Местное самоуправление

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 10:14, контрольная работа

Описание работы

Местное самоуправление гарантированно Конституцией РФ. Структура и функции органов местного самоуправления подробно расписана в соответствующем Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года. Данный закон является определяющим в плане определения компетенции, структуры и функций местного самоуправления.

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1: Сущность органов местного самоуправления 4
ГЛАВА 2: Структурная составляющая органов местного
Самоуправления 8
ГЛАВА 3. Организационно-правовой статус главы
муниципального образования 14
ГЛАВА 4. Местная администрация 17
ГЛАВА 5. Иные органы муниципального управления 21
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 27

Работа содержит 1 файл

местное самоуправление.docx

— 52.88 Кб (Скачать)

Введение                                                                                                                      3                               

ГЛАВА 1: Сущность органов местного самоуправления                                4         

ГЛАВА 2: Структурная составляющая органов местного

Самоуправления                                                                                                       8

ГЛАВА 3. Организационно-правовой статус главы

муниципального  образования                                                                              14

ГЛАВА 4. Местная администрация                                                                    17

ГЛАВА 5. Иные органы муниципального управления                                  21

Заключение                                                                                                              26

Список  использованных источников и литературы                                       27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

     Местное самоуправление гарантированно Конституцией РФ. Структура и функции органов местного самоуправления подробно расписана в соответствующем Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года. Данный закон является определяющим в плане определения компетенции, структуры и функций местного самоуправления.

     Целью контрольной работы является освещение вопроса о функциональной структуре местных органов самоуправления.

     Задачи контрольной работы:

  1. Определить сущность органов местного самоуправления;
  2. Рассмотреть структуры органов местного самоуправления;

     Материал, на который сделан основной упор – это Конституция РФ, Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Сущность органов местного самоуправления

     По действующему федеральному законодательству (Конституция РФ, ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.

     Обращаясь к понятию местного самоуправления, в первую очередь необходимо определить, что представляет собой местное самоуправление, какой характер оно носит в современном Российском государстве.

     Согласно закону, непосредственно регламентирующего местное самоуправление в РФ, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории РФ1.

     Местное самоуправление в Российской Федерации -- форма осуществление народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами,  –  законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций

     Органы местного самоуправления – это выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.

     Выделение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти означает их структурно-организационное обособление, но не функциональное.  ОМСУ  самостоятельны  лишь в пределах полномочий,

определенных  органами государственной власти.2

    ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ  дает

перечень  органов местного самоуправления, которые  закреплены в статье 34 главы 6 настоящего закона.

     Согласно данной статье, структуру органов местного самоуправления составляют:

  • представительный орган муниципального образования,
  • глава муниципального образования,
  • местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования,
  • контрольный орган муниципального образования,
  • иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

     В законе установлен перечень обязательных органов входящих в структуру местного самоуправления, которые в обязательном порядке должны быть в муниципальном образовании. Таковыми являются:

  • представительный орган муниципального образования,
  • глава муниципального образования,
  • местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования.

     Данный закон хоть и устанавливает обязательный перечень органов, которые должно иметь каждое муниципальное образование, но и не ограничивает перечень органов и должностных лиц, которые могут иметь в своей структуре органы местного самоуправления.

     Уставы ряда муниципальных образований содержит следующую структуру органов местного самоуправления.3

     1. Городская дума – представительный орган;

     2. Администрация города – исполнительно-распорядительный орган;

     3. Контрольно-счетная палата – контрольный орган;

     4. Глава города, который является председателем городской думы, – высшее должностное лицо.

     Для малочисленных сельских поселений закон предусматривает возможность совмещения функций главы муниципального образования, главы исполнительно-распорядительного органа и председателя представительного органа муниципального образования, что позволит сэкономить средства местного бюджета на содержание аппарата. Данная структура органов местного самоуправления, должна быть закреплена в уставе муниципального образования.

