Gравовое регулирование оценки хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета, отчетности и аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:08, реферат

Описание работы

В условиях административно-командной экономики оценка хозяйственной деятельности предприятий означала выяснение степени выполнения установленных им заданий. В пореформенный (после 1964 года) период выполнения заданий было неотъемлемым элементом системы планирования и стимулирования. Все поощрительные меры увязывались непосредственно с тем, как выполнены установленные предприятию задания.

Содержание

I. Общие положения. Источники правового регулирования. Статистическая отчетность.
II. Основные правила ведения бухгалтерского учета,
их правовое значение.
III. Правовое регулирование реализации имущественных
фондов предприятия с помощью институтов
бухгалтерского учета.
IV. Правовое регулирование представления бухгалтерской отчетности
V. Ответственность за нарушение установленных правил ведения учета и представления отчетности.
VI. Правовое регулирование аудиторской деятельности.
VII.Судебная практика

Работа содержит 1 файл

Потеряева Правовое регулирование хоз. деятельности.docx

— 67.80 Кб (Скачать)

  Предприятие имеет право самостоятельно устанавливать  организационную форму бухгалтерской  работы, исходя из вида предприятия  и конкретных условий хозяйствования (например, может применить собственные  формы первичного учета материальных ценностей и их движения, установить свой порядок и сроки передачи их в бухгалтерию). Однако при этом должны соблюдаться общие методологические принципы учетной работы, определенные в Положении(ст. 3 Положения).

  К таким методологическим принципам  относится требование сплошного, непрерывного, документального учета и взаимосвязанного отражения фиксируемых операций (ст. 1 Положения).

  Требование  сплошного учета означает, что  правомерным является только такое  его ведение, когда все хозяйственно-финансовые операции находят отражение в  бухгалтерских документах. Если учет ведется выборочно, он не признается достоверным и контролирующими  органами должен быть отвергнут с  применением соответствующих последствий (снижение расходов, включаемых в себестоимость, увеличение налогового платежа, а в  соответствующих случаях и ответственность  за искажение представленных данных).

  Требование  непрерывности учета близко по содержанию с ведением сплошного учета, разница  заключается в том, что он соизмеряется со сроками ведения. Учет нельзя вести  с временными перерывами, он должен быть постоянным, адекватным по времени  всем совершаемым хозяйственным  операциям. Нарушение этого требования повлечет те же последствия, что и  нарушение требования сплошного  учета.

  Требование  документальности учета означает письменный учет, облеченный в форму документа, имеющего обязательные реквизиты (подписи, даты, назначение операции, ее смысл).

  Требование  взаимосвязанности отражения учетных  операций означает, что всякий документ должен корреспондировать с предыдущим и последующим документом. В частности, бухгалтерские проводки ведутся  методом двойной записи. Разночтений  в корреспондирующих записях  и документах не должно быть. Если они  допущены, то подлежат исправлению. Если за этим стоит попытка запутать учет, стремление скрыть или исказить проведенную  операцию, то последствием будет восстановление ее истинного значения и помимо санкций (например, установление надлежащего  взыскания излишне полученных в  результате завышения цены сумм налога) могут применяться и меры ответственности (штраф).

  2. В п. п. 5-6 Положения о бухгалтерском  учете названы обязательные “технологические”  правила ведения учета. Как  оценить их с правовых позиций?

  Обязанность вести бухгалтерский учет методом  двойной записи в соответствии с  Планом счетов бухгалтерского учета  означает, что всякая бухгалтерская  проводка осуществляется в корреспонденции  одного счета с другим. Она выражает движение материальных и финансовых ресурсов от источника к их последующей  реализации. Например, приход основных средств, внесенных учредителями в  счет вкладов в уставной фонд предприятия, отражается по дебету счета 01 “Основные средства” и кредиту счета 75 “Расчеты с учредителями”. При выбытии объектов основных средств (продаже, списании, передаче безвозмездно и др.) их первоначальная стоимость списывается со счета 01 “Основные средства” в дебет счета 47 “Реализация и прочее выбытие основных средств”.

