Экономика и планирование городского хозяйства

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате за ЖКУ является предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Субсидии предоставляются гражданам на основании ст. 159 Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 №761 «О представлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
Право на субсидии имеют:
Пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;
Наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;
Члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;
Собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома). Субсидия предоставляется гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

Содержание

1. Задание 1. Расчет арендной платы за пользование муниципальным имуществом..............................................................................................................
2. Задание 2. Определение величины субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг населением ………………………..............................
3. Задание 3. Расчет экономически обоснованного тарифа на услуги по сбору и транспортировке ТБО для города…………………………………………….
4. Задание 4. Тематика рефератов………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Вариант 15 Беженцева.docx

— 163.77 Кб (Скачать)

деятельности  по  восстановлению  ремесленничества  в  России.  И  наоборот, восстановление бытового обслуживания  непосредственно  связано  с  введением ремесленничества в нашей стране.

       Бытовое   обслуживание  населения  до  1991  года   существовало   как специфическая   отрасль   народного    хозяйства,    которая    обеспечивала удовлетворение самых насущных потребностей населения в  среднем  на  70%  от рационального норматива. Объем бытовых услуг в России  в  1990  году  достиг более 5,5 млрд руб., а темп его роста в 1988  – 1990  годах составлял в среднем 15% в год. В отрасли работало около 1,2 млн человек и насчитывалось более 130 тыс. ателье, мастерских и приемных пунктов бытового  обслуживания.

В сельской местности практически  во всех центральных  усадьбах  существовали комплексные  приемные  пункты,  а  в  районных  центрах  и   крупных   селах действовали  дома  бытовых  услуг   со   всем   комплексом   услуг   (ремонт холодильников, телевизоров,  пошив  и  ремонт  одежды  и  обуви,  химчистка, стирка, парикмахерские услуги, ремонт и строительство жилья и т.п.).

       В настоящее  время бытовое  обслуживание  перестало  существовать  как отрасль. Объем бытовых услуг в 1997 году составил менее 7%  от  уровня  1990 года, а потребность в них, с учетом существующего уровня доходов  населения, удовлетворена в среднем на  40%.  Количество  ателье,  мастерских,  приемных пунктов на 1 октября 1996  года  (по  данным  Госкомстата)  составило  всего 57100 единиц, а в сельской  местности – 16170  единиц,  т.е.  сократилось соответственно в 2,2 и 6 раз по отношению к 1990  году.  Более того  многие предприятия бытового обслуживания являются таковыми только по отчетности,  а занимаются другими видами деятельности.  Важнейшие  виды  услуг  (химчистка, стирка и т.п.) практически перестали  существовать  даже  в  ряде  областных центров. Управление бытовым обслуживанием на федеральном  уровне  каким-либо государственным органом не осуществляется.

       Если  ранее бытовыми услугами пользовались  практически все  население, то  сейчас  положение  изменилось.  Лишь  5  –  10%  наиболее  обеспеченного населения получают все нужные  им  услуги,  а  основная  масса  людей  не  в состоянии почистить одежду,  отремонтировать  обувь,  телевизор,  стиральную машину и т.п. в связи с отсутствием сети бытового обслуживания с  доступными ценами. В настоящее  время  сложились  монопольно-высокие  цены  на  бытовые услуги в связи с отсутствием  конкуренции  из-за  ликвидации  массовой  сети бытового обслуживания и, следовательно, их массового предложения.  Например, в Москве часовщик не возьмется почистить обычные часы менее чем за 50  руб., а мастер из металлоремонтной мастерской заменит пряжку  на  дамской  сумочке не менее чем за 100 руб., хотя себестоимость этих работ в 10 – 15 раз  ниже.

Мастер будет ждать  одного или двух богатых клиентов целый день, хотя мог  бы за это время обслужить 15 – 20 клиентов по доступным ценам и получить те  же деньги. Таким образом, изменилась даже психология  обслуживающего  персонала в связи с  отсутствием  массового  предложения  бытовых  услуг  по  реальным ценам.  Лишь  в  некоторых  областных  центрах,  где  администрации  удалось сохранить массовую сеть бытового  обслуживания  и  обеспечить  контроль  над ней, ситуация несколько лучше.

       Однако  в малых городах, особенно  в  сельской  местности  и   северных районах,   положение   катастрофическое.   Там   служба   быта   практически отсутствует. О простом человеке –  сельском  труженике,  рабочем  добывающейпромышленности на северных окраинах нашей страны,  т.е.  о людях,  которыефактически поддерживают нашу развалившуюся промышленность  и экономику,  - государство совсем  забыло.  Ранее  служба  быта  села  и  северных  районов дотировалась государством путем  перераспределения  прибыли,  получаемой  от бытового обслуживания. В 1990 году она составила около  800  млн  руб.,  или примерно 3 трлн руб. в ценах 1998  года.  Теперь  же  бюджет  получает  от бытового  обслуживания  менее  1%  этой  суммы.  Такова  цена  социальной  и финансовой политики государства в сфере бытового обслуживания.