     Согласно данному закону уставом муниципального образования определяются такие организационные вопросы, как:

  • порядок формирования органов местного самоуправления;
  • компетенция органов местного самоуправления;
  • срок полномочий органов местного самоуправления;
  • формы подотчетности и подконтрольности органов местного самоуправления;
  • иные вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления.

     Число создаваемых органов местного самоуправления, их структура и объем компетенции различаются, как правило, в зависимости от следующих факторов:

  • типа муниципального образования;
  • численности жителей муниципального образования;
  • возможностей социально-экономического развития муниципального образования;
  • исторических и иных местных традиций;
  • национальных обычаев;
  • политических интересов;
  • других особенностей.

     В настоящее время наименования органов местного самоуправления весьма различны. В зависимости от исторических, национальных и иных местных традиций представительный орган местного самоуправления может называться дума, совет, муниципальный совет, сход, собрание представителей, рада, курултай, хурал, джирге, круге и т. п. Исполнительный орган местного самоуправления также может иметь различные наименования: администрация, мэрия, управа, префектура и т.п.4

     Закон (в ст. 34) устанавливает порядок определения структуры органов местного самоуправления в случае создания новых муниципальных образований и в случае их преобразования. В данном случае закон 2003 г. закрепляет два способа определения структуры органов местного самоуправления: непосредственно: населением на местном референдуме, а в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек – на сходе граждан; опосредованно: представительным органом муниципального образования.

     Установленная структура должна быть закреплена в уставе муниципального образования, в нем же должны отражаться и любые изменения в структуре органов местного самоуправления.

     Согласно закону (ст. 34) местный референдум или сход граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования проводится при наличии инициативы жителей этого образования. Такая инициатива должна поступить в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации об установлении границ вновь образуемого муниципального образования, и с ней должна выступить группа жителей, обладающих избирательным правом численностью не менее 3% от общего числа жителей образуемого муниципального образования, обладающих таким правом. Органы местного самоуправления взаимосвязаны между собой и представляют единую систему, в которой по закону 2003 г. реализован принцип разделения властей. 

ГЛАВА 2. Структурная составляющая органов местного самоуправления

     В связи с невозможностью осуществлять процесс принятия решений непосредственно всеми жителями возникла потребность во введении института представительства.

     Представительный орган местного самоуправления – это орган, избранный населением муниципального образования, обладающий правом представлять его интересы и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

     Действующее законодательство устанавливает, что в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек, представительный орган не формируется, а его функции осуществляются сходом граждан.

     Законодатель определил возможность закрепления двух способов формирования представительного органа муниципального района:

  • может избираться на муниципальных выборах;
  • может состоять из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района.

     Комментарии к действующему законодательству подчеркивают, что минимальная численность депутатов представительных органов поселений, в том числе городских округов, представлена следующим образом:

  • на численность жителей менее 1000 человек – 7 депутатов и более;
  • на численность жителей от 1000 до 10000 человек – 10 депутатов и более;
  • на численность жителей от 10000 до 30000 человек – 15 депутатов и более;
  • на численность жителей от 30000 до 100000 человек – 20 депутатов и более;
  • на численность жителей от 100000 до 500000 человек – 25 депутатов и более;
  • на численность жителей свыше 500 000 человек – 35 депутатов и более.5

     Следует отметить, что закон 1995 г. не регламентировал численность депутатов представительных органов муниципальных образований, устанавливая, что она определяется уставами муниципальных образований. До настоящего времени численность депутатов представительных органов местного самоуправления зависела от размера муниципального образования и составляла от 5 до 60 человек.6

     Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица и за ним закрепляется перечень вопросов исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г ст. 35. Вопросы исключительного ведения представительного органа – это вопросы, не требующие проведения референдумов, вопросов общественного мнения, публичных обсуждений в средствах массовой информации, на собраниях и сходах граждан и которые вправе решать только представительные органы местного самоуправления и не вправе решать никакой иной орган, именно эти вопросы определяют ведущую роль представительного органа в системе органов местного самоуправления.

Информация о работе Местное самоуправление