Юридическая ответственность: понятие, виды, основания

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 00:32, курсовая работа

Описание работы

Представленная курсовая работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и список использованных источников.
В главе первой раскрывается понятия юридической ответственности и подробно рассмотрены ее принципы.
В главе второй более подробно рассмотрены общие характеристики и виды юридической ответственности.
Глава третья содержит в себе основания возникновения юридической ответственности.
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.
Источниками информации для написания работы по теме "Юридическая ответственность: понятие, виды, основания" послужили базовая учебная литература, Кодексы, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике "Юридическая ответственность", справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Работа содержит 1 файл

Курсавая по ОТП.docx

— 67.07 Кб (Скачать)

       а) составы административных проступков (основания ответственности);

       б) систему административных взысканий  и принципы их наложения;

       в) круг субъектов, имеющих  право налагать административные  взыскания;

       г) процедуру привлечения к  ответственности, ее процессуальную  форму.

     Нормативную основу административной ответственности  образуют многие нормативные акты. Особое место среди них принадлежит  Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях. Он кодифицировал республиканское законодательство об административной ответственности и значительно развил его. Наряду с материальными нормами (система взысканий, составы правонарушений и др.) кодекс содержит большое число административно-процессуальных норм, регулирующих производство по делам об административных правонарушениях.

     КоАП  является главным источником по ряду причин:

     1) он самый большой по объему  кодифицированный акт, регулирующий  административную ответственность;

     2) он регулирует общие вопросы  ответственности (систему взысканий,  принципы их применения, производство  по делам об административных  правонарушениях и др.);

     3) во многих актах прямо сказано,  что если в них не урегулированы  какие-то вопросы, нужно руководствоваться  общими нормами КоАП.

     Рассматривая  особенности содержания кодекса  об административной ответственности, следует прежде всего отметить, что он устанавливает ответственность не только различных категорий физических лиц, но и организаций.

     Соответствующими  статьями КоАП установлена более  суровая ответственность за повторное  совершение проступка лицом, которое  в течение года было подвергнуто  административному взысканию за такие же действия. Но если за первое деяние лицо было подвергнуто мерам  общественного воздействия, то вторичное (неоднократное) совершение аналогичного действия не может быть квалифицировано по статьям, устанавливающим более суровую ответственность, поскольку ранее административному взысканию виновный не подвергался.

     Особо хочется отметить необходимость  расширения процессуальных гарантий права  на защиту (права на юридическую  помощь, отвод должностных лиц, специалистов), осуществление личного досмотра, задержания транспортных средств, привода  и задержания граждан.

       Фактическим основанием для наступления  административной ответственности  является нарушение правовых  норм, охраняемых административными  санкциями, - административное нарушение  (административный деликт). Оно может  быть совершено виновно и невиновно.

     Действующее законодательство закрепляет принцип, что индивидуальные субъекты (граждане, должностные лица) несут ответственность  только за виновные действия - административное правонарушение. Что же касается организаций, то они отвечают за ряд административных нарушений независимо оттого, виновны  ли они. Субъекты, решающие вопросы  об их ответственности, не обязаны выяснять, доказывать наличие вины. Организации  в таких случаях несут ответственность  за то, что правило нарушено, за то, что произошло. Это называется объективным  вменением. От ответственности за неисполнение обязанности в таких случаях  освобождает только действие непреодолимой  силы. Объективное вменение, привлечение  к административной ответственности  за сам факт совершения административного  нарушения применяется прежде всего в отношении предпринимательской деятельности, в том числе к лицам, занимающимся ею без образования юридического лица.

     В ст. 2.1 КоАП Республики Беларусь содержится такое определение: «Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность».

     Можно выделить следующие его признаки:

     1. Это посягающее на общественные  отношения антиобщественное деяние, которое повлекло или могло  повлечь наступление вредных  последствий.

     2. Это противоправное деяние.

     3. Это виновное деяние, то есть  деяние волевое, сознательное. Отношение  правонарушителя к нему порицаемо. 

