности, комплексный  характер инноваций в АПК диктуют  необходимость выбора адекватных подходов и методов управления инновационным  процессом, сочетания различных  типов инноваций, усиления роли государства в стимулировании инноваций.

Аграрный сектор характеризуется высоким уровнем  рисков инновационных процессов. Риск финансирования научно-производственных результатов, риск временного разрыва  между затратами и результатами, неопределенность спроса на инновационную продукцию препятствуют желанию частных инвесторов вкладывать капитал в развитие сельского хозяйства.

Информация о работе Структура АПК России. Проблемы его развития в условиях рыночных отношений