Специальные субъекты торгового оборота: оптовые продовольственные рынки, товарные биржи, оптовые ярмарки, выставки и другое

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 08:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является всестороннее изучение правового режима осуществления деятельности специальными субъектами торгового оборота: оптовыми продовольственными рынками, товарными биржами, оптовыми ярмарками, выставками и др.

Для достижения поставленной цели при написании работы были поставлены следующие задачи:

1. Обозначить понятие специальных субъектов торговой деятельности;

2. Провести анализ арбитражной практики, вытекающей из споров с участием специальных субъектов торговой деятельности;

3. Охарактеризовать правовое положение товарной биржи по действующему законодательству Российской Федерации;

4. Рассмотреть особенности правового регулирования выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общая характеристика правового регулирования

специальных субъектов торгового оборота………………………….6

1.1. Понятие специальных субъектов торговой деятельности…………….6

1.2. Анализ арбитражной практики, вытекающей из споров

с участием специальных субъектов торговой деятельности…………12

Глава 2. Отличительные черты правового регулирования

отдельных специальных субъектов торгового оборота…………...18

2.1. Правовое положение товарной биржи………………………………...18

2.2. Правовое регулирование выставочно-ярмарочной деятельности

в Российской Федерации………………………………………………25

Заключение………………………………………………………………………...32

Список использованных источников и литературы…………………………35

Приложение………………………………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

Курсовая - Специальные субъекты торгового оборота.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

      Вопрос  о том, какие государственные  органы или общественные организации  объявляют выставку официальной  или официально признанной, в Концепции не оговаривается.

      В свое время в порядке исполнения Плана реализации основных предложений  вышеназванной Концепции был  разработан проект положения о порядке  присвоения выставочно-ярмарочным мероприятиям официального статуса, который направлялся  заинтересованным государственным органам и общественным организациям для изучения. Но дальнейшая его судьба осталась неизвестной.41

      Можно упомянуть и критерии Всемирной  выставочной ассоциации (УФИ), но они  относятся лишь к выставкам, имеющим  знак одобрения УФИ, а число таких выставок в России не превышает полусотни. Согласно правилам УФИ, одним из основных критериев международной выставки является состав участников, из которых не менее 20% должны быть иностранными экспонентами.

      Вместе  с тем Международный союз выставок и ярмарок также в ряде случаев присваивает знак МСВЯ тем выставочным мероприятиям, которые отвечают требованиям этого Союза. Поэтому можно сделать вывод о том, что выставочно-ярмарочные мероприятия, которые либо одобрены УФИ, либо имеют знак МСВЯ, можно считать официально признанными.42

      На  основании вышеизложенного можно  сделать вывод о том, что основной проблемой правового регулирования  выставочно-ярмарочной деятельности в  Российской Федерации на сегодняшний  день является отсутствие единого нормативного акта, регулирующего отдельные аспекты выставочно-ярмарочной деятельности. 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Проведенный в данной работе анализ позволяет  сделать следующие обобщающие выводы.

      На  сегодняшний день основным дискуссионным  вопрос в сфере правового регулирования специальных субъектов торгового оборота является вопрос о том, нужно ли принимать Торговый кодекс РФ.

      Представляется, что принятие Торгового кодекса  в нашей стране нецелесообразно. В частности, более детальное  регулирование деятельности специальных  субъектов торговли сужает их возможности в условиях острой конкурентной борьбы. Не нужно устанавливать дополнительные правовые основания для предъявления новых требований к торговым фирмам и индивидуальным предпринимателям.

      Арбитражная практика, связанная со спорами, вытекающими из деятельности товарных бирж, практически отсутствует. Видимо, это связано, в первую очередь, с тем, что деятельность товарных бирж в нашей стране на сегодняшний день очень слабо развита.

      До  сих пор основным документом, обобщающим арбитражную практику по товарным биржам, является Обзор практики разрешения споров, связанных с исполнением, изменением и расторжением биржевых сделок, утв. Письмом ВАС РФ от 3 августа 1993 года № С-13/ОП-250.

      На  основе анализа судебной практики по розничным рынкам, можно сделать вывод, что организовывать розничный рынок и предоставлять  на нем торговые места может только управляющая рынком компаний, имеющая разрешение на осуществление данного вида деятельности.

