Влияние региональных конфликтов на социально-экономическое развитие Ирака

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Проблема региональных конфликтов является одной из самых острых проблем современного мира. Данная работа освещает социально-экономическое развитие Ирака в период с 70-ых годов 20 века до настоящего времени, в контексте влияния на него региональных конфликтов.

Работа содержит 1 файл

Курсовая итог.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

     В стране практически отсутствует  финансовое посредничество, существующие финансовые институты неэффективны, а система регулирования налажена слабо. Новый закон о банковской системе вступил в действие в августе 2003 г., он открыл иракский финансовый сектор для иностранных инвестиций.

     Государственные предприятия. В течение всей современной истории Ирака его экономика была плановой и централизованной, в ключевых секторах хозяйства доминировали государственные предприятия. Санкции, введенные после войны в Заливе, в значительной степени способствовали созданию экономики, полностью изолированной от внешнего мира и обладающей обширным «черным» рынком.

     Известно, что 192 государственных предприятия Ирака (SOE) отличаются дефицитом современных технологий, а также испытывают декапитализацию активов вследствие искусственного завышения издержек производства из-за отсутствия каких-либо стимулов для их снижения. В настоящее время отсутствует достоверная открытая информация о положении госпредприятий, не имеется сообщений о планах их приватизации.

     Что касается современной структуры  государственных финансов Ирака, то она может быть проиллюстрирована  следующими данными.

     Государственный бюджет Ирака в 2004-2007 гг.(млрд.долл)
            2004      2005      2006      2007
     Доходы      12,8      32,0      39,0      39,0
     Расходы      13,4      36,8      40,5      38,4
     Дефицит/профицит      -0,6      -4,8      -1,5      -0,6

 

     [11] [15][16][18]

     Тщательность  составления государственных бюджетов в Ираке и строгость контроля за их исполнением не вполне очевидны. В частности, ассигнования не учитывают растущие расходы на силы безопасности. В структуре бюджета четко не прописаны пределы юрисдикции по использованию доходов между органами иракского правительства и министерствами. Контроль над различными сегментами иракской экономики определен не четко. Существует недостаток информации о взаимодействии между финансированием восстановления экономики со стороны США и доходами иракского бюджета, особенно в отношении финансирования инвестиционных проектов.

     Положение с доходами от нефти также неоднозначно. Иракский бюджет в очень высокой степени опирается на доходы от углеводородов (на них приходится 97% доходов бюджета в период 2004-2007 гг.). При составлении доходной части госбюджетов иракское правительство исходило из консервативной оценки цены на нефть: 38 долл. за баррель в 2005 г. и 40 долл. — в 2006 г. и 2007 г., хотя, по состоянию на 8 июля 2005 г., цена на иракскую сырую нефть была 52,6 долл. за баррель. Такая опора на единственный товар делает экономику чрезвычайно зависимой от колебаний цены на нефть и вызывает беспокойство. Правительство запланировало уровень экспорта нефти в объеме 1,5, 1,8 и 2,0 млн баррелей в сутки в 2005 г., 2006 г. и 2007 г. соответственно, тогда как средний уровень экспорта оставался на отметке в 1,3 млн баррелей в сутки в 2004 г.и 1,4 млн баррелей в сутки в 2005 г. [7]

     Потенциально  зависимость от нефтяных доходов  в ближайшие 5-20 лет может привести к деиндустриализации иракской экономики. Результатом увеличения нефтяного экспорта может стать повышение курса иракского динара, что в свою очередь может сделать будущее производство готовых изделий и экспорт ненефтяных товаров менее конкурентоспособными. В результате импорт будет расти, а экспорт — снижаться. Для поддержания здорового баланса в иракской экономике приоритет должен быть отдан экономической диверсификации.

     Серьезной проблемой Ирака, как уже отмечалось, является безработица. Преобладание капиталоемкого нефтяного сектора усиливает  тенденцию к дефициту возможностей для занятости. Развитие трудоемких секторов, таких как сельское хозяйство и промышленность, возможно в средне- и долгосрочной перспективе.

