Взаимозависимый характер решения 27 глобальных проблем

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить сущность и динамику экономических проблем современностей и раскрыть направление решения отдельных экономических проблем.
Задачи работы: 1) Раскрыть сущность и причины экономических проблем современностей.
2)Проанализировать состояние современных экономических проблем в условиях современной действительности.
3)Раскрыть направление решения сырьевых проблем.

Содержание

Введение 3
1.Причины возникновения глобальных проблем. 5
2.Глобальные проблемы экономики. 1 7
2.1.Разоружение ради развития. 18
2.2.Управление природопользованием. 21
2.3.Проблема продовольствия и пути ее 24
разрешения.
2.4.Сокращение зон нищеты, 26
голода и болезней.
3.Взаимозависимый характер решения 27
глобальных проблем.
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

Kursyak.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

      Отход от конфронтации и сокращение вооружений началось в 70-е гг. как следствие  определенного военного паритета между СССР и США. Распад блока стран Варшавского договора, а затем СССР привел к дальнейшему ослаблению атмосферы конфронтации. НАТО сохранился как военный и политический блок, пересмотрев некоторые из своих стратегических установок. Есть ряд стран, которые довели расходы до минимума, процветают благодаря такой политике (Австрия, Швеция, Швейцария).

      Наметился переход от экстенсивного пути к  интенсивному в области производства вооружения. Новая техника предопределила способов ведения боевых действий, но и  приоритетов качественных параметров в структуре вооруженных сил. Модернизация вооружений продолжается, подталкиваемая новым этапом военно-технической революции. Но военные нужды ассигнуются крупные суммы. Так, например, военный бюджет США, возросший до 300 млрд.дол., намечено сокращать не более чем на 3% ежегодно. Сохраняется колоссальный арсенал средств массового поражения, продолжается распространение передовой военной техники по планете, в результате чего она попадает в очаги политической напряженности  и нестабильности, создает критические ситуации.

      По  оценке военного ведомства США на протяжении 90-х гг. приблизительно 30 стран будут обладать химическим оружием, 10 – производить биологическое  оружие и столько же обладать ядерным потенциалом. К 2008 г. около 15 развивающихся стран смогут самостоятельно производить баллистические ракеты. Особенно неблагоприятные последствия имела гонка вооружений на экономику стран бывшего СССР. Она работала на износ. На создание ВПК и содержание огромной  армии потрачено до 80-90%  национальных ресурсов – сырьевых, технических, интеллектуальных, финансовых. Удовлетворение потребностей людей постоянно отставало от их запросов. В государстве накопились структурные и социальные проблемы. Поэтому возникла необходимость пересмотра национальных военных доктрин с ориентацией на конверсию военного производства и демилитаризацию (т.е. согласованное в рамках мирового сообщества снижение военной мощи государства до необходимого уровня – исключительно для обороны).

      Конверсия представляет собой перепрофилирование экономики и сопровождается материальными и моральными издержками, порождает много проблем в области занятости и структуры экономики. Структурная перестройка может идти двумя путями: первый состоит в перепрофилировании экономики и переключении ресурсов оборонного комплекса, ранее связанных с разработкой и производством вооружения и военной техники, на выпуск продукции гражданского назначения; второй – в наращивании выпуска  гражданской продукции при одновременном, параллельном сохранении в меньшем объеме военного производства или его снижении. Это процесс диверсификации. Размежевать эти процессы крайне трудно.

      счет  прибавочного продукта, создаваемого в 1 и 2 подразделениях общественного  производства. Практически конверсия  была осуществлена после первой и второй мировых войн. В США после второй мировой войны военные расходы  сократились с 41 до 4% ВНП в 1947 г., при этом вырос выпуск гражданской продукции, увеличились прибыли корпорации. В СССР конверсия Теоретическая возможность конверсии доказывается тем, что ВПК содержится за в 1950 г. дала возможность восстановить народное хозяйство, увеличить национальный доход в 1,6 раза по сравнению с 1940 г.

