Местное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 11:07, реферат

Описание работы

Местное самоуправление в Российской Федерации - это такой способ организации и осуществления власти на местах, который "обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью" (ст. 130 Конституции РФ).

Местное самоуправление в Российской Федерации, записано в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"1, - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ, самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Содержание

1. Понятие и система местного самоуправления, её становление в России,

принципы ..........................................................................................................................................3

2. Органы местного самоуправления: структура, компетенции, формы деятельности, акты…………………………………………………………………………….……...12

3. Полномочия местного самоуправления ……………………………………...……18

4. Конституционные гарантии местного самоуправления …………………...………24

Список нормативно-правовых актов и используемой литературы ………………….32

Работа содержит 1 файл

конституционное право.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

1. Понятие и  система местного самоуправления, её становление в России,

принципы ..........................................................................................................................................3

2. Органы местного  самоуправления: структура, компетенции, формы деятельности, акты…………………………………………………………………………….……...12

3. Полномочия  местного самоуправления ……………………………………...……18

4. Конституционные  гарантии местного самоуправления …………………...………24

Список  нормативно-правовых актов и используемой литературы ………………….32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие и система местного самоуправления, её становление в России, принципы 

    Местное самоуправление в Российской Федерации - это такой способ организации  и осуществления власти на местах, который "обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью" (ст. 130 Конституции РФ).

    Местное самоуправление в Российской Федерации, записано в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"1, - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ, самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

    Местное самоуправление обеспечивает не только самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

    Согласно  Конституции РФ (ст. 12) органы местного самоуправления "не входят в систему органов государственной власти". В этом смысле тоже можно говорить о самостоятельности местного самоуправления в рамках его полномочий. Органы государственной власти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправления, однако осуществлять его не вправе. Они обеспечивают государственный контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.

    Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

    Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции РФ и Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.

    Не  являясь частью системы государственных  органов, органы местного самоуправления, как и все местное самоуправление в целом, - не только форма самоорганизации  населения для решения своих  задач. Это также форма осуществления публичной власти, власти народа. Вот почему деятельность органов местного самоуправления характеризуется такими свойственными органам государственной власти чертами, как наличие властных полномочий, обязательность принимаемых решений для всех физических, а также юридических лиц и организаций, находящихся на территории, в рамках которой действуют соответствующие органы местного самоуправления.

    Местное самоуправление создает условия  для приближения власти к населению, для гибкой системы управления на местах, хорошо приспособленной к местным особенностям. Оно способствует развитию инициативы и самодеятельности граждан и в конечном счете развитию муниципальной демократии.

    Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации. Территории муниципальных образований - городов, поселков, станиц, районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) и других муниципальных образований - устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций.

    Городское, сельское население независимо от его  численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.

    Территорию  муниципального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.

    Вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об упразднении внутригородских муниципальных образований, установлении или изменении их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города2.

    Установление  и изменение границ муниципального образования, в том числе при  образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных  образований, осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Изменение границ муниципального образования  не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают законом гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.

    Муниципальное образование действует в соответствии с уставом, примерное содержание которого определяется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 8).

    Устав муниципального образования разрабатывается  муниципальным образованием самостоятельно. Он принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.

    Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в  порядке, установленном законом  субъекта Российской Федерации. Основанием для отказа в государственной регистрации устава может быть только противоречие его Конституции РФ, законам Российской Федерации и законам соответствующего субъекта Федерации. Отказ в регистрации может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.

    Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

    Муниципальные образования вправе иметь собственную  символику (гербы, эмблемы и т.д.), отражающую исторические, культурные, социальные, экономические, национальные и иные местные традиции.

    Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации создают необходимые  правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление3.

    Важную  роль в этом деле играет Совет по местному самоуправлению в Российской Федерации, являющийся координационным  центром при Президенте Российской Федерации. Совет обеспечивает рассмотрение важнейших вопросов развития местного самоуправления и подготовку соответствующих предложений Президенту Российской Федерации4.

    Значит, местное самоуправление в Российской Федерации - это система организации и деятельности граждан, представляющая собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

    Местный референдум - голосование граждан  Российской Федерации, постоянно или  преимущественно проживающих в  границах одного или нескольких муниципальных  образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, а также уставами муниципальных образований. Согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ст. 16) местный референдум назначается органом местного самоуправления по собственной инициативе или по инициативе граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, в соответствии с уставом муниципального образования.

    Принятие  органом местного самоуправления решения  по существу вопроса, который в соответствии с уставом муниципального образования  может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим  возможность проведения референдума по данному вопросу.

    На  местный референдум не могут быть вынесены вопросы: о досрочном прекращении  или продлении срока полномочий, приостановлении полномочий органов  местного самоуправления, а также  о проведении досрочных выборов  органов местного самоуправления либо об отсрочке этих выборов; о формировании состава органов местного самоуправления, персональном составе органов местного самоуправления; об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц; о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования, о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

    На  местный референдум не могут быть вынесены также вопросы, не находящиеся  в ведении соответствующего муниципального образования. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны противоречить  законодательству Российской Федерации  и соответствующего субъекта Федерации.

    В местном референдуме имеют право  участвовать все граждане, проживающие  на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме  непосредственно и на добровольной основе.

    Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

    Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения его решений устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъекта.

    В настоящее время в Российской Федерации нет специального закона о местном референдуме. Сегодня, кроме упомянутых положений, на федеральном уровне устанавливается право каждого гражданина РФ участвовать в референдуме (ст. 32 Конституции РФ); признание референдума в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления (ст. 130 Конституции РФ), а также право главы местного самоуправления выносить на местный референдум проект положения (устава) о местном самоуправлении (Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации"5.

    Надо  сказать, что курс на развитие местного самоуправления в Российской Федерации может быть успешным, если при выборах в представительные органы местного самоуправления будет каждый раз формироваться достойный депутатский корпус. Именно от этого в значительной степени зависят эффективность работы представительных органов местного самоуправления, выполнение ими функций местного самоуправления, укрепление их авторитета среди населения.

    Вместе  с тем успешность этого курса  в немалой степени зависит  и от качественного состава тех, кто возглавляет местную администрацию, так как этот состав тоже определяется населением на выборах.

Информация о работе Местное самоуправление