     Существование Ирака в условиях военного конфликта  оказывает серьезное тройственное влияние на процесс восстановления экономики и усилия по ее развитию. Во-первых, это связано с массированным отвлечением финансовой помощи и государственных доходов на непроизводительные цели. Большая доля из 22 млрд долл., одобренных конгрессом США в июне 2004 г. и направленных на стимулирование восстановления и развития экономики, использовалась на обеспечение безопасности. Согласно информации Агентства энергетической информации департамента энергетики США, сумма, составляющая 40% от 18,4 млрд долл., выделенных в 2004 г., по данным на июнь 2005 г., фактически потрачена на безопасность, а не на восстановление. [7]

     Во-вторых, иракское государственное бюджетное  финансирование не покрывает расходы  на войну. В бюджеты не заложены средства, необходимые для привлечения  дополнительной военной силы; в них не включены статьи, предусматривающие использование иностранного финансирования в отдельных сегментах экономики. В-третьих, постоянные боевые действия, высокий уровень преступности и нападения на иностранных гражданских лиц, включая подрядчиков и рабочую силу, занятую на восстановлении инфраструктуры, делают Ирак местом в высокой степени неблагоприятным для инвестирования.

     Иракские  международные финансовые обязательства  — еще один источник нестабильности. В перспективе они будут ограничивать полное использование средств на восстановление экономики Ирака по двум причинам. Во-первых, долговое бремя, созданное режимом С. Хусейна, будет отвлекать крупные суммы доходов, которые могли бы быть использованы для реставрации иракской экономики, на погашение долга. Во-вторых, иракский внешний долг и другие финансовые обязательства служат препятствием для экономической интеграции страны в международные рынки капиталов. Эти международные финансовые обязательства можно свести к трем основным типам: претензии по репарациям в связи с войной в Персидском заливе — 33,3 млрд долл.; незавершенные контракты — 57,2 млрд долл.; внешний долг — 90 млрд долл. Таким образом, общая сумма иракских международных финансовых обязательств оценивается в 180 млрд долл. [7]

     Иностранная помощь для восстановления Ирака, пожалуй, единственный надежный источник перехода иракской экономики к стабильности. Несмотря на богатые природные ресурсы страны, их оказалось явно недостаточно для финансирования экстренного восстановления и развития экономики после падения режима С. Хусейна. Способность иракского правительства увеличить доходы остается проблематичной. Поэтому основная часть финансовых средств для экономической реконструкции, как ожидается, должна поступить от США. Американское финансирование — это главная опора иракского хозяйственного развития, и эффективность помощи США будет определять успех конечного результата. Правильная стратегия американской реконструкции Ирака — это ключ к достижению цели строительства устойчивой и самодостаточной либеральной экономики страны.

     Согласно  докладу Государственного департамента США, посвященному освобождению и реконструкции  Ирака, по состоянию на июль 2005 г., общая  одобренная сумма американской помощи на цели экономического восстановления составила 26,5 млрд долл.

     Необходимым условием возрождения страны также  является помощь из других внешних  источников. Предполагаемые финансовые поступления от международных организаций  и стран, помимо США, можно разбить  на три категории: Международный  фонд помощи реконструкции Ирака (International Reconstruction Fund Facility for Iraq (IRFFI), включающий 20 стран-доноров; Европейскую комиссию, МВФ и Всемирный банк. Общая сумма обещанной помощи достигает 13,5 млрд долл. [16]

     Иран  согласился расширить кредитные линии для Ирака до 1 млрд долл., в том числе займы для иракского частного сектора, а также прямые кредитные линии для иракского правительства. Исламский банк развития согласился предоставить иракскому правительству 500 млн долл. [16]

     Тем не менее, если принять во внимание расходы иракского бюджета и потребности страны в капиталовложениях, международный вклад (исключая США) в восстановление Ирака представляется лишь символическим жестом, а не существенной финансовой поддержкой. Эксперты Центра стратегических и международных исследований США полагают, что американским и иракским официальным лицам необходимо более активно призывать своих союзников (особенно в регионе Персидского залива) к принятию решений о дальнейшем облегчении бремени внешней задолженности и обязательств по выплате репараций Ирака, а также к сотрудничеству с правительством этой страны в области подготовки сил внутренней безопасности.

