Вопросы улучшения качества жизни и социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 16:26, реферат

Описание работы

Любое реформирование, будь оно экономическим, политическим или социальным преобразованием, должно завершиться улучшением благосостояния людей, поскольку изначально санкционирует ими исходя из надежд на будущее. Как известно, на уровне государства решаются судьбы миллионов пенсионеров, инвалидов и всех других групп населения, чьи доходы зависят от размера пенсий, пособий и стипендий.

Работа содержит 1 файл

Государственное инновационное развитие в регионе.docx

— 63.03 Кб (Скачать)

- введение персонифицированного  учета пенсионных взносов и  накоплений граждан на основе  автоматизированных систем накопительных  пенсионных фондов;

- изменение предельного  возраста выхода на пенсию  мужчин и женщин с учетом  их постепенного, в период до 2016 года, повышения и выравнивания;

- обеспечения регулирования  и контроля со стороны государства  за деятельностью накопительных  пенсионных фондов и компаний  по управлению пенсионными активами, созданию условий для функционированию страховых компаний для обеспечения страхования риска превышения пенсионных выплат над суммой пенсионных накоплений. [8, 8С.]

Эти основные положения легли  в основу принятого 20 июня 1997 года Парламентом  страны Закона РК «О пенсионном обеспечении  в РК». С выходом этого Закона была создана нормативная база по созданию стройной системы пенсионного  обеспечения, направленной на конкретного  человека, а также для осуществления  со стороны государства разрешительных и контрольных функций в области  накопительных пенсионных фондов. Новый Закон отвечает на важнейшие вопросы: как, за чей счет, в чьих интересах, в какие сроки, под чьим контролем и кто ответственен за реализацию. Законом определялось, что граждане РК имеют право на пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством РК, а иностранцы и лица без гражданства, проживающие на территории РК, пользуются правом на пенсионное обеспечение наравне с гражданами РК, если иное не предусмотрено законами и международными договорами. [10, 6С.]

Данным Законом предусмотрен совершенно новый механизм формирования, назначения и выплат пенсий по возрасту.

В соответствии со статьей 9 нового закона назначение пенсионных выплат из Центра предусматривалось: с 1 января 1998 года – мужчинам по достижении 61 года, женщинам – 56 лет; с 1 июля 1998 года - мужчинам по достижении 61,5 года, женщинам – 56,5 года; с июля 1999 года - мужчинам по достижении 62 года, женщинам – 57 лет; с 1 июля 2000 года - мужчинам по достижении 62,5 года, женщинам – 57,5 лет; с 1 июля 2001 года - мужчинам по достижении 63 лет, женщинам – 58 лет. Граждане, проживающие в зонах чрезвычайного и максимально радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года не менее 10 лет, в соответствии с Законом РК «О социальной защите граждан, пострадавших в последствии ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне» имеют право на назначение пенсии: мужчины – по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее 25 лет; женщины – по достижении 45 лет при общем стаже работы не менее 20 лет. Проживающие в сельской местности женщины, родившие 5 и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет с последующим увеличением указанного пенсионного возраста на 6 месяцев ежегодно, начиная с 1 июля 1998 года, но не более чем на 3 года в целом.

Пенсионные выплаты по возрасту в полном объеме из Центра назначаются по достижении возраста, установленного частью первой настоящей  статьи, следующим категориям граждан: мужчинам – при наличии трудового  стажа не менее 25 лет на 1 января 1998 года; женщинам – при наличии  трудового стажа не менее 20 лет  на 1 января 1998 года. Пенсионные же выплаты  по возрасту в неполном объеме рассчитываются в порядке, установленном законодательством, как доля от полной пенсии пропорционально  трудовому стажу на 1 января 1998 года. Статьей 10 данного Закона было установлено, что пенсионные выплаты из Центра назначаются и осуществляются пожизненно.

Существенные изменения  произошли в определении социальных выплат отдельным категориям граждан. Для них в соответствии с Законом  РК от 5 апреля 1999 года № 365-1 «О специальном  государственном пособии в РК»  с 1 апреля 1999г. Льготы, ранее предоставляемые  отдельным категориям граждан, заменяются выплатой специальных государственных  пособий за счет средств государственного бюджета. Эти пособия выплачиваются  с учетом изменения размера месячного  расчетного показателя, утверждаемого  Законом о республиканском бюджете  на соответствующий год (в 200 году этот показатель составил 725 тенге). К этой категории граждан относятся: участники  и инвалиды ВОВ; лица, приравненные по льготам и гарантиям к участникам и инвалидам ВОВ; инвалиды 1,2 и 3-ей групп; многодетные матери, жертвы политических репрессий; лица, которым назначены  пенсии за особые заслуги перед страной  и т.д. [14 С. 112]

Ежегодно индексируются  и повышаются размеры пенсионных пособий. Было осуществлено дифференцированное увеличение пенсионных выплат в зависимости  от прежнего трудового стажа, которое  коснулось более миллиона человек. Выросли также пенсии у ветеранов  силовых структур. Все пенсионные и социальные в стране выплачиваются  своевременно – месяц в месяц.