      Следующий этап конверсии в СССР был осуществлен  в 60-е гг.: армия была сокращена  на 2 млн.человек, национальный доход вырос в 2,1 раза. В следующем десятилетии уже при втягивании в гонку вооружений последний вырос лишь в 1,67 раза, а в 1980-1989 гг. – в 1,3 раза, а затем вообще начал падать.

      В странах бывшего СССР перевод  военных заводов и целых отраслей на производство гражданской продукции осуществляется в сложных экономических условиях и под влиянием ряда факторов. Во-первых, у государств СНГ практически отсутствуют бюджетные средства на финансирование закупок вооружения и военной техники и осуществление конверсии. Во-вторых, перепрофилирование производственного потенциала часто неэффективно, так как не использует в полной мере научно-технические возможности. В-третьих, этот процесс в различных государствах СНГ осуществляется разрозненно, тогда как ВПК – единое взаимосвязанное образование. Все это обусловлено еще и тем, что сложная, внутренне противоречивая и крайне неоднородная структура оборонного комплекса и размытость его границ затрудняют оценку реально заключенного в нем ресурсного потенциала и возможностей конверсии, многие показатели в открытых источниках отсутствуют.

      Период  со второй половины 1991 г. можно охарактеризовать как этап «обвальной конверсии». В  этот период политическая и экономическая  ситуация в стране кардинально изменилась. В связи с провозглашением суверенитета произошел пересмотр объема и структуры военных расходов.

      Такие страны, как Россия, Украина, Казахстан, Беларусь стали правопреемницами союзной военной политики и конверсии. Белорусская экономика – одна из самых милитаризованных. Как известно, Россия – одно из четырех государств, владеющих стратегическим ядерным потенциалом. Этот крупнейший современный арсенал размещен в центре Европейского  континента  на стратегических ракетах мобильного базирования. Россия отказалась от престижа ядерной державы, ею была принята доктрина оборонного типа. В 1992 г. были выведены тактические ядерные вооружения, причем сделано это было досрочно. В феврале 1993 г.

      Поскольку перестройка структуры военного производства и конверсия в республике осуществляются под влиянием рыночных сил, изменяются и подходы к конверсии. Центральной задачей должно быть не плановое управление процессами конверсии и перестройки оборонного комплекса, а создание условий для функционирования оборонных предприятий при переходе к рынку и их поддержка. Эта задача должна реализовываться как на государственном (республиканском) уровне, так и на уровне регионов и конкретных предприятий, причем с участием не только государственных организаций, но и специально создаваемых общественных и коммерческих структур. Так, при Министерстве обороны Республики Беларусь функционируют различные структуры, связанные с конверсией. Это «Белконверс» (белорусско-американское предприятие, созданное для утилизации боеприпасов с использованием самых современных технологий), «Трансавиаэкспорт» (занимается перевозками грузов по всему миру с помощью грузовых военных самолетов).

      Поддержка конвертируемых предприятий включает прямые и косвенные меры. К прямым относятся государственные  бюджетные ассигнования, выделяемые на создание вооружений и конверсию, госзаказы, директивно устанавливаемые требования к некоторым видам деятельности. Косвенные меры чрезвычайно многообразны и охватывают многие сферы: экономическую (определение льгот и  т.д.), организационную (создание системы государственных, общественных и коммерческих организаций для содействия конверсируемым предприятиям (законодательную), принятие законов, указов и документов, регламентирующих акционирование и приватизацию оборонных предприятий и их конверсию, информационную (создание банка данных).

      Для осуществления этих мер необходимо формирование разветвленной рыночной инфраструктуры, состоящей из следующих  основных элементов:

      1)товарно-сырьевых  бирж и других коммерческих  структур, решающих проблемы материально-технического снабжения и сбыта;

      2)организаций  финансовой поддержки конверсируемых  проектов – инвестиционных фондов, специальных банков;

      3)хозрасчетных  функциональных организаций, осуществляющих  отдельные виды деятельности: внешнеторговую, маркетинговую и др.;

      4)независимых  организаций и советов, имеющих  целью выработать согласованную  политику по вопросам конверсии  и обороны.

      И наконец, политика конверсии должна проводиться комплексно с учетом возможностей развития других отраслей народного хозяйства и уровня благосостояния населения.

