Акционирование государственной собственности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – акционирование государственной собственности.
Предмет исследования – особенности акционирования в Республики Беларусь.
Цель работы: на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить акционирование государственной собственности в Республике Беларусь..

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 4
1 Сущность акционирования ……………………………………...……………... 6
2 Состояние акционирования ……………………………………………………..13
3 Современное акционирования государственной собственности в Республике Беларусь ………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………………………….......30
Приложение А Динамика изменения формы собственности в Беларуси..……..31
Приложение Б Основные приватизационные сделки……..……………………..32

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

Вторая особенность состоит  в том, что получаемые вкладчиком акции, представляющие собой свидетельства  о вложении определенной доли капитала или средств в акционерное  общество, дают права на пользование  некоторой частью его прибыли в виде дивиденда и на участие в управлении делами акционерного общества, а также на часть имущества, оставшегося после его ликвидации.

Из вышесказанного следует, что акция выполняет несколько  функций, основная из которых представляет собой объединение разрозненных капиталов в единый для производственного использования.

Важной особенностью является и то, что акции не дают право  на имущество компании. Акционер не вправе изымать свою долю. Это положение  позволяет сохранять целостность  аккумулированного в единый капитала компании. В то же время в случае ликвидации общества акционер имеет право на получение части ликвидируемого имущества, которая прямо пропорциональна его доле в уставном капитале. При этом следует иметь в виду, что из ликвидной стоимости предприятия прежде всего выплачивается кредиторская задолженность общества, включая стоимость корпоративных облигаций, и только оставшаяся ее часть распределяется между акционерами с учетом характера акций (привилегированные, гарантированные и др.).

Четвертая особенность объединения средств путем акционирования состоит в том, что оно не связывается с непосредственным участием лиц в сферах деятельности акционерного общества, что позволяет привлекать средства и юридических лиц, и широких слоев населения. Это, однако, не означает, что работники и администрация акционерного общества не могут быть партнерами своих предприятий. Наоборот, их участие всячески поощряется. Членство работников в акционерном обществе рассматривается как дополнительный стимул, заинтересованность работников в высокоэффективной работе предприятия. [4]

Пятая особенность объединения  средств акционеров заключается  в том, что аккумулированные вложения превращаются как бы в два параллельно  существующих капитала: действительный и фиктивный. Первый - акционерный капитал, вложенный в имущество предприятий, - действительный капитал. Второй, представленный акциями, - фиктивный капитал. С первым связан доход от деятельности акционерного общества. Со вторым - доход отдельных акционеров по акциям, им принадлежащим.

Имеет место  и особенность, связанная с функциями  складочного (уставного) капитала. Уставный капитал  прежде всего выступает  гарантом по обязательствам фирмы. Размер уставного капитала определяет возможные  суммы обязательств акционерного общества. Вторая функция уставного капитала состоит в том, что он служит основой для распределения прибыли между акционерами. Выполнение этих функций требует соответствия уставного капитала рыночной стоимости предприятия. Занижение размера уставного капитала может привести к тому, что акционерное общество не сможет выполнять своих обязательств, а дивиденды будут выплачиваться по чрезмерно высоким процентам. Завышение размера уставного капитала связано с увеличением сумм по налогообложению имущества, амортизационных отчислений, что приведет к повышению себестоимости, а, следовательно, к искусственно заниженной рентабельности с понижением дивидендов.

Эта особенность  и определила то внимание правительств развитых капиталистических стран, которое они уделяли установлению рыночных цен приватизируемых предприятий. Для этих целей привлекались высококвалифицированные эксперты, использовались при оценке имущества методы капитализации, доходный метод и др. В процессе оценки проводилась экспериментальная продажа акций.

Акционирование  как экономическая категория  имеет глубокое и самостоятельное  толкование. Это прежде всего организационно-экономический  и правовой механизм создания и функционирования особой формы организаций - акционерных  обществ. Этот механизм, его принципы, методы, способы и приемы действуют не только при создании, но и в процессе всего периода функционирования акционерного общества. [3]

Любой организационно-экономический  механизм как экономическое явление  проходит стадии зарождения, развития и отмирания. Срок его действия зависит от того, соответствует ли он только определенным экономическим отношениям или и экономическому уровню, развитию производства, определенным социальным условиям. Организационно-экономический механизм может и адаптироваться в имеющихся условиях, приобретая новые черты, однако не меняя при этом своей сущности. В том случае, если механизм отвечает требованиям общих законов организации и экономики, он развивается, адаптируется к изменяющимся условиям и продолжает действовать, переходя из одной общественной формации в другую, из одной стадии развития экономики в другую.

