Правовой режим имущества хозяйствующих субъектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 00:56, реферат

Описание работы

В гражданском обороте имеется множество юридических лиц и физических лиц - индивидуальных предпринимателей, которые занимаются хозяйственной деятельностью. Способы их создания различны. Субъекты хозяйствования могут создаваться собственниками имущества или уполномоченными ими органами, а также учредителями создаваемого юридического лица.

Содержание

Создание субъекта хозяйствования. Правовой режим имущества хозяйствующих субъектов………………………………………………………3
Договор купли-продажи в хозяйственной деятельности…………………….16
Список используемой литературы…………………………………………….22

Работа содержит 1 файл

Хозяйственное право Всё.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

     Количество  и перечень документов, необходимых  для государственной регистрации, зависят от вида субъекта хозяйствования. Для государственной регистрации реорганизуемых коммерческих и некоммерческих организаций дополнительно представляются передаточный акт или разделительный баланс и т.п.

     Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется регистрирующими органами в месячный срок со дня подачи всех необходимых документов. При необходимости получения дополнительных сведений о собственниках имущества (учредителях, участниках) регистрируемых коммерческих и некоммерческих организаций, а также о физических лицах, регистрирующихся в качестве индивидуальных предпринимателей, регистрирующих орган вправе продлить срок государственной регистрации до двух месяцев. На основании представленных документов и дополнительных сведений регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации либо об отказе в ней с указанием причин отказа. При принятии решения о государственной регистрации регистрирующий орган присваивает субъекту хозяйствования соответствующий регистрирующий номер и выдает свидетельство о государственной регистрации. На учредительных документах коммерческих и некоммерческих организаций проставляется штамп регистрирующего органа. Кроме того, регистрирующий орган в десятидневный срок представляет Министерству юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в

     Единый  государственный регистр юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей.

     При принятии решения об отказе в государственной  регистрации субъектов хозяйствования регистрирующий орган в пятидневный срок в письменной форме сообщает об этом лицу, обратившемуся за такой регистрацией. Основания для отказа в государственной регистрации предусмотрены актами законодательства. Решение об отказе в государственной регистрации субъекта хозяйствования может быть обжаловано в хозяйственный суд в установленном порядке.

     Также необходимо отметить, касаемо субъектов хозяйствования, и что же такое дееспособность и правоспособность.

     Дееспособность - это способность лица своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности. В отличие от физических лиц дееспособность юридических лиц, как и их деликтоспособность, является необходимым условием их правосубъектности. В соответствии со ст.44 ГК юридическим лицом может быть признана только такая организация, которая несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права.

     Правоспособность, как и дееспособность граждан, является общей, а правоспособность и дееспособность юридических лиц определяется в учредительных документах.

     Деликтоспособность представляет собой способность лица нести за свой счет гражданско-правовую имущественную ответственность по своим обязательствам. Деликтоспособность физических лиц возникает с достижением ими четырнадцатилетнего возраста (п. 3 ст. 25, ст. 943 ГК), а у юридических лиц - с момента их создания. Юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом (п. 1 ст. 52 ГК).

     Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы, как и другие участники гражданских правоотношений, также обладают деликтоспособностью. Они отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое может находиться только в республиканской или коммунальной собственности (п. 1 ст. 126 ГК).

     Особенность деликтоспособности иностранных государств заключается в возможности применения к ним принудительных мер ответственности только с их согласия. Так, согласно ст. 553 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, предъявление иска к иностранному государству, обеспечение иска и обращение взыскания на имущество иностранного государства, находящееся в Республике Беларусь, могут быть допущены лишь с согласия компетентных органов данного государства. Дипломатическим иммунитетом обладают также лица, указанные в ст. 555 и 556 ГПК Республики Беларусь2.

         Правовой режим имущества хозяйствующих субъектов.

     Имущественную основу ведения хозяйственной деятельности составляет право собственности. Определение права собственности, было сформулировано А.В. Бенедиктовым, согласно которому право собственности - это право индивида или коллектива использовать средства и продукты производства своей властью и в своем интересе3.

     В сочетании признаков «своей власти»  и «своего интереса» заключается специфическое отличие права собственности от других - как вещных, так и обязательственных прав на те же объекты. Право собственности представляет собой наиболее широкое по содержанию вещное право, которое дает возможность собственнику определять содержание и направления использования принадлежащего ему имущества (за исключением ограничений, устанавливаемых законодательными актами). В п. 1 ст. 210 ГК Республики Беларусь содержание права собственности раскрывается с помощью «триады» правомочий: владения, пользования и распоряжения, охватывающих в своей совокупности все возможности собственника.

     Под правомочием владения понимается юридически обеспеченная возможность иметь у себя данное имущество, содержать его (фактически обладать им, числить на своем балансе и т.п.). Правомочие пользования представляет собой юридически обеспеченную возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления. Оно тесно связано с правомочием владения, т.к. по общему правилу можно пользоваться имуществом только фактически владея им. Правомочие распоряжения означает юридически обеспеченную возможность определения судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (отчуждение по договору и т.д.).

     Собственнику  одновременно принадлежат все три  названных правомочия. Но иногда они могут принадлежать лицу, не являющемуся собственником. Владение лица, не являющегося собственником, может быть законным (титульным) и незаконным, т.е. не имеющим законного основания.

     Законным  владельцем имущества является, например, арендатор, который не только владеет и пользуется имуществом собственника-арендодателя по договору с ним, но и вправе с согласия последнего сдать имущество в поднаем (субаренду) другому лицу, внести в имущество улучшения, а значит, в определенных пределах распорядиться им.

