Анализ дебиторской задолженности

Автор: Андрей Иванов, 04 Декабря 2010 в 17:13, дипломная работа

Описание работы

Дебиторская задолженность является важной частью активов хозяйствующих субъектов. Причем, при современной структуре баланса любого предприятия она имеет место, как в первом, так и во втором его разделах.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты учета дебиторской задолженности 4
1.1. Характеристика и классификация дебиторской задолженности 4
1.2. Управление дебиторской задолженностью 9
Глава 2. Учет дебиторской задолженности 14
2.1. Оценка 14
2.2. Синтетический и аналитический учет 21
2.2.1. Учет авансов выданных 24
2.2.2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками 28
2.2.3. Расчеты по авансам полученным 34
2.2.4. Проверка оформления расчетов с покупателями и заказчиками 36
2.2.5. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами 38
2.3. Учет образования и использования резерва сомнительных долгов 42
2.4. Погашение и списание дебиторской задолженности 46
Заключение 53
Список литературы 55

Работа содержит 2 файла

!титул.doc

— 20.50 Кб (Открыть, Скачать)

дебиторская задолженность.doc

— 419.50 Кб (Скачать)

|——————————————————————————————————————|————————|———————————|———————————|

|Оплачено  транспортной  организации за|        |           |           |

|доставку  продукции до станции  отправ-| 12 000 |    60     |    51     |

|ления                                 |        |           |           |

|——————————————————————————————————————|————————|———————————|———————————|

|Зачтена  сумма НДС по расходам по  дос-|  2 000 |    68     |    19     |

|тавке                                 |        |           |           |

|——————————————————————————————————————|————————|———————————|———————————|

|Оплачено  транспортной  организации за|        |           |           |

|доставку  продукции от станции  отправ-| 60 000 |    76     |    51     |

|отправления  до станции назначения     |        |           |           |

|——————————————————————————————————————|————————|———————————|———————————|

|Получены  от покупателя денежные сред-|360 000 |    51     |    62     |

|ства  за отгруженную продукцию         |        |           |           |

|——————————————————————————————————————|————————|———————————|———————————|

|Получены  от покупателя денежные  сред-| 60 000 |    51     |    76     |

|ства  в возмещение расходов по доставке|        |           |           |

 ———————————————————————————————————————————————————————————————————————

2.2.3. Расчеты по авансам полученным

 

    Для обобщения  информации о расчетах по полученным авансам под поставку материальных ценностей либо под выполнение работ, а также по оплате продукции и работ, произведенных для заказчиков, по частичной готовности в новом Плане счетов предназначен счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

    Отдельный счет (в Плане счетов 1991 г. для  этих целей служил счет 64 "Расчеты  по авансам полученным") для учета  авансов полученных не предусмотрен. Однако и в новом Плане счетов указывается, что суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно от сумм поступающих платежей по предъявленным покупателям расчетным документам.

      В соответствии с заключенными договорами предприятие может получать авансов  на поставку материальных ценностей  под выполнение работ или при  оплате продукции и работ по частичной их готовности. Для учета полученных от покупателя (заказчика) авансов используется субсчет 62 «Расчеты по авансам полученным». Суммы, полученные предприятием, авансом отражаются на счете 62 обособленно в виде кредиторской задолженности в корреспонденции со счетами учета денежных средств Дебет 51 Кредит 62. Одновременно производится начисление налога на добавленную стоимость, подлежащего взносу в бюджет с суммы полученного аванса по установленной ставке. На сумму начисленного налога уменьшается сумма аванса на счете 62 аванс и увеличивается задолженность бюджету:

    Дебет 62 – авансы полученные Кредит 68 НДС

      При последующей отгрузке продукции, выполнении работ сумма начисленного налога на добавленную стоимость по авансу сторнируется (Дебет 62 Кредит 68 - сторно), а затем отражаются все операции, связанные с реализацией продукции в общеустановленном порядке с использованием счета 90 «Продажи».

      Зачет полученных авансов производится внутренней записью по субсчетам счета 62 записью: Дебет 62 – авансы, полученные Кредит 62.

Аналитический учет по субсчету "Расчеты по авансам  полученным" счета 62 должен вестись  по каждому кредитору

    Пример 4. Фабрика заключила договор с покупателем на поставку своей продукции на сумму 120 000 руб., в том числе НДС 20 000 руб. По условиям договора покупатель перечисляет предоплату в размере 100% договорной стоимости продукции. Сумма предоплаты за товар поступила на расчетный счет предприятия в январе 2001 г. Отгрузка продукции произведена в феврале 2001 г. Согласно учетной политике выручка в целях налогообложения определяется предприятием по моменту оплаты.

