Вопросы улучшения качества жизни и социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 16:26, реферат

Описание работы

Любое реформирование, будь оно экономическим, политическим или социальным преобразованием, должно завершиться улучшением благосостояния людей, поскольку изначально санкционирует ими исходя из надежд на будущее. Как известно, на уровне государства решаются судьбы миллионов пенсионеров, инвалидов и всех других групп населения, чьи доходы зависят от размера пенсий, пособий и стипендий.

Работа содержит 1 файл

Государственное инновационное развитие в регионе.docx

— 63.03 Кб (Скачать)

Проблемы политики государства  в социально-культурной сфере требуют  самого серьезного отношения со стороны  нашего государства. От своевременного решения этих проблем во многом зависят  стабильность в обществе, уровень  жизни населения, культурно-образовательный потенциал страны, а следовательно, успех проводимых социально-экономических реформ, призванных обеспечить достижение экономической независимости Республики Казахстан.

Конституция и действующие  законы дают всем гражданам независимо от национальности равные права на социальную защиту, здравоохранение, условия  труда, на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор  языка общения, воспитания, обучения, творчества и запрещают дискриминацию  по национальным и языковым мотивам. [2, ст.19] Конституция устанавливает  обязанность государства проводить  такую социальную политику, которая  гарантировала бы каждому казахстанцу необходимый жизненный уровень. В ранг общегосударственной политики возводится создание экономических, социальных и правовых условий, обеспечивающих свободное развитие человека. Конституция РК 1993 г. Закрепляет основные направления социальной политики государства, которыми стали:

- установление гарантированного  минимального размера заработной  платы и пенсии, социальное обеспечение  по возрасту, в случае болезни,  инвалидности, потери кормильца;

- обеспечение гарантированного  бесплатного среднего обязательного  образования;

- обеспечение права на  охрану здоровья и бесплатное  получение гарантированного объема  медицинской помощи;

- охрана окружающей среды,  благоприятной для жизни и  здоровья человека, рациональное  природопользование. [1, ст.28-31]

В то же время анализ законодательного и нормативного обеспечения крупнейших блоков социально-культурной политики в 1991-1994 гг. показывает наличие определенных проблем, связанных зачастую с их неадекватностью складывающимся новым  отношениям в обществе. Так, в данный период в социально-культурной сфере  действовали:

- в области социальной  защиты:

Закон «О минимальном потребительском  бюджете» от 6 июня 1991 года; Закон РК «О страховании» от 3 июля 1992 г.; Закон  РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном  ядерном полигоне» (1993г.); Закон РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в  Приаралье» (1992г.); Указ Президента РК «О мерах по социальной поддержке многодетных  семей» (1992г.); Также были созданы Фонд государственного социального страхования (1992г.), Государственный фонд содействия занятости (1991г.), Пенсионный фонд (1991г.)

- в области трудовых  отношений: Закон РК «Об охране  труда» от 22 февраля 1993 г.;

- в области здравоохранения:  Закон РК «Об охране здоровья»  от 19 февраля 1992г., Закон РК «О  профилактике СПИДа» от 5 октября  1994 г.;

- в сфере образования:  Законы РК «Об образовании»  от 5 марта 1992 г., «О высшем образовании»  от 10 апреля 1993 г.;

- в сфере культуры: Закон  РК «Об охране и использовании  историко-культурного наследия»  от 2 июля 1992 г.

Эти законодательные акты представляли собой нормативный  массив, в котором регламентирующую роль играли противоречащие друг другу  законы СССР, законы, принятые прежними Верховными Советами Казахской ССР  и Республики Казахстан в начале 90-х годов. Эти нормативно-правовые акты были слабо состыкованы и  создавали большие трудности  при их практическом применении.

Так, например, со временем социальные услуги, финансируемые как из бюджетных  средств, так и из средств предприятий, подверглись резкому сокращению в реальном выражении. Причиной этого стало несовершенство Закона «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР» от 17 июня 1991г., который был принят в совершенно иной социальной, экономической, правовой, демографической ситуации. Поэтому за небольшой срок своего действия этот Закон оброс огромным количеством поправок, порой принципиально изменяющих те или иные статьи Закона. Однако все эти изменения не приносили пенсионерам ощутимой прибавки к доходам, не смогли сдержать падения уровня пенсии. Аналогичная ситуация сложилась и в области здравоохранения, когда в начале 1992 года был принят Закон «О здоровье народа», который также в условиях изменившихся социально-экономических отношений практически не мог быть правовой основой для дальнейшего развития и функционирования данной отрасли. Поэтому Президентом РК были приняты ряд указов, имеющих силу Закона: «О медицинском страховании граждан», «О частной и платной медицине», «О донорстве крове и ее компонентов».