Акционерные общества подразделяются на открытые (ОАО) и закрытые акционерные общества (ЗАО).

 

 

Таблица 2. Преимущественное отличие ЗАО и ОАО

 

Признак, по которому проводится отличие

Открытое акционерное  общество

Закрытое акционерное  общество

1. открытая подписка  на выпускаемые акции

Вправе проводить открытую подписку на выпускаемые акции и  проводить их продажу

Не вправе проводить  открытую подписку на акции и предлагать их неопределенному кругу лиц

2. общее количество  акционеров

Число акционеров не ограничено

Число акционеров не должно превышать 50-ти

3. преимущественное право  на приобретение акций

Не допускается право  преимущественного приобретения акций, отчуждаемых акционерами

Допускается преимущественное право на приобретение акций, продаваемых  акционерами

4. ежегодная публикация  сведений о годовом отчёте, бухгалтерском  балансе, счете прибылей и убытков

Обязано ежегодно публиковать  эти сведения

В предусмотренных случаях закона "Об АО", может быть обязано публиковать данные документы


 

Источник: собственная  разработка

 

Разновидностью акционерных  обществ и обществ с ограниченной ответственностью являются совместные предприятия. Совместные предприятия не отличаются от общества с ограниченной ответственностью или акционерного общества, у них одинаковы юридические права и управление. Разница состоит в том, что уставной фонд вносится иностранным инвестором и законодательство устанавливает иной минимальный размер уставного фонда совместного предприятия. Преобразование государственного предприятия в акционерное общество осуществляется по совместному решению трудового коллектива и уполномоченного на то государственного органа путём выпуска акций на всю стоимость имущества предприятия, которое определяется комиссией, состоящей из представителей органа, принявшего решение о преобразовании государственного предприятия в акционерное общество, финансовых органов и трудового коллектива предприятия.

На основании заключения комиссии орган приватизации учреждает акционерное общество, утверждает его устав и состав органов управления и контроля.

Акционерное общество регистрируется в порядке, установленном законодательством  и становится правопреемником преобразованного государственного предприятия.

Преобразование предприятия  в  акционерное  общество  можно назвать  формальной  приватизацией,  так  как  после выкупа  акций бывшего государственного предприятия членами трудового коллектива  остальные акции остаются в государственной собственности, и требуется время,  пока  их  не выкупят другие инвесторы.

С момента регистрации  акций орган приватизации, учредивший общество, имеет право на их продажу  в установленном порядке. Имеется ряд вариантов приватизации. Необходимость обоснования вариантов приватизации вызвана особенностями каждого конкретного предприятия (стоимость, состав и структура имущества, финансовое положение и др.) обусловливают своеобразие процесса его приватизации; каждому способу приватизации присущи свои преимущества и недостатки с точки зрения покупателя.

Варианты приватизации одного и того же предприятия могут различаться:

- сроком начала приватизации;

- источниками средств на выкуп (собственные средства предприятия, заёмные, привлечённые и личные средства) и их сочетаниями;

- периодом времени от внесения первого взноса в бюджет за выкупаемое имущество до полного погашения кредитов, взятых на эти цели;

- составом субъектов приватизации (члены трудового коллектива, сторонние граждане, предприятия-смежники, с участием государства и т.п.).

Эффективность варианта приватизации зависит от структуры  источников средств, направляемых на выкуп.

Оптимальным является такой  вариант приватизации, который при  определении соответствия личных средств  и кредитов, используемых на приватизацию, обеспечивает наибольшую величину дивидендов и наименьший срок (период) приватизации. Обосновать вариант приватизации - значит найти из множества различных вариантов такое соотношение между личными и заёмными средствами, при котором обеспечивается максимальная величина дивидендов на личные средства при минимальном сроке приватизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Состояние акционирования

После распада  СССР Беларусь имела практически  одинаковые со многими постсоциалистическими  странами стартовые условия, в том  числе тотальную государственную экономику.          

