Правовое регулирование грузовых перевозок автомобильным транспортом

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 03:07, дипломная работа

Описание работы

Цель настоящего исследования заключается в изучении системы правового регулирования грузовых перевозок автомобильным транспортом, обнаружении недостатков правового регулирования и выработке предложений, направленных на совершенствование законодательства в указанной сфере, а также практике его применения.

Работа содержит 1 файл

Перевозка грузов автомобильным траспортом.doc

— 440.00 Кб (Скачать)

Полностью разделяя вывод о договорной природе отношений, связанных с подачей грузоотправителем заявки и ее принятием перевозчиком, а также обязательств по подаче транспортных средств под погрузку и их использование, возникающей из принятой перевозчиком заявки, добавлю к этому, что заявка грузоотправителя включает в себя все существенные условия обязательства по подаче транспортных средств и их использованию и отвечает всем требованиям, предъявляемым к оферте (ст. 435 ГК). Принятие указанной заявки (оферты) перевозчиком может квалифицироваться как акцепт оферты (ст. 438 ГК). Таким образом, обязательство по подаче транспортных средств и предъявлению грузов к перевозке и их использованию всегда возникает из договора: договора об организации перевозок либо из договора, заключаемого путем принятия перевозчиком заявки грузоотправителя, во всяком случае, не из «организационных предпосылок» или «завязки грузоперевозочного процесса». Действующий ГК не применяет термин «план перевозки». По этому же пути пошли и вновь принятые транспортные уставы и кодексы. Однако это не означает полную утрату элемента планирования перевозок грузов общественным транспортом. Дело в том, что основанием возникновения транспортного обязательства является принятая перевозчиком заявка (заказ) грузоотправителя на подачу соответствующих транспортных средств, что и является своеобразной формой планирования перевозок грузов.

Элементы своеобразного  планирования перевозок грузов просматриваются  и в содержании договора об организации  перевозок грузов (ст. 798 ГК). Если же отказаться от понятия «план перевозок» как основания возникновения транспортного обязательства, то следует признать такими основаниями принятую заявку (заказ), договор об организации и, конечно, договор перевозки (грузов, пассажира, багажа, грузобагажа). Таким образом, в соответствии с новым гражданским законодательством подача транспортных средств отправителю осуществляется не в соответствии с планом перевозок грузов, а на договорной основе, т.е. либо в соответствии с договором, либо путем подачи заявки (заказа) предполагаемым отправителем груза[57].

В договорах  об организации перевозок определяются предполагаемые объемы перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок. В соответствии с указанными договорами перевозчики обязуются в установленные сроки принимать грузы в согласованном объеме, грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозок. Перевозки грузов, предусмотренных указанными договорами, осуществляются на основании принятых заявок на их перевозки. Таким образом, договоры перевозки грузов автомобильным транспортом существенно отличаются от договоров перевозки грузов на других видах транспорта. Особенности технической и коммерческой эксплуатации автомобильного транспорта предопределяют существенные отличия договора автомобильной перевозки от договоров перевозки грузов на других видах транспорта. На автомобильном транспорте в силу его технических и организационных особенностей необходимо сначала достигнуть соглашения между грузоотправителем и перевозчиком об условиях перевозок (т.е. заключить договор перевозки) и лишь после этого на основе данного договора возможно направить перевозочные средства к пункту погрузки, находящемуся не в ведении и не на территории автотранспортной организации, для приема груза и перемещения его к пункту назначения.

2.2 Исполнение  договора перевозки грузов автотранспортом

На сегодняшний  день в необходимости осуществления  грузоперевозок, особенно автомобильным  транспортом никто не сомневается. Огромный грузооборот, осуществляемый этим видом транспорта, обеспечивает поддержку значительной части экономики  России.

Нынешнее законодательство достаточно четко определяет правила  осуществления перевозок и их документального оформления. Причем рыночные отношения заставляют все  больше и больше вопросов оставлять  на усмотрение участвующим в сделке по перевозке грузов сторонам. Естественным образом это касается прежде всего договора перевозки, в который наряду с обязательными могут быть включены любые условия, признаваемые сторонами в качестве таковых.

