Агропромышленный комплекс и проблемы регулирования его деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Современный агропромышленный комплекс (АПК) Российской Федерации как многоуровневая и полиструктурная хозяйственная система, характеризующаяся наличием объективно складывающихся и постоянно видоизменяющихся интеграционных связей предприятий, находится в тяжелом финансово-экономическом состоянии: нарушены производственно-экономические связи между агарными формированиями и предприятиями перерабатывающей промышленности, что привело к нарушению ценового равновесия на рынке сельскохозяйственной продукции; значительная часть субъектов хозяйствования неплатежеспособна и проходит процедуры банкротства; остро не хватает оборотных средств; недостаточно эффективны механизмы ведения хозяйственной деятельности предприятий с применением современных технологий производства, управления и организации. За период с середины 80-х гг. XX в. по настоящее время площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 21,6% (с 213,8 до 167,6 млн. га). Неуклонно снижается плодородие почв, внесение минеральных удобрений не превышает 1,5 млн. т. в действующем веществе, что сопоставимо с уровнем отсталых стран. Чрезвычайно высокой остается степень изношенности производственных фондов отрасли, с каждым годом снижается обеспеченность аграрных организаций техникой. Этому способствует опережающий рост цен на промышленные товары по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию. Сохраняется низкий уровень оплаты труда, который составляет 45% от среднего значения по другим отраслям российской экономики.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 3
I. Теоретико-методологические основы государственного регулирования АПК
1.1. АПК РФ: структура, состояние и перспектива развития…….. 5
1.2. Понятие и сущность системы государственного регулирования АПК в России и за рубежом…………………..
8
1.3. Проблемы государственного регулирования АПК…………… 17
II. Анализ и оценка приемов государственного регулирования АПК на региональном уровне (РК)
2.1. Современное состояние АПК РК……………………………… 24
2.2. Анализ системы государственного управления аграрной сферы региона…………………………………………………..
28
2.3. Перспектива государственного регулирования АПК РК……. 31
Заключение………………………………………………………………. 40
Список литературы………………………............................................ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

система государственного и муниципального управления.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

Курсовая  работа 

по дисциплине: Система государственного и муниципального управления 

на тему: «Агропромышленный комплекс и проблемы регулирования его деятельности» 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  ……………………………………………………………………… 3
I. Теоретико-методологические основы государственного регулирования АПК  
  1.1. АПК РФ: структура, состояние и перспектива развития…….. 5
  1.2. Понятие и сущность системы государственного регулирования  АПК в России и за рубежом…………………..  
8
  1.3. Проблемы государственного регулирования АПК…………… 17
II. Анализ  и оценка приемов государственного регулирования АПК на региональном уровне (РК)  
  2.1. Современное состояние  АПК РК……………………………… 24
  2.2. Анализ системы  государственного управления аграрной сферы региона…………………………………………………..  
28
  2.3. Перспектива государственного регулирования АПК РК……. 31
Заключение………………………………………………………………. 40
Список  литературы………………………............................................ 42
ПРИЛОЖЕНИЕ  
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Современный агропромышленный комплекс (АПК) Российской Федерации как многоуровневая и полиструктурная хозяйственная система, характеризующаяся наличием объективно складывающихся и постоянно видоизменяющихся интеграционных связей предприятий, находится в тяжелом финансово-экономическом состоянии: нарушены производственно-экономические связи между агарными формированиями и предприятиями перерабатывающей промышленности, что привело к нарушению ценового равновесия на рынке сельскохозяйственной продукции; значительная часть субъектов хозяйствования неплатежеспособна и проходит процедуры банкротства; остро не хватает оборотных средств; недостаточно эффективны механизмы ведения хозяйственной деятельности предприятий с применением современных технологий производства, управления и организации. За период с середины 80-х гг. XX в. по настоящее время площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 21,6% (с 213,8 до 167,6 млн. га). Неуклонно снижается плодородие почв, внесение минеральных удобрений не превышает 1,5 млн. т. в действующем веществе, что сопоставимо с уровнем отсталых стран. Чрезвычайно высокой остается степень изношенности производственных фондов отрасли, с каждым годом снижается обеспеченность аграрных организаций техникой. Этому способствует опережающий рост цен на промышленные товары по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию. Сохраняется низкий уровень оплаты труда, который составляет 45% от среднего значения по другим отраслям российской экономики.

