Создание логистических центров в свободных экономических зонах

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение перспектив развития логистических центров Республики Беларусь в свободных экономических зонах Республики Беларусь.
Объектом анализа является – создание(функционирование) логистических центров.

Работа содержит 1 файл

готовый.docx

— 1.03 Мб (Скачать)

На основе этих подходов  выделяются следующие виды свободных экономических зон:

  • Зоны свободной торговли - это компактные территориальные образования, выведенные за пределы национальной таможенной территории. Здесь осуществляются операции по складированию и адаптации ввезённых товаров к условиям рынка сбыта (упаковка, маркировка, контроль качества, простейшая доработка и т.д.). Преимущества этого типа зон состоят в том, что они требуют незначительных стартовых капиталовложений и характеризуются быстрой окупаемостью. Зоны свободной торговли охватывают  таможенные склады, в которых перерабатываются промышленные товары. Эти зоны организуют для оживления торговли, а также с целью переработки товаров. Как правило, здесь либерализуются торговые и таможенные законы применительно к внутреннему рынку страны. Эффект от этих зон достигается, во-первых, за счёт оживления торговли, во-вторых, переработки товаров для мирового рынка.
  • Промышленно-производственные зоны создаются, как территории со специальным таможенным режимом  (условиями), где промышленные компании производят экспортную или импортозамещающую продукцию, пользующиеся определёнными льготами. Главным здесь также является целевая структура экспорта, которая должна охватывать требования иностранных прямых инвестиций, технологий. Без этого условия невозможно в данных случаях стимулирование экспорта. Так как предприниматели  могут вкладывать свои инвестиции лишь в определённую структуру промышленности. Целевая установка таких зон в развитии и повышении  промышленного производства на данной территории, а также развитие связей между внешним и внутренним рынками.
  • Торгово-производственные зоны- являются результатом использования комбинации режимов зон свободной торговли и импортозамещающих производственных зон. Специальные торгово-промышленные  зоны представляют собой территории с льготным торговым режимом, где существует ряд преференций для инвестирования, развития промышленного производства, экспорта продукции.
  • Технико-внедрические зоны представляют собой территории, в которых сконцентрированы национальные и/или зарубежные исследовательские, проектные и научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой фискальных и финансовых льгот.
  • Сервисные зоны(оффшорные зоны)-представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и институтов, оказывающих  различные виды финансовых и нефинансовых услуг. К сервисным зонам относятся также оффшорные образования, где юридические лица, не ведущие на данной территории хозяйственной деятельности, пользуются упрощённым режимом регистрации и налоговыми льготами.
  • Комплексные зоны-  формируются путём введения особого льготного по сравнению с общим , режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований. (С.Н. Абрамчук)

1.2 Практика создания СЭЗ в Республике Беларусь

Мировая практика показывает, что  свободные экономические зоны являются одной из эффективных моделей  территориально-хозяйственного управления и способны обеспечить ускоренное развитие отдельных регионов страны за счет привлечения иностранных инвестиций и прогрессивных технологий. Поэтому  идея создания СЭЗ получила широкое  распространение и в Республике Беларусь.

В соответствие с Законом Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года, свободная экономическая зона – часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

В Республике Беларусь создано шесть  свободных экономических зон (СЭЗ  «Брест» создана в 1996 г., СЭЗ «Минск» (1998г.), СЭЗ «Гомель-Ратон» (1998г.), СЭЗ «Витебск» (1999г.), СЭЗ «Могилев» (2002г.) и СЭЗ «Гродноинвест» (2002 г).с целью привлечения иностранных инвестиций для развития регионов.

Резиденты СЭЗ имеют особый порядок  регулирования предпринимательской  деятельности.

Резиденты СЭЗ уплачивают ограниченное количество налогов. Кроме того, по ряду налогов предоставляются преференции  по сравнению с общереспубликанским  налоговым режимом.

http://president.gov.by/press28534.html

Что касается налоговых льгот, резиденты СЭЗ освобождаются  от налога:

  • на прибыль сроком на 5 лет с момента ее объявления, включая первый прибыльный год, по истечении – в размере 50 процентов от установленной ставки, но не более 12 процентов;
  • на недвижимость по основным средствам (объектам незавершенного строительства), расположенным на территории соответствующих СЭЗ, и транспортным средствам, независимо от направления использования указанных основных средств (объектов незавершенного строительства) и транспортных средств;
  • на приобретение автомобильных транспортных средств, независимо от цели их приобретения.

НДС уплачивается в размере 50 процентов от подлежащей уплате суммы указанного налога с оборотов по реализации на территории Республики Беларусь товаров собственного производства, которые произведены резидентами СЭЗ на ее территории и являются импортозамещающими, в соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.03.2010 № 315.

При ввозе иностранных  и отечественных товаров на территорию свободных экономических зон и при вывозе продукции собственного производства с территории свободных экономических зон таможенные пошлины не взимаются и меры экономической политики не применяются.

Специальный правовой режим  для резидентов СЭЗ остается неизменным в течение семи лет с даты регистрации в качестве резидентов СЭЗ.

 

 

 

 

2 часть

2.1.Виды логистических центров в Республике Беларусь и их размещение в свободных экономических зонах.

 

Мировой экономический опыт показывает что, важнейшим фактором роста экономики является формирование логистической системы, охватывающей различные сферы деятельности в стране. В индустриально развитых странах логистика давно поставлена на службу повышения эффективности управления движением материальных потоков. В современной рыночной среде процесс совершенствования логистического управления товародвижением объективно приводит к усилению интеграции организаций, участвующих в перемещении товаров. Возникает необходимость регулирования всей системы движения товаров, при этом эффективность цепи поставок определяется уровнем организационного оформления хозяйственных связей всех участников товародвижения.