       По нашим расчетам, реальная платежеспособная потребность населения  в бытовых услугах в 1997 году по отношению к 1990 году снизилась  примерно  на 30%, а уровень производства услуг по предприятиям  всех  форм  собственности упал на 75 – 80%. Такое положение свидетельствует о том, что  предприятия  и ремесленники в течение  семи  лет  не  могут  приспособиться  к  сложившимся экономическим условиям.

       Ссылка  на свободу рынка для всех  желающих участвовать в нём  оказалась явно  дилетантской  по  отношению  к  сложнейшим  и   тончайшим   механизмам рыночного регулирования.  И  дело  здесь  не  только  в  неумелой  налоговой политике  и  инфляции.  Главное  в  том,  что  полностью  разрушена  система профессионального  регулирования  сферы  бытовых  услуг  –  от  федерального уровня до муниципального. Разрешена существовавшая более 200  лет в России система ремесел, которая в советское время называлась  отраслевыми  группами бытовых услуг (портные, сапожники, парикмахеры, фотографы,  краснодеревщики, часовщики, ремонтники и  т.п.).  Каждая  такая  отраслевая  группа  готовила профессиональные   кадры,   имела   эталонных   мастеров-наставников,   свои традиции, праздники,  свой  круг  общения.  Регулярно  2  –  3  раза  в  год проводились отраслевые встречи, семинары, совещания  в  каждом  регионе  или городе.

       Сегодня  наша задача заключается, конечно,  не в том, чтобы  вспоминать былое и сокрушаться по  поводу  сложившихся  обстоятельств.  Нам  необходимо воссоздать существовавший  ранее  профессионализм,  который  не  зависит  от политических формаций и страстей. Рынок бытовых и других услуг должен  иметь чёткую систему регулирования по  технологии  оказания  услуг,  оборудованию, профессиональной подготовке, организации обслуживания, культуре, качеству  и безопасности.

       Складывающаяся  система регулирования рынка  бытовых  услуг  не  должна подчиняться государству. Нельзя повторять судьбу службы быта России, ведь  с ликвидацией государственного учреждения – Минбыта  РСФСР – были  разрушены почти все профессиональные структуры бытового обслуживания.

        Бытовое   обслуживание  –  это  профессиональное  ремесло,  традиции, способ организации  быта  нашего  населения,  которые  должны  быть  надежно защищены от любых катаклизмов: политических, экономических, техногенных.

       Как  и всяких профессионализм, ремесло  бытового обслуживания на терпит администрирования   и    формализма.    Оно    должно    существовать    как самоорганизующаяся система, органически вписывающаяся в тело государства.

       Государство   не   должно   вмешиваться   в   экономику,   технологию, организацию, управление рынком услуг, за исключением вопросов,  связанных  с безопасностью  потребителя,  нанесением  ему  материального   и   морального ущерба, защитой окружающей среды и стимулированием  предоставления  тех  или иных услуг в определенном районе.

       Вместе  с тем правовые основы деятельности  независимой от  государства службы быта могут быть установлены только федеральным законом.

       Каково  же  существующее   правовое   поле   в   отношении   бытового обслуживания населения? В Конституции РФ  нет  ни  одного  слова  о  бытовом обслуживании ни  в  статье  71,  определяющей  сферы  деятельности,  которые находятся в ведении Российской Федерации, ни в  статье  72,  устанавливающей сферы совместного ведения  Российской  Федерации  и  ее  субъектов.  Видимо, согласно статье 73, те области деятельности, которые не  включены  в  статьи 71 и 72, относятся к ведению субъектов федерации.

       Однако  в Федеральном законе от 28 августа  1995  года  №  154-ФЗ  «Об общих   принципах   организации   местного   самоуправления   в   Российской Федерации»[1] при  определении  полномочий  органов  государственной  власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления (статья  5) о бытовом обслуживании  также  нет  даже  упоминания.  Лишь  в  статье  6  к предметам ведения местного самоуправления  отнесены  организация  ритуальных услуг и  содержание  мест  захоронения,  создание  условий  для  обеспечения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

       Таким  образом, можно сделать вывод,  что в соответствии с федеральными законами организацией  бытового  обслуживания  населения  в  государственном масштабе, за исключением ритуальных услуг, не занимаются ни федеральный,  ни территориальный,  ни  местный  уровни   управления.   Бытовое   обслуживание полностью отделено от государства.