С принятием в августе 1995 года новой Конституции РК в  стране начался очередной этап преобразований общественного мировоззрения, создания макромодели нового казахстанского социума. Новый Основной Закон страны поставил перед РК цель – построение демократического, светского, правового, социального государства, обеспечивающего  достойную жизнь и свободное  развитие человека. Эти права наиболее полно и последовательно раскрыты в разделе II. Человек и гражданин, ст. 10-39. Тот факт, что одной из целей конституционного реформирования является построение сильного социального  государства, поставило перед обществом  ответственность за эффективное  претворение принципов Конституции  в реальной жизни. Конституция закрепляет основные направления социальной политики государства. Они были направлены, прежде всего, на защиту и поддержку государством брака и семьи, материнства, отцовства  и детства, на установление гарантированного минимального размера заработной платы  и назначение пенсии, социального  обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца. Таким образом, задачами государства по новой Конституции становятся не только гарантия в прожиточного минимума каждого члена общества и мероприятия в сфере здравоохранения, жилищного строительства и семейной политики, но и выравнивание различий в стартовых возможностях через государственную систему образования, перераспределение национального дохода в рамках налоговой политики и регулирование рынка рабочей силы. 

2.2 Социальное страхование  

 

В советской экономике  социальная защита населения и обеспечение  социальных услуг являлись почти  государственным и осуществлялось государством и его органами по двум направлениям – как государственное обеспечение и как обеспечение через предприятия. Здесь предприятия не только производили определенную продукцию, но и осуществляли важную дополнительную функцию социального обеспечения. В условиях рыночной экономики предприятия уже были не в состоянии выполнять свои функции в сфере социальной защиты трудящихся в том же объеме, что и раньше. В условиях рынка, когда предприятия стали независимыми участниками рынка, ответственность в сфере социального обеспечения полностью перешла от предприятий к государству. В результате в стране стали не удовлетворяться потребности в некоторых видах социальной обеспеченности многих слоев населения. Эти проблемы вызвали принятие Парламентом страны 18 июля 1996 года Закона РК «Об обязательном социальном страховании», в соответствии с которым к гарантированным видам социальной защиты населения, осуществимым за счет средств обязательного социального страхования, были отнесены следующие виды гарантий:

- пенсионное обеспечение;

- пособие по временной  нетрудоспособности;

- пособие по беременности;

- услуги оздоровительного  характера;

- социальная поддержка  на случай безработицы;

- обязательное медицинское  страхование;

- пособие на рождение  ребенка. [3, 16С.]

Эта система была создана  государством в целях дополнительной формы социальной защиты граждан, в  случае наступления с ними события, влекущего утрату трудоспособности, потерю работы или потерю кормильца. И сегодня можно уже говорить о том, что система эта эффективно работает. Обязательному социальному  страхованию подлежат все работники, осуществляющие деятельность, приносящую доход на территории РК, за исключением  работающих пенсионеров. Годы 2005, 2006 и 2007-й предусмотрены законом как  годы поэтапного внедрения системы. Ставка уплачиваемых в Государственный  Фонд социального страхования социальных отчислений установлена в размере  в 2005 году – 1,5 %, в 2006 году – 2 %, в 2007 году – 3 % от объекта исчисления социальных отчислений.

С начала введения в действие системы обязательного социального  страхования по состоянию на 1 января 2007 года сумма поступивших отчислений в Государственный Фонд составил 38 866 587,2 тысячи тенге, кроме того, пени за несвоевременную уплату социальных отчислений поступило 204 299,7 тысячи тенге. За 2006 год социальных отчислений поступило на сумму 25 163 209,4 тысячи тенге, что почти в два раза больше, чем в 2005 году, когда сумма поступивших отчислений составляла 13 703 377,2 тысячи тенге. Кроме того, пеня в 2006 году составила 151 999,2 тысячи тенге, что почти в три раза больше, чем в 2005 году.

Количество участников системы  обязательного социального страхования, которые при возникновении случаев  социального риска имеют право  на получение социальных выплат, то есть лиц, за которых хотя бы раз  производилась уплата социальных отчислений за последние 24 месяца, по состоянию  на 1 января 2007 года составило 4 500 тысяч человек, что составляет 90,2 процента от численности занятого населения.

Всего с начала введения в  действие системы обязательного  социального страхования по состоянию  на 1 января 2007 года сумма осуществляемых социальных выплат из Государственного Фонда составила 205 284,4 тысячи тенге, в том числе:

- по случаю утраты трудоспособности  – 135 142,4 тысячи тенге;

- по случаю потери кормильца  – 67 513,3 тысячи тенге;

- по случаю потери работы  – 2 628, 7 тысячи тенге.

Для сравнения за 2006 год  Государственным Фондом осуществлены социальные выплаты на сумму 195 070,4 тысячи тенге 9 595 получателям:

- по случаю утраты трудоспособности 7 056 получателям на сумму 128 761,6 тысячи тенге;

- по случаю потери кормильца  2 324 получателям на сумму 63 737,5 тысячи тенге;

- по случаю потери работы 215 получателям на сумму 2 571, 3 тысячи тенге.