      При этом для получения разрешения достаточно предоставления документов, перечисленных в п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», требования о предоставлении каких-либо дополнительных документов являются незаконными.

      При проведении анализа правового регулирования  деятельности товарных бирж в Российской Федерации были выявлены следующие  пробелы действующего законодательства:

      1. На сегодняшний день в законодательстве отсутствуют какие-либо указания на организационно-правовые формы товарных бирж.

      Для устранения данного пробела правового  регулирования необходимо внести в законодательство изменения, направленные на установление положений, согласно которым биржи должны создаваться в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства. Это обусловлено тем обстоятельством, что извлечение прибыли не является основной целью деятельности биржи, хотя прибыль и может иметь место как побочный результат такой деятельности.

      2. При правовом регулировании деятельности товарных бирж пробелом действующего законодательство является отсутствие понятия биржевых сделок. В связи с этим необходимо внести в Закон о товарных биржах как общее определение понятия «биржевая сделка», так и определения всех существующих на практике видов биржевых сделок.

      Основной  проблемой правового регулирования  выставочно-ярмарочной деятельности в  Российской Федерации на сегодняшний  день является отсутствие единого нормативного акта, регулирующего отдельные аспекты  выставочно-ярмарочной деятельности.

      Кроме того, необходимо внести следующие  изменения в действующее законодательство:

      1. В Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» необходимо внести изменения с целью придания статуса «экспорта услуг» всем услугам, оказываемым иностранным экспонентам, участвующим в выставках на территории России (сдача в аренду выставочных и складских площадей и др. услуги). Именно в таком качестве рассматриваются подобные услуги в мировой практике.

      2. Необходимо внести изменения в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), утв. Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 года № 454-ст для присвоения выставочно-ярмарочной деятельности отраслевого кода, поскольку выставочный бизнес - это активно развивающийся вид предпринимательской деятельности, число участников которого возрастает.

      3. Необходимо на уровне федерального  законодательства установить разумную правовой защиты от чрезмерной активности иностранных выставочных компаний, предусматривающую для выставочных организаций иностранных государств более сложную процедуру получения разрешений на проведение выставок, а также учитывающую фактор взаимности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

      I. Нормативно-правовые акты

      1. Соглашение о развитии выставочно-ярмарочной  и конгрессной деятельности в  Содружестве Независимых Государств: Минск, 26 мая 1995 г. // Бюллетень международных договоров. 2008. № 3.

      2. Конвенция о временном ввозе: Стамбул, 26 июня 1990 г. // Таможенные ведомости. 1996. № 2.

      3. Таможенная конвенция о карнете  А.Т.А. для временного ввоза  товаров от 6 декабря 1961 г. // Таможенные ведомости. 1996. № 1.

      4. Конвенция о международных выставках:  Париж, 22 ноября 1928 г. (в ред. от 10 мая 1948 г.) // Текст Конвенции официально опубликован не был, размещен в СПС ГАРАНТ.

      5. Конвенция по охране промышленной  собственности: Париж, 20 марта 1883 г. (в ред. от 14 июля 1967 г.) // Вестник ВАС РФ. 1996. № 2.

      6. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 17 июля 2009 г.) // Российская газета. 1994. 8 декабря; Российская газета. 2009. 20 июля.

      7. О розничных рынках и о внесении  изменений в Трудовой кодекс  Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ (в ред. от 17 июля 2009 г.) // Российская газета. 2007. 10 января; Российская газета. 2009. 22 июля.

      8. Об основах государственного  регулирования внешнеторговой деятельности: Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ (в ред. от 2 февраля 2006 г.) // Российская газета. 2003. 18 декабря; Российская газета. 2006. 8 февраля.

      9. О третейских судах в Российской  Федерации: Федеральный закон  от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ // Российская газета. 2002. 27 июля.

      10. О торгово-промышленных палатах  в Российской Федерации: Закон  РФ от 7 июля 1993 г. № 5340-I (в ред. от 23 июля 2008 г.) // Российская газета. 1993. 12 августа; Российская газета. 2008. 25 июля.

      11. О товарных биржах и биржевой  торговле: Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-I (в ред. от 17 июля 2009 г.) // Российская газета. 1992. 6 мая; Российская газета. 2009. 23 июля.