      3.6 Вывод

     Война в Ираке стала одним из самых  серьезных международных конфликтов, произошедших после крушения биполярной системы мира. Иракский конфликт имел большой резонанс в мире, а его последствия до конца не определены в силу его незавершенности. Однако даже  на данный момент последствия его на социально-экономическое положение страны можно считать катастрофическими. К основным проблемам , существующим на данном этапе можно отнести:

  • Сложности в восстановлении разрушенного экономического сектора Ирака и экономического потенциала страны
  • Сложности с выплатами внешнего долга
  • Крайне тяжёлое состояние населения(нехватка продуктов питания, очищенной питьевой воды, электроэнергии, отсутствие достаточного количества квалифицированного медицинского персонала и медикаментов)
  • Нарушение прав человека как иракским правительством, так и администрацией США
  • Высокий уровень насилия в результате межконфессиональных различий
  • Высокий уровень терроризма
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Проанализировав три данных конфликта, можно заключить, что они оказали крайне деструктивное влияние на социально-экономическое развитие Ирака.

     Страна, не успев оправиться от последствий  первого из них, в скором времени  вступила во второй, а затем и  в третий. Следовательно, экономика страны приходила всё в больший упадок, внешний долг всё возрастал, а уровень жизни понижался.

     На  данный момент сложно судить в полной мере о том, какое влияние оказал на социально-экономическое развитие страны последний из конфликтов, а именно конфликт с США и их союзниками, начавшийся в 2003 году, так как он всё ещё не завершился. По этой же причине статистика, приведённая в третьей главе данной работы, не может считаться полностью достоверной, так как весь ущерб, нанесённый стране этим конфликтом, ещё не подсчитан.

     Однако  уже сейчас можно судить о том, что влияние этого конфликта  было крайне негативно, даже разрушительно, для экономического сектора страны, для жизни его населения, которое понесло огромные человеческие потери, как в ходе боевых операций CША и союзников, так и в ходе гражданской войны и вспыхнувшей межнациональной розни, страдало и продолжает страдать от крайне тяжёлых жизненных условий (конфликт привёл к голоду, безработице, нищете, росту наркомании, нехватке медикаментов и медицинского обслуживания, а разрушение физической инфраструктуры к острой нехватке питьевой воды и электроэнергии). Экологическая обстановка в стране так же значительно ухудшилась.

     Для восстановления экономики и возвращения  к нормальной жизни населения  требуются значительные финансовые затраты, однако Ирак не в состоянии  самостоятельно их покрыть. Помощь других государств так же не столь значительна для достижения этой цели. На это есть ряд причин. Инвестировать деньги в промышленный сектор Ирака крайне небезопасно, так как обстановка в стране по-прежнему нестабильна. Получение займов от других государств так же весьма и весьма проблематично, так как Ирак уже имеет огромный внешний долг, который может быть возвращён только в течении очень долгого времени.

     Таким образом, последствия последнего из конфликтов привели к тому, что  Ираку предстоит многолетний  труд по восстановлению своей экономики, возвращению к нормальным условиям и улучшению жизни населения страны, налаживанию связей с другими государствами.

Список  использованных источников

     1. Богуславский А.Б. Основные экономические показатели Ирака в 90-е годы /А.Б. Богуславский //Институт Ближнего Востока[Электронный ресурс] – 2002. -  Режим доступа : http://www.iimes.ru/rus/stat/2002/30-12-02.htm

     2. Мамед-заде П. К гуманитарной и экологической ситуации в послевоенном Ираке/ П.Мамед-заде // Институт Ближнего Востока[Электронный ресурс] – 2003. -  Режим доступа: http://www.iimes.ru/rus/stat/2003/25-06-03.htm

Информация о работе Влияние региональных конфликтов на социально-экономическое развитие Ирака