Адам Смит о теории стоимости и о четырех принципах собирания налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:08, реферат

Описание работы

Годичный труд каждого народа представляет собою первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты, потребляемые им в течение года и состоящие всегда или из непосредственных продуктов этого труда, или из того, что приобретается в обмен на эти продукты у других народов. В зависимости, поэтому от большего или меньшего количества этих продуктов или того, что приобретается в обмен на них, сравнительно с числом тех, кто их потребляет, народ оказывается лучше или хуже снабженным всеми необходимыми предметами и удобствами, в каких он нуждается.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Предмет и метод изучения Адама Смита…..……………………..5
1.1 Исследование о природе и причинах богатства народов………………7
Глава 2. Теория стоимости…………………………………………………..8
2.1 Четыре принципа собирания налогов…………………………………....13
Заключение……………………………………………………………….. …..15
Список литературы……………………………………

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТА1.docx5.docx

— 36.72 Кб (Скачать)

        

                                                  

                                    

              Реферат:

 На тему: «Адам Смит о теории стоимости и о четырех принципах собирания налогов» 

                                                                                   

   

                                        

                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание  

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1. Предмет и метод изучения  Адама Смита…..……………………..5

1.1  Исследование о природе и причинах богатства народов………………7

Глава 2. Теория стоимости…………………………………………………..8

2.1 Четыре принципа собирания налогов…………………………………....13

Заключение……………………………………………………………….. …..15

Список  литературы…………………………………………………………….17

 

                                 Введение

  Годичный труд каждого народа представляет собою первоначальный фонд, который доставляет ему все необходимые для существования и удобства жизни продукты, потребляемые им в течение года и состоящие всегда или из непосредственных продуктов этого труда, или из того, что приобретается в обмен на эти продукты у других народов. В зависимости, поэтому от большего или меньшего количества этих продуктов или того, что приобретается в обмен на них, сравнительно с числом тех, кто их потребляет, народ оказывается лучше или хуже снабженным всеми необходимыми предметами и удобствами, в каких он нуждается. Но это отношение у каждого народа определяется двумя различными условиями: во-первых, искусством, умением и сообразительностью, с какими, в общем, применяется его труд, и, во-вторых, отношением между числом тех, кто занят полезным трудом, и числом тех, кто им не занят. Каковы бы ни были почва, климат или размеры территории того или иного народа, обилие или скудость его годового снабжения всегда будет зависеть в таком случае от этих двух условий. Народы, довольно далеко подвинувшиеся вперед в отношении искусства умения и сообразительности в применении своего труда, употребляли весьма различные методы для того, чтобы придать труду известный характер или направление, причем не все применявшиеся ими методы были одинаково благоприятны для умножения их продукта. Политика одних народов особенно сильно поощряла земледелие, политика других - городскую промышленность. Со времени падения Римской империи политика Европы более благоприятствовала ремеслам, мануфактуре и торговле, - одним словом, городской промышленности, чем земледелию - труду сельскому. Хотя эти различные методы были, может быть, обусловлены частными интересами и предрассудками отдельных групп населения, которые не принимали во внимание или не предусматривали возможных последствий от этого для благосостояния общества в целом, однако они послужили основанием для весьма различных теорий политической экономии; при этом одни из последних особенно подчеркивают значение городской промышленности, другие - сельской. Эти теории имели значительное влияние не только на мнения образованных людей, ни и на политику государей и государственной власти.                                    Во второй половине XVIII в. в Великобритании сложились благоприятные условия для взлета экономической мысли, каким было творчество шотландского экономиста и философа А. Смита. Создание своей экономической системы он поставил главной целью научной работы и исканий. А.Смит был яркой и разносторонне развитой личностью. Достаточно сказать, что он получил образование в двух самых престижных университетах мира. Его интересы не были ограничены лишь экономикой или философией, он обладал широкими научными познаниями в других областях: например, получил степень магистра искусств и доктора прав. Кроме того, А. Смит общался с лучшими людьми своего времени, что в большой степени способствовало формированию его взглядов. В «Исследовании о природе и причинах богатства народов» (1776) обобщил столетнее развитие этого направления экономической мысли, рассмотрел теорию стоимости и распределения доходов, капитал и его накопление, экономическую историю Западной Европы, взгляды на экономическую политику, финансы государства. А. Смит подходил к экономике как к системе, в которой действуют объективные законы, поддающиеся познанию.  