      Опыт  ХХ в. показывает, что главным условием прекращения войны является не исчезновение частной собственности и основанной на ней общественной системы, а глубокая демократизация внутренней и международной  жизни государств, экономики, политики, духовной сферы и т.д. Смешанная высокотехнологическая, демократизированная экономика – фактор в пользу демилитаризации общества. 
 

2.3.УПРАВЛЕНИЕ  ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ. ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ 

      Научные исследования последних десятилетий  и накопленный мировой опыт свидетельствуют  о том, что самым первым шагом  к достижению равновесия между нагрузкой  общественных структур и природным  базисом является курс на установление все более и более жестких норм хозяйственного использования природных ресурсов, который нашел свое отражение в разработке национальных и региональных экологических программ. Здесь накоплен большой мировой опыт, в котором мы выступаем в роли учеников.

      Механизм  природопользования включен в общую проблематику глобалистики и реализуется на началах таких идей, как:

      приоритет общечеловеческих ценностей;

      необходимость глобального мышления;

      важность  долгосрочного планирования;

      необходимость развития целостного подхода к проблемам и понимание их взаимосвязи с мировыми.

      Данные  проблемы стали отправными для деятельности Совета Безопасности ООН по окружающей среде и ряда центров по разработке чистых технологий, которые закрепляют новое отношение человека к природе. Постепенно утверждается концепция ограниченной ответственности человека за сохранение природы. Можно выделить следующие подходы к их решению:

      национальный, т.е. стремление решать задачи в рамках данной государственной системы;

      интернациональный, т.е. формирование системы международных органов, решающих все более широкий круг проблем, выработка согласованных рекомендаций и решений.

      В экономической науке ведется  поиск путей эффективной интеграции экологического аспекта с устоявшимися подходами микро- и макроэкономики.

      Главным инструментом построения природоохранной  деятельности выступают нормативы  предельно допустимой концентрации (ПДК) загрязнителей в природных  сферах и платежи за природопользование. Эти показатели не дают полной картины  экономического ущерба от перегрузки природных систем и носят во многом условный характер.

      Исследования, проведенные на Западе, показали, что  концепция экологической безопасности, ориентированная на предельно допустимые нормы концентрации загрязнителей, должна уступить место концепции экологического риска.

      Согласно  новому подходу, задача состоит в  том, чтобы обеспечить экономически и социально обоснованное сведение к минимуму отрицательного воздействия  объектов на экосистему, включая человека. Поэтому сегодня необходимы исследования, направленные на определение величины прямого экономического ущерба от загрязнения природных систем в рамках обозримого экономического горизонта (15-20 лет).

      Подход, оперирующий понятием «допустимый  риск», определяет научные и технические  разработки, опережающие экономические возможности даже наиболее богатых стран.

      Для стран СНГ выход на новый уровень  управления природопользованием должен решить задачу последовательного снижения нагрузки на природные системы, повышения  устойчивости природных систем. Поэтому эколого-экономическая программа включает в первую очередь определение экологической емкости территории и реальных возможностей (технических и экономических) и границ допустимых суммарных нагрузок применительно к локальным зонам.

      В рамках допустимой суммарной нагрузки устанавливаются квоты – доля каждого предприятия в использовании соответствующего ресурса. К квотам «привязываются» платежи. Последовательно ужесточая лимиты, государство реализует курс на снижение нагрузки на природные системы. Кроме того, программа должна ориентироваться на установление стандартов качества технологий и последовательного запрещения устарелых технологий. Она включает разработку экологических паспортов и аттестацию технологий и установления стандарта качества технологий и платежей за  использование технологий. С их помощью общество может обеспечить последовательное снижение затрат ресурса на конечную продукцию.

      Мировая практика позволяет сделать вывод  о росте затрат на сохранение природных  систем. По подсчетам немецких экономистов, каждая марка, вложенная в охрану окружающей среды, предотвращает прямой экологический ущерб в размере 3 евро, а вложенная в охрану воздуха, - 15 евро.

Информация о работе Взаимозависимый характер решения 27 глобальных проблем