Типология социально-экономического развития субъектов Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 11:52, контрольная работа

Описание работы

Типологии регионов Российской Федерации разработана на основе «Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», представленной на заседании Правительства Российской Федерации 30 июня 2005 года.
В Типологии все субъекты РФ объединены в группы по основанию развития, степени включенности в глобальные процессы развития – глобализацию, урбанизацию и неоиндустриализацию.

Содержание

Теоретический вопрос
1. Типы регионов в России: социально-экономические показатели развития.
• Типы регионов.
• Основные положения стратегии экономического развития регионов.
• Инструменты управления экономическим развитием региона.
Практическое задание
2. Тема « Рынок труда»
• Общая характеристика Вологодской области. Состав и численность трудовых ресурсов.
• Состояние и перспективы развития рынка труда Вологодской области.

Работа содержит 1 файл

региональная экономика.docx

— 45.39 Кб (Скачать)

Инструменты управления экономическим  развитием региона

Наиболее действенными на данном этапе инструментами управления экономическим развитием региона являются стратегическое планирование и региональный маркетинг.

Стратегическое планирование и стратегическое управление — испытанные методы современного менеджмента. Практика доказала высокую эффективность, а в ряде случаев настоятельную необходимость применения стратегического планирования не только в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, но и в других видах человеческой деятельности. Стратегическое планирование может успешно использоваться не только при разработке комплексных программ социально-экономического развития регионов, но и при осуществлении антикризисных мер в регионах и городах, в управлении масштабными инфраструктурными проектами и других направлениях развития в регионах.

Главный вопрос, на который отвечает стратегический план регионального  развития сегодня, — это как выйти  из кризиса, повысить уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для его дальнейшего повышения. Приоритет отдается цели всех преобразований — созданию условий, обеспечивающих достойные уровень и качество жизни человека.

Цикл стратегического планирования экономического развития региона можно представить в следующем виде:

  1. Определение целей развития.
  2. Анализ внешней среды развития региона.
  3. Определение сильных и слабых сторон региона.
  4. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.
  5. Разработка концепции развития.
  6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.
  7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

В современных условиях, когда в  ряде регионов проявляются постиндустриальные тенденции социально-экономического развития, важно определить региональные преимущества не только в производстве материальной продукции, но и в сфере  услуг. Регион должен научиться «экспортировать» услуги другим регионам. Производство услуг может притягивать ресурсы  и содействовать благосостоянию так же, как и производство материальных ценностей. Финансовые, страховые, консультационные, аудиторские, услуги связи, информатики, образования, медицинские услуги —  все эти виды экономической активности в современных условиях могут  способствовать региональному развитию.

Важнейший современный фактор развития региона — наличие качественной инфраструктуры связи — современных коммуникационных линий региональных компьютерных сетей, свободного доступа в Интернет.

В рамках данной стадии стратегического  планирования социально-экономического развития региона рассматриваются  возможности максимально использовать сильные стороны региона, а слабые нейтрализовать или превратить в  преимущества.

Планы стратегического развития региона  служат основой для разработки программ социально-экономического развития. Такие  программы составляются по основным сферам деятельности человека с учетом разумных соотношений государственного регулирования и рыночных отношений. Программы обычно содержат целевые  проекты и поэтапные планы  их реализации.

Планирование экономического развития региона - это непрерывный процесс, задающий ориентиры для принятия любых, в том числе тактических, текущих решений. Наличие долгосрочного плана экономического развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и проработанной базе. Сам процесс планирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а само экономическое развитие региона, которое, в свою очередь, является результатом конкретных управленческих действий, предпринятых в определенных рамках, определяемых стратегическим планом.

 

 

  1. Практическое задание: тема « Рынок труда»

Общая характеристика Вологодской области. Состав и численность  трудовых ресурсов.

 

Вологодская область образована в 1937 году, занимает территорию в 145, 7 тыс. кв.км – 1% территории России. Протяженность области с запада на восток – 650 км, с севера на юг – 385 км.

Административно область  разделена на 26 районов. В области  насчитывается 15 городов, 14 поселков городского типа и около 7000 сел и деревень. Областной центр - город Вологда, основан в 1147 году. Крупнейший индустриальный центр области - город Череповец, основан в 1777 году.

Общая численность населения  области 1 млн. 324 тыс. (0,9% жителей России). Плотность населения – 9,3 чел. на кв. км, имеет значительные различия в силу неоднородности природно-экономических  условий. Западная часть области заселена плотнее восточной с ее обширными таежными лесами.

Половина жителей области  сосредоточена в двух городах  – Вологде (300 тыс. чел.) и Череповце (320 тыс. чел.) и соответственно основные производительные силы размещены здесь  же. Уровень урбанизации - 67,6 %. Для  сельского расселения области характерна мелкозаселенность, что затрудняет развитие сельского хозяйства.

 

 

 Под трудовым потенциалом  понимают общую численность экономически активного населения, обладающего  необходимыми физическими, психическими и профессиональными параметрами, обеспечивающими возможность его  участия в трудовой деятельности.  

Из этого определения  следует, что в понятие «трудовой  потенциал» включаются элементы таких  понятий, как «трудовые ресурсы» и «рабочая сила», т. е. люди рабочего и после рабочего возрастов, которые  по своим данным (физическим, психологическим, профессиональным) могут предложить услуги на рынке труда. Таким образом, это не просто физически пригодное к трудовой деятельности население, а только та его часть, которая имеет необходимый уровень образования, профессиональную подготовку и квалификацию. 