 

1. Предмет и метод изучения А. Смита  
Адам Смит родился 5 июня 1723 г. в Шотландии в городке Кирколде, в семье таможенного чиновника. С детства, проявив способности к учению, в 14 лет поступил в Глазговский университет. В числе лучших студентов был удостоен стипендии для завершения своего образования в Оксфордском университете. Оттуда А. Смит вернулся в Эдинбург с намерением заняться самообразованием и чтением публичных лекций по английской литературе и политической экономии. Уже тогда, судя по его лекциям, он придерживался принципов экономического либерализма, особенно принципа свободы торговли. [4,c55-78] 
Крупная научная работа «Теория моральных чувств», изданная им в 1759 г., принесла ему широкую известность. Но в дальнейшем научный интерес А. Смита смещается к экономической науке.  
Одним из важных моментов творчества А. Смита является важный вклад в развитие методологии научных исследований в области политической экономии. В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) он выделил ее центральную проблему, а именно экономическое развитие общества и повышение его благосостояния. «Богатство народов», безусловно, одна из самых занимательных книг в истории политической экономии. Она делится на пять частей.  
Основной метод исследования в политической экономии – метод логической абстракции. Выделив в экономике ряд основных исходных категорий и связав их принципиальными зависимостями, можно далее анализировать все более сложные и конкретные общественные явления. Смит пытался проникнуть во внутреннюю связь явлений, обнаружить за внешней и поверхностной картиной глубинные закономерности. Адам Смит пытался построить свою систему, положив в основу такие категории, как разделение труда, обмен, меновая стоимость, и идя далее к доходам основных классов.  
Вместе с тем методология Смита страдала серьезными недостатками, в основе которых лежал его внеисторический взгляд на природу человека и представление о капитализме как о естественном и вечном общественном строе. Описательство, поверхностные представления часто мешали ему проводить более глубокий аналитический анализ. Эта двойственность была обусловлена эпохой и местом Смита в науке.  
Смит имел глубокое представление о предмете политической экономии как науки, сохраняющее свое значение до настоящего времени. Политическая экономия имеет две стороны. Прежде всего, это наука, изучающая объективные, существующие независимо от воли людей, законы производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ в данном обществе.  
Это позитивный, аналитический подход к экономической структуре общества. Изучается то, что есть в действительности, как и почему эта действительность развивается. Главное что видит Смит в политической экономии, прежде всего анализ социальных проблем, отношений между классами общества.  
С другой стороны, по мнению Смита, политическая экономия должна на основе объективного анализа решать практические задачи: обосновывать и рекомендовать такую экономическую политику, которая могла бы «обеспечить народу обильный доход или средства существования, а точнее, обеспечить ему возможность добывать себе их…». Политическая экономия должна, следовательно, вести дело к тому, чтобы в обществе действовал порядок, создающий максимально благоприятные условия для роста производительных сил.  
 
 
 
 

1.1 Исследование о природе и причинах богатства народов

  На создание этого  произведения экономической мысли у Адама Смита ушло порядка девяти лет.

