Акционирование государственной собственности в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – акционирование государственной собственности.
Предмет исследования – особенности акционирования в Республики Беларусь.
Цель работы: на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить акционирование государственной собственности в Республике Беларусь..

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 4
1 Сущность акционирования ……………………………………...……………... 6
2 Состояние акционирования ……………………………………………………..13
3 Современное акционирования государственной собственности в Республике Беларусь ………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников………………………………………….......30
Приложение А Динамика изменения формы собственности в Беларуси..……..31
Приложение Б Основные приватизационные сделки……..……………………..32

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

В течение 2005 года произведено  отчуждение 412 неиспользуемых, неэффективно используемых, не завершенных строительством объектов коммунальной собственности общей площадью более 160 тыс.кв. м.[11]

В отраслевом разрезе  наибольшее количество объектов отчуждено  предприятиями жилищно-коммунального  хозяйства - 230 объектов (55,8 % от общего количества отчужденных объектов), предприятиями торговли - 37 объектов (9,0 %), строительными предприятиями - 21 объект (5,1 %).

Из общего числа отчужденных  объектов 170 продано конкретному  покупателю, 212 - на аукционе, 10 - по конкурсу; 20 объектов переданы безвозмездно или обменены. Сумма средств, полученная за проданные объекты, составила свыше 39 млрд. рублей, из них 25,3 млрд. рублей перечислено на счета предприятий для использования на реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию производства.

В разрезе областей отчуждение неиспользуемых, неэффективно используемых, не завершенных строительством объектов осуществлялось следующим образом: г. Минск - 4 объекта, Брестская область - 54, Витебская и Гродненская - по 68, Гомельская - 75, Минская - 56, Могилевская - 87.

Более половины неиспользуемого  и неэффективно используемого недвижимого  имущества коммунальной собственности (51,5 %) было продано на аукционе. Наиболее активно осуществлялась продажа на аукционах в Брестской и Гродненской областях.

В общем объеме продаж объектов недвижимости коммунальной собственности  значительный удельный вес (41,3 %) составила также продажа объектов конкретному покупателю. В основном такой вид продажи объектов осуществляли Могилевский и Бобруйский горисполкомы, при этом фактическая цена продажи объектов увеличилась в среднем на 10 процентов.

По данным территориальных  фондов государственного имущества, за 2005 год проведено 318 аукционов и 18 конкурсов по продаже объектов коммунальной собственности с общим числом участников 521. На продажу было выставлено 758 объектов, из них продано 248 (или 32,7%), в том числе 143 - другому юридическому лицу, 99 - физическому лицу и пять - иностранному инвестору.

505 объектов, или 66,6%, были выставлены повторно, из них продано 160 объектов (31,7 %). Общая стоимость проданных в 2005 году на аукционах и конкурсах объектов коммунальной собственности составила 25,2 млрд. рублей.

От реализации государственного имущества, от приватизации объектов коммунальной собственности с учетом дивидендов от принадлежащих государству акций за 2005 год в местные бюджеты поступило 47,1 млрд. рублей. Поступление средств по сравнению с аналогичным периодом 2004 года увеличились на 19,8 % [11].

По состоянию на 01.01.2006 в собственности Республики Беларусь находилось 7,3 млрд. акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации объектов государственной собственности, или 68,5% от общего количества эмитированных акций. Указанные акции имеются в уставных фондах 634 акционерных обществ 22 министерств и ведомств.

В 355 открытых акционерных  обществах доля государства составляет свыше 75% , в 80 - от 50% до 75%, в 122 - от 25% до 50%, в 77 акционерных обществах - до 25%.

В результате ликвидации или реорганизации обществ, передачи акций в коммунальную собственность или продажи пакетов акций в полном объеме доля Республики Беларусь в уставном фонде 270 акционерных обществах отсутствует.

Также доля Республики Беларусь имеется в 11 закрытых акционерных  обществах, двух обществах с ограниченной ответственностью и четырех открытых акционерных обществах, созданных не в процессе приватизации.

Проведенная в прошедшем  году работа по совершенствованию правовой базы по управлению принадлежащими государству  акциями акционерных обществ и принятые органами владельческого надзора меры по повышению эффективности деятельности обществ обеспечили рост поступлений в республиканский бюджет дивидендов на акции (доли), принадлежащие Республике Беларусь. За 2005 год сумма поступивших в бюджет дивидендов составила 21,2 млрд. рублей, что в два раза больше, чем в 2004 году.

