Лицензирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:16, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы состоит в том, чтобы на основе теории предпринимательского, административного и гражданского права провести комплексное исследование проблем регулирования лицензирования предпринимательской деятельности.

Содержание

Введение.
§1. Понятие и правовая база лицензирования.
1.1 Понятие лицензирования.
1.2 Правовая база лицензирования.
Заключение.
§2.Виды деятельности подлежащие лицензированию.Порядок лицензирования предпринимательской деятельности.
2.1Виды деятельности подлежащие лицензированию.
2.2Порядок лицензирования предпринимательской деятельности.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

контрольная по хоз праву..doc

— 88.00 Кб (Скачать)

                                         Содержание.

 Введение.

§

                                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         Введение.

Рассмотрение  проблем лицензирования предпринимательской  деятельности является достаточно актуальным, поскольку значительное число видов предпринимательской деятельности подлежит лицензированию. Также в современных условиях развития предпринимательства в России актуальной является проблема контроля государства в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов. Этот контроль преследует двоякую цель. Во-первых, с помощью контроля происходит упорядочение создания и деятельности предпринимателей. Так, с помощью контроля, избегается создание "фирм-однодневок", не способных отвечать по своим обязательствам, тем самым государство охраняет права и свободы своих граждан. Во-вторых, государство стремится извлечь доход для себя и защитить свои права, монополии на наиболее приоритетные виды деятельности.

Объектом исследования является лицензируемая предпринимательская деятельность. Предметом исследования стали нормативно-правовые акты, регламентирующие общие и специальные вопросы лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности, исследования ведущих ученых-юристов в области предпринимательского права, административного и гражданского права, а также теории государства и права.

Цель контрольной  работы состоит в том, чтобы на основе теории предпринимательского, административного и гражданского права провести комплексное исследование проблем регулирования лицензирования предпринимательской деятельности.

Авторы, занимающиеся проблемой лицензирования предпринимательской  деятельности. Среди них следует выделить работы Анохина В.С., Ваниева А.Г., Гандилова Т.М., Дойникова И.В., Ершовой И.В., Евдокимовой В.Н., Шестакова А.В.

§1. Понятие и правовая база лицензирования.

1.1 Понятие лицензирования.

Закон о лицензировании (ст. 2) дает следующее легитимное определение: «Лицензирование - это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий».

В юридической  литературе лицензирование рассматривают наряду с государственной регистрацией формой легитимации предпринимательства.1 Поэтому, решив заняться видами деятельности, осуществление которых требует специального разрешения, выдаваемого уполномоченными органами государственной власти, индивидуальный предприниматель должен в установленном законом порядке получить лицензию. Возникающие при этом правовые отношения между лицензирующими органами и предпринимателями являются правоотношениями «по вертикали», т. к. складываются в порядке государственного регулирования экономики при осуществлении особого вида публичной деятельности - лицензионной. При этом сам предприниматель берет на себя обязательства вести такую деятельность, соблюдая особенности, специальные установленные правила ее осуществления, а государство предоставляет ему право вести эту деятельность.

Лицензирование  представляет собой одно из средств  государственного регулирования рынка - единую систему оценки условий, содержания и результатов предпринимательской деятельности.

1.2 Правовая база  лицензирования.                                                             Правовая база лицензирования весьма обширна. Особую роль в ней играют законы, и, прежде всего Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Согласно ст. 18 Закона № 128-ФЗ федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 1 данного Закона, действуют в части, не противоречащей ему, и подлежат приведению в соответствие с ним. Значение этого акта в том, что в нем закреплен единый перечень лицензируемых видов деятельности и унифицирована процедура лицензирования.

В юридической  литературе отмечается, что в российском законодательстве о лицензировании на различных этапах его развития лицензия рассматривалась как:

1) документ (п. 1 Порядка ведения лицензионной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. № 1418);

2) право (ст. 2 Закона о лицензировании 1998 г.);

Закон о лицензировании 2001 г. устанавливает, что лицензией считается специальное  разрешение лицензирующих органов  на осуществление конкретного вида деятельности (абз. 2 ст. 2).

Правоспособность  юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в  момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц2. Приобретаемая на основании лицензии правоспособность обусловливает персонифицированный характер лицензии, т. е. лицензируемая деятельность может выполняться только конкретным индивидуальным предпринимателем-лицензиатом.

Гораздо более  удачно сформулировано определение  лицензии в Законе о лицензировании. В соответствии со статьей 2 Закона лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензионные требования и условия устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности. В этом Законе учитываются не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели.

                                        Заключение.

