Влияние региональных конфликтов на социально-экономическое развитие Ирака

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Проблема региональных конфликтов является одной из самых острых проблем современного мира. Данная работа освещает социально-экономическое развитие Ирака в период с 70-ых годов 20 века до настоящего времени, в контексте влияния на него региональных конфликтов.

Работа содержит 1 файл

Курсовая итог.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

         3.3 Человеческие потери 

     Широкую известность получила оценка, сделанная  британским медицинским журналом The Lancet. Согласно этой оценке, к осени 2004 года жертвами войны стали 98 тыс. иракцев, а к лету 2006 года — 655 тысяч. Обе цифры включают непрямые потери — то есть умерших в результате ухудшения системы здравоохранения, инфраструктуры, обострения криминогенной обстановки и т. д.

     По  оценке Всемирной организации здравоохранения, с начала войны и до середины 2006 года жертвами насилия стали 151 тыс. иракцев. Проведённое ВОЗ исследование эксперты назвали самым крупным и наиболее соответствующим критериям научности после начала войны[19]. 

     (Приложение 1) 
 
 
 
 

       3.4 Гуманитарная и экологическая ситуация в послевоенном Ираке 

     По  данным Всемирной продовольственной  программы /ВПП/ ООН, в Ираке на сегодняшний  день свыше 4,6 миллионов человек /почти  одна пятая часть населения/ живут  в условиях нищеты [2].Несмотря на то, что в Ираке проводится распределение продовольственной помощи среди населения в рамках гуманитарной программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие», действующей с конца 1996 года и возобновленной после войны специальным решением СБ ООН, ежедневный рацион большинства иракцев весьма и весьма скуден.

     Другой  важнейшей проблемой в Ираке  остается проблема нехватки воды и ее плохого качества. Ежедневно из Багдада, Басры и других городов Ирака приходят тревожные вести о  заболевших холерой и об угрозе дальнейшего ее распространения. Основной причиной распространения болезней является недостаток чистой питьевой воды и повсеместная антисанитария. Измученные обезвоживанием организма люди вынуждены брать грязную воду для своих бытовых нужд из рек Тигр и Шатт-эль-Араб, на которых соответственно стоят два крупнейших города страны - 5-миллионный Багдад и 1,2-миллионная Басра. Если не принять срочных мер, то распространение таких эпидемических заболеваний, как дизентерия, холера, брюшной тиф может принять огромные масштабы. В Ираке, где в силу хронического недоедания многие страдают пониженным иммунитетом, это опасно вдвойне. Большинство из 256 насосных станций системы канализации Багдада нуждаются в ремонте и работают лишь на часть своей мощности. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения /ВОЗ/, во время войны, по меньшей мере 1,5 миллионов жителей юга Ирака - основной арены боевых действий - не имели доступа к привычным для них источникам воды. [2]Несмотря на то, что в ходе военных действий удалось избежать массовых поджогов нефтяных скважин, что привело бы к утрате значительной части водных ресурсов, Ираку в эти дни в том, что касается водообеспечения населения, не удается сводить концы с концами. 

     Доклад  Международного Красного Креста нарисовал  весьма мрачную картину медобеспечения населения Ирака. В нем, в частности говорится о том, что иракские больницы продолжают испытывать острую нехватку запасов медицинского кислорода, топлива для электрогенераторов и других необходимых препаратов и принадлежностей.

     По  мнению специалистов Программы ООН  по окружающей среде /ЮНЕП/, и ее исполнительного  директора Клауса Топфера, последствия  военных действий в Ираке усугубили хронические экологические проблемы, которые и так терзали страну, измученную бременем войн и санкций. В специальном докладе экспертов ЮНЕП, посвященном экологической ситуации в Ираке после войны говорится, что эрозия, возникшая вследствие военных действий, а также передислокаций войск и бронетехники, негативным образом повлияли на состояние и без того скудных водных ресурсов страны.

     На  фоне деструктивных настроений, возобладавших  в обществе, в Ираке произошел  резкий всплеск наркомании. Наркотики стали доступными — если не по цене, то по возможности их приобретения. Их торговля ведется почти открыто на улицах Багдада, в городских кофейнях и газетных киосках. При этом в сферу наркобизнеса активно вовлекаются дети и подростки. Сложная ситуация усугубилась тем, что накануне военной операции коалиционных войск, возглавляемых США, тогдашние власти Ирака выпустили из тюрем тысячи уголовных заключенных, которые энергично содействовали организационному формированию нелегальной наркоторговли в стране. По признанию корреспонденту газеты «The Washington Post» врача-психиатра Сирвана К. Али, участвующего в Национальной программе по контролю за наркотиками, разработанной минздравом Ирака, «проблема наркотиков в Ираке напоминает начальную стадию эпидемии». При этом он добавил, что у государства нет ни возможностей, ни опыта в области контроля за наркопотреблением и борьбы с наркоманией [9].