В своем Послании народу Казахстана от 28 февраля 2007 года Президент РК Н. Назарбаев уделил особое внимание вопросу  роста качества жизни казахстанцев. «В прошлые годы мы смогли решить много важнейших социальных задач. … Я поручаю сегодня Правительству продолжить работу по улучшению благосостояния нашего народа. Для этого:

- придавая исключительное  значение социальной защите материнства  и детства, с 1 января 2008 года  повысить размер единовременного  государственного пособия в связи  с рождением ребенка до 34 740 тенге, или в 2 раза; увеличить ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижении им одного года;

- ввести обязательное  социальное страхование беременности, родов, материнства для работающих  женщин. При этом их пенсионные  накопления должны продолжаться  в период нахождения в декретном  отпуске и отпуске по уходу  за ребенком до одного года;

- увеличить размер базовой  пенсии и в ближайшие годы  обеспечить его сохранение на  уровне 40% от прожиточного минимума. Таким образом, мы впервые обеспечиваем  соответствие пенсионного обеспечения  Казахстана международным стандартам. Это коснется более 1 миллиона 675 тысяч получателей базовой  пенсии, и ее размер в 2008 году  повысится примерно на одну  тысячу тенге, или более чем  на 35 процентов;

- для установления справедливости  при назначении размеров пенсии  от прежнего трудового вклада  изменить предусмотренное пенсионным  законодательством ограничение  дохода, учитываемого для исчисления  пенсий, подняв его с 15-кратного  до 25-кратного месячного расчетного  показателя. Средний размер солидарной  пенсии повысится до 13 604 тенге. Максимальные размеры солидарных пенсий увеличатся до 21 713 тенге в 2008 году, или на 76 процентов.

Сегодня у государства  появилась возможность выделить такие большие средства на улучшение  социального обеспечения казахстанцев. И мы эту возможность реализуем». [7, 9С.]

2) обеспечение занятости  населения

В начале 90-х годов наряду с блоком экономических законов  был принят ряд других, сыгравших  свою роль на начальном этапе формирования рынка труда. Это прежде всего законы «О занятости населения», «О профессиональных союзах», «Об охране труда» и др. Однако в республике до 1 января 2000 года действовал КЗоТ Казахской ССР, принятый еще в эпоху тоталитарной системы и рассчитанный к применению именно в тех социально-экономических условиях. Кризисные явления в экономике к середине 90-х годов значительно осложнили проблему занятости. Занятость во всех сферах экономики, особенно в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве снизилась. Среднегодовые темпы снижения общей численности занятых с 1991 по 1996 год составил 3,7 процентов. Уровень официально зарегистрированной безработицы превышал 3 процента, а скрытой – 11 процентов от общего числа занятых.

Обострение данной ситуации обусловило принятие Правительством РК Концепции государственной политики занятости населения. Основной ее целью  определялось достижение полной, продуктивной и свободно избранной занятости, сокращение безработицы и ее поддержание  на социально приемлемом уровне, создание правовых, экономических и организационных  условий функционирования и регулирования  рынка труда. Эти положения легли  в основу принятого 30 декабря 1998 года Закона РК «О занятости населения». Государственные гарантии в сфере  занятости предусматривают: свободу  выбора ими вида занятости, защиту их трудовых прав; защиту от любых форм дискриминации и обеспечение  всем равных возможностей в получении  профессии и работы; подбор подходящей работы и трудоустройство. Государство обеспечивает дополнительные гарантии категориям граждан, особо нуждающимся в социальной защите, таким как: молодежи до 20 лет; одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей; родителям, воспитывающим детей-инвалидов до 16 лет; инвалидам; лицам, продолжительное время, более одного года, не имеющим работы, независимо от основания последнего увольнения; лицам предпенсионного возраста (за 2 года); лицам, освобожденным из мест лишения свободы; беженцам, мигрантам и испытывающим трудности в поиске работы, путем реализации целевых программ содействия занятости молодежи; женщинам; сельскому населению; населению, проживающему в регионах экологического бедствия. [17, 241С.]

