Местное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:46, контрольная работа

Описание работы

Понятие «муниципальное право» — новое для нашего государствоведения, хотя вопросы муниципального управления, муниципального хозяйства в свое время являлись предметом исследования юристов и деятелей земского движения дореволюционной России, а также отдельных ученых 20-х годов.

Работа содержит 1 файл

mynicipal'noe_pravo.doc

— 110.00 Кб (Скачать)


12

 

Контрольная работа по предмету «Муниципальное право» 

Введение

 

              Понятие «муниципальное право» — новое для нашего государствоведения, хотя вопросы муниципального управления, муниципального хозяйства в свое время являлись предметом исследования юристов и деятелей земского движения дореволюционной России, а также отдельных ученых 20-х годов.

              Термины «муниципалитет», «муниципальное хозяйство» отражали политико-правовое и экономическое своеобразие исторически сложившейся городской общины. Слово «муниципалитет» происходит от латинского «мипизарют». «Мипиз» по латыни значит тяжесть, тягота, бремя, а «сарю» — беру, принимаю. Поэтому муниципалитетом называлось городское управление, берущее на себя бремя решения общегородских задач, распоряжения хозяйственными средствами. Появление термина «муниципалитет» относится к республиканской эпохе истории Древнего Рима: так назывались города, пользовавшиеся правами самоуправления. В настоящее время «муниципалитеты» — это избираемое городское и сельское самоуправление, хотя надо иметь в виду, что в некоторых странах (например, в США) муниципальным именуется лишь городское самоуправление.

              В законодательстве Российской федерации термин «муниципальный» применяется для характеристики как городского, так и сельского самоуправления. При этом, однако, надо учитывать, что в Конституции Российской Федерации используются понятия не «муниципалитет», «муниципальные органы», «муниципальное право», а «местное самоуправление», «органы местного самоуправления». Но, вместе с тем, в качестве одной из форм собственности Конституция Российской Федерации закрепляет муниципальную собственность, признавая право самостоятельного управления ею за органами местного самоуправления как городских, так и сельских поселении.

              Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» от 28 августа 1995 г. устанавливает, что термины «муниципальный» и «местный» и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления (ст. 1). Этот же Закон, регулируя вопросы законодательной базы местного самоуправления, прямо говорит о нормах муниципального права (ст. 7). Таким образом, имеются все основания именовать новую отрасль российского права муниципальным правом, которое по существу является правом местного самоуправления.

              Термин «муниципальное право Российской Федерации» употребляется в двух основных значениях. Во-первых, так называется совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений и составляющих отрасль правовой системы Российской Федерации, и, во-вторых, так именуется научная дисциплина — совокупность научных теорий и знаний, обобщающих данную область общественных отношений, практику реализации норм муниципального права. Кроме того, в соответствии с наименованием отрасли права и научной дисциплины муниципальным правом называется учебная дисциплина, изучение которой предусматривается учебными планами юридических вузов. Все эти понятия тесно взаимосвязаны друг с другом, ибо имеют общий источник: одну и ту же сферу общественных отношений, в которых находит свое воплощение местное самоуправление — признаваемая и гарантируемая государством самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения муниципальных образований по решению вопросов местного значения. Однако каждое из этих понятий — и отрасль права, и научная дисциплина, и учебная дисциплина, носящее одно и то же наименование, имеет свое специфическое содержание, свой предмет.

 

 

 

 

 


1. Муниципальное право как комплексная отрасль права

 

              Под муниципальным правом понимается комплексная отрасль российского права, представляющая собой сово­купность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие на местном уров­не жизни общества, то есть, на уровне местного самоуправления.

              Муниципальное право имеет комплексный характер, который проявляется в том, что многие общественные отношения, возникающие на местном уровне, регулируют­ся нормами других отраслей права, а именно: конституцион­ного, административного, гражданского, финансового, зе­мельного. В этом особенность муниципально-правовых норм, поскольку они одновременно являются и нормами основных отраслей права, и нормами муниципального права.