     Серьёзные нарушения наблюдаются в области обеспечения прав человека. Население Ирака лишено защиты от многочисленных видов насилия. Происходят задержания людей без каких-либо официальных объяснений, широкое распространение получили пытки заключенных, несанкционированные убийства.

     3.5 Экономическая ситуация 

     Несмотря  на то, что по размеру подтвержденных запасов нефти Ирак занимает второе место в мире после Саудовской Аравии, имеются серьезные трудности при восстановлении подорванной экономики Ирака и реинтеграции ее в международное сообщество в качестве независимой экономической силы. Нехватка необходимой инфраструктуры, низкий жизненный уровень, неэффективный государственный сектор, неразвитый частный сектор, крупный внешний долг — это только некоторые из проблем, которые требуют своего разрешения. Они являются наследием как политики предыдущих иракских правительств, так и действий, предпринятых с момента падения режима С. Хусейна.

     Накануне  вторжения в страну в марте 2003 г. сил коалиции во главе с США  экономика Ирака находилась в  крайне тяжелом состоянии: деградацией  были затронуты все хозяйственные  секторы, повысилась зависимость от нефтяных доходов, внешний долг, гиперинфляция и безработица достигли пиковых значений, экономическая инфраструктура сохранилась в минимальном объеме. Согласно данным Всемирного банка, ВВП страны снизился с 31,8 млрд долл. в 2000 г. до 12,1 млрд долл. в 2003 г. [7]

     После оккупации Ирака и создания Временной  коалиционной администрации (ВКА) режим  санкций был отменен, а ВКА  начала предпринимать усилия по восстановлению экономики страны, а также по ее либерализации и реформированию.

     Программа восстановления экономики Ирака Временной коалиционной администрацией, которая функционировала с марта 2003 г. по июнь 2004 г., включала создание базирующейся на рыночных принципах финансовой системы, действенных государственных институтов, приватизацию государственных предприятий, трансформацию основных секторов экономики, обеспечение населения основными услугами (образование, электроэнергия, вода, здравоохранение), создание рабочих мест, а также нормализацию отношений страны с внешним миром, обеспечение безопасности, соблюдение законов и наведение общественного порядка.

     Усилия  ВКА по трансформированию нефтяной промышленности оказались неэффективны. Официальная цель — поднять добычу нефти до предвоенного уровня (2,5 млн  баррелей в сутки) — не была достигнута. За время деятельности Временной администрации Ирак также продолжал импортировать нефтепродукты в объеме, который резко вырос благодаря субсидируемым низким ценам.

     Другая  серьезная неудача экономической  политики Администрации заключается  в значительном распространении коррупции (включая американских и иракских официальных лиц, а также американских подрядчиков, американских государственных аудиторов и др.), недостаточной эффективностью распоряжения ВКА доходами от нефти и финансовыми средствами, предоставляемыми США на восстановление экономики Ирака. Администрация оказалась беспомощной в вопросе отслеживания расходов иракского правительства с целью предотвращения коррупции.

     Что касается американской финансовой помощи, предоставленной в период деятельности ВКА, то, по состоянию на июнь 2004 г., конгресс США одобрил выделение 18,4 млрд долл. Временная администрация планировала потратить 13 млрд долл. из этой суммы в 2004 г., однако из-за задержек, связанных с процедурой заключения контрактов, установленной правительством США, а также из-за борьбы между компаниями за получение контрактов ВКА, по данным на середину июня 2004 г., израсходовала на восстановительные проекты лишь 333 млн долл. [7]

     В начале своей деятельности Администрация  поставила цель в рамках проектов по восстановлению страны предоставить работу 50 тыс. иракцев, но к июню 2004 г. сумела задействовать только 15 тыс. чел., которые были в основном заняты на еженедельной или месячной основе с минимальным уровнем заработной платы. 15 тыс. работающих составляют менее одной четверти от 1% общей численности трудовых ресурсов Ирака, оцениваемых в 7 млн чел.[7] Поэтому сложилось общее мнение, что политика коалиции оказалась неэффективной с точки зрения сокращения уровня безработицы, а некоторые эксперты полагают, что она даже ухудшила ситуацию. Кроме того, другие макроэкономические показатели (снижение общего объема ВВП, уровня ВВП на душу населения и темпов прироста ВВП в реальном исчислении, рост потребительских цен и др.) свидетельствуют о деградации иракской экономики в период правления Временной администрации.

