Создание логистических центров в свободных экономических зонах

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение перспектив развития логистических центров Республики Беларусь в свободных экономических зонах Республики Беларусь.
Объектом анализа является – создание(функционирование) логистических центров.

Работа содержит 1 файл

готовый.docx

— 1.03 Мб (Скачать)

Введение

Республика Беларусь, находясь между  Евросоюзом и Россией и располагая резервами пропускной способности  автомобильных и железнодорожных  путей, имеет все предпосылки  для наращивания транзитных перевозок  наземными видами транспорта и объективно призвана играть роль транспортного  моста между Западом и Востоком.

Таким образом, решение задач по оптимизации доставки грузов транспортными  средствами и снижению затрат на перемещение  грузов подразумевает формирование в республике системы логистических, а в частности - транспортно-логистических центров.

В соответствие с программой развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года транспортно-логистические центры будут создаваться как на базе имеющихся терминалов, так и за счет строительства новых современных логистических комплексов. С целью привлечения иностранных инвесторов и предпринимателей целесообразно размещать логистические центры  в свободных экономических зонах, поскольку данные территории обладают особыми льготными условиями для ведения предпринимательства.

Особая, свободная или специальная  экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

В  соответствие с Законом Республике Беларусь от 7 декабря 1998 года  «О свободных  экономических зонах»,свободная экономическая зона (в дальнейшем – СЭЗ) – часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

Специальный правовой режим в СЭЗ  устанавливается в целях:

  • создания благоприятных условий для инвестиций и развития отдельных регионов и экономики Республики Беларусь;
  • внедрения наиболее прогрессивных ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий;
  • содействия международной интеграции и сотрудничеству(здесь можно выделить создание логистических центров как источника поддержания эффективного взаимодействия поставщика и покупателя, к примеру);
  • гармоничного сочетания на основе Конституции Республики Беларусь республиканских и местных интересов, интересов субъектов хозяйствования и граждан.

К примеру, в законодательстве Российской Федерации(Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации») прямо прописана роль логистических центров при создании СЭЗ. Так, цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы. Поэтому данная тема курсовой работы является важным ключом к пониманию роли создания  логистических центров и необходимости их создания в СЭЗах, а также к определению перспектив их развития в СЭЗах.

Поскольку, в соответствии с программой развития логистической системы Республики Беларусь на территории свободных экономических зон планируется создание логистических центров, данная тема является актуальной и необходимой для рассмотрения.

Так, к примеру, до 2015 года на территории свободной экономической зоны «Минск»  планируется создание трех логистических центров.

Один из них – логистический центр «Прилесье» – будет создан на пересечении автомобильных дорог Е30 (Берлин-Москва / М1) и У271 (Минск-Могилев / М4).Это будет первый транспортно-логистический комплекс в своем классе в Республике Беларусь. На территории комплекса разместятся складские помещения, интермодальные терминалы, административные здания, отели и рестораны, торгово-выставочные площади, заправочные станции, мойки, магазины, станции техобслуживания, парковочные места, одним словом, все то, что необходимо для организации полного комплекса транспортно экспедиционных услуг, автоматизации процесса управления грузовыми потоками и организации других видов услуг, сопутствующих перевозке грузов.

В районе Обчак уже реализуется инвестиционный проект ИП «БЛТ-Логистик»- создание в СЭЗ «Минск» «центра аутсорсинга» по предоставлению полного спектра логистических услуг.

А на территории Национального аэропорта  «Минск» планируется создание международного, мультимодального транспортно-логистического центра, который будет включать в себя таможенно-терминальный комплекс, информационно-логистический центр, бизнес-центр и т.д. Создание центра будет способствовать экономическому развитию и повышению загрузки аэропорта, позволит ему стать одним из крупнейших авиационных узлов в международной транспортной логистической сети Европы, повысит согласованность работы разных видов транспорта в организации смешанных и интермодальных перевозок, сфокусирует международные воздушные, автомобильные и железнодорожные грузопотоки через Беларусь.

Целью данной курсовой работы является определение перспектив развития логистических центров Республики Беларусь в свободных экономических зонах Республики Беларусь.

Объектом анализа является – создание(функционирование) логистических центров.

В ходе курсовой работы предполагается  рассмотреть понятие свободных  экономических зон, определить цели их создания (деятельности), рассмотреть примеры функционирования СЭЗ в Республике Беларусь, деятельность логистических центров на примере транспортно-логистических центров в СЭЗ.

Методологическую основу исследования составляют научные труды в области  конституционного, международного и  хозяйственного права.

При написании курсовой работы нами были использованы следующие методы научного исследования:

 

Виды  методов:  анализ, аналогия, дедукция, индукция, классификация, моделирование, наблюдение, обобщение, описание … 

1 часть Свободные экономические  зоны

Сегодня в мире действует около 4000 различных видов свободных  экономических зон (далее – СЭЗ), что свидетельствует об огромной популярности подобных экономических  образований в мире. Впервые они  появились в Западной Европе. Теперь же они распространились по всему  миру. Е. Верба, в своей статье, отмечает: “Создание свободных экономических зон рассматривается многими странами как средство, позволяющее привлечь в инвестиционную сферу иностранный и национальный капитал, расширить экспорт продукции (работ, услуг), обеспечить рост валютных поступлений, получить доступ к новым технологиям, повысить занятость населения, получить новые возможности для подготовки и переподготовки кадров, внедрения на практике передового мирового опыта в сфере организации, управления, насытить внутренний рынок высококачественными товарами.” [1, с. 3.]   Верба Е. Нужные свое и четкие зоны / Финансы, учет, аудит. – 1998. - № 6.