  Соблюдение  в течение отчетного года принятой учетной политики (методики) отражения  отдельных хозяйственных операций и оценки имущества означает, что  объявленная предприятием (в рамках обязательных правил ведения бухгалтерского учета) самостоятельная организация  бухгалтерского учета должна выдерживаться  в течение отчетного года без  каких-либо изменений. Все принимаемые изменения должны быть объяснены в годовой бухгалтерской отчетности.

  Обязанность полного отражения в учете  за отчетный период (квартал, год) всех хозяйственных операций этого периода  и результатов инвентаризаций имущества  и обязательств означает, что все  акты участия в хозяйственном  обороте, акты выявления действительно  наличного в данном периоде имущества  должны получить отражение в бухгалтерском  учете.

  Правильность  отнесения доходов и расходов к отчетным периодам означает, что  в учетных документах не может  применяться конгломератный способ привлечения разных по времени имущественных и финансовых акций. Сопоставление их должно иметь одинаковые временные границы. Иной подход не даст объективного отражения затрат и результатов хозяйственной деятельности. Установленные временные границы - квартал, год должны составить ту картину, которая обеспечит правильное взыскание налогов и неналоговых платежей, позволит выявить объекты налогообложения, исходные величины взносов во внебюджетные фонды.

  Разграничение в учете текущих затрат на производство (издержки обращения) и капитальных  вложений означает, что формирование себестоимости продукции строится так, что финансирование капитальных  вложений должно, во-первых, быть обособлено и не входить в состав затрат по себестоимости до момента их перехода в состав основных средств, и, во-вторых, - подвергаться льготам, установленным  для отвлечения средств в развитие производства на базе капитальных вложений.

  Обеспечение тождества данных аналитического учета  оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого  месяца выражает требование соответствия данных первичных документов и обобщенных данных, слагаемых (синтезируемых) в  группируемых на соответствующих счетах сведения бухгалтерской отчетной документации.

  Правовыми последствиями отступления от сформулированных требований к ведению бухгалтерского учета являются:

    а) непризнание учетных данных, зафиксированных с нарушением  установленных требований достоверными;

  б) их ревизия контролирующими налоговыми органами, органами контроля за ценообразованием;

  в) восстановление надлежащих норм и требований учета. При выявлении налоговых, ценовых и иных правонарушений, являющихся следствиями отступления от установленных  правил бухгалтерского учета, возникает  ответственность за эти правонарушения.

  3. В Положении о бухгалтерском  учете имеется раздел о требованиях  к документированию хозяйственных  операций. Известно, что форма любых  хозяйственных акций. являясь способом выражения и закрепления соответствующих действий, приобретает в бухгалтерском учете особое значение, поскольку весь он состоит из документов. Законодатель, устанавливая соответствующую форму действий, совершаемых в хозяйственном обороте, определяет обычно и последствия ее нарушения. К сожалению, в Положении о бухгалтерском учете и отчетности не содержится таких прямых указаний. Лишь в отношении документов о приемке, выдаче товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных и финансовых обязательств с позиций одного реквизита - подписи главного бухгалтера, сделаны прямые указания о недействительности таких документов в отсутствие требуемой подписи. Тем не менее, оценивая совокупность требований, предъявляемых к бухгалтерским документам, можно сделать вывод о том, что их несоблюдение делает документ порочным, недействительным, вследствие чего не должна приниматься к учету зафиксированная в нем операция.

  Какие же требования к оформлению документов выдвигает Положение о бухгалтерском  учете и отчетности?

  Первичные учетные документы (то есть фиксирующие  первоначально факт совершения хозяйственной  операции) должны иметь следующие  обязательные реквизиты: наименование документа, код его соответствующей  формы, дату составления, содержание отражаемой хозяйственной операции, ее измерители (количественное и стоимостное выражение), наименование лиц, ответственных за ее совершение и правильность оформления, личные подписи и их расшифровку. В зависимости от характера операции и технологии обработки данных в  первичные документы могут быть включены и иные реквизиты (п. 7 Положения).

  Первичные документы являются основанием для  накопления и систематизации их в  учетных регистрах. Учетные регистры представляют собой сгруппированные  по отдельным направлениям сводные  бухгалтерские данные, сумму соответствующих  операций за определенный период деятельности.