3) прожиточный минимум  и борьба с бедностью

Очередным шагом в усилении социальной защиты населения стал Закон  РК «О прожиточном минимуме», принятый Парламентом в ноябре 1999 года. [11, 9-10С.] Законом вводится необходимый  минимальный денежный доход на одного человека равный по величине стоимости  минимальной потребительской корзины  и впервые вводится определенное понятие – черта бедности. Это  – граница дохода, необходимого для удовлетворения минимальных  потребностей человека, устанавливаемая  в республике в зависимости от экономических возможностей. Прожиточный  минимум рассчитывается ежеквартально  по республике и по регионам в среднем  Правительством: на душу населения  и по половозрастным группам населения. Минимальная потребительская корзина  представляет собой минимальный  набор товаров и услуг в  натуральном и стоимостном выражении  и состоит из продовольственной  корзины и расходов на непродовольственные  товары и услуги. Продовольственная  корзина рассчитывается уполномоченным органом по статистике по научно обоснованным физиологическим нормам потребления продуктов питания, определяемым уполномоченным органом по здравоохранению.

Черта бедности служит критерием  для оказания социальной помощи малообеспеченным гражданам. Исходя из этого минимальные  размеры месячной заработной платы  и пенсии, ежегодно утверждаются законодательным  актом на основе прожиточного минимума и из принципа поэтапного повышения  их до величины прожиточного минимума.

В системе социальной защиты населения основным документом, регламентирующим вопросы социальной помощи малообеспеченным семьям, до выхода этого Закона, являлись постановления Правительства РК от 21 марта 1997 года № 382 и от 12 апреля 1996 года № 437 с внесенными в них  пособиями – единое пособие на детей, которое получали все семьи, среднедушевой доход в которых  не превышал двух размеров расчетного показателя в месяц. Источником выплат социальных пособий был государственный бюджет и внебюджетные государственные социальные фонды.

Другой формой социальной защиты малообеспеченного населения  являлись жилищные пособия, которые  стали выплачиваться с 1996 года в  связи с тем, что государство  прекратило финансовые дотации предприятиям, предоставляющим жильцам многоквартирных  домов воду, отопление, электричество. Жилищные пособия предоставлялись  в том случае, если фактические  расходы на оплату содержания жилища и потребление коммунальных услуг  превышали 30 процентов от дохода семьи.

Кроме того, существовало пособие  по безработице, которое выплачивалось  за счет средств Государственного фонда  содействия занятости в размере  не менее 59 процентов заработной платы  по последнему месту работы, что  не способствовало развитию активности безработных в поиске работы.

Государство было не в состоянии  в полном объеме выполнить обязательства  по рассматриваемым социальным выплатам гражданам и к 1999 году перед получателями пособий сложились огромные суммы  задолженности. В этих условиях стала  очевидной необходимость проведения реформ в области социальной защиты населения, не имеющего достаточных  средств для существования. Одним из приоритетных направлений в новой социальной политике стала борьба с бедностью. Бедность в середине 90-х представляет не только как показатель уровня жизни народа, но и отражает общее самочувствие всего общества. Так, на конец 1996 года почти 34,6 процента казахстанцев не могли себе позволить объем минимальной потребительской корзины и удовлетворение основных человеческих потребностей. [12, 189С.]

В целях решения данной проблемы Правительством РК 22 июля 1999 года были утверждены Временные правила  оказания адресной социальной помощи на 1999 г. [11, 10С.] Основной целью данного  решения стало повышение ее адресности. Механизм социальной поддержки населения основывается на доплате до черты бедности и признанным нуждающимися в социальной помощи. В среднем по республике в 2000 году по оценке Министерства труда и социальной защиты населения РК черта бедности составила около 2600 тенге на душу населения. Поэтому учитывая то, что борьба с бедностью является одним из условий обеспечения национальной безопасности, Президентом РК в конце декабря 1999 года перед Правительством была поставлена задача определить 2000 год как Год борьбы с бедностью и разработать трехлетнюю программу занятости населения. В соответствии с этим поручением Акимами областей были разработаны региональные программы, такие же программы разработаны в городах и районах. Так, в Государственной программе по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 гг. с учетом регионального различия уровня бедности предусматривается выделение из государственного бюджета средств на социальное обеспечение населению в размере 0,8 процента ВВП в 2000 г., 1 процент - в 2001 г., и столько же – в 2002 г. Размер социальной помощи зависит от глубины бедности – чем беднее семья, тем больший размер социальной помощи она может получить. Этот дифференцированный подход позволит повысить эффективность социальной защиты малообеспеченных семей и отдельных граждан наиболее нуждающихся в помощи в пределах имеющихся финансовых ресурсов.

В целях смягчения безработицы  в рамках новой социальной политики намечены меры на: развитие системы  профориентационных услуг и профобучения незанятого населения; переподготовка работников; развитие сферы услуг в области трудоустройства; создание специально ориентированных фондов по социальной поддержке, обеспечивающих нуждающихся бесплатным питанием, одеждой, ночлегом; внедрение республиканских и региональных программ развития малого и среднего бизнеса, включающих обучение основам предпринимательства, психологическую подготовку. Из Послания Президента РК Н. Назарбаева народу Казахстана от 28 февраля 2007 года:

Информация о работе Вопросы улучшения качества жизни и социальной защиты населения