     2.3. Понятие и основные особенности уголовной ответственности 

     Будучи  элементом регулятивного правоотношения, уголовная ответственность выполняет  очень важную и весьма специфическую  функцию. Именно уголовная ответственность  выступает тем необходимым сообщающимся уголовно-правовым сосудом, через который  в одном направлении общественная опасность содеянного и личности преступника трансформируется в  объем и характер наказательного заряда; в другом же направлении, только в пределах объема уголовной ответственности, происходит фактическое изменение (ущемление) правового статуса, выступающего неизбежным следствием осуждения виновного лица. Иными словами, "генетически" уголовная ответственность связана с фактическим преступным деянием; функционально она сориентирована на виновное лицо с целью воздействия на его правовой статус; содержательно она неразрывна с осуждением и наказанием (в необходимых случаях) преступника. В этом плане вряд ли можно согласиться с мнением, что уголовная ответственность возникает только с момента осуждения лица, совершившего преступление. Правильней было бы сказать, что с этого момента начинается наиболее динамичная и наиболее важная форма реализации существующей с момента совершения преступления уголовной ответственности и до тех пор, пока не исчезнут отклоняющиеся (аномальные) отношения, содержанием (юридического характера) которых она выступает. Уголовная ответственность возникает не в зале судебного заседания, где провозглашается приговор, а на месте преступного события, в момент его совершения. Как это ни парадоксально воспринимается, но преступнику, а не судье принадлежит право вызвать к жизни уголовную ответственность, заложником которой он становится сразу же, как только преступит закон [4 стр.82].

     Уголовная ответственность в содержательном плане есть разновидность правоотношения, входящего в механизм уголовно-правового  регулирования.

     Как правоотношение уголовная ответственность  предполагает, прежде всего, свое содержание, суть которого выражается в осуждении (и наказании) лица, совершившего преступление, и принуждении его к исполнению правовой обязанности претерпеть в  связи с этим лишения личного  или имущественного характера: ограничение  правового статуса, в результате чего происходит своеобразная переакцентовка в сочетании его прав и обязанностей. Превалируют в этом случае обязанности, а подчиненное (ущемленное) положение занимают права. Объяснить это можно тем, что фактом совершения преступления виновный сам приводит в действие уголовно-правовую норму, сакцентированную на его правовой обязанности — принять как должное деформацию правового статуса, понести наказание и восстановить нарушенные законные права потерпевших. Только в таком контексте можно признать справедливым замечание о том, что ответственность является внутренним регулятором поведения. В этом плане как раз и находит свое выражение одна из функций уголовной ответственности — эффективно воздействовать на сознание и психологию преступника, чтобы вызвать положительную для общества психологическую "встряску" правонарушителя, переустройство его интеллектуально-волевых качеств.

     В этой связи можно заметить, что  объектом правоотношения уголовной  ответственности (в широком смысле) можно назвать правовой статус лица, совершившего преступление. Уголовно-правовые регулятивные отношения могут воздействовать на личные или имущественные блага лица, совершившего преступление, лишь через отношения уголовной ответственности. Именно это и обусловливает совпадение их совместного объекта воздействия. Говоря об ограничении правового статуса, следует особо подчеркнуть, что это лицо остается гражданином своего государства и имеет комплекс обязанностей и прав, предоставленных ему законом в связи с привлечением к уголовной ответственности. Сказанное еще раз подчеркивает мысль о том, что реализация уголовной ответственности происходит в строгих рамках конкретного регулятивного правоотношения, которое возникло в связи с совершением преступления.

       Субъектами правоотношений уголовной  ответственности являются, с одной  стороны, лицо, совершившее преступление (носитель правового статуса), с  другой — государство в лице  соответствующих органов. При  этом государство всегда имеет  право обязать виновного претерпеть  неблагоприятные для него последствия.  Это, однако, один аспект их  взаимоотношений (по нисходящей  линии). Другой заключается в том,  что преступник имеет право  требовать, чтобы ущемление его  прав и интересов происходило  в законных пределах и на  законной основе, а государство  обязано эти требования неукоснительно  соблюдать (взаимоотношения по  восходящей линии). Думается, что  анализ уголовной ответственности  с позиции ее содержания, структуры  и функции, т. е. с позиции  ее как отношения, значим главным  образом для правильного выявления  места и роли государственного  принуждения (а в конечном счете — и наказания) в структуре уголовного регулятивного правоотношения. Последнее же позволит определить социально-правовое значение уголовных санкций, их взаимодействие, с одной стороны, с уголовной ответственностью, а с другой - с уголовным наказанием.

