Специальные субъекты торгового оборота: оптовые продовольственные рынки, товарные биржи, оптовые ярмарки, выставки и другое

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 08:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является всестороннее изучение правового режима осуществления деятельности специальными субъектами торгового оборота: оптовыми продовольственными рынками, товарными биржами, оптовыми ярмарками, выставками и др.

Для достижения поставленной цели при написании работы были поставлены следующие задачи:

1. Обозначить понятие специальных субъектов торговой деятельности;

2. Провести анализ арбитражной практики, вытекающей из споров с участием специальных субъектов торговой деятельности;

3. Охарактеризовать правовое положение товарной биржи по действующему законодательству Российской Федерации;

4. Рассмотреть особенности правового регулирования выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общая характеристика правового регулирования

специальных субъектов торгового оборота………………………….6

1.1. Понятие специальных субъектов торговой деятельности…………….6

1.2. Анализ арбитражной практики, вытекающей из споров

с участием специальных субъектов торговой деятельности…………12

Глава 2. Отличительные черты правового регулирования

отдельных специальных субъектов торгового оборота…………...18

2.1. Правовое положение товарной биржи………………………………...18

2.2. Правовое регулирование выставочно-ярмарочной деятельности

в Российской Федерации………………………………………………25

Заключение………………………………………………………………………...32

Список использованных источников и литературы…………………………35

Приложение………………………………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

Курсовая - Специальные субъекты торгового оборота.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

      При рассмотрении другого дела Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в своем Постановлении от 11 августа 2009 года № Ф04-4732/2009(12342-А03-32)17 удовлетворяя заявление о привлечении общества к административной ответственности за осуществление деятельности без лицензии, исходил из того, что общество, не являясь управляющей рынком компанией и не имея разрешения на право организации рынка, предоставляло торговые места в пределах розничного универсального рынка на платной основе индивидуальным предпринимателям, гражданам-продавцам у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также гражданам для осуществления ими торговой деятельности.

      При этом вынося решение суд исходил  из того, что порядок организации и осуществления деятельности розничного рынка регулируется специальным законом - Федеральным законом от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».18

      Пунктом 2 статьи 3 Закона N 271-ФЗ определено понятие «розничного рынка» как имущественного комплекса, предназначенного для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнении работ, оказанию услуг) на основе свободного определяемых непосредственно при заключении договора розничной купли-продажи и договоров бытового порядка цен и имеющий в своем составе торговые места.

      Пунктом 3 статьи 4 вышеуказанного Закона установлено, что рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.

      Согласно  положениям статей 3, 15 Закона № 271-ФЗ право предоставлять торговые места на розничном рынке специально оборудованное и отведенное торговое место принадлежит управляющей компании, то есть юридическим лицам, которым принадлежит рынок, состоящим на учете в налоговом органе по месту нахождения рынка и имеющим разрешение на право организации рынка, полученное в установленном законом порядке.

      Таким образом, на основе анализа судебной практики по розничным рынкам, можно  сделать вывод, что организовывать розничный рынок и предоставлять  на нем торговые места может только управляющая рынком компаний, имеющая разрешение на осуществление данного вида деятельности. При этом для получения разрешения достаточно предоставления документов, перечисленных в п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», требования о предоставлении каких-либо дополнительных документов являются незаконными. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 2. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ  ЧЕРТЫ ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ  СПЕЦИАЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ  ТОРГОВОГО ОБОРОТА 

      2.1. Правовое положение  товарной биржи 

      К товарным биржам относятся организации, содержание деятельности которых составляет формирование оптового рынка путем  организации и регулирования  биржевых торгов.

      Целью деятельности товарной биржи является посредничество в торговых операциях. Однако такое посредничество не подразумевает непосредственного совершения биржей торговых сделок. Торговая биржа организует деятельность коммерсантов, но сама при этом не является субъектом биржевых сделок.19

      Как посредник товарная биржа организует инфраструктуру биржевой торговли, вырабатывает правила заключения и исполнения биржевых сделок, обеспечивает коммерсантов необходимой информацией, организует процедуры разрешения споров между участниками биржевых торгов.

      Сообразно указанным целям деятельности товарной биржи урегулирован и ее правовой статус. В соответствии с легальным  определением товарная биржа - это организация  с правами юридического лица, формирующая  оптовый рынок путем организации  регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

      В законодательстве отсутствуют какие-либо указания на организационно-правовые формы товарных бирж. Однако из толкования действующего закона можно сделать вывод о том, что эти учреждения могут создаваться как в виде коммерческих организаций, так и в виде некоммерческих организаций.

      В любом случае биржи могут создаваться  в форме хозяйственных обществ, поскольку в соответствии с нормами Закона о товарных биржах доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%; членство в бирже дает право на получение дивидендов, если таковые предусмотрены учредительными документами.

      В то же время продекларированные законодателем цели создания биржи (биржа вправе осуществлять деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли) позволяют сделать вывод о том, что наиболее оптимальными организационно-правовыми формами бирж были бы формы, предусмотренные для некоммерческих организаций.

      Не  случайны поэтому предложения в  литературе внести в законодательство изменения, направленные на установление положений, согласно которым биржи  должны создаваться в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства. Это обусловлено тем обстоятельством, что извлечение прибыли не является основной целью деятельности биржи, хотя прибыль и может иметь место как побочный результат такой деятельности.20

      Законодатель  ограничивает сферу деятельности товарной биржи. По общему правилу бирже предоставлено право осуществлять деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли.

