Специальные субъекты торгового оборота: оптовые продовольственные рынки, товарные биржи, оптовые ярмарки, выставки и другое

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 08:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является всестороннее изучение правового режима осуществления деятельности специальными субъектами торгового оборота: оптовыми продовольственными рынками, товарными биржами, оптовыми ярмарками, выставками и др.

Для достижения поставленной цели при написании работы были поставлены следующие задачи:

1. Обозначить понятие специальных субъектов торговой деятельности;

2. Провести анализ арбитражной практики, вытекающей из споров с участием специальных субъектов торговой деятельности;

3. Охарактеризовать правовое положение товарной биржи по действующему законодательству Российской Федерации;

4. Рассмотреть особенности правового регулирования выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общая характеристика правового регулирования

специальных субъектов торгового оборота………………………….6

1.1. Понятие специальных субъектов торговой деятельности…………….6

1.2. Анализ арбитражной практики, вытекающей из споров

с участием специальных субъектов торговой деятельности…………12

Глава 2. Отличительные черты правового регулирования

отдельных специальных субъектов торгового оборота…………...18

2.1. Правовое положение товарной биржи………………………………...18

2.2. Правовое регулирование выставочно-ярмарочной деятельности

в Российской Федерации………………………………………………25

Заключение………………………………………………………………………...32

Список использованных источников и литературы…………………………35

Приложение………………………………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

Курсовая - Специальные субъекты торгового оборота.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

      Суть  сделок с передачей прав на реальный товар (которые также именуют  сделками «спот», кассовыми сделками или сделками на наличные («кэш»)) заключается в том, что участники биржевых торгов заключают договоры на приобретение реального товара, подлежащие исполнению немедленно (в срок до 14 дней). Эти сделки завершаются переходом товара от продавца к покупателю; при этом на одном из биржевых товаров происходит передача товара от продавца покупателю.

      Таким образом, предпосылкой заключения сделки «спот» является реальное наличие товара на складе (или по крайней мере его нахождение в пути следования на склад).

      Форвардная  сделка отличается от сделки «спот» только более длительными (более 14 дней) сроками поставки.

      Фьючерсные  сделки заключаются не столько с  целью приобретения реального товара, сколько с целью спекулятивного дохода, получаемого в результате перепродажи стандартного контракта и в результате этого изменения цен на товар, права на который подтверждаются отчуждаемым контрактом.

      При анализе экономической сущности фьючерсной сделки отмечается, что  при ее заключении одна сторона принимает  на себя обязательство в случае возникновения положительной вариационной маржи выплатить другой стороне в срок, оговоренный в контракте, сумму положительной маржи, а другая сторона принимает на себя обязательство в этот же срок выплатить первой стороне отрицательную маржу в случае образования таковой.27

      На  основании вышеизложенного можно  сделать вывод о том, что при  правовом регулировании деятельности товарных бирж пробелом действующего законодательство является отсутствие понятия биржевых сделок. В связи  с этим необходимо внести в Закон о товарных биржах как общее определение понятия «биржевая сделка», так и определения всех существующих на практике видов биржевых сделок. 
 
 
 

      2.2. Правовое регулирование выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации 

      В настоящее время в России не существует единого нормативного акта в области выставочно-ярмарочной деятельности. Различные аспекты этой деятельности регулируются как законодательными актами общего характера, так и нормативно-правовыми актами Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов РФ.28

      К международным договорам, регулирующим выставочно-ярмарочную деятельность, участницей которых является Россия, относятся: Парижская конвенция 1928 года о международных выставках29, Соглашение с государствами-участниками СНГ «О развитии выставочно-ярмарочной деятельности в СНГ» от 26 мая 1995 года30, Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров (Брюссель, 1990 года)31, Конвенция о временном ввозе (Стамбул, 1990 года)32, а также двусторонние соглашения РФ о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с иностранными государствами, содержащие отдельные положения, касающиеся выставочно-ярмарочной деятельности.

      Ряд федеральных органов исполнительной власти формирует ведомственную нормативно-правовую основу проведения выставок соответствующих отраслей.