Надо отметить, что транспортное законодательство наряду с договором перевозки устанавливает необходимость оформления целого ряда сопутствующих перевозке документов, в которых должны найти свое отражение четко определенные сведения о перевозимом грузе, сторонах, участвующих в рассматриваемых отношениях, об условиях перевозки. Законодательство, императивно установив круг этих сведений, не оставило ничего на усмотрение грузоотправителя, грузоперевозчика или других лиц. Жесткие рамки формы таких документов обеспечивают точность и оперативность перевозки, а также защиту интересов сторон. Главное в данных отношениях – точно и неукоснительно следовать требованиям законодательства, предъявляемым к оформлению перевозок[58].

Вполне достаточно урегулированы не только правила осуществления и организации перевозок, но и правила погрузки и разгрузки.

Согласно Федеральный  закон от 08.11.2007 года №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного  электрического транспорта»[59] перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) регулярные  перевозки;

2) перевозки  по заказам;

3) перевозки  легковыми такси.:

Автотранспортные  предприятия и организации в  случае неподачи по их вине подвижного состава, предусмотренного согласованными месячными заданиями на перевозку грузов, обязаны по требованию грузоотправителей (грузополучателей) выделять подвижной состав для восполнения недогруза в течение следующего месяца данного квартала. Подвижной состав, не поданный в последнем месяце квартала, должен быть выделен в первом месяце следующего квартала[60].

При перевозке  опасных грузов должен быть сопровождающий. В соответствии с п. 2.5.1 приказа Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. №73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» за подбор этих лиц и их инструктаж ответственность несут руководители автотранспортных организаций.

Автотранспортная организация, выполняющая перевозку опасных грузов, осуществляет разработку маршрута их транспортировки. Выбранный маршрут подлежит обязательному согласованию с подразделениями ГИБДД МВД России. При разработке маршрута транспортировки автотранспортная организация должна руководствоваться следующими основными требованиями:

вблизи маршрута транспортировки не должны находиться важные крупные промышленные объекты;

маршрут транспортировки  не должен проходить через зоны отдыха, архитектурные, природные заповедники и другие особо охраняемые территории;

на маршруте транспортировки должны быть предусмотрены  места стоянок транспортных средств  и заправок топливом;

маршрут транспортировки  не должен проходить через крупные  населенные пункты (в случае необходимости  перевозки опасных грузов внутри крупных населенных пунктов маршруты движения не должны проходить вблизи зрелищных, культурно-просветительных, учебных, дошкольных и лечебных учреждений).

Согласованный с подразделениями ГИБДД МВД  России маршрут транспортировки действителен в срок, указанный в разрешении. В случае, когда такой срок не указан, опасный груз может перевозиться по согласованному маршруту в течение шести месяцев со дня согласования.

Автомобиль, перевозящий  опасный груз, должен быть внешне оформлен следующим образом:

на транспортное средство должны быть прикреплены информационные таблицы для обозначения транспортных средств;

кузова транспортных средств, автоцистерны, прицепы и  полуприцепы-цистерны, постоянно занятые  на перевозках опасных грузов, должны быть окрашены в установленные для этих грузов опознавательные цвета и иметь соответствующие перевозимому грузу надписи.

Практические  мероприятия по обеспечению наличия  средств индивидуального отличия  осуществляются автотранспортными  организациями совместно с грузоотправителями (грузополучателями).

Автотранспортная  организация при перевозке опасных  грузов обязана произвести дооборудование и оснащение транспортных средств  в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями, а также  организовать специальную подготовку или инструктаж обслуживающего персонала, занятого на работах с опасными грузами, и обеспечить его средствами индивидуальной защиты.