Специальное разрешение (лицензия) не является ограничением прав и свобод юридического лица или предпринимателя. В данном случае лицензия является разрешением государства на осуществление  деятельности, которая может повлечь  нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Правовую основу лицензирования составляют ст. 49 ГК РФ, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», акты субъектов РФ. Кроме того, порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется соответствующими положениями. Действие ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется на виды деятельности, перечень которых приведен в его ст.1 (страховая, нотариальная, биржевая, кредитных организаций и другие). Порядок лицензирования данных видов деятельности определяется специальным законодательством.

В любом случае юридическое лицо или предприниматель не могут быть ограничены в правах, иначе как в случаях, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано в суд. Таким образом, предметом лицензирования выступает особый круг общественных отношений, складывающихся в процессе профессиональной деятельности по предоставлению, отзыву, приостановлению, аннулированию лицензий, надзору за выполнением правил лицензирования, привлечению к ответственности за нарушение лицензионных отношений. Иными словами, речь идет об общественных отношениях по государственному воздействию на субъектов, осуществляющих отдельный вид деятельности.

§2.Виды деятельности подлежащие лицензированию. Порядок лицензирования предпринимательской деятельности. 

2.1 Виды деятельности подлежащие лицензированию.

В настоящее  время используется два основных критерия определения лицензируемых видов деятельности:

1) потенциальная опасность того или иного вида деятельности, т. е. возможность нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, культурному наследию народов РФ;

2) невозможность регулирования иными методами, кроме лицензирования.

Подготовка и  принятие Закона № 128-ФЗ сопровождались многочисленными высказываниями государственных деятелей о том, что перечень лицензируемых видов деятельности неоправданно расширен, служит источником коррупции и нуждается в радикальном сокращении. В конечном итоге перечень лицензируемых видов деятельности в Законе не подвергся столь резкому сокращению.

Законодатель  сделал основной акцент на сохранении лицензирования видов деятельности, связанных с техникой, технологиями, источниками повышенной опасности. В отдельные группы можно выделить виды деятельности, нарушение порядка осуществления которых может причинить ущерб здоровью граждан (фармацевтическая деятельность, производство лекарственных средств, деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения, медицинская деятельность, деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, производство дезинфекционных средств и т. п.), а также их правам и законным интересам (деятельность инвестиционных фондов, деятельность негосударственных пенсионных фондов, деятельность, связанная с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ, и т. п.).

Следует перечислить виды деятельности, на осуществление которых больше не требуется наличие лицензии:

- риэлтерская деятельность;

- издательская и полиграфическая деятельность;

- деятельность по производству, розливу и оптовой реализации минеральной и природной питьевой воды;

- реализация предметов антиквариата.

Отдельные виды деятельности, ранее не лицензировавшиеся, после вступления в силу Закона № 128-ФЗ подлежат лицензированию, например деятельность по продаже прав на клубный отдых (так называемый «таймшер»).

В ст. 5 Закона № 128-ФЗ прописано, что Правительство РФ определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности. В связи с этим в настоящее время принято Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности»,3 из которого следует, что функции по лицензированию в отношении наиболее распространенных видов деятельности, в частности, осуществляют:

- МВД России - негосударственная (частная) охранная и сыскная деятельность;

- Минздрав России - деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения; медицинская деятельность; фармацевтическая деятельность;

- ФСНС России - производство табачных изделий;

- Минсельхоз России - деятельность по разведению племенных животных, а также по производству и использованию племенной продукции (материала) (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд индивидуального предпринимателя); деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки;

- Минтранс России - перевозка морским и водным транспортом пассажиров и грузов; перевозка пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;

- Минтруд России - деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи;

- Минэкономразвития России - турагентская деятельность и деятельность по продаже прав на клубный отдых;

- Госкомспорт России - организация и содержание тотализаторов и игорных заведений.

Постановлением  Правительства «О лицензировании отдельных видов деятельности» утвержден Перечень тех видов деятельности, лицензирование которых помимо федеральных органов исполнительной власти находится в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ:

- производство дезинфекционных, дезинсекционных средств;

- ветеринарная деятельность;

- заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;

- заготовка, переработка и реализация лома черных металлов;

- публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале.

Необходимо обратить внимание на то, что если индивидуальный предприниматель осуществляет несколько лицензируемых видов деятельности, то потребуется лицензия на каждый вид.

2.2 Порядок лицензирования предпринимательской деятельности. 

Для получения  лицензии соискатель представляет следующие  документы:

1) заявление о предоставлении лицензии с указанием:

- фамилии, имени, отчества, места жительства индивидуального предпринимателя;

Информация о работе Лицензирование предпринимательской деятельности