Агропромышленный комплекс и проблемы регулирования его деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Современный агропромышленный комплекс (АПК) Российской Федерации как многоуровневая и полиструктурная хозяйственная система, характеризующаяся наличием объективно складывающихся и постоянно видоизменяющихся интеграционных связей предприятий, находится в тяжелом финансово-экономическом состоянии: нарушены производственно-экономические связи между агарными формированиями и предприятиями перерабатывающей промышленности, что привело к нарушению ценового равновесия на рынке сельскохозяйственной продукции; значительная часть субъектов хозяйствования неплатежеспособна и проходит процедуры банкротства; остро не хватает оборотных средств; недостаточно эффективны механизмы ведения хозяйственной деятельности предприятий с применением современных технологий производства, управления и организации. За период с середины 80-х гг. XX в. по настоящее время площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 21,6% (с 213,8 до 167,6 млн. га). Неуклонно снижается плодородие почв, внесение минеральных удобрений не превышает 1,5 млн. т. в действующем веществе, что сопоставимо с уровнем отсталых стран. Чрезвычайно высокой остается степень изношенности производственных фондов отрасли, с каждым годом снижается обеспеченность аграрных организаций техникой. Этому способствует опережающий рост цен на промышленные товары по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию. Сохраняется низкий уровень оплаты труда, который составляет 45% от среднего значения по другим отраслям российской экономики.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3
I. Теоретико-методологические основы государственного регулирования АПК
1.1. АПК РФ: структура, состояние и перспектива развития…….. 5
1.2. Понятие и сущность системы государственного регулирования АПК в России и за рубежом…………………..
8
1.3. Проблемы государственного регулирования АПК…………… 17
II. Анализ и оценка приемов государственного регулирования АПК на региональном уровне (РК)
2.1. Современное состояние АПК РК……………………………… 24
2.2. Анализ системы государственного управления аграрной сферы региона…………………………………………………..
28
2.3. Перспектива государственного регулирования АПК РК……. 31
Заключение………………………………………………………………. 40
Список литературы………………………............................................ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

система государственного и муниципального управления.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

     Во  всех случаях государство берет  на себя обязательство поддерживать льготное кредитование сельских товаропроизводителей. В 1997 г. в России был создан Фонд льготного  кредитования АПК, но объемы кредитования села постоянно сокращались из-за невозврата выданных кредитов.

    1. Проблемы государственного регулирования АПК
 

     В начале нового столетия в АПК России начались радикальные экономические  преобразования. Развитие АПК после 2000г. характеризовалось формированием многоукладности в аграрном секторе, переходом к рыночным принципам распределения продукции, образованием свободного рынка материально-технических ресурсов.

     К началу 2005 г. в аграрном секторе насчитывалось 27 тыс. крупных и средних предприятий, из которых 6 тыс. (21%) сохранили статус колхозов и совхозов, 21 тыс. (79%) трансформированы в товарищества, акционерные общества, производственные сельскохозяйственные кооперативы и другие предприятия, образовались крестьянские (фермерские) хозяйства. Важное место в государственной аграрной политике занимает проблема собственности на землю.

     Доля  государственного сектора в аграрной экономике составляет не более 10%, остальная, большая часть приходится на предприятия, основанные на частной собственности. Сельскохозяйственные организации производят 44,8% продукции.

     Площадь участков, находящихся в личной собственности  граждан, составляет 5,4%. Фермерские хозяйства, занимая 11,2% общей площади пашни, производят всего 3,7% валовой продукции. В хозяйствах населения производится 51,5% продукции сельского хозяйства, в том числе 92% картофеля, около 80 - овощей, 57 - мяса, 51 - молока, 28% - яиц.

     Важными документами для разработки стратегии  развития АПК являются Земельный  кодекс РФ и принятый в 2002 г. Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулирующие земельные отношения и создающие правовую базу собственности на землю и землепользование. От них зависит формирование эффективных моделей хозяйствования на земле.

     При определенных условиях фермерские хозяйства экономически эффективны, но мелкие фермерские хозяйства не в состоянии с полной отдачей использовать передовую технику и новейшие технологии. Крупное сельскохозяйственное производство более эффективно применяет все факторы производства на основе трудо-, ресурсо- и энергосберегающих технологий. В развитых странах в аграрном секторе происходят процессы кооперации и интеграции производства. В России необходимо развитие и крупных агрохолдингов, и фермерских хозяйств.