      Самым первым международным нормативным  актом, регулирующим выставочно-ярмарочную деятельность, была Парижская конвенция 1928 года, которая регулирует проведение всемирных выставок.

      Конвенция рассматривает лишь принципиальные вопросы, касающиеся всемирных выставок: права и обязанности страны-организатора и стран-участниц выставки; классификация, периодичность и продолжительность  выставок. Рассмотрение же вопросов практического порядка возложено Конвенцией на Международное бюро выставок (МБВ), в которое входят правительства стран, подписавших Конвенцию. МБВ выработало типовые общие правила всемирных выставок, которые, по признанию некоторых юристов-международников, приобрели даже большее значение, чем сама Конвенция.

      Что касается национального законодательства, то далеко не во всех странах имеются  специальные законы о выставочно-ярмарочной деятельности. Такие законы, в частности, приняты в Италии, Франции, Испании, США и некоторых других странах.

      Российское  выставочное сообщество единодушно высказывается за принятие нормативно-правового  акта, регулирующего важнейшие стороны  выставочно-ярмарочной деятельности. Расхождения возникают лишь по вопросу  о том, требуется ли единственный комплексный правовой акт либо достаточно нескольких правовых актов, регулирующих отдельные аспекты выставочно-ярмарочной деятельности.

      Правительством  РФ 29 марта 2001 года была одобрена Концепция выставочно-ярмарочной деятельности в РФ, которой предусмотрены три блока вопросов, подлежащих нормативно-правовому регулированию.

      Первый  блок связан с государственным регулированием выставочно-ярмарочной деятельности. Он предусматривает определение  органа государственного регулирования  и его компетенции, порядка предоставления государственной финансовой поддержки выставочно-ярмарочной деятельности, процедуры предоставления финансово-экономической отчетности выставочными операторами и другие вопросы.

      Второй  блок вопросов связан с порядком организации и функционирования самого выставочно-ярмарочного мероприятия. Он предусматривает, в частности, требования к участникам выставочно-ярмарочных мероприятий, процедуру и критерии их допуска к участию и исключения из числа экспонентов, права и обязанности администраций выставок и ярмарок, процедуры разрешения споров и т.д.

      Третий  блок связан с порядком присвоения выставочно-ярмарочным мероприятиям официального статуса, составлением календаря выставок, имеющих такой статус, и выдачи разрешений на проведение таких выставок.33

      В Концепции подчеркивается, что основной проблемой является выбор формы  нормативно-правового регулирования. Предлагается либо разработать единый основополагающий нормативно-правовой акт в данной сфере и на его  основе нескольких специальных актов, развивающих положение общего акта (в том числе и на региональном уровне), либо создать комплекс специальных нормативно-правовых актов, каждый из которых будет регулировать отдельные вопросы, затрагивающие проблематику выставочно-ярмарочной деятельности.

      Также имеется мнение о том, что основные положения о выставочно-ярмарочной деятельности было бы целесообразно  урегулировать в Торговом кодексе  РФ.

      В частности, Т.Э.Сидорова пишет, что в  настоящее время подготовлены примерная  концепция и структура Торгового кодекса РФ, который должен стать правовой основой формирования российского товарного рынка, ведь ярмарки и выставки являются специальными субъектами торгового оборота.34 Безусловно, все вопросы, связанные с порядком их организации и проведения, невозможно урегулировать в одном акте. В Торговый кодекс РФ могут быть включены нормы, определяющие:

      - основные понятия, относящиеся к торговым ярмаркам, торговым выставкам, участникам ярмарок и выставок и организаторам выставочно-ярмарочной торговли и т.п.;

      - основу правового положения ярмарок и выставок; состав участников и принципы их взаимодействия; органы, правомочные принимать специальные нормативные акты, регламентирующие отдельные аспекты выставочно-ярмарочной деятельности.

      Конечно, если бы Торговый кодекс РФ был принят, в нем наверняка бы нашли отражение общие положения о выставочно-ярмарочной деятельности. Однако есть мнение, что, учитывая российскую правовую традицию, а также результаты многолетней научной дискуссии по вопросу о кодификации гражданского, хозяйственного, а теперь и торгового законодательства, такой кодекс принят в России не будет, по крайней мере, в обозримом будущем.