     Незаконное  владение может быть добросовестное и недобросовестное. Добросовестным признается такое незаконное владение, при котором лицо не знало, и не должно было знать о незаконности своего владения. Недобросовестным признается такое незаконное владение, при котором лицо знало или должно было знать о незаконности своего владения. Таким образом, «триада» правомочий еще недостаточна для характеристики прав собственника. Главное, что характеризует правомочия собственника в белорусском гражданском праве, - это возможность осуществлять их по своему усмотрению (п. 2 ст. 210 ГК), т.е. самому решать, что делать с принадлежащим имуществом.

     Собственник вправе передавать свои права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом другим лицам, оставаясь его собственником (п. 2 ст. 210 ГК), например, при сдаче этого имущества в аренду. На этом основана, также возможность передать свое имущество в доверительное управление другому лицу, что не влечет перехода к последнему (доверительному управляющему) права собственности на переданное ему имущество. Следовательно, доверительное управление является одной из форм реализации правомочия распоряжения, а не установлением нового права собственности на данное имущество. В отношениях собственности взаимосвязаны две стороны: право обладания имуществом и получения доходов от его использования и обязанность несения связанных с этим расходов, издержек и риска. В этом смысле собственность обязывает владельца быть заботливым хозяином и расчетливым предпринимателем. Поэтому ст. 211 ГК подчеркивает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества (охрана, ремонт и поддержание в должном состоянии и т.п.), если иное не предусмотрено законодательством или договором. Собственник несет также риск случайной гибели, случайной порчи или случайного повреждения имущества, если иное не предусмотрено законодательством или договором (ст. 212 ГК). С этой точки зрения названная норма законодательства соотносится с правилами ст. 224 ГК, определяющими момент перехода права собственности на приобретателя имущества по договору, поскольку с этого момента на него переходит и указанный риск, если иное не предусмотрено законодательством или договором. Перенос риска случайной гибели или порчи имущества на других лиц возможен по договору собственника с ними, а также в силу указания закона, например, такой риск может нести как доверительный управляющий имуществом собственника, так и унитарное предприятие как субъект права хозяйственного ведения.

     В соответствии со ст. 13 Конституции собственность может быть государственной и частной. При этом государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государственная и частная формы собственности, в свою очередь, делятся в зависимости от круга субъектов права собственности.

     Субъектами  права частной  собственности  могут быть любые субъекты хозяйственной деятельности: индивидуальные предприниматели, юридические лица (кроме унитарных предприятий и учреждений, финансируемых собственником). Имущество, используемое в хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, обособляется от имущества иных лиц и отражается на самостоятельном балансе.

     Субъектами  права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Не могут выступать в качестве субъектов права собственности образования, не имеющие гражданской (имущественной) правосубъектности, в частности объединения граждан (физических лиц), не имеющие собственного имущества, обособленного от имущества их участников. Если же такое имущество потребуется создать и обособить, то осуществить это можно будет лишь способами, предусмотренными законодательством, а именно - создав один из видов юридических лиц.

     Поэтому «коллективной» или иной «формы собственности» Конституция и Гражданский кодекс не предусматривают. В государственной собственности может находиться любое имущество, в том числе изъятое из оборота (ст. 129 ГК); государство может приобретать имущество в собственность способами, которых лишены индивидуальные предприниматели и юридические лица (налоги, сборы, пошлины, реквизиция, конфискация, национализация). В то же время юридические лица отвечают по своим долгам всем своим имуществом, а индивидуальные предприниматели за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с законодательством. Таким образом, существует лишь одно право собственности с одинаковым для всех набором правомочий (содержанием), у которого могут быть лишь различные субъекты. С этой точки зрения право частной собственности является общим, собирательным понятием для права собственности частных (негосударственных) владельцев имущества, преследующих при его использовании свой частный, а не государственный интерес. В этом смысле оно противостоит праву государственной собственности4.

     Все индивидуальные предприниматели и  юридические лица являются частными собственниками принадлежащего им имущества. В этом качестве они могут быть собственниками любого имущества, в том числе различных видов недвижимости, включая земельные участки, предприятия как имущественные комплексы, а также иметь в собственности оборудование, транспортные средства и др. Объектом права собственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц не может быть имущество, изъятое из оборота, поскольку оно составляет объект исключительной собственности государства. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Для юридических лиц такие ограничения могут быть установлены законодательными актами. Таким образом, Гражданский кодекс предусматривает весьма широкие возможности для развития частной собственности и создает ей необходимые правовые гарантии. Юридические лица (за исключением унитарных предприятий и финансируемых собственниками учреждений) являются собственниками своего имущества, в том числе имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами). Долевой или иной собственности учредителей (участников, членов) на имущество юридического лица не возникает (если речь не идет об имуществе унитарных предприятий или учреждений либо об имуществе, прямо переданном в пользование, а не в собственность юридического лица). Иначе теряет смысл сама конструкция юридического лица.

Гражданский кодекс определяет также, что общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, допускаемые в имущественный (гражданский) оборот со строго целевым назначением, предусмотренным их уставами, вправе использовать принадлежащее им на праве собственности имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. Таким образом, будучи частными собственниками, они в большей степени ограничены в своих возможностях по сравнению с иными частными собственниками. Более того, в случае ликвидации таких организаций, их участники не получают прав на распределение части имущества, оставшейся после удовлетворения требований кредиторов, поскольку соответствующее имущество должно быть использовано в целях, прямо указанных в их учредительных документах. Применительно к праву государственной собственности ст. 215 ГК предусматривает, что субъектами государственной собственности выступают Республика Беларусь в целом и ее административно-территориальные единицы.

Информация о работе Правовой режим имущества хозяйствующих субъектов