     В настоящее время происходит снижение применения минеральных и органических удобрений. Недостаток уборочной техники приводит к росту потерь сельскохозяйственной продукции. Например, потери зерна в связи с удлинением сроков уборки сверх агротехнических достигают 10-14%. В 2005 г. потери зерна составили 10 млн т. Поставки удобрений сократились в 10 раз, парк сельскохозяйственной техники - в 2 раза, 70% комбайнов и тракторов выработали свой срок службы.

     С учетом сокращения душевого потребления  продуктов питания баланс продовольственных ресурсов в стране складывается напряженно. Для поддержания нормального баланса на продовольственном рынке страна нуждается в импорте. В товарной структуре импорта страны продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье за последние 5 лет составляли 20-25%. И только после 2005 г. началось заметное импортозамещение. Для дальнейшего развития АПК нужна долгосрочная стратегия.

     С 2006 года в Российской Федерации реализуется  приоритетный национальный проект «Развитие  АПК»11. Правительством РФ были определены его основные направления:

  • ускоренное развитие животноводства;
  • стимулирование развития малых форм хозяйствования;
  • обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе.

     Подводя итоги приоритетного национального  проекта "Развитие АПК", нужно  отметить, что все двадцать контрольных целевых показателей по всем трем направлениям национального проекта "Развитие АПК" полностью выполнены.

     Начиная с 2008 года приоритетный национальный проект "Развитие АПК" трансформируется в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 44612. В Государственную программу вошли все направления и параметры Национального проекта, кроме того, в нее включены и новые разделы. В программе определены три основные цели:

  • устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
  • повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;
  • сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

     В результате реализации Программы базовые  показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны существенно улучшиться. Их динамика приведена в таблице (см. Приложение 1, таблица 1.).

     Условия достижения прогнозных показателей  развития сельского хозяйства в 2008 - 2012 годах и оценка негативных факторов и социально-экономических проблем характеризуются следующими тенденциями.

     Производство  продукции сельского хозяйства  во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) должно вырасти  по отношению к 2006 году на 24,1 процента. В 2008 - 2010 годах прогнозируется ежегодное увеличение темпов роста производства продукции сельского хозяйства, а в 2011 - 2012 годах - их стабилизация.

     Среднегодовой рост объема продукции сельского  хозяйства за 5-летний период должен составить около 4 процентов.

     Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажет увеличение инвестиций. Наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство, наблюдающийся в 2006 - 2007 годах, является результатом реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса". В 2008 - 2012 годах рост инвестиций в сельское хозяйство должен продолжиться.

     В первые годы реализации Программы обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей некоторыми видами техники будет  снижаться за счет опережающего выбытия устаревшей техники. Стабилизация обеспеченности основными видами техники намечается в отношении комбайнов к 2010 году, а в отношении тракторов - к 2011 году. В сельское хозяйство будет поступать более энергонасыщенная и ресурсосберегающая техника. Всего за период реализации Программы будет приобретено более 175 тыс. тракторов и 55 тыс. зерноуборочных комбайнов. Обновление парка с учетом списания этой техники составит в отношении тракторов 40 процентов, а в отношении зерноуборочных комбайнов - 50 процентов (к уровню 2006 года).

     Рассмотрим  основные показатели, характеризующие  современное состояние агропромышленного  комплекса России. Объем продукции  сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства, население) в августе 2010г. в действующих ценах, по расчетам, составил 325,9 млрд.рублей, в январе-августе 2010г. - 1257,4 млрд.рублей. Динамика производства продукции сельского хозяйства в 2009-2010 гг. приведена в таблице (см. Приложение 2, таблица 2).

     Индекс  производства продукции сельского  хозяйства (в процентном соотношении  к среднемесячному значению 2007 г.) приведен на рисунке (см. Приложение 3, рисунок 1)13.

     На 17 сентября 2010г., по данным Минсельхоза России, в хозяйствах всех категорий (сельхозорганизации, фермеры, население), зерна в первоначально-оприходованном весе намолочено 52,6 млн.тонн, что на 32,1% меньше, чем к этому времени в предыдущем году(см. Приложение 4, таблица 3).

     Зерновые  и зернобобовые культуры обмолочены на 62,8% посевных площадей (к этому времени в предыдущем году - на 65,8%).

     Сахарная  свекла (фабричная) убрана с 14,6% площадей (год назад к этому времени  было убрано 15,0% посевов), подсолнечник обмолочен с 18,6% посевов (3,6%). Лен-долгунец вытереблен с 79,5% площадей (69,7%).