     Изложенное позволяет выявить цепочку взаимосвязанных звеньев в решении вопроса о понятии уголовной ответственности. Суть этой взаимосвязи заключается в том, что уголовное регулятивное правоотношение может в полном объеме реализоваться лишь через уголовную ответственность, уголовную санкцию и в необходимых случаях — уголовное наказание. Уголовная ответственность, таким образом, выступает как правоотношение, возникающее между государством и преступником по поводу его личных или имущественных прав. Возникая в рамках регулятивного отношения, уголовная ответственность, однако, реализуется не сразу. Лишь в двух случаях она может быть прекращена мгновенно: либо с выстрелом, лишившим жизни приговоренного судом к смертной казни, либо со смертью (естественной или криминально-насильственной) творца преступного деяния. Во всех же остальных случаях уголовная ответственность реализуется в присущих ей формах, соответствующих определенным стадиям самого процесса ее реализации.

     На  первой стадии — привлечения к  ответственности — она может  реализоваться:

     а) в форме ограничений уголовно-процессуального  характера, применяемых к лицу, совершившему преступление (например, меры пресечения);

     б) в форме безусловного освобождения от уголовной ответственности (истечение  сроков давности привлечения к уголовной  ответственности и др.).

     Вторая  стадия — назначение наказания —  включает три формы реализации уголовной  ответственности:

     а) безусловное освобождение от уголовного наказания (истечение сроков давности исполнения обвинительного приговора  и др.);

     б) условное освобождение;

     в) реальное назначение уголовного наказания.

     В содержании третьей стадии — исполнение наказания — она реализуется:

     а) в форме ограничений, обусловленных  спецификой уголовно-исполнительных правоотношений;

     б) в форме замены одного вида наказания  другим, более мягким или более  тяжким (например, при злостном уклонении  осужденного от отбывания исправительных работ).

     Четвертая стадия — судимость (следствие уголовной  ответственности) — реализуется  в форме многообразных ограничений, предусмотренных различными отраслями  права (например, запрет на занятие  определенных должностей).

     Указанные стадии, обладая относительной автономностью, могут быть самостоятельными. Однако во всех случаях правоотношения уголовной  ответственности реализуют себя лишь в рамках уголовно-правовых отношений  регулятивного типа.

     Вместе  с тем было бы ошибочным отождествлять  регулятивные правоотношения с правоотношениями уголовной ответственности. Их совпадение (близость) заключается лишь в том, что они действуют в одних  и тех же временных параметрах: от совершения преступления до снятия всех уголовно-правовых ограничений  — судимости. Правоотношения уголовной  ответственности составляют лишь юридическое  содержание регулятивных. Далее. Функция регулятивных правоотношений заключается в том, чтобы наполнить правоотношения уголовной ответственности конкретным содержанием. Функция же правоотношений уголовной ответственности — в том, чтобы это содержание довести до лица, совершившего преступление. И наконец, задача регулятивных правоотношений — создать все необходимое для привлечения преступника к уголовной ответственности. Задача же правоотношений уголовной ответственности — реализовать эту ответственность либо частично, либо в полном объеме.

     Изложенное  позволяет определить уголовную  ответственность как правоотношения, возникающие с момента совершения преступления, в рамках которых и  на основании закона уполномоченный на это государственный орган  порицает (осуждает) преступное деяние, человека, его совершившего, ограничивает его правовой статус и возлагает  на него обязанность вынужденно претерпеть лишения личного или имущественного характера исключительно с целью восстановления нарушенных законных прав потерпевшего и положительной ресоциализации сознания и поведения преступника.

     Уголовная ответственность, будучи по своей социально-правовой функции объективной категорией, содержательно заключает в себе и субъективные моменты. Объективная  и субъективная ее стороны прежде всего выражают вовне специфику собственно ответственности как уголовно-правовой категории, которая, возникнув, существует объективно (реально), независимо от того, желательна она для лица, совершившего преступление, или нет. Кроме того, они отражают и глубину личного чувства ответственности. Объясняется это, очевидно, тем, что уголовная ответственность, возникшая как внешняя (по отношению к отдельному индивиду), социально-правовая форма взаимосвязи преступника с отдельным человеком или обществом, в результате интериоризации (т.е. перехода извне внутрь) способна породить, а в большинстве случаев и порождает, наряду с другими факторами социальной действительности, осознание людьми чувства ответственности по поводу благ других людей или общественных благ, охраняемых всем комплексом социально-правовых установлений. Этим в определенной степени можно объяснить то, что большое число людей соблюдают законы (в том числе и уголовные) в силу своей внутренней привычки, ставшей для них жизненной необходимостью [15 стр.110-111].

Информация о работе Юридическая ответственность: понятие, виды, основания