   Весной 1767 года (по возвращении в  Шотландию из двухгодичного вояжа)  Смит уединился в Керколди  и прожил там почти безвылазно  шесть лет, которые посвятил  работе над книгой. К сожалению,  это не прошло бесследно для   здоровья: монотонный образ жизни  и чрезмерная концентрация мысли  на одном предмете изрядно  его пошатнули. Именно по этому  (как бы жутко это не звучало), но, дабы не быть застигнутым   врасплох смертью, уезжая в  1773 году в Лондон, Смит счел  нужным формально передать Юму  права на свое литературное  наследие. Именно в Лондоне Адам  Смит потратил еще три года  на доработку «дела всей его  жизни»1

Итак, в 1776 году в Лондоне «Исследование  о природе и причинах богатства  народов» впервые предстало вниманию широкой публики. Но тогда даже сам  Смит не знал, какое грандиозное  будущее ждет его книгу, и, что  даже в последнем веке второго  тысячелетия его работа будет  вызывать неподдельный интерес... 
 
 

 

2.Теория стоимости  
Адам Смит рассматривал человеческое общество как меновой союз, своими корнями уходящий в свойства человеческой природы. Решающим признаком человеческой природы он считал склонность «к торговле, обмену одного предмета на другой».  
Если рост богатства ограничен размерами рынка, значит само богатство – не просто совокупность физических предметов. Продукт, чтобы стать богатством должен быть пригодным к обмену, т.е. обладать меновой стоимостью. Именно меновая стоимость – центральное понятие классической политической экономии.  
Экономические ценности это блага, которые обладают достоинствами для участников хозяйственной жизни, получают их положительную оценку, т.е. прежде всего чего-то стоят на рынке, имеют стоимость.  
Классическая школа политической экономии видела свою задачу в том, чтобы выявить объективную основу цены товаров. Эту основу «классики связывали с затратами труда и других факторов производства, т.е. выводили из причин, не зависящих, как они полагали, от отношения человека к вещи, его оценок вещи.  
В своих теориях меновой стоимости представители классической школы опирались на ряд общих принципов:  
1.     Отправной точкой служил рассмотренный выше взгляд на труд как на источник богатства (трудовая теория стоимости), с той лишь разницей, что значение этого принципа и логическая последовательность, с которой он проводился, у разных авторов и в разных разделах теории стоимости были неодинаковыми;  
2.     Меновая стоимость как главный предмет анализа противопоставлялась потребительной стоимости как выражению полезности предмета. Смит определял меновую стоимость как «возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данным предметом»;  
3.     При оценке величины меновой стоимости в расчет принималась ее «естественная норма в противовес фактическим ценам, колеблющимся вокруг этой нормы под влиянием спроса и предложения; предполагалось, что в отличие от рыночных цен естественные цены формируются независимо от соотношения спроса и предложения, на основе объективных условий производства;  
4.     В развитие предшествующего принципа Д. Рикардо и Дж. Ст. Милль ввели уточнение, согласно которому независимость естественных цен от спроса и предложения имеет силу только в отношении воспроизводимых товаров, т.е. товаров, предложение которых может неограниченно увеличиваться. К этой категории они относили преобладающую часть рыночных благ.  
Таким образом, мир классической политической экономии – это, прежде всего мир равновесных «естественных цен», отражающих объективные условия производства и независящих от спроса и предложения. Соответственно, классическая теория меновой стоимости -–это теория, описывающая свойства естественных цен. 
Существенным разделом экономической теории А. Смита является его учение о товаре. «Смит с большей четкостью, чем кто-либо до него, определил и разграничил понятия потребительной и меновой стоимости, Отвергнув догму физиократов и опираясь на свое учение о разделении труда, он признавал равнозначность всех видов производительного труда с точки зрения создания стоимости. Он понял, что в основе меновой стоимости лежит труд как любая производственная деятельность человека. «Слово «стоимость»,- писал Смит, - имеет два различных значения: иногда оно обозначает полезность какого-либо предмета, а иногда возможность приобретения других предметов, которую дает обладание данным предметом. Первую можно назвать потребительной стоимостью, вторую меновой.  