     Тема  моей курсовой работы «Агропромышленный  комплекс и проблемы регулирования  его деятельности», во второй части которой дается анализ и оценка государственного регулирования АПК в Республике Калмыкия.

     Актуальность  темы работы обусловлена тем, что агропромышленный комплекс является основой экономики Республики Калмыкия. В последние годы наблюдаются положительные тенденции его развития.

      Агропромышленный  комплекс Республики Калмыкия включает отрасли, имеющие тесные экономические  и производственные взаимосвязи, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и хранении, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства.

      Теоретической и методологической основой курсовой работы явились работы представителей альтернативных школ и течений, посвященные анализу глубинных экономических отношений и процессов, среди которых труды Дж. М. Кейнса, Д. Норта, Дж. Гэлбрейта, Т. Эггертссона, П. Самуэльсона и др. Проблемы экономических отношений в аграрной сфере глубоко исследованы в трудах отечественных экономистов - А.В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева, А.Н. Челинцева, В.С. Немчинова, К.В. Островитянова и др. Теоретической основой работы в области региональной экономики послужили труды экономистов: Л.Ц. Бадмахалгаева, Э.Л. Пашнанова, В.И. Очирова и др.

     Объектом  исследования является агропромышленный комплекс Республики Калмыкия.

     Цель  работы состоит в определении приоритетных направлений развития агропромышленного комплекса Республики Калмыкия. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

  • определить роль и место агропромышленного комплекса в экономике Республики Калмыкия;
  • определить перспективные направления дальнейшего развития агропромышленного комплекса Республики Калмыкия.

      Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

I. Теоретико-методологические основы

государственного  регулирования АПК

    1.1. АПК  РФ: структура, состояние и перспектива  развития 

     Аграрно-промышленный комплекс является жизненно важным для  страны сектором экономики. В АПК  создается около 30% ВВП, потребительский  рынок на 75% формируется за счет продовольствия и товаров, изготовленных из сельскохозяйственного сырья.

     Агропромышленный  комплекс национальной экономики представляет собой совокупность технологически и экономически взаимосвязанных  отраслей, общей конечной целью деятельности которых служат наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и потребительских товарах из сельскохозяйственного сырья, обеспечение продовольственной безопасности, коренное изменение условий жизни и труда сельского населения на основе роста эффективности функционирования комплекса1.

     АПК является сложной биотехнологической системой. В его основной сфере - сельском хозяйстве - используются важнейшие  средства производства естественного  происхождения - земля, вода и др. Природно-климатические и метеорологические условия оказывают большое влияние на результаты хозяйственной деятельности, обусловливают рисковый характер производства в сельском хозяйстве.

     Сельское  хозяйство - капиталоемкое и энергоемкое  производство, поэтому эта отрасль наименее привлекательна для инвесторов и предпринимателей. Государственное регулирование и поддержка устойчивого развития АПК выступают объективной необходимостью рыночной экономики.

     АПК - сложная социально-экономическая  система. Она включает предприятия, принадлежащие к разным формам собственности и хозяйствования, имеющим многообразные потребности и интересы.

     Государственное регулирование должно обеспечить целенаправленное эффективное функционирование АПК  как единого целого на основе согласования интересов, равноправия субъектов всех форм хозяйствования.

     Аграрная  политика страны должна быть направлена на развитие устойчивого и конкурентоспособного агропромышленного производства, способствующего  продовольственной безопасности страны, сближению качества жизни и социальной инфраструктуры сельского и городского населения.

     Исходя  из многообразия природно-экономических  условий, необходим дифференцированный подход к формированию социально-экономической  политики по отношению к отдельным  регионам и рациональному размещению производства. Изменения в традиционно сложившемся размещении и специализации агропромышленного производства происходят как под воздействием рыночных отношений, так и механизмов их регулирования на основе отраслевых и территориальных целевых программ.

     В долгосрочной перспективе целью  развития АПК является формирование устойчивого и эффективного сельского  хозяйства и других отраслей, обеспечивающих насыщение рынка качественным продовольствием, доступным для всех групп населения, и продовольственную безопасность страны.