      В то же время биржа не вправе осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Вместе с тем это ограничение не распространяется на юридическое или физическое лицо, которое является членом биржи.21

      Другое  ограничение в деятельности товарных бирж связано с запретом осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции организаций, если указанные организации не ставят целью осуществление деятельности, непосредственно связанной с организацией и регулированием биржевой торговли.

      Как и другие юридические лица, товарные биржи вправе создавать филиалы и другие обособленные подразделения, учреждаемые в соответствии с законодательством.

      Биржа вправе заключать от своего имени  соглашения о сотрудничестве с иностранными юридическими и физическими лицами в пределах прав, предоставленных ей актами законодательства, в том числе заключать соглашения об импорте товаров, предназначенных для осуществления деятельности биржи, без права выставления этих товаров на биржевые торги. Биржа не имеет права на импорт товаров, предназначенных для выставления на биржевые торги или для использования в целях, не предусмотренных законом. Экспорт и импорт товаров, предназначенных для выставления на биржевые торги, осуществляются биржевыми посредниками или их клиентами в порядке, установленном законодательством.

      В целях защиты интересов своих  членов и осуществления совместных программ, в том числе для организации  совместных торгов, биржи могут создавать  союзы, ассоциации и иные объединения  для координации своей деятельности.

      Создание биржевых союзов подчинено требованиям антимонопольного законодательства. Так, запрещается создание биржевых союзов, ассоциаций и других объединений, если их образование противоречит требованиям антимонопольного законодательства. Равным образом являются недействительными соглашения и действия бирж, имеющие целью или влекущие за собой устранение либо ограничение конкуренции в биржевой торговле.22

      Использование в наименовании юридических лиц  слов «биржа» и «товарная биржа» также получило регламентацию. Организации, не отвечающие требованиям, предъявляемым к биржам, а также их филиалы и другие обособленные подразделения не имеют права на организацию биржевой торговли и использование в своих названиях слов «биржа» или «товарная биржа».

      Учредителями  биржи могут выступать любые физические и юридические лица. Исключение составляют: высшие и местные органы государственной власти и управления; банки, кредитные организации, получившие в установленном порядке лицензию на осуществление банковских операций; страховые и инвестиционные компании и фонды; физические лица, которые в силу закона не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность.23

      Применительно к участию в бирже законодателем  избрана категория «членство», которой объединяются и учредительство, и вступление в ее ряды после учреждения. Членами биржи могут быть юридические или физические лица, которые участвуют в формировании уставного капитала биржи либо вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи и стали членами биржи в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

      Для некоторых категорий лиц установлен запрет быть членом биржи. К таким  категориям отнесены: служащие данной или какой-либо другой товарной биржи; организации, если их руководители (заместители  их руководителей или руководители их филиалов и других обособленных подразделений) являются служащими данной биржи; государственные органы и органы местного самоуправления; банки и кредитные учреждения, получившие в установленном порядке лицензию на осуществление банковских операций; страховые и инвестиционные компании и фонды.

      При этом указанные учреждения могут  быть членами фондовых и валютных секций (отделов, отделений) товарных бирж; общественные, религиозные и благотворительные  объединения (организации) и фонды; физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

      Членство  на бирже возникает в порядке  и на условиях, установленных учредительными документами биржи. Статус члена  товарной биржи подтверждается соответствующим  свидетельством, выдаваемым биржей.

      Член  товарной биржи обладает рядом прав, которые позволяют ему реализовывать  его интересы в осуществлении  биржевой деятельности. В частности, членство на бирже дает право: участвовать  в биржевой торговле; участвовать в принятии решений на общих собраниях членов биржи, а также в работе других органов управления биржей в соответствии с положениями, установленными в учредительных документах, и другими правилами, действующими на бирже; получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами биржи, и другие права, предусмотренные учредительными документами биржи.24

      Вместе  с тем члены биржи, являющиеся учредителями биржи, могут иметь  особые права и обязанности на бирже вне сферы биржевой торговли при условии, что эти права и обязанности определены в уставе биржи и не нарушают равенства прав учредителей и других членов биржи в биржевой торговле. Указанные права предоставляются учредителям не более чем на три года с момента государственной регистрации биржи.

      Члены товарной биржи обладают различным  правовым статусом. Закон вводит две  категории членов биржи, которые  обладают различным объемом правомочий:

      - полные члены - лица, которые имеют  право на участие в биржевых  торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи;

      - неполные члены - лица, имеющие  право на участие в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе, отделении) и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и общем собрании членов секции (отдела, отделения) биржи.25

      Высшим  органом управления товарной биржи  является общее собрание членов биржи. Общее собрание членов биржи обеспечивает реализацию всех прав и обязанностей биржи и ее членов.

      Условием  начала биржевой деятельности на товарной бирже является получение ею лицензии, выдаваемой в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков.26

      На  основании вышеизложенного можно  сделать вывод о том, что на сегодняшний день в законодательстве отсутствуют какие-либо указания на организационно-правовые формы товарных бирж.

      Для устранения данного пробела правового регулирования необходимо внести в законодательство изменения, направленные на установление положений, согласно которым биржи должны создаваться в организационно-правовой форме некоммерческого партнерства. Это обусловлено тем обстоятельством, что извлечение прибыли не является основной целью деятельности биржи, хотя прибыль и может иметь место как побочный результат такой деятельности.

      В законодательстве отсутствуют легальные  определения биржевых сделок. В основном соответствующие дефиниции даются в экономической и юридической литературе и основаны на сложившейся практике использования соответствующих экономических инструментов.

Информация о работе Специальные субъекты торгового оборота: оптовые продовольственные рынки, товарные биржи, оптовые ярмарки, выставки и другое