     На  конец августа 2010г. поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех сельхозпроизводителей, по расчетам, составляло 21,4 млн.голов (на 2,4% меньше по сравнению  с аналогичной датой предыдущего  года), из него коров - 9,0 млн. (на 1,6% меньше), свиней - 18,8 млн. (на 0,7% больше), овец и коз - 24,3 млн.голов (на 1,5% меньше).

     В структуре поголовья скота на хозяйства населения приходилось 49,1% поголовья крупного рогатого скота, 36,1% свиней, 50,6% овец и коз (на конец  августа 2009г. - соответственно 49,5%, 38,8% и 49,7%)(см. Приложение 5, таблица 4)14.

     В сельскохозяйственных организациях на конец августа 2010г. по сравнению  с соответствующей датой 2009г. сократилось  поголовье крупного рогатого скота  на 3,1%, коров - на 2,5%, увеличилось - свиней на 6,0%, овец и коз - на 7,1%, птицы - на 6,7%.

     В 2010г. в хозяйствах всех категорий, по расчетам, произведено скота и  птицы на убой (в живом весе) 5,8 млн.тонн, молока - 22,7 млн.тонн, яиц - 27,6 млрд.штук.

     Надои молока на 1 корову в сельскохозяйственных организациях в январе-августе 2010г. составили 3206 килограммов против 3107 килограммов в январе-августе 2009г., яйценоскость кур-несушек - 203 штуки яиц против 204 штук год назад.

     В структуре производства скота и  птицы на убой (в живом весе) сельскохозяйственными организациями отмечалось увеличение удельного веса производства свиней и птицы по сравнению с соответствующим периодом 2009 года.

     В январе-августе 2010г. по сравнению с  соответствующим периодом предыдущего  года возросла продажа сельхозорганизациями скота и птицы, молока, яиц, снизилась - зерна. За этот период реализовано по всем каналам 22,2 млн.тонн зерна, 3,9 млн.тонн скота и птицы (в живом весе), 9,3 млн.тонн молока, 18,6 млрд.штук яиц (см. Приложение 6, таблица 5).

     В этом году сельское хозяйство, демонстрировавшее подъем в кризисные 2008—2009 годы, резко затормозит. Падение сельского хозяйства в России по итогам 2010 года может составить 10%. Засуха стала одним из важнейших факторов, определяющих развитие сельского хозяйства России в текущем году. В этом году из-за засухи валовой сбор урожая зерновых и масличных культур ожидается на рекордно низких уровнях — примерно 63 65 млн т против 98 млн т в 2009 году и 108 млн в 2008-м. Низкие урожаи ожидаются практически по всем зерновым культурам (пшеница, ячмень, кукуруза и пр.), подсолнечнику, гречке, картофеля. Вместе с этим ожидается хороший урожай риса.

     В июле—августе 2010 года режим чрезвычайной ситуации вводился в 38 субъектах России. Пострадало более 24 тыс. хозяйств в 800 районах  страны, подтвержденные прямые затраты аграриев составили 40 млрд руб.

     В то же время животноводство демонстрирует  хорошую динамику роста. Производство в птицеводческом секторе растет на 15% ежегодно, в свиноводстве —  в целом на 10%, а в промышленном свиноводстве — более чем на 20% в году. В секторе крупного рогатого скота продолжается сокращение поголовья, но происходит улучшение поголовья молочного стада и уменьшение поголовья плохих коров.

     Животноводство  в 2010 году имеет очень хорошие  условия за счет растущего потребительского спроса, а также фактического закрытия поставок американского мяса птицы из-за фитосанитарных причин. Тем не менее растущее животноводство не смогло переломить негативные процессы, происходящие в растениеводстве.

 

II. Анализ и оценка приемов государственного регулирования АПК на региональном уровне (РК)

2.1. Современное  состояние АПК РК 

      В современных условиях Республика Калмыкия должна стать динамично развивающимся  регионом, занимающим достойное место  в политической, экономической и социально-культурной сферах Российской Федерации.

      Региональная  экономическая политика при поэтапном  переходе хозяйственного комплекса  Калмыкии в режим стабилизации и  устойчивого экономического роста  строится на основе принципов и инструментов «смешанной экономики», приоритетной поддержки конкурентоспособных производств реального сектора экономики и социально ориентированных отраслей производства.

      Республика  Калмыкия имеет реальные и значимые возможности интенсивного и динамичного  развития за счет экономико-географического положения, уникально природного, исторического и культурного наследия.

Информация о работе Агропромышленный комплекс и проблемы регулирования его деятельности