Gравовое регулирование оценки хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета, отчетности и аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:08, реферат

Описание работы

В условиях административно-командной экономики оценка хозяйственной деятельности предприятий означала выяснение степени выполнения установленных им заданий. В пореформенный (после 1964 года) период выполнения заданий было неотъемлемым элементом системы планирования и стимулирования. Все поощрительные меры увязывались непосредственно с тем, как выполнены установленные предприятию задания.

Содержание

I. Общие положения. Источники правового регулирования. Статистическая отчетность.
II. Основные правила ведения бухгалтерского учета,
их правовое значение.
III. Правовое регулирование реализации имущественных
фондов предприятия с помощью институтов
бухгалтерского учета.
IV. Правовое регулирование представления бухгалтерской отчетности
V. Ответственность за нарушение установленных правил ведения учета и представления отчетности.
VI. Правовое регулирование аудиторской деятельности.
VII.Судебная практика

Работа содержит 1 файл

Потеряева Правовое регулирование хоз. деятельности.docx

— 67.80 Кб (Скачать)

  б) установление соответствия совершенных  экономическими субъектами финансовых и хозяйственных операций нормативным  актам, действующим в Российской Федерации. При проведении аудиторской проверки аудиторы свободны в выборе изучаемых проблем. Руководителю и иным должностным лицам проверяемого субъекта запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.

  4. Аудит может проводиться:

  а) физическими лицами, осуществляющими  самостоятельную предпринимательскую  деятельность и зарегистрированными  в качестве таковых; б) юридическими лицами (аудиторскими фирмами), которые  регистрируются как предприятия  независимо от формы и вида собственности (в том числе иностранные и  создание совместно с иностранными юридическими и физическими лицами), любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством  РФ, за исключением формы акционерного общества открытого типа. Форма акционерного общества открытого типа не может быть воспринята аудиторской фирмой, поскольку Временные Правила содержат специальные требования, предъявляемые к членам фирмы, соблюдение которых возможно лишь при их персонификации.

  5. Государственное регулирование  аудиторской деятельности в РФ  осуществляется Комиссией по  аудиторской деятельности при  Президенте РФ и носит характер  прямого воздействия. Оно заключается:

  а) в проведении аттестации на право  осуществления аудиторской деятельности с выдачей квалификационного  аттестата;

  б) в выдаче лицензии на осуществление  аудиторской деятельности и включение  в государственный реестр аудиторов  и аудиторских фирм.

  Условиями осуществления аудиторской деятельности являются: регистрация в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получение квалификационного аттестата  аудиторами, желающими работать самостоятельно или действующими в составе аудиторской  фирмы на основании заключенного с ней трудового соглашения (контракта), получение лицензии на осуществление  аудиторской деятельности и включение в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Совокупность перечисленных условий является необходимым и достаточным основанием законности данного вида деятельности.

  5. Порядок проведения аттестации  на право осуществления аудиторской  деятельности утвержден Правительством  РФ 6 мая 1994 г. 

  Организация проведения аттестации возложена:

  на  Министерство финансов РФ - по аудиту предприятий, объединений, товарных и фондовых бирж, инвестиционных, пенсионных, общественных и других фондов, а также граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую  деятельность;

  на  Федеральную службу России по надзору  за страховой деятельностью - по аудиту страховых организаций и обществ взаимного страхования;

  на  ЦБ РФ - по аудиту банков и кредитных  учреждений, а также их союзов и  ассоциаций.

  Аттестация  на право осуществления аудиторской  деятельности предусматривает сдачу  за определенную плату претендентом квалификационного экзамена специально созданной аттестационной комиссии. К аттестации допускаются лица, удовлетворяющие  изложенным в п. 21 Правил требованиям. В частности, претенденты должны иметь высшее либо среднее специальное  экономическое либо юридическое образование, специальный стаж работы не менее трех лет из последних пяти (в качестве аудитора, бухгалтера, экономиста, научного работника или преподавателя по экономическому профилю и т.д.), не иметь судимости с применением наказания в виде лишения права деятельности в сфере финансово-хозяйственных отношений (в течение отбывания наказания и до снятия судимости).

  Лица. успешно прошедшие аттестацию, получают квалификационный аттестат аудитора единого образца, который должен быть выдан в месячный срок со дня проведения аттестации. Лицо, не прошедшее аттестацию, может обжаловать отказ квалификационной комиссии в выдаче аттестата в суде в месячный срок с момента уведомления о подобном решении.

  Квалификационный  аттестат подтверждает соответствие профессиональных навыков будущего аудитора требованиям, изложенным в нормативных актах  и предъявляемым квалификационной комиссией, в целях обеспечения  в дальнейшем квалификационного  проведения аудита.

  6. Аудиторы, работающие самостоятельно, а также аудиторские фирмы  могут заниматься аудиторской  деятельностью только после получения  лицензии, т.е. разрешения компетентного  государственного органа на осуществление  данного вида предпринимательской  деятельности.

  “Порядок  выдачи лицензии на осуществление аудиторской  деятельности” утвержден постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. Лицензирование проводится с целью обеспечения  контроля государства за соблюдением  требований законодательства РФ, предъявляемым  к аудиторской деятельности.

  Организация лицензионной работы в области аудита соответствующего вида возложена на Министерство финансов РФ, Федеральную  службу России по надзору за страховой  деятельностью на основе выданной Комиссией  генеральной лицензии.

