Влияние региональных конфликтов на социально-экономическое развитие Ирака

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Проблема региональных конфликтов является одной из самых острых проблем современного мира. Данная работа освещает социально-экономическое развитие Ирака в период с 70-ых годов 20 века до настоящего времени, в контексте влияния на него региональных конфликтов.

Работа содержит 1 файл

Курсовая итог.doc

— 174.50 Кб (Скачать)
 

     Белорусский государственный  университет

     Факультет международных отношений

     Кафедра международного туризма

 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Влияние региональных конфликтов на социально-экономическое  развитие Ирака

     Курсовая работа по курсу

     «Социально-экономическая география стран мира» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                          Минск

                                                      2010 
 
 
 
 

     Введение 

     Проблема  региональных конфликтов является одной  из самых острых проблем современного мира. Данная работа освещает социально-экономическое развитие Ирака в период с 70-ых годов 20 века до настоящего времени, в контексте влияния на него региональных конфликтов.

     Задачами  работы являются: 1)исследование экономического сектора в стране, находящейся в состоянии конфликтов и в период между ними 2) анализ влияния конфликтов на жизнь населения страны 3) последствия, которые оказали конфликты на экологическую обстановку в стране 4)изучение влияния этих конфликтов на перспективы экономического развития страны.

     Цель работы: анализ  влияния региональных конфликтов на социально-экономическое развитие Ирака.

      Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что региональные конфликты, зачастую с применением военной силы, по-прежнему являются нашей повседневной историей. Значение региональных конфликтов для современности влияет на необходимость их более пристального изучения.

     Структура и объём работы

     Работа  содержит три главы; каждая из них  соответствует крупному региональному  конфликту, произошедшему в период с 1980 года и до настоящего времени. В соответствии с этим главы расположены в хронологическом порядке. Работа содержит страниц и 1 приложение. При написании работы было использовано 20 источников, приоритетом пользовались материалы, предоставленные Институтом Ближнего Востока (до 2005 г. – Института изучения Израиля и Ближнего Востока), специализирующегося на комплексном изучении современного Ближнего и Среднего Востока.  

     Глава 1.Экономические и  социальные последствия  для Ирака вооружённого конфликта с Ираном (1980-1988гг) 

    1. Причины конфликта, экономическое  развитие страны до начала конфликта
 

     К началу 1980-х годов в ходе социально-экономического развития Ирака значительно укрепились капиталистические отношения в хозяйственной сфере. С конца 1970-х годов руководство страны стало активно поощрять развитие частнокапиталистического предпринимательства под контролем государства во всех основных областях экономики. После прихода к власти Саддам Хусейн стал активно проводить в жизнь курс на превращение Ирака в государство - лидер региона Персидского залива, пытаясь с этой целью использовать настроения арабских государств Аравийского полуострова, не одобрявших гегемонистские устремления Ирана. В условиях значительного роста поступлений от экспорта нефти (в 1979 г. - 21,3 млрд. долл., а в 1980 г. - 26,13 млрд. долл. - рекордный размер поступлений, полученных Ираком, связанных с повышением мировых цен на жидкие углеводороды, в конце 70-х годов появились серьезные диспропорции в экономическом развитии Ирака ввиду притока в его экономику крупных финансовых средств. Прогресс в развитии индустрии был достигнут сравнительно быстро за счет импорта передовой технологии и квалифицированной рабочей силы. В то же время сохранялась структурная, техническая и социальная отсталость одной из ведущих сфер экономики - сельского хозяйства. По этой причине сельское хозяйство обладало низкой  способностью продуктивно поглощать финансовые средства. Это привело к низким темпам роста ВВП отрасли, которые в середине 70-х годов упали до минусовых показателей. Темпы же роста ВВП в целом по стране достигли в 1973-78 гг. 10,5% в год в среднем, а в обрабатывающей промышленности, например, составили 86,2% в 1976 г. (в основном, за счет импорта промышленного оборудования) [10].

     Диспропорции  существовали в Ираке не только между передовыми и отсталыми отраслями, но и в самой индустрии, в которой нефтяная и ряд других отраслей промышленности, прежде всего военная, являлись динамичным анклавом в сохранявшей черты слаборазвитости экономической структуре страны.

     К началу войны серьезной проблемой  стали и рост инфляции (в 1976-1980 гг. уровень ее достигал 18-20% в год) и  “перегрев” экономики [10], то есть развитие ее чрезмерно высокими темпами. Трудности в экономике страны были вызваны в значительной мере и нехваткой квалифицированных кадров, а также слабой подготовкой и низкой эффективностью работы управленческого аппарата (последнее объяснялось в большой мере жесткой централизацией системы управления госсектором). Все указанные факторы только усиливали зависимость экономики от нефтяных доходов. Для того, чтобы ослабить зависимость национального хозяйства от нефти, правительство еще с середины 70-х гг. стало проводить политику диверсификации экономики, то есть первоочередного развития, помимо добычи нефти, таких отраслей индустрии, как переработка нефти, нефтехимия, электроэнергетика, а также инфраструктуры.