     Первоочередная  задача - восстановление АПК до уровня конца 80-х - начала 90-х гг. XX в., снижение продовольственной зависимости от импорта при повышении среднедушевого потребления населением продовольствия, создание организационно-экономических условий для рентабельной работы сельскохозяйственных товаропроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности.

     К основным направлениям, обеспечивающим развитие АПК, относятся следующие:

     • формирование механизма функционирования АПК, основанного на сочетании рыночных принципов и государственного регулирования;

     • усиление роли науки и научно-технического прогресса в повышении эффективности  АПК и его конкурентоспособности;

     • проведение протекционистской внешнеэкономической  политики, создающей благоприятные условия для товаропроизводителей на отечественном рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

     • осуществление земельных институциональных  преобразований, направленных на повышение  эффективности использования производственного потенциала АПК, развитие интеграционных процессов и кооперации;

     • коренное изменение социальной политики на селе, направленной на повышение  доходов сельского населения, развитие социальной инфраструктуры на селе2.

     Нужен новый подход к социальному развитию села, которое должно рассматриваться не только как территория, связанная с сельскохозяйственной деятельностью, но и как среда обитания и приложения труда его жителей, обладающих возможностью заниматься и другими видами деятельности и иметь условия жизни наравне с городскими жителями.

     При разработке государственных прогнозов  и целевых программ развития АПК  страны обычно подразделяют на три  сферы.

  • Сфера 1 - совокупность отраслей промышленности, обеспечивающих сельское хозяйство, пищевую и мясо-молочную промышленность, заготовительную систему средствами производства;
  • Сфера 2 - непосредственно сельскохозяйственное производство;
  • Сфера 3 - совокупность отраслей и производств, обеспечивающих заготовку, транспортировку, хранение и переработку сельскохозяйственного сырья. Обслуживание процесса воспроизводства во всех сферах АПК осуществляется отраслями производственной инфраструктуры. В составе АПК выделяются подкомплексы - зерновой, животноводческий и др.
 

1.2. Понятие  и сущность системы государственного регулирования АПК в России и за рубежом 

     В современной западной экономике  сельское хозяйство как одну из важнейших  сфер экономики активно поддерживает государство. В этой области производства главный принцип свободного рынка, а именно соотношение спроса и предложения, дополняется активным государственным регулированием.

     Государством  устанавливаются и ежегодно пересматриваются минимальные цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты. Тем самым производители  защищаются от резкого падения цен. В то же время внутренний рынок ограждается от дешевого импорта и чрезмерных колебаний цен с помощью системы дополнительных ввозных пошлин. Поэтому в странах ЕС цены на продукты питания заметно выше цен мирового рынка.

     Затраты в связи с проведением аграрной политики несет государственный бюджет. Регулирование развития АПК в рыночной экономике многоаспектно. Поддержка со стороны государства сельскохозяйственных производителей оказывается во всех развитых странах. Например, в Германии, Канаде, США, Франции государство вкладывает от 42 до 52% затрат на производство сельскохозяйственной продукции, в скандинавских странах - от 60% до 80%. В России в поддержку сельского хозяйства вкладывается 1,4% всего государственного бюджета3.

     В странах Европейского союза функционирует система государственных закупок сельскохозяйственных продуктов, регулируются экспорт и импорт продовольствия, устанавливаются квоты на производство основных сельскохозяйственных продуктов, применяются гарантированные цены, обеспечивающие стабилизацию рынка продовольствия, субсидируются мероприятия по реконструкции системы переработки и реализации продукции, оказывается помощь в создании инфраструктуры, обустройстве сельской местности и охране окружающей среды. Бюджетные субсидии в странах ЕС составляют более 50% общего дохода фермерских семей.

     В России регулирующие функции государства  должны осуществляться по следующим  направлениям4:

  • Создание законодательной базы, правовое обеспечение регулирования. Законодательная база государственного регулирования АПК существенно подкреплена Земельным кодексом РФ и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ. Государственное регулирование должно быть направлено на предотвращение отрицательного воздействия монопольных структур5.

Информация о работе Агропромышленный комплекс и проблемы регулирования его деятельности