Правила перевозки  опасных грузов автомобильным транспортом  предъявляют определенные требования к водителям транспортных средств, управляющим транспортными средствами, предназначенными для перевозки опасных грузов. Так, водитель, выделяемый для перевозки опасных грузов, обязан пройти специальную подготовку или инструктаж. Водитель, временно занятый на перевозках опасных грузов, обязан пройти инструктаж по особенностям перевозки конкретного вида груза. Водители, постоянно занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский осмотр при поступлении на работу и последующие медицинские осмотры в соответствии с установленным графиком, но не реже одного раза в три года, а также предрейсовый медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных грузов. Водители, временно занятые на перевозках опасных грузов, обязаны проходить медицинский осмотр при назначении их на данный вид перевозок и предрейсовый медицинский контроль перед каждым рейсом по перевозке опасных грузов.

При организации  перевозки крупногабаритного или  тяжеловесного груза предварительно должен быть выбран маршрут движения с грузом. При определении маршрута должна быть оценена грузоподъемность и габариты инженерных сооружений на предлагаемом маршруте, чтобы обеспечить безопасность перевозки и сохранность автомобильной дороги и инженерных сооружений, должна быть оценена необходимость принятия иных мер по обеспечению безопасности движения на маршруте перевозки[61].

Основными требованиями к тентовым укрытиям кузовов автомобилей, перевозящих указанные в Положении  грузы, являются:

укрытие 100% площади  кузова автомобиля;

отсутствие зазоров  между тентовым укрытием и кузовом  автомобиля.

До начала совершения каких-либо действий по перевозке груза  автотранспортные предприятия или  организации заключают с грузоотправителями или грузополучателями договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом.

Прямым  договором на перевозку какого-то конкретного груза является основной документ на перевозку – накладная (товарно-транспортная накладная, коносамент и др.). Договоры же длительного срока действия между перевозчиком и потребителями транспортных услуг правильнее именовать договорами организации перевозки, транспортного обслуживания и т.п., отражая в них, как правило, только вопросы, которые являются специфическими для перевозок тех или иных грузов: сроки доставки, температурный режим, регулярность подачи (и куда) транспортных средств, особенности погрузки / выгрузки, тип подвижного состава, особые условия перевозки (с горки не спускать, на воздушной подушке и т.д.). Многие же другие вопросы, которые в обычных хозяйственных договорах могут быть предметом согласования сторон, в транспортном договоре таковыми не являются (за исключением допускаемых деталей, не влияющих на безопасность движения), и в договоре по ним достаточно положений, отсылающих к нормам, установленным в транспортном законодательстве.

Согласно ст. 785 ГК РФ, «по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату».

Договоры могут  заключаться на одну перевозку, на несколько  перевозок, на определенный срок.

На основании  плана перевозок грузов автотранспортные предприятия или организации заключают с грузоотправителями или грузополучателями годовые договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом.

Годовой договор  может заключаться также автотранспортным предприятием или организацией, со снабженческо-сбытовой или иной организацией, не являющейся грузоотправителем или грузополучателем. В этом случае в соответствии с договором организации, не являющиеся грузоотправителями или грузополучателями, пользуются правами и несут обязанности и ответственность, предусмотренные для грузоотправителей и грузополучателей.

По договору на перевозку грузов автомобильным  транспортом автотранспортное предприятие  или организация обязывается  в установленные сроки принимать, а грузоотправитель предъявлять  к перевозке грузы в обусловленном  объеме. В годовом договоре устанавливаются объемы и условия перевозок, порядок расчетов и определяются рациональные маршруты и схемы грузопотоков.

На перевозку  грузов грузоотправитель представляет в автотранспортное предприятие  или организацию при наличии  годового договора на перевозку грузов соответствующую заявку, а при отсутствии годового договора – разовый заказ.

Грузоотправитель  должен представить автотранспортному  предприятию или организации  на предъявляемый к перевозке  груз товарного характера товарно-транспортную накладную, которая составляется, как правило, в четырех экземплярах, которая является основным перевозочным документом и по которой производится списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем. При этом составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной подтверждается заключение договора перевозки груза[62].

Груз, на который  не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается, за исключением груза с сопровождением представителя грузовладельца в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей (п. 3 ст. 8 Закона).

Информация о работе Правовое регулирование грузовых перевозок автомобильным транспортом