Концепция Смита о естественной и рыночной цене товаров заключалась в том, что под естественной ценой он, в сущности, понимал денежное выражение меновой стоимости и считал, что в длительной тенденции фактические рыночные цены стремятся к ней как к некоему центру колебаний. При уравновешивании спроса и предложения в условиях свободной конкуренции рыночные цены совпадают с естественными. Она «как бы представляет собой центральную цену  
Он положил также начало анализу факторов, способных вызывать длительные отклонения цен от стоимости. Это, в частности, открывало возможности исследования спроса и предложения как факторов ценообразования, а также роль разного рода монополий в этой области.  
Смит определил и разграничил потребительную и меновую стоимости товара. Он признал равнозначность всех видов производительного труда как создателя и конечного мерила стоимости, показал закономерность того, что стоимость непременно должна выражаться в меновой стоимости товара в его количественном соотношении с другими товарами, а при достаточном развитом товарном производстве – в деньгах.  
Смит стремился найти ответ на двуединый, как ему казалось вопрос: «…каково действительное мерило… меновой стоимости или в чем состоит действительная цена всех товаров».  
В условиях разделения труда богатство и бедность человека определяются, как считал Смит, не тем, что он может получить в обмен на собственный труд, продукт или доход. Именно поэтому богатство – совокупность меновых стоимостей. В поисках мерила меновых стоимостей Смит столкнулся с двумя разными задачами, которые ему не удалось четко разграничить:  
Задачей измерения: как соизмерять меновые стоимости в разные периоды времени;  
Задачей объяснения: почему меновые пропорции устанавливаются так, а не иначе; что лежит в их основе.  
Соизмеримость меновых стоимостей. В условиях рыночного обмена задача соизмерения меновых стоимостей решается в некотором смысле самим рынком. Уже простой обмен двух товаров устанавливает между ними количественное соотношение: единица одного товара приравнивается к определенному количеству другого. Совокупность таких соотношений между всеми товарами составляет систему относительных цен, которая делает все товары взаимно соизмеримыми.  
У Смита идея относительных цен вводится косвенным образом – через понятие располагаемого труда «стоимость всякого товара для лица, которое… имеет ввиду… обменять его на другие предметы, равна количеству труда, которое он может купить на него или получить в свое распоряжение». К этому следует добавить, что для Смита необязательно , чтобы это был труд самого покупателя.  
Получив общую меру в труде, все товары становятся соизмеримыми. Это и означает, что речь идет о системе меновых пропорций, или относительных цен. В такой системе единица труда взаимозаменяема с единицами любого другого товара, и считать труд лучшим мерилом меновой стоимости, чем любой другой товар, нет никаких оснований.  
Соизмерение богатства во времени. Действительные и номинальные цены эквивалентны, но с оговоркой: «…в определенное время и в определенном месте деньги представляют собой точное мерило действительной меновой стоимости товаров, но только в определенное время и в определенном месте.  
Если же это условие не выполнено, то « в виду колебаний стоимости золота и серебра одна и та же номинальная цена может иметь весьма различные стоимости. Тем самым Смит подошел к пониманию того, что относительные цены – это «одновременные» цены. Если учесть, что с течением времени может меняться не только стоимость денег, но и стоимость любого товара, а значит и вся и система относительных цен, можно сделать вывод, что ценовые пропорции, относящиеся к разным периодам времени, несоизмеримы.  
Смиту было необходимо мерило – неизменный во времени стандарт стоимости, не зависящий от преходящих обменных пропорций. Он вновь обратился к труду - теперь в центре внимания оказались другие его качества. Он пишет, что во все времена и во всех местах одинаковые количества труда имели всегда одинаковую ценность для рабочего. При обычном состоянии своего здоровья, силы и способностей, при обычной степени искусства и ловкости, он всегда должен пожертвовать той же самой долей своего досуга, своей свободы и спокойствия. Цена, которую он уплачивает, всегда остается неизменной, каково бы ни было количество товаров, которое он получает в обмен за свой труд».  