Синонимом трудового потенциала в количественном аспекте является термин экономически активное население. Под ним понимают часть населения  страны, обеспечивающую предложение  рабочей силы для производства товаров  и услуг. В состав экономически активного  населения входят занятые и безработные. Уровень экономически активного  населения определяется путем деления  численности экономически активного  населения на его общую численность.  

В численность занятого населения  включаются лица обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лица младшего возраста, которые в рассматриваемом  периоде: 

1. Выполняли работу по  найму за вознаграждение на  условиях полного либо неполного  рабочего времени, а также иную  приносящую доход работу индивидуально  или у отдельных граждан, независимо  от сроков получения непосредственной  оплаты или доходов за свою  деятельность. Исключаются из числа  занятых зарегистрированные безработные, выполняющие оплачиваемые сельскохозяйственные работы учебными заведениями. 

2. Временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ в праздничные (выходные) дни; работы по специальному графику; нахождения в резерве, например при работе на транспорте; установленного законом отпуска по беременности, родам и уходу за ребенком; обучения, переподготовки с отрывом от производства; учебного отпуска; забастовки и других подобных причин. 

3. Выполняли работу без  оплаты на семейном предприятии.  

В свою очередь, к безработным  относится часть экономически активного  населения от 16 лет и старше, которая  в рассматриваемом периоде:

  1. не имела работы или доходного занятия;
  2. зарегистрирована в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы;
  3. занималась поиском работы, т. е. обращалась в государственную или коммерческую службу занятости, к администрации предприятия, использовала и помещала объявления в печати, предпринимала шаги к организации собственного дела;
  4. была готова приступить к работе;
  5. проходила обучение или переподготовку по направлению службы занятости.

 

 Для отнесения лица к категории  безработных необходимо одновременное  наличие у него четырех первых условий.  Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимаются поиском работы и готовы приступить к ней.

В состав экономически неактивного населения входит та часть населения, которая не относится ни к занятым, ни к безработным:

  1. учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные заведения, включая очные аспирантуры и докторантуры;
  2. лица, получающие пенсии по старости и на льготных условиях, а также по случаю потери кормильца при достижении им пенсионного возраста;
  3. лица, получающие пенсии по инвалидности (I, II, III групп);
  4. лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными родственниками и др.;
  5. лица, прекратившие поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать.

 

Трудовые ресурсы Вологодской  области составляют 750 тыс. человек, экономически активное население – 650 тыс. человек. Большая их часть  занята в материальном производстве, главным образом в отраслях обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, строительстве  и на транспорте.

Состояние и перспективы  развития рынка труда Вологодской  области.

В 2008 году в органах службы занятости населения Вологодской  области состояли на учете в поиске подходящей работы 56 777 человек, из которых 44 896 человек были поставлены на учет в течение года.

Имели статус безработного – 36 215 человек, из них были признаны безработными в течение года – 25 563 человека.

По состоянию на 1 января 2009 года уровень безработицы составил 1,9%, численность безработных – 12 564 человека, из которых:

- 3 895 чел., или 31% - уволившиеся по собственному желанию;

- 1 405 чел., или 11,2% - уволенные  в связи с ликвидацией организации,  либо сокращения численности  или штата;

- 265 чел., или 2,1 % - уволенные  за нарушение трудовой дисциплины;

- 382 чел., или 3,0% - выпускники  учреждений профессионального образования;

- 81 чел., или 0,6% - лица, вернувшиеся  из мест лишения свободы;

- 199 чел., или 1,6% - граждане, уволенные с военной службы;

- 6 181 чел., или 49,2% - граждане, уволенные по другим причинам.

      В течение 2008 года трудоустроились на постоянную и временную работу 26 320 человек, обратившихся в органы службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы и завершивших профессиональное обучение, из них безработных граждан – 13 431 человек.

В период 2008 года приступили к профессиональному обучению по направлению органов службы занятости населения 2 657 человек. Участвовали в общественных работах 2 734 человека.

Были трудоустроены на временную работу в рамках проведения мероприятий активной политики занятости:

- 11 639 несовершеннолетних  граждан в возрасте от 14 до 18 лет  в период каникул и свободное  от учебы время;

- 614 безработных, из числа  граждан, испытывающих трудности  в поиске работы.

Получили услуги по профессиональной ориентации 47 439 человек, участвовали  в мероприятиях по социальной адаптации  безработных граждан на рынке  труда 1 303 человек.

В данном периоде органами службы занятости организованы и  проведены 337 ярмарок вакансий и  учебных рабочих мест, которые  посетили 19 862 человека.

В 2008 году служба занятости  располагала 59 691 вакансиями рабочих  мест, из которых 52 920 вакансий были заявлены в службу занятости в течение  года. Коэффициент напряженности, рассчитанный как отношение количества незанятых  граждан на свободную вакансию, по состоянию на 1 января 2009 года составил 3,8 человека на 1 вакансию.

Численность экономически активного  населения области в 2009 году возросла по сравнению с 2008 годом на 14,3 тысячи человек и составила 673,1 тысячи человек, или 55,3% от общей численности населения  области, которая на 1 января 2009 года составляла 1 миллион 218 тысяч человек.

Численность занятого населения  области снизилась на 3,3 тысяч  человек и составила 616,9 тысячи человек. Численность граждан, которые не имели занятия, но активно его  искали (в соответствии с методологией Международной Организацией Труда  они классифицируются как безработные) возросла на 17,6 тысячи человек и  составила 56,2 тыс. человек.

Информация о работе Типология социально-экономического развития субъектов Российской Федерации