Лицензирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 15:16, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы состоит в том, чтобы на основе теории предпринимательского, административного и гражданского права провести комплексное исследование проблем регулирования лицензирования предпринимательской деятельности.

Содержание

Введение.
§1. Понятие и правовая база лицензирования.
1.1 Понятие лицензирования.
1.2 Правовая база лицензирования.
Заключение.
§2.Виды деятельности подлежащие лицензированию.Порядок лицензирования предпринимательской деятельности.
2.1Виды деятельности подлежащие лицензированию.
2.2Порядок лицензирования предпринимательской деятельности.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

контрольная по хоз праву..doc

— 88.00 Кб (Скачать)

- данных документа, удостоверяющего личность;

- лицензируемого вида деятельности, который индивидуальный предприниматель намерен осуществлять;

2) копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

3) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

4) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

5) сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с законодательством Российской Федерации соискатель лицензии несет  ответственность за предоставление недостоверных или искаженных сведений. Все документы должны быть приняты  по описи. Лицензирующий орган обязан вручить заявителю копию описи с отметкой о дате приема документов.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления  о предоставлении лицензии взимается  лицензионный сбор в размере 300 руб.

П. 2 ст. 9 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяется, что лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня получения заявления о предоставлении лицензии и необходимых документов. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа. Вместе с тем сохраняется возможность установления в положении о лицензировании конкретного вида деятельности более коротких сроков принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Если принято  положительное решение, соискателю лицензии направляется письменное уведомление  с указанием реквизитов банковского  счета и срока оплаты лицензионного  сбора. Это второй обязательный платеж в процессе лицензирования. Его размер составляет 1000 руб.

Федеральный закон  содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче лицензии:

- наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

- несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

В связи с  этим лицензирующий орган не вправе отказать в выдаче лицензии по причине  нецелесообразности хозяйственной  деятельности, в частности достаточности  того или иного вида товаров или услуг на рынке.4

Отказ в выдаче лицензии, а также бездействие  лицензирующего органа могут быть обжалованы в судебном и административном порядке.

После получения  документа, подтверждающего наличие  лицензии, индивидуальный предприниматель  вправе осуществлять указанный в этом документе вид деятельности. При этом передача лицензиатом своих прав и обязанностей, возникающих в связи с осуществлением лицензируемой деятельности, не допускается.

Лицензия - срочный  документ. Ст. 8 Закона определяется, что срок действия лицензии не может быть менее пяти лет и по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Таким образом, Законом подтверждается норма о том, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

При определенных обстоятельствах, например в случаях  изменения имени и места жительства индивидуального предпринимателя либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат обязан в течение пятнадцати дней подать заявление о переоформлении соответствующего документа (не позднее чем через 15 дней) с приложением документов, подтверждающих указанные обстоятельства. Одновременно лицензирующий орган вносит изменения в реестр лицензий. Переоформление осуществляется за плату в размере 100 руб. в течение 10 дней со дня получения заявления лицензиата. Лицензия теряет юридическую силу в случае прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Следует также  отметить, что лицензирующие органы имеют право приостановить действие лицензии. Эта мера применяется в  случае выявления неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Федеральным законом  предусмотрена возможность аннулирования  лицензии по решению лицензирующего органа или суда. В основном этот вопрос отнесен к ведению суда. Единственный случай, когда лицензирующий орган может принять решение об аннулировании лицензии, - это неуплата в течение трех месяцев лицензионного сбора. В иных случаях лицензия аннулируется по решению суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, по следующим основаниям:

- если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, культурному наследию народов РФ;

- если лицензиат в установленный срок не устранил нарушения, повлекшие за собой приостановление действия лицензии.

По своей юридической  природе приостановление лицензии и аннулирование лицензии близки к мерам административного принуждения. Как известно, эти меры подразделяются на административно-предупредительные, меры административного пресечения и меры административной ответственности. В связи с существующими противоречиями в законодательстве невозможно однозначно ответить на вопрос, к какому виду административного принуждения следует относить приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии.5

С точки зрения Кодекса об административных правонарушениях  приостановление действия лицензии нельзя рассматривать как административное взыскание. В ст. 3.2 Кодекса содержится исчерпывающий перечень административных наказаний, и приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии там не упомянуты. Однако некоторые авторы, определяя юридическую природу приостановления и аннулирования лицензии, рассматривая эти понятия как административно-правовую санкцию, указывают все же на подп. 5 п. 1 ст. 3.2 и ст. 3.8 Кодекса, где среди видов административных взысканий предусмотрено лишение специального права на срок до двух лет.

В юридической  литературе приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии нередко относят к мерам административного пресечения. Суть таких мер состоит в принудительном прекращении действий, которые могут повлечь возникновение противоправных событий или состояний.

Существующая  практика свидетельствует о том, что деятельность хозяйствующих субъектов без лицензии или с нарушением условий лицензирования является весьма распространенной. Естественно, это препятствует нормальному ходу экономических отношений, а для нарушителей могут наступить неблагоприятные последствия в виде ответственности: гражданско-правовой, административной либо уголовной.

                                   Заключение.

 В Российской Федерации каждый вправе свободно осуществлять предпринимательскую деятельность. Единственным обязательным требованием является требование государственной регистрации предпринимателя либо юридического лица. Исходя из указанного положения, за субъектами предпринимательской деятельности закреплена общая правоспособность, то есть они могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Лицензирование предусматривает осуществление мероприятий, связанных с выдачей лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Государство в лице компетентных органов, таким образом, осуществляет предварительный контроль за деятельностью, которая является потенциально опасной для общества.

При занятии  предпринимательской деятельностью, на которую, в соответствии с законодательством  необходимо специальное разрешение (лицензия) необходимо строго соответствовать  лицензионным нормам, не допускать  осуществление деятельности до получения таковой. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность с нарушением условий лицензии или без лицензии несет административную (ст.14.1 КоАП РФ) или уголовную ответственность (ст. 171 УК РФ). Равным образом и должностные лица органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, за неправомерный отказ или уклонение от выдачи лицензии привлекаются к уголовной ответственности (ст. 169 УК РФ).

Уяснение общих  положений в области лицензирования позволяет сконцентрировать свое внимание и на изучении особенностей правового регулирования, которое в настоящее время страдает недостатками.

                                    
 
 
 
 

                                     Список литературы.

1.ГК РФ ст. 49 часть 3/ Проспект – 2008г.

2.Глушко Е. Правовое регулирование лицензирования. // Закон. - 2001. - № 10. - С. 121-126.

3.Ионова Ж. А. Правовые проблемы легитимации предпринимательства. // Государство и право. -2007. - № 5.

4.Круглова Н.Ю., Хозяйственное право/ Кнорус ,2009г.

5.Морозкин Л. П. Лицензии получили прописку. // Учет, налоги, право. - 2002. - № 9. - С. 4.

6.Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности». // СЗ РФ. - 2002. - № 9. - Ст. 928.

7.Предпринимательское (хозяйственное) право. Под ред. Лаптева В.В., Занковского С.С./ М. Волтерс Клувер, 2006г.

8.ФЗ «О лицензировании  отдельных видов деятельности»,  ст.9, ч.3 абзац 4/ от 20 июля 2001г.

9.Федеральный  закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ  «О лицензировании отдельных видов деятельности». - М.: Проспект, 2003 г. 
 

Информация о работе Лицензирование предпринимательской деятельности