В своем выступлении на совместном заседании палат Парламента 10 января 2007 года Президент РК одной  из задач для нового Правительства  определил продолжение работы по всем направлениям социальной политики: «В социальной сфере мы много делали для поддержки уязвимых слоев  населения». И в нашей стране социальная политика, как целенаправленное воздействие  государства на условия жизни  людей с целью улучшения материального  положения и условий жизни  различных слоев и групп населения, осуществляется также через систему обязательного социального страхования. Это неотъемлемая часть политики государства в социальной сфере. Добиваясь повышения жизненного уровня различных социальных групп населения, не вовлеченного в трудовой процесс, обязательное страхование является одной из предпосылок обеспечения социальной справедливости в обществе. [19, 4С.] 

 

 

 2.3 Социальная защита граждан

1) пенсионное обеспечение

Несмотря на всю революционность  в реформировании пенсионного обеспечения (увеличение возрастного порога, после  достижения которого устанавливается пенсия по возрасту, уменьшение числа лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, введение трехуровневой системы пенсионного обеспечения, установление минимальных уровней оплаты труда и пенсий по возрасту, размеры пособий, компенсаций семьям, имеющих детей, и малообеспеченным пенсионерам), она продолжает основываться на старых принципах. Существовавшая в этот период в Казахстане система пенсионного обеспечения, основанная на принципе солидарности поколений, практически исчерпала свои возможности. А кризис финансового положения существовавшего в то время Пенсионного фонда потребовал принятия радикальных изменений и безотлагательного проведения реформы пенсионного обеспечения. Эта система была основана на выплатах пенсий состоявшимся пенсионерам за счет обязательных пенсионных взносов работающих. Она была эффективна в условиях плановой директивной экономики, практически полной занятости трудоспособного населения, тотального контроля со стороны государственного аппарата и сложившегося соотношения пенсионеров и работающих граждан. Поэтому пенсионная система обеспечивала относительно высокий уровень пенсий – их размер зависел от заработной платы, полученной в последние годы работы, трудового стажа и возраста, а большое количество льгот делало выход на пенсию привлекательным. Изменение же экономической ситуации привело к нарушению функционирования сложившейся пенсионной системы. В этих условиях потребовались радикальные изменения и безотлагательное проведение реформы. Основные стратегические реформы определила Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения, утвержденная Постановлением Правительства РК от 12 мая 1997 года № 319, в котором основным принципом проведения реформы определялся переход от принципа солидарности поколений к принципу персональных сбережений. 

Другими принципами были определены:

- государственное регулирование  пенсионной системы;

- обеспечение гражданам  права выбора осуществления пенсионных  накоплений в накопительных государственном или негосударственных пенсионных фондах;

- прямые государственные  гарантии по обеспечению установленной  минимальной пенсии для граждан,  продолжительность участия которых  в формировании пенсионных фондов  составляет не менее трудового стажа, дающего право выхода на пенсию по возрасту;

- разграничение пенсий  и других форм социального  обеспечения;

- обязательность участие  каждого гражданина трудоспособного  возраста в формировании пенсионных  накоплений, за исключением военнослужащих, сотрудников органов внутренних  дел и Государственного следственного  комитета, на которых в то время  распространялось действие Закона  РК «О пенсионном обеспечении  военнослужащих, лиц начальствующего  и рядового состава органов  внутренних дел и их семей»  имеющих выслугу лет на момент  реформы более 10 лет;

- личная ответственность  трудоспособных граждан за свое  пенсионное обеспечение в старости;

- эффективность инвестирования  в сочетании с безопасностью  пенсионных сбережений;

- право каждого гражданина  на дополнительное добровольное  пенсионное обеспечение.

Эта пенсия основана на принципах  персонификации, что исключает какие-либо привилегии отдельным категориям граждан. Снижение реальной заработной платы  граждан на сумму их обязательных пенсионных взносов будет исключено  в результате повышения начисленной  заработной платы за счет уменьшения отчислений работодателей в фонды  социального страхования и соответствующих  изменений в учете.

Началу реформирования пенсионной системы предусматривалось принятие мер, стабилизирующих ситуацию с  пенсионным обеспечением из Государственного центра по выплатам пенсий и создающих  предпосылки для возникновения  новой системы пенсионного обеспечения  в части:

- пересмотра политики  предоставления пенсионных льгот,  имея в виду их частичное  сохранение только для военнослужащих, сотрудников органов внутренних  дел и Государственного следственного  комитета;

- упрощения порядка исчисления  трудового стажа и расчета  пенсионных выплат из Государственного  центра по выплатам пенсий;

- обязательств по выплатам  социальных пенсий, пенсий по  инвалидности и пенсий в случае  потери кормильца, которые переносились  на государственный бюджет, а  в дальнейшем и на систему  обязательного страхования работников  работодателями;

Информация о работе Вопросы улучшения качества жизни и социальной защиты населения