       В бытовом  обслуживании  используются  примерно  3000  технологических процессов и около 1500 типов машин и оборудования. Примерно 80%  применяемых технологий таковы, что  их  нарушение  может  привести  к  опасным  и  очень опасным  для  потребителя  последствиям.  Так,  при  химчистке   применяются компоненты , из которых 236 являются  ядами;  услуги  парикмахерских  весьма опасны  в  санитарно-эпидемиологическом  отношении;  40%  сапожником   имеют грибковые  заболевания  и   являются   потенциальными   переносчиками   этих инфекций;  ремонт  бытовой  техники  чреват   поражением   электротоком,   а телевизоры   при   отсутствии    надлежащего    ремонта    и    обслуживания предрасположены к самовозгоранию; выделка меха домашних  животных  (особенно бродячих собак) при отклонении от  технологии  может  привести  к  заражению весьма опасными для жизни человека  бактериями;  некачественная  переработка сельскохозяйственных продуктов может вызвать сальмонеллез и т.п. И это  лишь небольшой перечень опасностей, подстерегающих потребителей при  несоблюдении технологий бытового обслуживания.

       Ранее  в  России  защитой  потребителей,  разработкой  технологии   и подготовкой профессиональных кадров для бытового обслуживания занимались  14 научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, 4 вуза  с  тремя филиалами, 19 техникумов, 99 учебно-производственных комбинатов, а в  каждом субъекте  федерации  имелся  специализированный  производственно-технический комбинат бытового обслуживания, 10 – 12 отраслевых  объединений,  в  составе которых   были   производственные,   технологические,   метрологические,   и внедренческие службы, отделы управления качеством. Сегодня вся эта огромная профессионально-технологическая структура бытового обслуживания  практически не существует.

       С 1992 года в России введены в  действие лишь три новых   стандарта  (а их было 155), и с 1996 года служба  быта  практически  не  имеет  ни  одного нормально   действующего   республиканского   стандарта;    из    80    тыс. технологических норм и нормативов, разработанных до  1992  года,  более  70% полностью устарели.

       До 1992 года  в бытовом обслуживании действовали  26 отраслевых  правил по химчистке,  ритуальным  услугам,  работе  парикмахерских,  бань  и  т.п., утвержденных Минбытом РСФСР, которые в настоящее время утратили  юридическую силу. Разрабатывать и  утверждать  новые  правила     просто  некому  –  нет профессиональных организаций, имеющих на это право.

       Таким  образом, налицо, с одной стороны,  полное отделение службы  быта от государства, а  с  другой  –  ликвидация  профессионально-технологических структур бытового обслуживания, вводящих нормативные документы, без  которых существование этой сферы деятельности в  рамках  правового  поля  статьи  71 Конституции РФ невозможно.

 

 

       2. Концепция   развития  сферы  бытовых   услуг  и  ремесленничества  в

Российской Федерации  на период 2000 – 2005 годы

 

 

       Концепция   развития  сферы  бытовых   услуг   и   ремесленничества   в Российской Федерации на период  2000  –  2005  годы.  Концепция  разработана специалистами  Росбытсоюза  при участии Министерства   экономики   России, Министерства по антимонопольной политике  и  поддержке  предпринимательства, Госстандарта России и других организаций.

       Бытовое   обслуживание   населения   и   ремесленничество    являются органической  частью  экономики  страны,  главной  целью  которой   является человек с его социальными потребностями и индивидуальными способностями.

       При  разработке концепции учитывался  имеющийся в  некоторых   субъектах Российской  Федерации,  их  административных  единицах,  положительный  опыт построения  и  организации  бытового  обслуживания  населения   в   условиях рыночной экономики, создание условий для развития ремесел.

       Учитывалась  также необходимость принятия  Закона «Об основах  бытового обслуживания  населения  в  Российской  Федерации».  Предлагаемая  концепция использует положения проекта  Закона,  предложения,  высказанные  депутатами Государственной  Думы  Российской   Федерации,   законодательного   собрания субъектов Российской Федерации, при обсуждении проекта Закона.

       Настоящая  концепция является органичным  продолжением,  разработанной ранее Росбытсоюзом концепции на период 1996 – 2000  годы,  которая показала полную свою жизнеспособность.

 

 

       2.1. Состояние  сферы бытовых услуг и  ремесленничества  в  Российской Федерации на момент разработки концепции (итоги 1999 года)

 

       Россия  вступила в 2000 год в условиях  ожидания  оживления  экономики, преодолев наиболее острые последствия финансового и  экономического  кризиса 1998 года. Этому способствовали усилия всех субъектов Российской  Федерации, Правительства по стабилизации экономики и финансов в  посткризисный  период, а также благоприятные для России внешние условия, сложившиеся в 1999 году.

Информация о работе Экономика и планирование городского хозяйства