В 2005 году проведена льготная продажа принадлежащих Республике Беларусь акций работникам и приравненным к ним лицам в 44 акционерных  обществах. В течение года реализована работникам предприятий и приравненным к ним лицам за денежные средства и именные приватизационные чеки «Имущество» 507361 акция. В республиканский бюджет перечислены денежные средства в размере 150 млн. руб.

В настоящее время  для обмена на чеки «Имущество» в 151 филиале АСБ «Беларусбанк» находятся акции 182 открытых акционерных обществ. Остаток акций для обмена составляет 31,5 млн. шт. на 44,5 млн. чеков «Имущество». Обеспеченность чеков «Имущество» государственным приватизируемым имуществом составляет 98 процентов. За истекший год на чеки «Имущество» в количестве 542,5 тыс. шт. обменено 373,3 тыс. акций [11].

В целях организации  продажи принадлежащих Республике Беларусь акций открытых акционерных  обществ в 2005 году на основании предложений  отраслевых министерств и концернов были сформированы и утверждены приказом Министерства экономики от 30 марта 2005 г. № 52 перечни открытых акционерных обществ, акции которых планируются для продажи по конкурсу, на аукционе, в том числе в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» в 2005 году. Всего в указанные перечни было включено 203 открытых акционерных общества, общая начальная цена акций которых составила 357,6 млрд. руб.

Министерством экономики  были подготовлены и объявлены аукционы по продаже пакетов акций 46 акционерных обществ, стоимость которых не превышала 10 тыс. базовых величин, на общую сумму 4740,9 млн. рублей и конкурсы по продаже акций семи акционерных обществ на сумму 883,1 млн. руб.

В течение 2005 года проведено  семь результативных аукционов и  два конкурса, на которых было продано 14907 акций восьми акционерных обществ на сумму 436,8 млн. рублей и доля Республики Беларусь в уставном фонде ООО «Люстэрка» - за 33 млн. руб.

В настоящее время  в целях обеспечения поступления  средств в бюджет в 2007 году от продажи акций Министерством экономики на основании предложений органов государственного управления ведется работа по формированию перечней открытых акционерных обществ, акции которых планируются для продажи по конкурсу и на аукционе, в том числе в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа».

Согласно данным Министерства финансов в 2005 году в республиканский  бюджет поступило доходов от использования  и реализации принадлежащего государству  имущества 396900,6 млн. рублей, в том  числе от части прибыли республиканских предприятий 347664,6 млн. рублей, долей (акций), находящихся в республиканской собственности - 21230,1 млн. рублей, арендной платы от сдачи в аренду находящегося в республиканской собственности имущества - 24897,9 млн. рублей, реализации принадлежащего государству имущества - 3108 млн. рублей.

Таким образом, фактические  поступления в бюджет по названным  статьям в целом превысили  плановые задания на 10,8 процента, в  том числе задание по поступлению  части чистой прибыли превышено  в 1,8 раза, доходов от долей (акций), находящихся в республиканской собственности - в полтора раза, задание по поступлению средств от арендной платы выполнено на 115,9 процента.

В целях вовлечения в  хозяйственный оборот неиспользуемого  государственного имущества, находящегося на территории небольших населенных пунктов и в сельской местности,  принят Указ Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2007 г. № 108 ”О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества“, позволяющий осуществлять продажу неиспользуемого государственного имущества, расположенного в небольших населенных пунктах и в сельской местности, на аукционе с установлением начальной цены продажи, равной одной базовой величине, передавать такое неиспользуемое имущество в безвозмездное пользование индивидуальным предпринимателям и негосударственным юридическим лицам под конкретные инвестиционные проекты, производить списание объектов недвижимости после детальной проработки вопроса о невозможности их дальнейшего использования.

Обязательными условиями  аукциона с установлением начальной  цены продажи, равной одной базовой  величине, являются:

- осуществление покупателем предпринимательской деятельности на данном объекте, создание им дополнительных рабочих мест;

- запрещение покупателю продажи, иного отчуждения объектов до выполнения им условий договора купли-продажи.

Действующее в Республике Беларусь законодательство в области  приватизации предусматривает условия  и возможности участия иностранных  инвесторов в данном процессе.