      Большинство участников выставочного сообщества склоняются к необходимости принятия единого  нормативно-правового акта, а именно Закона о выставочно-ярмарочной деятельности в РФ.35

      Кроме этого, совершенствование нормативно-правовой базы выставочно-ярмарочной деятельности предполагает внесение изменений в  ряд уже действующих законов.

      В частности, в Федеральный закон  от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»36 необходимо внести изменения с целью придания статуса «экспорта услуг» всем услугам, оказываемым иностранным экспонентам, участвующим в выставках на территории России (сдача в аренду выставочных и складских площадей и др. услуги). Именно в таком качестве рассматриваются подобные услуги в мировой практике.37

      Также необходимо внести изменения в Общероссийский классификатор видов экономической  деятельности (ОКВЭД), утв. Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 года № 454-ст38 для присвоения выставочно-ярмарочной деятельности отраслевого кода, поскольку выставочный бизнес - это активно развивающийся вид предпринимательской деятельности, число участников которого возрастает.

      Отечественный рынок выставочных услуг заслуживает  также разумной правовой защиты от чрезмерной активности иностранных  выставочных компаний. В связи  с этим хотелось бы отметить, что  выставочный рынок Европейского Союза, например, надежно защищен положениями Объяснительного Сообщения Комиссии Европейских сообществ (КЕС) № 98/С 143/02, предусматривающими для выставочных организаций стран, не входящих в Европейский Союз, сложную процедуру получения разрешений на проведение выставок, а также фактор взаимности.

      Проблема  выставочного приоритета также подлежит разрешению в законодательстве. Дело в том, что одной из основных целей  выставок (прежде всего, инновационных) является показ новейших образцов продукции, последних изобретений, полезных моделей, а также новых оригинальных товарных знаков, что может привести к раскрытию сущности изобретений, использованных в экспонатах. В связи с этим возникает вопрос: не будет ли это «порочить новизну» данных изобретений и можно ли себя каким-то образом обезопасить?

      Основным  международным соглашением, защищающим права добросовестных предпринимателей в области промышленной собственности, является Парижская конвенция 1883 года39, участниками которой являются 40 государств, в том числе Россия.

      Статья 11 этой Конвенции требует от стран-участниц предоставления временной охраны патентоспособных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также товарных знаков для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран, стимулируя тем самым демонстрацию новинок. То есть Конвенция устанавливает такое понятие, как выставочный приоритет.

      Право выставочного приоритета заключается  в том, что в случае подачи экспонентом  заявки на патент в стране, где демонстрировались на выставке его изобретения, модели или образцы, за ними сохраняется приоритет в установленный Конвенцией сроки.40

      Благодаря чему, факт экспонирования образцов на выставке не рассматривается как  порочащий новизну изобретения. Объекты промышленной собственности могут демонстрироваться широкому кругу посетителей без риска потери прав на последующую защиту.

      Такая охрана изобретений на выставках  является временной: она действует  лишь в том случае, когда в дальнейшем следует подача заявки на патент. Выставочный приоритет предусмотрен Конвенцией для изобретений и полезных моделей сроком на 12 месяцев, а для товарных знаков - на 6 месяцев. Основанием для установления выставочного приоритета служит справка выставочного комитета официальной или официально признанной международной выставки.

      Вместе  с тем возникает вопрос: как  определить статус выставки и какая  выставка является официальной или  официально признанной? Данный вопрос также не регулируется российским законодательством, а в Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в РФ дается только классификация выставок/ярмарок по географическому составу экспонентов. В частности, международной считается выставка, число иностранных участников которой составляет не менее 10% от общего числа экспонентов, а выставочное оборудование и предоставляемый набор услуг должны соответствовать международным стандартам.

      Выставкой с международным участием считается  мероприятие с числом иностранных  участников менее 10% от общего числа  участников. Но данная Концепция не является нормативным актом, поэтому ее положения не могут служить инструментом регулирования.

Информация о работе Специальные субъекты торгового оборота: оптовые продовольственные рынки, товарные биржи, оптовые ярмарки, выставки и другое