     К моменту перехода власти от ВКА к  временному правительству в июне 2004 г. Ирак имел пакет законов и  правил, а также комплекс новых  институциональных образований, которые, однако, не удалось объединить в  единую стратегическую систему. Большая часть этих реформ осталась на бумаге.

     Некоторые экономисты критикуют Временную  администрацию за проведение непродуманной  экономической политики. Так, они  подчеркивают, что спонтанная либерализация  цен и рынков, которая была предпринята с целью повышения эффективности распределения ресурсов и увеличения производства, на самом деле привела к увеличению безработицы, к быстро растущей нестабильности, а также уменьшила и без того низкую способность экономики Ирака абсорбировать инвестиции.

     Неспособность ВКА предвидеть последствия экономических  реформ минимизировала позитивные результаты процесса преобразований. Очевидно, в  действительности Ирак нуждался не в  исключительно ориентированных  на бизнес-сообщество приоритетах, которые были выбраны Администрацией в качестве основных, а в политике, направленной на увеличение жизненного уровня беднейших и наиболее отчаявшихся слоев населения.

     Конечный  результат развития Ирака в период после Временной коалиционной администрации  и вплоть до августа 2005 г. заключается в том, что Временная администрация породила больше проблем, чем смогла решить, и добавила Ираку множество экономических трудностей вместо того, чтобы уменьшить их число. Последующий период продемонстрировал дальнейшее ухудшение, а не улучшение ситуации и проводимой политики, что было обусловлено в значительной степени обстоятельствами войны.

     Согласно  оценке, по состоянию на август 2005 г., безработица и неполная занятость в Ираке составляли примерно 50% общей численности трудовых ресурсов. Около 40% работающих были заняты в легальном секторе, в то время как большая часть населения получала работу в нелегальном (теневом) секторе. При этом многие занятые в маргинализированных сферах деятельности, где они трудятся в тяжелых и, самое главное, нестабильных условиях, получают недостойную оплату. [11]

     Необходимо  учитывать, что чрезвычайно трудно получить и опубликовать достоверные  данные о действительных темпах и  уровне безработицы в Ираке. Центральной  организацией статистики и информационных технологий (Central Organization for Statistics and Information Technologies — COSIT) были проведены три исследования, касающихся этой проблемы и положения трудоспособного населения в целом: в октябре 2003 г., мае 2004 г. и июле 2004 г. Согласно этим исследованиям, национальный уровень безработицы составил 28,1; 10,5 и 26,8% соответственно.[7] Однако эти показатели могут вводить в заблуждение, поскольку используемые COS1T методики, разработанные Международной организацией труда, в условиях Ирака в состоянии исказить реальное положение дел в рассматриваемой области.

     Инфраструктура. Большинство иракского населения (его численность, по состоянию на июль 2005 г., оценивалась в 26 млн чел.) [7]имеют ограниченный доступ (если вообще его не лишены) к таким жизненно важным услугам, как водоснабжение, электроэнергия и другие или вынуждены полагаться на дорогостоящие альтернативы подобного обслуживания.

     Экстренное  восстановление и строительство  новых инфраструктурных объектов необходимо не только для удовлетворения самых насущных потребностей людей, но и для привлечения инвестиций и стимулирования развития частного сектора, а также для облегчения импорта и улучшения системы распределения стратегических товаров, в целом — для обеспечения всех усилий по восстановлению экономики страны.

     Сельское  хозяйство. В этой отрасли производилось 9,8% ВВП(по состоянию на 1998 год). Аграрное население, занятое в данной сфере экономики, насчитывало 7 млн чел. (около 20% общей численности занятых). В течение последних 15 лет производство сельскохозяйственной продукции снижалось в среднем на 1,1% в год, что приводило к уменьшению производства аграрной продукции на душу населения на 3,9% в год. [7]

     Финансовый  сектор. Финансовый сектор Ирака остается слабым. Банковская система состоит из Центрального банка и 22 банков, два из которых являются государственными («Рафидейн» и «Рашид», аккумулирующие 90% коммерческих банковских активов и 75% отделений банковской сети), 16 — частные коммерческие банки и 4 — специализированные государственные банки. Общая сумма активов банковской системы эквивалентна 2 млрд долл. [7]

Информация о работе Влияние региональных конфликтов на социально-экономическое развитие Ирака