Так, учредителями акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации, могут быть, кроме государства, юридические и физические лица, в том числе иностранные, внесшие принадлежащие им денежные средства или иное имущество в уставные фонды данных обществ. При этом доля иностранного инвестора в уставном фонде созданного ОАО будет соответствовать стоимости внесенных им денежных средств или иного имущества.

Иностранный инвестор может  стать участником ОАО, созданного в  процессе приватизации республиканской  собственности, путем внесения принадлежащего ему имущества в уставный фонд такого ОАО или приобретения дополнительного выпуска акций ОАО на сумму внесенного им вклада.

Иностранный инвестор может  также приобрести акции открытых акционерных обществ по конкурсу, на аукционе либо на торгах в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа».

Иностранный инвестор может  принять участие в создании совместного  предприятия в виде закрытого  акционерного общества или в виде другой организационно-правовой формы  на территории Республики Беларусь путем внесения денежного или не денежного вклада в уставный фонд создаваемого общества.

Государственные предприятия  могут быть проданы на аукционе, по конкурсу в процессе приватизации государственной собственности. Участниками  таких торгов могут быть иностранные инвесторы.

Законодательством Республики Беларусь также предусмотрена возможность  продажи предприятий, имеющих до 100 рабочих мест, у которых задолженность  по финансовым обязательствам равна  активной части баланса или превышает  ее, по начальной цене, равной одной базовой величине.

Массовая приватизация в постсоциалистических странах  началась с разработки законодательной  базы. В Чехословакии были созданы инвестиционные приватизационные фонды, хотя индивидуальные владельцы ваучеров могли их вкладывать в предприятия по своему усмотрению. К апрелю 1992 г. около 2/3 владельцев всех ваучеров инвестировали их в 463 таких фонда. В мае и июне 1992 г. прошла первая “волна” “массовой” приватизации, захватившая на начальном этапе 1491 предприятие. Фондам разрешалось приобретать не более 10% акций всех предприятий. В Чехословакии, в случае, когда в конкурсе участвуют и посреднические фонды, они состязаются за акции предприятий наравне с индивидуальными инвесторами. Проводилась многоступенчатая процедура торгов для более точного определения цены в зависимости от существующего спроса и предложения. Ваучеры продавались со значительной надбавкой к номинальной стоимости.

В отличии от России, в  которой основными моделями приватизации являются “малая” и “большая” приватизации, в странах Центральной, Восточной Европы и Балтии распространена и “отраслевая” приватизация. Ее суть - ускорение темпов приватизации путем одновременной концентрации усилий не на отдельных предприятиях, а на целых их группах и категориях. “Отраслевая” приватизация направлена на повышение эффективности процесса разгосударствления.

Польше, которая начиная  с 1991 г. осуществила 20 специальных приватизационных программ, дальше, чем любой другой стране удалось продвинуться в применении и испытании преимуществ этого метода. После того, как для приватизации выбиралась какая-либо конкретная отрасль, руководящие работники Министерства приватизации готовили детальные планы проведения работ. Затем предварительно отобранные иностранные консультанты приглашались для участия в конкурсе за предстоящее назначение. Фирма-победитель должна иметь многосторонний и разнообразный опыт, чтобы получить заказ на выполнение такого комплексного задания, которое предусматривает детальный экономический анализ всей отрасли и отдельных предприятий.

В Польше программа приватизации была разделена на 3 проекта. В первом основное внимание уделяется всесторонней экономической диагностике с  целью выявления производственных, технологических и финансовых особенностей, оказывающих влияние как на конкурентоспособность отрасли в целом, так и на производительность отдельных предприятий.

Во втором проекте  предусмотрена программа кратких  визитов на каждое из предприятий  отрасли с целью предварительной  оценки его производственно-финансовых слабых и сильных сторон. Оценивается конкурентоспособность и перспективы предприятий.

В третьем проекте  детализируется схема выполнения намеченных задач. Консультант подбирает группу специалистов для планирования и  проведения операции. Во многих случаях процедурой предусматривается следующий порядок: составление оценки предприятия в соответствии со всеми международными стандартами, подготовка и выпуск рекламы, определение потенциальных внутренних и иностранных инвесторов и детальные переговоры и заключение сделки.

Сравнительный анализ основных черт приватизационного процесса в Заподной Европе и в Республике  Беларусь показывает наличие общих тенденций:

1. использование в  качестве инструмента перехода  к рынку коммерциализации и акционирования государственных предприятий;

2. введение чековой  (или купонной) системы;

Информация о работе Акционирование государственной собственности в Республике Беларусь