Труд выступает в данном случае как затрата человеческих усилий и в этом качестве имеет собственную меру, независимую от стоимости других товаров. Правда, это было чисто теоретическое решение: оно отвлекалось от реальной неоднородности труда и потому для практического соизмерения стоимостных величин было мало пригодным. Для практических целей Смит допускал использование косвенных методов, основанных на принципе относительных цен. Речь шла о том, чтобы найти меновую пропорцию, наиболее тесно привязанную к уровню трудовых затрат как к эталону стоимости. Гипотеза Смита состояла в том, что для продолжительных периодов времени такой пропорцией должна служить «хлебная заработная плата; для коротких периодов времени – денежная заработная плата».  
Для того времени гипотеза была вполне разумной, так как, во-первых, хлеб оставался основным продуктом питания, а оплата труда тяготела к прожиточному минимуму и, во-вторых, сохранялась привязка цен к стоимости денежных металлов, что препятствовало резким изменениям общего уровня цен.  
Смит был непоследователен в своей теории стоимости. Помимо основного определения стоимости заключенным в товаре количеством труда он ввел второе понятие, где стоимость определяется количеством труда, который можно купить за данный товар. Смит не понимал двойственной природы товара в виде реального объективного единства противоположностей потребительной стоимости и стоимости.  
Смит считал, что при развитом состоянии общества ценовые пропорции не совпадают с пропорциями прямых затрат труда на производство товаров и что такие затраты не могут служить основой цены. Главным вопросом для решения проблемы был вопрос о капитале.  
У представителей классической политической экономии были разные ответы на этот вопрос.  
А. Смит исходил из следующих позиций:  
-меновые стоимости создаются производительным трудом, в том числе при развитом состоянии общества;  
-естественная цена товара – распределительная категория; она формируется как сумма доходов основных факторов производства : заработной платы, прибыли и ренты; естественные нормы этих доходов складываются на соответствующих факторных рынках, независимо друг от друга;  
-затраты капитала не являются самостоятельной частью естественной цены товара;  
-изменение естественных норм факторов производства влечет соответствующие изменения естественной цены товара (например, повышение естественной заработной платы должно вызывать рост цен товаров).  
Позиция Смита логична, если предположить, что в естественной цене всех товаров прибыль составляет одну и ту же долю. Только в этом случае цены могут быть пропорциональны затратам и труда и капитала одновременно.  
Согласно «факторной логике» Смита, «естественная цена изменяется вместе с естественной нормой каждой из ее составных частей». Такой взгляд не противоречил здравому смыслу при условии, что речь шла о номинальных ценах. 
Естественная норма заработной платы – это доля труда в общественном доходе, и ее реальное повышение может произойти только ценой снижения другой доли такого дохода – прибыли. Подобное перераспределение доходов не меняет величину созданного общественного продукта и потому на естественной цене товаров, при прочих равных условиях, сказываться не должно.  
Чтобы тот же эффект проявился в «мире» факторных цен и номинальных доходов, нужно было бы проследить всю цепь взаимосвязей товарных и факторных рынков, возникающих на пути к состоянию общего экономического равновесия. Необходимый для такого анализа математический инструментарий Смиту и Рикардо был недоступен.  
Таким образом, можно выделить три подхода к определению стоимости, которую дает А.Смит.  
Первое определение - затратами труда, пропорции, в которых товары обмениваются друг на друга, определяются затратами труда. Он прямо определял меновую стоимость рабочим временем.  
Второй подход к стоимости у Смита - определение покупаемым трудом. При простом товарном производстве это определение справедливо, а в условиях капитализма - нет.  
Третье определение стоимости - доходами. При рассмотрении составных частей товаров заявлял, что заработная плата, прибыль и рента являются тремя первоначальными источниками всякого дохода так же, как и всякой меновой стоимости.  
Место Адама Смита в истории экономических учений определяется, прежде всего, тем, что внесено им ценного и нового в экономическую науку. Он стал основным представителем классической буржуазной политической экономии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 2.1 Четыре принципа собирания налогов. 