Объекты логистической системы в зависимости от поставленных перед ними целей могут отличаться превалирующими видами деятельности (специализацией), набором осуществляемых функций, местоположением, размерами и архитектурно-планировочными решениями. Они могут представлять собой как специализированные или многопрофильные логистические комплексы, так и мультимодальные логистические узлы, формирующиеся при объединении комплексов. Единственно обязательным условием для всех логистических объектов является внедрение инновационных технологий в процессы производства и управления, а также повышенные требования к качеству услуг.

Для достижения цели формирования стройной структуры логистической системы на территории Республики Беларусь логистические объекты необходимо дифференцировать по уровню обслуживания товаропотоков и работы транспортных систем.

В соответствие с Программой развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года предполагается, что основными логистическими объектами системы станут различные логистические центры.

Так, логистическая система Республики Беларусь включает совокупность логистических центров. В зависимости от отраслевой направленности различают транспортно-логистические, оптово-логистические (торговые) и многофункциональные логистические центры, согласно приложению 2  Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года.

Рисунок 1  Классификация  Логистических центров в Республике Беларусь [Беларуская думка http://beldumka.belta.by/isfiles/000167_333205.pdf Никитенко П.Г. статья «Логистика как фактор эффективности» я потом оформлю все ссылки на литературу правильно, пока просто источник указываю, что он есть действительно!]

 

В данной курсовой работе мы остановимся на рассмотрении транспортных логистических центров и оптовых логистических центров.

Транспортно-логистические центры предназначаются для оптимизации внутренних и внешних материальных потоков, а также сопутствующих им информационных, финансовых и сервисных потоков с целью минимизации общих логистических затрат. Одной из важнейших задач транспортно-логистических центров является обработка транзитного грузопотока. Кроме того, транспортно-логистические центры будут осуществлять разработку, организацию и реализацию рациональных схем товародвижения на территории республики и других государств на основе организации единого технологического и информационного процесса, объединяющего деятельность поставщиков и потребителей материальной продукции, различных видов транспорта, банков, страховых организаций, подразделений таможни, органов импортно-экспортного контроля, организаций оптовой и розничной торговли и т.д. Конечной целью деятельности транспортно-логистических центров является оказание полного цикла транспортно-логистических услуг промышленным и торговым организациям по рационализации перевозочного процесса и гарантированной доставке грузов в оптимальные сроки, маршруты, виды транспорта и груза. Транспортно-логистические центры могут быть территориальными и региональными, общего назначения и ведомственными, а также специализированными по отдельным видам грузов и условиям их хранения. Они предназначаются для обслуживания перевозок, обработки грузов по месту нахождения клиента и обеспечения транспортно-экспедиционных и логистических услуг.

Основной функцией оптово-логистических (торговых) центров является поставка оптовых партий потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения отечественного и импортного производства непосредственно потребителям или организациям розничной торговли. На территории оптово-логистических центров размещаются склады для хранения и переработки мелких и крупных партий грузов общего назначения, склады с особым температурным режимом, а также площадки для приема, переработки и хранения грузов и контейнеров.

Помимо основной функции - осуществления оптовых поставок оптово-логистические центры выполняют множество сопутствующих функций, таких, как изучение спроса покупателей, заключение договоров на поставку товаров, организация продвижения товаров от производителей в места потребления, обеспечение хранения товаров, формирование торгового ассортимента, оказание дополнительных услуг в процессе продажи и послепродажной эксплуатации, логистические услуги и т.д.

Необходимо отметить, что  Программе развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года ориентирована на стимулирование процессов создания транспортно-логистических центров общего пользования. Так, транспортно-логистические центры общего пользования могут осваивать:

- неохваченные в настоящее  время транспортно-логистическим обслуживанием экспортно-импортные грузы, предъявляемые для перевозки небольшими партиями;

- транзитные грузопотоки,  которые тяготеют к терминальной  обработке на территории республики  и перевалке с автомобильного  транспорта на железнодорожный  транспорт и наоборот;

- контейнерные грузы.

Суммарный объем  работы транспортно-логистических центров общего пользования может составить 25 - 30 млн. тонн грузов в год.[ Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. №1249 "О Программе развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года"]

Целесообразность размещения региональных транспортно-логистических центров общего пользования в областных городах республики обоснована наиболее развитыми транспортными узлами, промышленными и торговыми объектами, местами массового зарождения спроса на комплексное транспортно-экспедиционное обслуживание. Немаловажной особенностью создания региональных транспортно-логистических центров в областных городах республики является то, что практически все они расположены в местах прохождения международных транспортных коридоров.

Таким образом, для совершенствования  организации перевозок внешнеторговых и транзитных грузопотоков необходимо предусмотреть размещение региональных транспортно-логистических центров общего пользования в первую очередь в свободных экономических зонах "Минск", "Брест", "Витебск", "Гомель-Ратон", "Гродноинвест", "Могилев". Учитывая, что не все свободные экономические зоны располагают значительными свободными территориями (60 - 100 га) для строительства транспортно-логистических центров общего пользования с возможностью использования железнодорожного и воздушного транспорта для организации смешанных перевозок грузов, планируется обеспечить при необходимости подготовку и внесение в установленном порядке предложений по изменению границ свободных экономических зон с учетом планируемого строительства транспортно-логистических центров общего пользования. В соответствие с Программой развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года  не исключается возможность подготовки по результатам проработки проекта решения Главы государства о передаче в ведение администраций свободных экономических зон земельных участков для размещения транспортно-логистических центров общего пользования, не примыкающих непосредственно к территориям свободных экономических зон.

Информация о работе Создание логистических центров в свободных экономических зонах