     Война началась 22 - 23 сентября 1980 г., когда  иракские вооруженные силы вторглись  в западный Иран.  Официально причиной вторжения в Иран Ирак называл стремление восстановить границу между странами, в рамках до 1975 года. Территориальные разногласия между двумя странами возникли еще в 1971, когда Иран занял несколько иракских островов в Персидском заливе. Позже Ирак захотел захватить богатую на нефть приграничную область Ирана Хузистан. Президент Ирака Саддам Хуссейн хотел взять контроль над обоими берегами реки Шатт аль-араб, по которой проходила историческая граница между двумя странами. 
 

         1.2 Социально-экономическая ситуация в ходе конфликта и на послевоенном этапе 

     После начала вооруженного конфликта инвестиционная политика государства осталась неизменной, по инерции огромные средства расходовались  на строительство объектов мирного  назначения, считалось, что страна имеет  достаточно средств, чтобы и воевать, и продолжать развивать экономику прежними темпами.

     Ирано-иракский вооруженный конфликт нанес огромный материальный ущерб всему хозяйству  Ирака. Иран стремился в первую очередь  разрушить объекты нефтяной индустрии  противника и обслуживающую ее инфраструктуру ввиду решающего значения этой отрасли для военно-экономического потенциала обеих стран. В ходе восьмилетней войны в Ираке были разрушены морские порты в Персидском заливе, включая нефтеэкспортные терминалы в Хор-эль-Амае и в Мина-эль-Бакре - главном морском порту по вывозу нефти. Разрушены были также несколько нефтепромыслов, два нефтеперерабатывающих завода в Эш-Шуайбе (г. Басра) и в г. Киркук, крупнейший нефтехимический комплекс в г. Эз-Зубейр (близ Басры), насосные станции на трассах магистральных нефтепроводов, по которым нефть перекачивали в портовые терминалы в Сирии и на побережье Залива. Серьезно пострадали также другие предприятия индустрии, транспорта, связи, системы энерго- и водоснабжения, канализации: они были либо повреждены во время войны, либо пришли в негодность из-за работы на износ с начала 1980-х годов. Большинство мужчин рабочего возраста были призваны в армию. Нехватка рабочей силы поэтому отрицательно сказалась на сфере материального производства и управлении экономикой.

     Война стоила Ираку, по некоторым оценкам, как минимум, в 125-147 млрд. долл. Сюда входят закупки оружия (30-35 млрд.), недополученные доходы от резко сократившегося после начала войны экспорта нефти (40-45 млрд.), потери от неполученных “ненефтяных” доходов (35-45 млрд.), выплата компенсаций семьям жертв войны (только убитых со стороны Ирака насчитывалось 350-400 тыс. чел.) - (7-8 млрд.), расходы на вынужденное строительство нового нефтепровода - (3-4 млрд.), средства, выплаченные в виде жалованья или на предоставление льгот военнослужащим - около 10 млрд. долл. Сюда не включена стоимость восстановления физической инфраструктуры - сразу после войны ее размеры было трудно определить. По имеющимся западным оценкам, восстановление разрушенных в годы войны нефтяных объектов, заводов, фабрик, школ, больниц, транспортной системы, жилищного фонда должно было обойтись примерно в 30 млрд. долл. Таким образом, минимальный размер ущерба, нанесенного Ираку войной, возрастал до 155-177 млрд. долл., а по другим достигал 452,6 млрд. долл.

     Внешняя финансовая задолженность Ирака, по западным оценкам, составила к концу 1988 г. 85-95 млрд. долл., включая займы  и денежные средства, полученные им от сбыта на мировом рынке Кувейтом и Саудовской Аравией в 1980-е годы нефти в счет экспортных поставок Ирака. В 1983-1988 гг. эти две страны перечисляли Ираку около 2 млрд. долл. в год за ежегодную продажу на мировом рынке от 15,5 до 16,5 млн. т сырой нефти. В целом же Ирак должен был нефтеэкспортирующим государствам Залива, особенно Кувейту и Саудовской Аравии, 50-60 млрд. долл. Ирак не собирался возвращать свои долги государствам Залива, исключая средства, полученные от продажи нефти в счет иракских поставок (около 12 млрд. долл.). Саддам Хусейн отметил в этой связи, что указанный долг - это “долг крови”, поскольку “Ирак в одиночку защищал арабскую нацию от иранского врага”. Долг Ирака государствам Запада и Японии достиг к концу войны примерно 30 млрд. долл., в т, ч. долг Франции - 6,5 млрд. (по другим данным, 4 млрд.), Японии - 5,5 млрд., ФРГ - 3 млрд., Италии - 2,9 млрд. Долг Ирака бывшему СССР оценивался в 1990 г. в 6 млрд. долл., а странам Восточной Европы - в 4-5 млрд. долл. [10].