 

Четыре  принципа налогообложения А. Смита 

Основной  вклад А. Смита в теорию налогов состоит в том, что им выработаны фундаментальные принципы или "законы относительно всякого налога вообще", не потерявшие актуальности и в наши дни. Он выделил следующие четыре принципа налогообложения, или, как отмечено в первом российском переводе его главного труда, четыре закона:

Первый  закон. Подданные всякого государства  обязаны принимать участие в  поддержании правительства, каждый по мере собственных своих средств, то есть в размерах доходов, получаемых ими под покровительством государства... Соблюдение этого закона или пренебрежение  к нему составляет то, что называют равномерным или неравномерным  распределением налога.

Второй  закон. Подать или часть налога, уплачиваемая каждым подданным, должна быть определена, а не произвольна. Время ее уплаты, способ взимания и количество взноса должны быть точно и строго определены, как для лица, платящего налог, так и для всего общества. В  противном случае каждый гражданин  отдается более или менее на произвол сборщика, который может в таком  случае или увеличить пошлину  по неприязни к плательщику, или  же под влиянием угрозы чрезвычайных поборов вынудить у него подарок  или какую-нибудь услугу... Из опыта  всех народов, ничто не причиняет  такого огромного зла, как самая  незначительная неопределенность в  налоге. [6,c 67-89]

Третий  закон. Каждый налог должен взиматься  в такое время и таким способом, какие представляют наибольше удобств  для плательщика.

Четвертый закон. Налог должен взиматься таким  образом, чтобы он извлекал из народа как можно менее денег сверх  того, что поступает в государственное  казначейство, и в то же самое  время чтобы собранные деньги оставались, возможно, малое время в руках сборщиков. Налог может извлекать из народа большее количество денег, чем такое требуется нуждами казны, или оставлять эти деньги вне распоряжения казначейства, четырьмя различными способами:

1. Взимание  налога может требовать большего  числа чиновников, содержание которых  поглотит большую часть налога, а личное лихоимство их предоставит  новый прибавочный продукт на  народ. 

2. Налог  может стеснить промышленность  народа и отстранить ее от  некоторых отраслей труда и  торговли, которые доставили бы  занятие и средства существования  большому числу лиц. Поэтому,  между тем как, с одной стороны,  он принуждает народ к уплате, с другой - он уменьшает или,  может быть, уничтожает некоторые  источники, которые бы доставили  народу средства внести налог. 

3. Конфискации,  пени и другие наказания, которым  подвергаются несчастные, покушающиеся  увернуться от налога, легко могут  разорить их, и уничтожить таким образом пользу, которую получило бы общество от употребления их капиталов. Чрезмерный налог служит великим искушением к обману; но наказания за уклонение естественно увеличиваются с усилением искушения к обману...

4. Подвергая  народ беспрерывным посещениям  и ненавистным осмотрам сборщиков,  налог может вызвать множество  бесполезных беспокойств, прижимок  и притеснений; и хотя, строго  говоря, притеснение и не сопровождалось  материальным ущербом, оно, разумеется, равноценно издержкой, которою  человек охотно бы откупился  от него.

Вследствие  этих четырех обстоятельств, налог  часто оказывается несравненно  более тягостным для народа, чем  выгодным для государя".1

Таким образом, Адам Смит исходил из следующих  главенствующих принципов налогообложения:

всеобщность налогов и их пропорциональность доходу;

определенность;

простота  и удобство;

налоги  должны взиматься с меньшими издержками, не ложиться тяжким бременем на налогоплательщиков.

Итак, перечисленные  принципы налогообложения не утратили своего значения и в современных  условиях, в этом и состоит гениальность классиков. К ним можно добавить такие принципы, как однократность  налогообложения, стабильность, обязательность и справедливость. Государство на каждом отдельном этапе с учетом экономического состояния строит свои налоговые системы с приоритетом  в отборе тех принципов, которые  являются наиболее актуальными для  конкретных экономических условий.  
 