В научной литературе нет однозначного определения свободных экономических  зон. Это обусловлено многообразием  их типов, различием целей их создания и функций, которые они выполняют. Их постоянной трансформацией и модификацией в процессе их исторического развития.

Возможная классификация СЭЗ с  учётом особенностей каждой зоны позволяет  выявить последующую их типизацию, но уже на уровне самых существенных характеристик. При этом, по мнению профессора Т.П. Данько, наиболее важные черты СЭЗ должны рассматриваться в следующих аспектах:

- с точки зрения конкретных  экономико-организационных форм  хозяйственной деятельности, имеющих  преимущества в её пределах;

- с точки зрения экономических  отношений производства и распределения  необходимого и прибавочного  продукта, произведённого в свободных  экономических зонах;

- с точки зрения способности  к расширению и распределению  её границ на другие, связанные  с ней хозяйственные сферы,  отрасли, территории.

Основываясь на этих принципах Т.П.Данько даёт следующее определение свободных экономических зон: «под свободными экономическими зонами понимаются территории государства (государств), являющихся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определённой конкретной общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно-экономических отношений производства и распределения, способных к диффузионному расширению и распространению её границ».

Т.о. эта формулировка понятия «СЭЗ»  охватывает весь спектр явлений, связанных  с действием преференциального  режима хозяйствования. При таком  подходе можно говорить о том, что  свободная зона - это не только и не столько обособленная географическая территория, сколько скорее, часть  национального экономического пространства, где введена и применяется  определённая система льгот и  стимулов, не используемая в других его частях.

Приведём другое определение свободных  экономических зон. Так, В. И. Варанков трактует свободные экономические зоны как «инструмент селективного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. Т.к. свободная экономическая зона-это не только и не столько обособленная географическая территория, но скорее часть национального экономического пространства, охватывающая широкий спектр институциональных изменений, связанных с действием преференциального режима хозяйствования, который должен служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ определённого национального пространства, а не механизмов компенсации отсутствующих в этом пространстве факторов развития».(с. 28 Варнаков В. И. СЭЗ с аксцентом на человеческий капитал и технический потенциал региона //Региональная экономика: проблемы и перспективы. Материалы международной межвузовской конференции.-Гродно, 1998.)

Мировая практика создания СЭЗ свидетельствует, что претворение данного проекта  в жизнь основывается, прежде всего, на 3 неизменных составляющих:

    1. Осуществление проекта носит целевой характер.
    2. Достижение поставленных целей предполагает установление в СЭЗ системы льгот и привилегий.
    3. Пределы действия преференциального режима ограничивается определённой территорией.

Исходя из этих 3 неизменных составляющих С. Н. Абрамчук сводит понятие свободных экономических зон к следующему: «свободные экономические зоны - это самостоятельные территориально-географические анклавы с той или иной степенью обособленности от остального экономического пространства страны, на территории которых действует система льгот и привилегий, устанавливаемая для достижения определённых целей и задач».

В мировой практике существует широкое  разнообразие типов СЭЗ, каждая из которых  имеет свою специфику. Специфика  обусловлена множеством факторов и  их сочетание в каждом конкретном случае. В их числе следует указать месторасположение, конфигурацию, размер территории, на которой располагается СЭЗ; наличие и качество производственных и других ресурсов; особенности природных, экономических и других условий, в которых эти ресурсы реализуются; задачи, которые государство ставило перед собой и перед СЭЗ при её создании; функции, которые оно ему делегировало для решения поставленных задач и достижения намеченных целей; вид хозяйственной деятельности, разрешённый государством в СЭЗ; национальная принадлежность территории и др. Необходимо также отметить, что наряду с собственно свободными экономическими зонами в мировой практике существуют также  особые – оффшорные зоны.

Таким образом, классификация СЭЗ - это не просто перечисление их с  краткой характеристикой, это эволюция их развития, становления и функционирования. Это весьма длительный путь развития и преобразования простейших экономических зон в более совершенные, на региональном и локальном уровнях, используя принятие международных соглашений, позволяющих снимать таможенные и налоговые барьеры.

Абрамчук С.Н. в своей работе выделяет 2 различных концептуальных подхода к организации свободных зон: территориальный и функциональный. Согласно первому подходу, зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности, согласно второму подходу зона-это льготный режим, применяемый к определённому виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране.

Т.о.  можно говорить о  том, что результатом реализации первого подхода стало создание обширных административных районов  со статусом специальных зон (специальные  зоны Китая, зона «Манаус» в Бразилии), второго- точечных зон представленные отдельным предприятием (оффшорные фирмы в Карибском бассейне, в Бразилии). Наибольшее же практическое выражение получили производственные зоны в виде промышленных парков – небольших по размерам локальных территорий, где указанные различия обоих подходов нивелируются (Гонконг, Сингапур, Южная Корея, Мексика и др.)

Информация о работе Создание логистических центров в свободных экономических зонах