Местное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 11:07, реферат

Описание работы

Местное самоуправление в Российской Федерации - это такой способ организации и осуществления власти на местах, который "обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью" (ст. 130 Конституции РФ).

Местное самоуправление в Российской Федерации, записано в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"1, - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ, самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Содержание

1. Понятие и система местного самоуправления, её становление в России,

принципы ..........................................................................................................................................3

2. Органы местного самоуправления: структура, компетенции, формы деятельности, акты…………………………………………………………………………….……...12

3. Полномочия местного самоуправления ……………………………………...……18

4. Конституционные гарантии местного самоуправления …………………...………24

Список нормативно-правовых актов и используемой литературы ………………….32

Работа содержит 1 файл

конституционное право.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

    В настоящее время правовой основой  выборов в органы местного самоуправления являются: Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также принятые органами государственной власти субъектов Федерации законы или Положения о выборах в органы местного самоуправления, уставы муниципальных образований.

    Если  законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов; представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования; в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления; полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти; законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований; истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, то применяется Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления"6.

    Кроме того, согласно Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ст. 11) в случае, если срок полномочий органа местного самоуправления истек или полномочия были досрочно прекращены, а соответствующий закон субъекта Российской Федерации о выборах отсутствует либо не может быть применен вследствие установленного судом его несоответствия Конституции РФ, федеральному закону, конституции, уставу, закону субъекта Федерации, соответствие которым является обязательным для проведения соответствующих выборов, выборы органа местного самоуправления проводятся на основе федерального законодательства, обеспечивающего конституционные права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. При этом законы субъектов Федерации применяются в части, не противоречащей федеральным законам.

    Избранным признается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших  участие в голосовании. При равенстве  голосов избранным признается кандидат, зарегистрированный раньше.

    Выборы  признаются недействительными, если нарушения, допущенные при их проведении, не позволяют с достоверностью установить волеизъявление избирателей; если выборы были признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков, а также по решению суда.

    Если  выборы были признаны несостоявшимися или недействительными, назначаются повторные выборы, которые проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня первоначальных выборов или не позднее чем через три месяца со дня признания выборов недействительными.

    Одной из самых массовых форм непосредственной демократии, наиболее доступной гражданам и выступающей средством их самоорганизации, общественного самоуправления, являются собрания (сходы). Собрания (сходы) позволяют сочетать коллективное обсуждение вопросов и принятие решений гражданами с личной активностью и инициативой - выступлениями, участием в голосовании и т.д. Тем самым собрания (сходы) играют важную роль в системе местного самоуправления, служат формой привлечения граждан к осуществлению самых разнообразных управленческих функций.

    Согласно  Закону Российской Федерации от 6 июля 1991 г. "О местном самоуправлении в Российской Федерации" (ст. 81) к  компетенции общих собраний (сходов), конференций граждан относились избрание органов территориального общественного самоуправления населения и принятие положений (уставов) о них; утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления населения по социально-экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их исполнении; решение других вопросов, относящихся к компетенции органов территориального общественного самоуправления населения, затрагивающих интересы населения соответствующих территорий. Особые права законодательство закрепляло за общими собраниями (сходами) граждан, проживающих в сельских населенных пунктах и поселках. Вместо практиковавшегося прежде самообложения сельского населения, чтобы привлечь дополнительные средства населения на осуществление мероприятий по благоустройству и социально-культурному развитию сельских населенных пунктов, согласно Закону Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (п. "ж" ст. 21), а также Закону Российской Федерации от 16 июля 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России" (п. "м" ст. 1) были введены целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели, ставки сборов по которым в поселках и сельских населенных пунктах было решено устанавливать на собраниях и сходах жителей.

    В последние годы роль собраний, сходов граждан существенно изменилась.

    Если  прежде собрания (сходы) действовали  наряду с местными органами власти, то в настоящее время в небольших городских и сельских поселках собрания (сходы) граждан все чаще становятся органами населения и вместе с выборным главой местного самоуправления осуществляют все функции местного самоуправления, в рамках которого представительные органы в таких случаях не образуются.

    Изменился и порядок регламентации созыва и проведения собраний (сходов) граждан  как формы территориального общественного  самоуправления населения. Эти вопросы  решаются не на федеральном уровне, а на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые принимают уставы или положения, регулирующие вопросы осуществления местного самоуправления.

    Помимо  референдумов, выборов, собраний (сходов) граждан в практике местного самоуправления используются и другие формы непосредственной демократии: народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления и др.

    Составной частью системы местного самоуправления являются территориальное общественное самоуправление и другие формы участия  населения в осуществлении местного самоуправления.

    Под территориальным общественным самоуправлением  понимается самоорганизация граждан  по месту их жительства на части  территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

    К таким органам относятся советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов, советы или комитеты улиц, кварталов, домов.

    В систему местного самоуправления входят и общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации - формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры7. 

    2. Органы местного  самоуправления: структура,  компетенции, формы  деятельности, акты. 

    Важной  составной частью системы местного самоуправления являются органы местного самоуправления. К органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с федеральным законодательством, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, а также другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

    Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований обязательно.

    Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

    Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, численный состав которых определяется уставом муниципального образования. В уставе содержатся полномочия представительных органов местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке.

    Уставом муниципального образования могут  быть предусмотрены должность главы  муниципального образования - выборного  должностного лица, возглавляющего деятельность местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

    Глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    Согласно  уставу муниципального образования  избранный населением глава муниципального образования может быть наделен  правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на его заседаниях.

    Наименование  главы муниципального образования  и иных выборных должностных лиц  местного самоуправления и сроки  их полномочий определяются уставом  муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

    Согласно  уставу муниципального образования  его глава наделяется собственной  компетенцией по решению вопросов местного значения. Он непосредственно или  через образуемые им органы осуществляет управление муниципальным хозяйством, распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности, разрабатывает местный бюджет, обеспечивает его исполнение и выполняет другие исполнительно-распорядительные функции.

    Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования подотчетны населению непосредственно и представительному органу местного самоуправления.

    В уставе муниципального образования, помимо представительных органов и упомянутых ранее должностных лиц местного самоуправления, могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

    Наименование  органов местного самоуправления и  должностных лиц местного самоуправления, порядок их формирования, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (с учетом национальных, исторических и иных местных условий).

    Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органом государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.

    Согласно  Федеральному закону "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 18) депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.

    Срок  полномочий депутата, члена выборного  органа местного самоуправления, выборного  должностного лица местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Установленный  срок полномочий не может быть изменен  в течение текущего срока полномочий.

    Глава муниципального образования, депутат, член выборного органа местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

    Уставами  муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.

    Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации.

Информация о работе Местное самоуправление