  Систему учетных регистров предприятие  избирает самостоятельно. Оно вправе определить их перечень, строение, последовательность и технику записей в них, их взаимосвязь. Правила ведения учетных  регистров, принимаемых Минфином РФ, носят рекомендательный характер. Однако общие методологические принципы, установленные  Положением о бухгалтерском учете  и отчетности, должны соблюдаться. Учетные  регистры являются источником сведений для бухгалтерских отчетов.

  К форме как первичных документов, так и регистров предъявляются также особые требования в части допустимости их исправлений. Неоговоренные исправления не допускаются. Исправления допущенной ошибки должны подтверждаться лицами, подписавшими этот документ, с указанием даты исправления. В кассовых и банковских документах исправления вообще не допускаются. (п. 9 Положения).

  Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерская  отчетность подлежат обязательному  хранению в соответствии с установленными порядком и сроками до передачи их в архив.

  4. Положение о бухгалтерском учете  и отчетности устанавливает требование  денежной оценки имущества и  любых хозяйственных операций. Это  требование, собственно, вытекает из  сущности и смысла бухгалтерского  учета и отчетности. Вне стоимостных  категорий они не могут выполнить  своего назначения. Вопрос состоит  в том, как осуществить стоимостную  оценку приобретаемого имущества,  принять к учету валютные средства.

  исходным является правило об учете имущества по его фактической стоимости, исходя из затрат на его приобретение, фактических расходов на строительство. Эта цена имущества, зафиксированная в учетных бухгалтерских документах, не может изменяться (исключая процессы амортизации или, напротив, достройки, дооборудования, реконструкции и т.п.) она должна переносить свою стоимость на продукцию в установленном порядке. Переоценка приобретенного имущества допускается только в меру проведения соответствующих мероприятий государством . В частности, переоценка основных фондов (средств) проводилась по постановлению Правительства РФ от 14 августа 1992 года №585 и касалась всех предприятий, независимо от форм собственности. Аналогично проводилась переоценка по постановлению от 25 ноября 1993 г. Переоценка осуществляется на основе единых методических и установленных норм. В рассматриваемом случае устанавливались коэффициенты пересчета балансовой стоимости по группам основных фондов, на базе которых и была осуществлена их переоценка.

  В отношении оценки валютных средств  действуют правила о записях в бухгалтерском учете этих сумм в валюте Российской Федерации с определением их величины путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действующему на дату совершения операций. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей (по каждой иностранной валюте).

  5. Для обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета  и отчетности предприятие проводит  инвентаризацию имущества и финансовых  обязательств. Инвентаризация представляет  собой выявление фактического  наличия имущества в сравнении  с данными бухгалтерского учета.  Она может проводиться по усмотрению  предприятия, когда необходимо  выявит действительное положение  материальных и денежных средств.

  Положением  о бухгалтерском учете установлены  ситуации, когда проведение инвентаризации является обязательным. К таким ситуациям  относятся:

  - передача имущества предприятия  в аренду, его выкуп, продажа,  а также преобразование государственного  или муниципального предприятия  в акционерное общество или  товарищество;

  - составление годовой бухгалтерской  отчетности (за некоторыми изъятиями,  установленном в п. 16 Положения);

  - смена материально-ответственных  лиц;

  - установление фактов хищений  или злоупотреблений, а также  порчи ценностей;

  - пожар или стихийные бедствия;

  - ликвидация предприятий, составление  ликвидационного баланса и другие  случаи, предусмотренные законом.

  Каковы  последствия выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия  имущества с данными бухгалтерского учета?

  Материальные  ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию (с последующим установлением причин их возникновения). В принципе легальных последствий излишних материальных ценностей быть не может.

  Недостача в пределах норм естественной убыли  списывается на издержки производства, обращения или на уменьшение финансирования (фондов). При этом нормы убыли  подлежат применению только при выявлении  фактических недостач. Недостача  и порча сверх естественной убыли  относится на виновных в ней лиц. Если таковых не установлено или  во взыскании недостачи с виновных лиц отказано судом, убытки списываются на издержки производства, обращения или уменьшения финансирования (фондов) (п. 17 Положения).

Информация о работе Gравовое регулирование оценки хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета, отчетности и аудита