              Российское муниципальное право — это комплексная отрасль российского права, представляющая собой сово­купность правовых норм, закрепляющих и регулирующих:

      местное самоуправление, как самостоятельный институт гражданского общества, важнейшую форму народовластия;

      правовые, территориальные, экономические, финансовые основы местного самоуправления;

      организацию и формы осуществления местного самоуправления;

      предметы ве­дения и полномочия местного самоуправления,

      гарантии его осуществления, ответственность органов и должнос­тных лиц местного самоуправления.

Сам термин «муниципальное право» впервые в россий­ском законодательстве употребляется в ст. 7 Федерально­го закона «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г.

              Как известно, отрасли права различаются по предмету и методу правового регулирования. В характеристике отрасли права первостепенное значение имеет определение ее предмета, то есть совокупности тех специфических общественных отношений, которые нормами данной отрасли права регулируются и закрепляются.
              Таким образом, вопрос о предмете муниципального права – это, прежде всего, вопрос о характере, объеме и особенностях   общественных   отношений,   которые регулируются нормами муниципального права.
              Если определить в самом общем виде предмет муниципального права, то можно сказать, что им являются общественные отношения, возникающие в связи с организацией и деятельностью населения городских и сельских поселений по решению непосредственно или через образуемые им органы вопросов местного значения.
              Предмет муниципального права составляют следующие отношения:

1.      возникающие в процессе осуществления местного самоуправления гражданами путем прямого волеизъявления. К формам прямого волеизъявления относятся местный референдум, собрания, сходы граждан, выборы органов и должностных лиц мест­ного самоуправления, гражданская правотворческая инициатива, отзыв депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, инди­видуальные и коллективные обращения граждан в органы местного само­управления, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование и т. д.;

2.      возникающие с осуществлением деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по реше­нию задач местного значения и осуществлению отдельных государствен­ных функций;

3.      возникающие в связи с наличием финансово-экономической осно­вы местного самоуправления;

4.      возникающие в связи с установлением территориальной основы местного самоуправления;

5.      отношения гарантий местного самоуправления;

6.      отношения ответственности в системе местного самоуправления;

7.      отношения муниципальной службы в системе местного самоуправ­ления;

8.      взаимоотношения органов местного самоуправления и органов го­сударственной власти.

    К признакам отношений, составляющих предмет муниципально-правового регули­рования, относятся:

      отношения имеют локально-территориаль­ный характер;

      отношения носят комплексный характер, так как связаны с реализацией задач и функций местного самоуправ­ления во всех сферах местной жизни: экономической, бюджетно-финансовой, социально-культурной, охраны общественного порядка и др.

      обязательным субъектом муниципально-правовых отношений выступает либо население муниципального образования, которое непосредственно, то есть, путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, решает вопросы местного значения, либо орган или должностное лицо, наделенные полномочиями по решению данных вопросов.

              Под субъектами муниципально-правовых отношений следует пони­мать участников этих отношений. Сюда входят юридические и физичес­кие лица.

              Их можно классифицировать исходя из особенностей местного само­управления по группам:

      К первой группе можно отнести муниципальное образование и юридические лица, являющиеся хозяйствующими субъектами.

      Ко второй группе относится сообщество граждан, проживающих в пределах муниципального объединения, осуществляющих публичную власти путем принятия решений на выборах, референдумах, сходах, со­браниях.

      К третьей группе относятся отдельные физические лица, или групп лиц, вступающие в правоотношения с органами местного самоуправле­ния при реализации своего права на обращение в органы местного само­управления и правотворческую инициативу.

      В четвертую группу субъектов входят органы местного самоуправ­ления (представительные и исполнительные), а также иные создаваемые ими органы и органы территориального общественного самоуправления.

      Пятую группу составляют выборные должностные лица (депутаты, главы муниципальных образований, главы администраций, старосты).