 
 
 
 
 

                                       
 
 
 

                       Заключение 

   В ХVIII - ХIХ в.в. политическая  экономия развивалась как наука  о богатстве, поэтому выглядит  вполне естественно, что в качестве  исходного пункта своего учения  А. Смит выбрал разделение труда.  Вместе с тем он не различал  товарную и натуральную стоимость,  считал труд единственным источником  потребительской стоимости, видел  в человеке природную склонность  к обмену и др.  Несмотря  на эти недостатки, А. Смит достиг  в своем анализе закономерностей  капитализма весьма существенных  результатов: ему удалось обнаружить  общий принцип экономической  системы капитализма - стоимость  и дать ей свое знаменитое  определение как "действительного  мерила" меновой стоимости всех  товаров. Он внес свой вклад  и в развитие методологии: наряду  с анализом и индукцией широко  использовал синтез и дедукцию, т.е. шел на основе ранее  сформулированных положений от  простого к сложному и далее  к целому. Главной же заслугой  А. Смита, экономиста мануфактурного  периода, стало создание первой  целостной экономической системы  на основе суммы  знаний, которые  были накоплены к тому моменту  общественного развития. И рассматривая  работы А. Смита с высоты  нашего времени, мы отдаем должное  той грандиозной работе, которую  он проделал и плодами которой  мы пользуемся, посей день. Поэтому  мы можем с полным основанием  назвать А. Смита классиком  экономической мысли. В основу  своих воззрений А. Смит положил  идею естественного порядка. Он  исходил из того, что люди, оказывая  друг другу услуги,  обмениваясь  трудом и его продуктами, руководствуются  стремлениями к личной выгоде. Но, преследуя личную выгоду, каждый  человек, считал он, способствует  интересам всего общества - росту  производительных сил. В связи  с этим он пишет о "невидимой  руке", которая управляет сложным  взаимодействием хозяйственной  деятельности индивидуумов. Экономическая  жизнь, по Смиту, развивается  отдельно и независимо от воли  людей и их сознательных устремлений.  Это позволило ему сделать  вывод об определении экономических  явлений, стихий по складывающимся  объективным законам. Однако, руководствуясь  такими воззрениями, А. Смит  не смог отобразить исторически  преходящего характера способов  производства: он рассматривал экономические  категории в качестве вечных, а не исторических законов. 
Как и представители классической школы, А. Смит стремился проникнуть во 
внутреннюю физиологию общества и в связи с этим широко пользовался 
методом логической абстракции. Но не менее важной задачей политической 
экономии он считал необходимость показать конкретную картину 
экономической жизни, выработать рекомендации для экономической политики. Для достижения этой цели он сводил в систему поверхностные явления без связи их с внутренним способом исследования, которым пользовался в первом случае. Это привело к определенному дуализму его методологии. В результате экономическая система А. Смита унаследовала все противоречия его метода исследования. И ярким примером тому является 
двойственность трактовки стоимости. Свое влияние на экономические 
взгляды А. Смита окажет и недостаточное понимание им исторических 
процессов замены одних экономических отношений другими. своей книгой Смит разоблачил несостоятельность меркантилистской идеи о необходимости накопления золота и серебра. Он убедительно показал, что подлинным источником богатства страны является процесс производства материальных благ. Требуя ликвидации феодальных пережитков, мешающих развитию капитализма, он отстаивал интересы промышленной буржуазии. Адам Смит был ее идеологом. Адам Смит выполнил в науке большую историческую задачу, определив и очертив границы политической экономии и приведя в систему накопленную к тому времени сумму экономических знаний. Его труды представляют собой одну из вершин общественной мысли XVIII в. Они послужили основой для возникновения и развития новых экономических теорий.

Информация о работе Адам Смит о теории стоимости и о четырех принципах собирания налогов