     Человеческие  потери для Ирака составили по разным оценкам от  200 до 500 тысяч человек [17], уровень жизни в стране упал до прожиточного минимума, население испытывало острый недостаток продуктов питания, электроэнергии, медицинской помощи, воды.

     После прекращения военных действий Ирак приступил к восстановлению разрушений и к дальнейшему развитию национальной экономики. Приоритетом при восстановлении и развитии хозяйства пользовались нефтяная и газовая промышленность, черная металлургия, а также военная индустрия. Создание значительного, в масштабе региона, военно-промышленного комплекса стимулировало переход и многих гражданских отраслей промышленности на современный технико-экономический и технологический уровень. Война с Ираном не только потребовала ускоренного развития военной индустрии в стране, но и привела к определенному прогрессу как в сфере промышленности, так и во всем народном хозяйстве. Этот прогресс выразился в повышении технического уровня всей экономики, в улучшении подготовки кадров, в более эффективном и гибком управлении хозяйственным механизмом, в укреплении дисциплины труда и, в результате, в повышении его производительности. Прекращение войны с Ираном вызвало некоторые изменения в объеме и структуре внешнеэкономических связей Ирака. Восстановление хозяйства потребовало роста объема импорта, в то же время начал сокращаться ввоз оружия и военного снаряжения. Восстановление и развитие нефтяной индустрии, нефтехимии и других отраслей обрабатывающей промышленности, а также физической инфраструктуры нуждались в использовании значительной доли иностранного компонента, т. е. в импорте технологии и оборудования. Скорейшее восстановление и реконструкцию разрушенных в ходе войны районов Ирака можно было осуществить лишь при условии привлечения большого числа иностранных специалистов в области планирования и строительства. Большая внешняя задолженность Ирака сделала финансирование строительства новых предприятий рискованной и сложной проблемой. Однако будущих подрядчиков притягивал огромный масштаб работ по восстановлению разрушенной и строительству новой инфраструктуры, промышленности и других отраслей хозяйства. 

         1.3 Вывод 

     Война с Ираном двояко повлияла на социально-экономическое  развитие Ирака.  В первую очередь, конечно, деструктивно. Огромные человеческие потери; низкий уровень жизни; нищета;  разрушенные инфраструктура , системы  водоснабжения и электроэнергетики ,  промышленные сооружения,  прежде всего предприятия нефтедобывающей отрасли, которая обеспечивает основной приток финансовых поступлений в страну. После войны внешний долг Ирака составил  настолько значительную сумму, что страна фактически превратилась в банкрота.  Восстановление сократившихся в годы войны экономических связей с многими странами - не только государствами Запада - тормозилось ввиду многократного переноса сроков возвращения зарубежных займов и кредитов.

     Однако, стоит заметить, что война с Ираном не только потребовала ускоренного развития военной индустрии в стране, но и привела к определенному прогрессу как в сфере промышленности, так и во всем народном хозяйстве. Этот прогресс выразился в повышении технического уровня всей экономики, в улучшении подготовки кадров, в более эффективном и гибком управлении хозяйственным механизмом, в укреплении дисциплины труда и, в результате, в повышении его производительности. 

     Глава 2.Агрессия Ирака  против Кувейта 

     2.1 Аннексия Кувейта. Введение санкций ООН 

     Предлогом для войны послужило обвинение  Ирака в том, что Кувейт присваивал нефть с приграничного месторождения  Румайла. Власти Ирака потребовали  компенсации в качестве 2,4 млрд долларов а также списания долга в размере 10 млрд долларов, который был предоставлен Кувейтом во время ирано-иракской войны[3]. Вторжение вооружённых сил Ирака в Кувейт произошло 2 августа 1990 года. К исходу дня столица Эль-Кувейт, а к рассвету фактически вся территория страны находились под контролем иракских сил.

     Однако, реакция мирового сообщества не заставила себя ждать. Уже 2 августа Советом Безопасности ООН была принята резолюция 660, в которой осуждалось иракское вторжение и было выдвинуто требование о немедленном выводе войск из Кувейта. Через три дня Совет Безопасности наложил экономическое эмбарго на экспорт нефти из Ирака и весь иракский импорт, кроме некоторых гуманитарных товаров [4].В ответ правительство Хусейна выслало из Эль-Кувейта всех иностранных дипломатов. Было объявлено о фактической аннексии Кувейта. Часть территории страны была присоединена к иракской провинции Басра, а оставшаяся территория провозглашена 19-й провинцией Ирака. Город Эль-Кувейт был переименован в Кадхиму.

Информация о работе Влияние региональных конфликтов на социально-экономическое развитие Ирака