В Беларуси реформирование государственной собственности  началось в 1991 г. после принятия Верховным  Советом РБ постановлением "Об основных концептуальных положениях разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь". В дальнейшем принципы приватизации были закреплены в "Государственной программе разгосударствления и приватизации " от 16.06.1993 г. В те годы основной упор делался на так называемую "малую приватизацию" - жилья, мелких и средних приватизаций. Проведение малой приватизации осуществлялась при технической помощи Международной Финансовой Корпорации (МФК). Консультационная деятельность МФК в Беларуси происходила при содействии Агентства США по международному развитию. 
           Первоначально большая часть государственного и арендованного имущества предназначались для выкупа трудовыми коллективами. Для этого использовались собственные средства предприятий и, прежде всего, чистая прибыль. Так были приватизированы минское швейное ПО "Комсомолка" (ОАО "Miлавiца") и завод "Дормаш" (концерн "Амкодор"). Также с 1994 по 1999 год по проекту МФК "Малая приватизация в Беларуси " было приватизировано около 880 объектов коммунальной собственности, из них - 86% с помощью аукционов.

После избрания в первый раз президентом Беларуси Александр Лукашенко основной упор сделал на повышение эффективности госсектора (в первую очередь госконцернов). Приватизация крупных предприятий была отложена.

Однако было бы неправильно  считать, что белорусские власти раньше не рассматривали возможность приватизации и сохраняли госсектор в неизменном виде. Вернемся к началу истории приватизации в РБ. Не дожидаясь, пока появится соответствующий закон, правительство самостоятельно установило правила игры. Энтузиасты откликнулись и первые 4 десятка предприятий поменяли свой статус.

Среди них была гродненская  обувная фабрика «Неман». В то время руководство предприятия  не сомневалось, что со временем рабочие  купят всю фабрику. Кроме этого  на приобретение акций направлялась прибыль самого предприятия. В то время белорусское правительство по примеру соседей говорило о недопустимости государственной монополии, поставив перед собой грандиозную задачу: за пятилетку довести долю частного сектора в экономике до 75%. До конца 1990г. планировалось приватизировать 334 предприятия, в том числе 33 предприятия союзного подчинения [11].

В тот период белорусской  приватизации никто не вынуждал соблюдать  принцип добровольности. Порядок  был такой: в Госимущество направлялась заявка с подписями не менее 50 % членов трудового коллектива, после ее рассмотрения создавалась комиссия по приватизации, которая разрабатывала соответствующий план, согласовывала его с трудовым коллективом и представляла на рассмотрение Госимуществу. Эксперты министерства помогали выбрать наиболее приемлемую форму приватизации : для технологически несложных производств лучшей формой признавалась аренда с выкупом, для крупных предприятий - акционирование. Малоэффективным способом приватизации в Госимуществе считалось преобразование предприятий в народные предприятия.

При первоначальном размещении акций 30 % оставалось за государством, 40% выкупал трудовой коллектив, остальное  должно было направляться в свободную  продажу. Фондовой биржи еще не существовало (ее планировалось открыть к концу 1991г.), но любой гражданин или юридическое лицо могли могли купить акции - для этого нужно было обратиться в акционерное общество.

Однако главная проблема оставалась не в том: по мнению большинства экспертов  того времени приватизационная компания шла не по закону, а по нормативным актам, что не соответствовало принципам формирования рыночной экономики.

Данный период в истории белорусской  приватизации завершился быстро. 17 февраля 1991г. приказом председателя Госимущества работа комиссий по приватизации объектов республиканской собственности была приостановлена до принятия Верховным Советом необходимого закона.

28 мая 1991г. Верховный Совет  принимает Постановление «Об  основных концептуальных положениях  разгосударствления и приватизации  экономики Белорусской ССР и  о проекте Закона «О приобретении гражданами и юридическими лицами объектов государственной собственности (о приватизации)». Правовой основой для реформирования стал Временный порядок разгосударствления и приватизации государственной собственности, а также программа приватизации на 1991-1992гг.

Информация о работе Акционирование государственной собственности в Республике Беларусь