  Инициатива  на получение лицензии исходит от самого субъекта, который подает заявление  соответствующей формы с просьбой о выдаче лицензии с приложением  необходимых документов:

  а) для самостоятельно работающего  аудитора - квалификационный аттестат и копии свидетельства о государственной  регистрации;

  б) для аудиторской фирмы - учредительных  документов, копии свидетельства  о государственной регистрации, сведений о ее руководителях, их заместителях и аудиторах, имеющих квалификационный аттестат.

  Заявление о выдаче лицензии на осуществление  аудиторской деятельности должно быть рассмотрено в течение 60 дней с  момента представления всех предусмотренных  документов.

  Специфика отдельных видов хозяйственной  деятельности, требующая наличие  специальных знаний при проведении аудита, предопределила выдачу лицензий двоякого типа:

  а) на осуществление аудиторской деятельности в отношении предприятий определенного  вида деятельности, а именно банков, бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, страховщиков;

  б) на осуществление общего аудита иных экономических субъектов, кроме  перечисленных в п. “а” (См. п. 4 “Порядка выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности” - указанное постановление Правительства №482 от 6 мая 1994 г.).

  Лицензии  на осуществление аудиторской деятельности могут быть аннулированы только по основаниям, закрепленным в п. 24 Правил. Эти основания таковы:

  1. Обнаружение после выдачи лицензии  недостоверности сведений, предоставленных  для ее получения.

  2. Осуществление деятельности, не  предусмотренной типом выданной  лицензии.

  3. Разглашение полученных в ходе  проверки сведений третьим лицам  без разрешения собственника (руководителя) хозяйствующего субъекта (за исключением  случаев, предусмотренных законодательством).

  4. Вступление в законную силу  приговора суда, предусматривающего  наказание, лишающего права субъекта  на занятие аудитом.

  5. Умышленное сокрытие аудитором  обстоятельств, исключающих возможность  проведения аудиторской проверки.

  6. Неоднократное неквалифицированное  проведение аудиторских проверок  или оказание аудиторских услуг.

  7. Особенностью деятельности аудиторских  фирм и самостоятельных аудиторов  является их специальная правосубъектность (хозяйственная компетенция). Аудиторы имеют право оказывать следующие услуги:

  а) осуществлять независимые вневедомственные проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых  деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов (п. 3 Правил);

  б) оказывать другие аудиторские услуги, а именно услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о  доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства РФ, а также проводить  обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности (п. 9).

  Аудиторы  и аудиторские фирмы не могут  заниматься какой-либо другой предпринимательской  деятельностью, кроме аудиторской и связанной с ней.

  8. Аудиторская проверка может быть  обязательной и инициативной. Инициативная  проверка проводится по решению  экономического субъекта. Обязательная  аудиторская проверка осуществляется:

  а) в случаях, прямо установленных  актами законодательства РФ. Так, в  соответствии с п. 45 Закона РФ “О банках и банковской деятельности в РСФСР” деятельность банков подлежит ежегодной  проверке аудиторскими организациями, уполномоченными в соответствии с законодательством РФ на осуществление  таких проверок. В соответствии с  п. 37 Положения об инвестиционных фондах, финансовый отчет фонда по итогам года удостоверяется независимым аудитором.

  В соответствии с п. 10 ст. 9 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и  организаций” предприятия с иностранными инвестициями и иностранные юридические  лица обязаны в установленном  порядке представить налоговым  органам помимо бухгалтерского отчета или декларации о доходах заключение аудитора о достоверности отчета.

  б) по поручению государственных органов  дознания и следователя (при наличии  санкции прокурора), прокурора, суда, арбитражного суда (п. 19 Правил).

  При осуществление инициативной аудиторской проверки между экономическим субъектом и аудитором (аудиторской фирмой) складывается относительное оперативно-хозяйственное обязательство, объектом которого является действие по оказанию аудиторских услуг.

  Юридическим фактом возникновения данного правоотношения следует считать заключаемый  между экономическим субъектом  и аудитором (фирмой) договор услуг.

  10. При осуществлении обязательного  аудита в случаях, прямо установленных  актами законодательства РФ, между  экономическим субъектом и аудитором  (фирмой) также складывается оперативно-хозяйственное  обязательство. Основанием его  возникновения является юридический  состав: требование законодательства  и обязательно заключаемый договор  на оказание услуг. 

  11. Иной характер имеет правоотношение, возникающее в случае проведения  обязательной аудиторской проверки  по поручению государственных  органов. Инициатива проведения  аудита в данном случае исходит  от государственного органа. Например, арбитражный суд, в установленных  законодательством случаях, может  дать аудитору или аудиторской  фирме поручение о проведение  аудиторской проверки, при наличии  в производстве дела в отношении  проверяемого предприятия. 

  13. За уклонение экономического субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки либо препятствование ее проведению на него по решению суда или арбитражного суда по искам, предъявляемым прокурором, органами федерального казначейства, органами государственной налоговой службы и органами налоговой полиции (действующими в интересах государства в защиту его публичных интересов), могут быть наложены меры имущественной ответственности перед государством в виде взыскания штрафа, суммы которого зачисляются в доход республиканского бюджета.

  Кроме того, административному штрафу подвергается руководитель экономического субъекта.

  13. Результатом аудиторской проверки  является заключение аудитора (аудиторской  фирмы). Этот документ имеет юридическое  значение для всех юридических  и физических лиц, органов государственной  власти и управления, органов  местного самоуправления и судебных  органов. Заключение аудитора (аудиторской  фирмы) по результатам проверки, проведенной по поручению государственных  органов, приравнивается к заключению  экспертизы.

Информация о работе Gравовое регулирование оценки хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета, отчетности и аудита