      Шестую группу составляют государственные органы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

              Каждая отрасль права имеет свои методы правового регулирования, то есть специальные юридические средства и способы воздействия норм права на общественные отношения.
              Муниципальное право РФ, будучи комплексной отраслью права, использует методы, присущие другим отраслям права, однако в специфическом для данной отрасли права их соотношении и переплетении. Так, являясь отраслью публично-частного характера, муниципальное право использует в механизме правового регулирования сочетание   публично-правового   (императивного)   и частноправового (диспозитивного) методов правового регулирования.
              Императивный метод состоит в том, что в системе местного самоуправ­ления принимаются решения на местных референдумах, собраниях, схо­дах, представительными и исполнительными органами местного само­управления, должностными лицами местного самоуправления, которые обязательны к исполнению всеми субъектами правоотношений, действу­ющими в пределах границ муниципального образования.

              В случае невыполнения решений местного самоуправления, приня­тых в пределах его компетенции, наступает ответственность в соответст­вии с действующим законодательством.

              Императивный метод предусмотрен законодательством о местном са­моуправлении для депутатов и выборных должностных лиц.

              Диспозитивный метод заимствован из сферы частного права. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами и самостоя­тельно выступают в гражданском обороте. Они вправе заключать догово­ры с юридическими лицами, с государственными органами.

              Муниципальные образования являются собственниками муници­пальной собственности. От их имени органы местного самоуправления управляют и распоряжаются муниципальной собственностью.

              При формировании муниципальной собственности органы местного самоуправления приобретают движимое и недвижимое имущество путем заключения договоров купли-продажи и т. д.

              Таким образом, муниципальное право характеризуется сочетанием двух методов регулирования отношений в системе местного самоуправ­ления: императивного и диспозитивного, что и отличает его от других от­раслей права.

 

В основном, в сущностном плане, для местного самоуправления   как   публично-правового   института характерно, безусловно, преобладание публично-правовых методов правового регулирования. Однако, в тех сферах правового   регулирования   местного   самоуправления. которые  касаются   деятельности  его  органов  как юридических лиц, реализации их полномочий в сфере управления муниципальной собственностью, местными финансами   и   т.п.,   используются,   как   правило, частноправовые методы.
              Методы  правового  регулирования  во  многом ориентированы на способы правового регулирования, к которым теория права относит дозволение, обязывание и запрет. Для   муниципального права как комплексной отрасли права, характерно использование    в механизме правового регулирования таких способов  правового воздействия как дозволение и обязывание.
              Место научной дисциплины муниципального права в системе правовых наук, прежде всего, обусловлено особенностями  муниципального права, как комплекс­ной отрасли права. Ее соотношение и взаимосвязь с правовыми науками определяются соотношением муниципального права с отраслями российского права. Государственное право закрепляет осново­полагающие начала организации и деятельности местного самоуправления, разграничивает компетенцию РФ и субъектов РФ в области местного самоуправления. Наука государственного  права использует многие категории и понятия (местное самоуп­равление, органы местного самоуправления, компетенция орга­нов местного самоуправления, общие принципы организации местного самоуправления и др.), которые входят в научный аппа­рат муниципального права, как научной дисциплины. Научная дисциплина муниципальное право тесно взаимодей­ствует с науками административного права, финансового права, гражданского права, земельного права, экологического права. Данные отраслевые науки в рамках своих предметов исследуют многие вопросы, связанные с деятельностью муниципальных ор­ганов в разных сферах мест жизни. Научная дисциплина муниципальное право взаимодействует с этими отраслевыми науками, исследуя проблемы муниципальных служб, муниципальной собственности, местных бюджетов, муниципальных зе­мель и др. Таким образом, муниципальное право в силу комплексного характера предмета своего изучения интегри­рует теоретические знания ряда отраслевых юридических наук, касающиеся проблем деятельности  органов местного самоуправления, в целостную систему научных знаний о муниципальном праве. Формирование и развитие специальной правовой отрасли и научной дисциплины муниципального права - один из важ­нейших факторов, способствующих созданию и функционирова­нию в нашей стране эффективной системы местного самоуправления.

Информация о работе Местное самоуправление