      12. О принятии и введении в  действие ОКВЭД: Постановление  Госстандарта РФ от 6 ноября 2001 г.  № 454-ст // Текст Постановления официально опубликован не был, размещен в СПС ГАРАНТ.

      13. Об утверждении примерных правил  торговли на оптовом продовольственном  рынке: Приказ Минсельхозпрода  РФ и Роскомторга от 1 декабря  1994 г. № 292/95 // Текст Приказа официально опубликован не был, размещен в СПС ГАРАНТ. 

      II. Литература

      17. Беляева, О.А. Коммерческое право  России: курс лекций / О.А.Беляева. – М.: ЗАО Юстицинформ, 2009. – 77 с.

      18. Комментарий к Гражданскому кодексу  РФ: в 2-х т. Т. 1. Части первая, вторая ГК РФ / Под ред. Абовой Т.Е., Кабалкина А.Ю. – М.: Издательство Юрайт, 2009. – 540 с.

      19. Коммерческое (предпринимательское)  право: Учебник в 2-х т. Т. 2 / Под ред. В.Ф.Попондопуло. – М.: Проспект, 2009. – 274 с.

      20. Пугинский, Б.И. Коммерческое право  / Б.И.Пугинский. – М.: Зерцало, 2005. – 117 с. 

      III. Судебная практика

      14. Письмо Высшего Арбитражного  Суда РФ от 3 августа 1993 г. №  С-13/ОП-250 // Вестник ВАС РФ. 1993. № 10.

      15. Определение Высшего Арбитражного  Суда РФ от 15 июня 2009 года №  5380/09 // Текст Определения официально опубликован не был, размещен в СПС ГАРАНТ.

      16. Постановление ФАС от 11 августа  2009 г. № Ф04-4732/2009(12342-А03-32) // Текст Постановления официально опубликован не был, размещен в СПС ГАРАНТ. 
 

      IV. Материалы периодической печати

      21. Вавулин, Д.А. О комиссии по  товарным биржам при федеральной службе по финансовым рынкам / Д.А.Вавулин // Право и экономика. – 2005. - № 4. – С. 14 – 17.

      22. Васильев, М.Б. Поручение в договоре  с брокером / М.Б.Васильев // Вестник Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа. – 2005. - № 5. – С. 9 – 12.

      23. Иванова, Е.В. Фьючерсный контракт  / Е.В.Иванова // Международные банковские операции. – 2006. - № 4. – С. 42 – 45.

      24. Иванова, Е.В. Опционный контракт: феномены регулирования / Е.В.Иванова // Международные банковские операции. – 2006. - № 3. – С. 39 – 41.

      25. Кабулова, М. Нюансы «выставочного»  договора / М.Кабулова // Практическая бухгалтерия. – 2008. - № 2. – С. 29 – 31.

      26. Кочаненко, Е.П. Предпринимательская  деятельность: опыт и перспективы  / Е.П.Кочаненко // Законодательство и экономика. – 2009. - № 7. – С. 22 – 26.

      27. Метелева, Ю.А. Правовое регулирование  выставочно-ярмарочной деятельности  в Российской Федерации / Ю.А.Метелева // Право и экономика. – 2007. - № 2. – С. 43 – 48.

      28. Руденко, А.В. Ярмарки в системе  форм взаимодействия субъектов товарного рынка / А.В.Руденко // Российский судья. – 2005. - № 10. – С. 38 – 41.

      29. Рязанова, Е. Лицензирование деятельности  товарных бирж, биржевых посредников  и биржевых брокеров, совершающих  фьючерсные и опционные сделки  в биржевой торговле / Е.Рязанова // Финансовая газета. - 2002. - № 28.

      30. Сидорова, Т.Э. Ярмарки и выставки-продажи  как участники торгового оборота  / Т.Э.Сидорова // Актуальные проблемы коммерческого права / Под ред. Б.И.Пугинского. – М.: Зерцало, 2005. – С. 162 – 174.  
 

Приложение 1 

Информация о работе Специальные субъекты торгового оборота: оптовые продовольственные рынки, товарные биржи, оптовые ярмарки, выставки и другое