    С суммы  предоплаты, поступившей на расчетный  счет предприятия в счет предстоящих  поставок продукции, необходимо исчислить  налог на добавленную стоимость. Порядок отражения в учете сумм НДС, подлежащих взносу в бюджет при получении предоплаты и последующей отгрузке товара, установлен п.7 письма Минфина России от 12.11.96 N 96 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с налогом на добавленную стоимость и акцизами".

    Согласно  п.13 Порядка ведения журналов учета  счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость получение  денежных средств в виде предоплаты (аванса) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) оформляется поставщиком составлением счетов-фактур и соответствующими записями в книге продаж. При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) под полученную предоплату в книге продаж делается запись, уменьшающая сумму ранее оформленного налога на добавленную стоимость по этой предоплате, с соответствующим изменением итоговой суммы налога за отчетный период, в котором произведена отгрузка. Затем отражаются операции по фактической отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) под полученную предоплату (табл. 2.6).                                                             

Таблица 2.6 

 ——————————————————————————————————————————————————————————————————————— 

|            Содержание              | Сумма,   |Корреспонденция счетов |

|      хозяйственной операции        |  руб.    |———————————————————————|

|                                    |          |    Д-т    |    К-т    |

|————————————————————————————————————|——————————|———————————|———————————|

|                                    |          |           | 62, субсч.|

|Получена  предоплата за продукцию    | 120 000  |    51     |"Расчеты  по|

|                                    |          |           |авансам вы-|

|                                    |          |           |данным"    |

|————————————————————————————————————|——————————|———————————|———————————|

|                                    |          | 62, субсч.|           |

|Начислен  НДС к уплате в бюджет      |  20 000  |"Расчеты по|    68     |

|                                    |          |авансам вы-|           |

|                                    |          |данным"    |           |

|————————————————————————————————————|——————————|———————————|———————————|

|Отражена  задолженность покупателя за| 120 000  |    62     |   90-1    |

|отгруженную  продукцию               |          |           |           |

|————————————————————————————————————|——————————|———————————|———————————|

|Начислен  НДС по отгруженной  продук-|  20 000  |   90-3    |    68     |

|ции                                 |          |           |           |

|————————————————————————————————————|——————————|———————————|———————————|

|                                    |          |           | 62, субсч.|

|Восстановлен  НДС с суммы предоплаты |  20 000  |    68     |"Расчеты по|

|                                    |          |           |авансам вы-|

|                                    |          |           |данным"    |

|————————————————————————————————————|——————————|———————————|———————————|

|                                    |          | 62, субсч.|           |

|Зачтена  сумма предоплаты  за  отгру-| 120 000  |"Расчеты по|    62     |

|женную  продукцию                    |          |авансам  вы-|           |

|                                    |          |данным"    |           |

 ——————————————————————————————————————————————————————————————————————— 
 

2.2.4. Проверка оформления расчетов с покупателями и заказчиками

   Расчеты с  покупателями и заказчиками ведутся  на одноименном счете 62. Этот счет используется на предприятиях, в учетной политике которых для определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) применяется способ по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. В настоящее время, поскольку большинство предприятий и организаций перешли на этот метод ведения бухгалтерского учета, рекомендуется применять счет 62. Учет расчетов ведется по субсчетам: 62-1 «Расчеты в порядке инкассо», 62-2 "Расчеты плановыми платежами", 62-3 "Векселя полученные" и др.

     На  субсчете 62-1 "Расчеты в порядке инкассо" учитываются расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым банком к оплате расчетным документам за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги.

     На  субсчете 62-2 "Расчеты плановыми  платежами" ведут расчеты с покупателями при установлении длительных хозяйственных связей, если такие расчеты носят постоянный характер.

     На  субсчете 62-3 "Векселя полученные" учитывается задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченная полученными векселями.

     Проверяется, как оформлены договора поставки продукции (условия оплаты), выясняет реальную задолженность покупателей (на основании данных инвентаризации) как ведется аналитический учет по покупателям, правильность составления  бухгалтерских проводок, соответствие записей аналитического учета по счету 62 данным журнала-ордера № 11 или регистрам, полученным на ПЭВМ.

     Счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» корреспондирует со счетами:

      по  дебету - 30, 36,41, 45, 46, 47, 48, 50, 51, 52, 55, 60, 62, 80;

     по  кредиту - 50, 51, 52, 57, 60, 62,  80, 82. 

     Важнейшая часть проверки - установление реальности сальдо по задолженности покупателей, отсутствия (или малого удельного  веса) задолженности безнадежной. В  ряде случаев сумма задолженности  должна быть подтверждена либо письмами дебиторов, либо актами инвентаризации (сверки) расчетов. Одновременно выверяют наличие и условия договоров поставки продукции, благонадежность векселедателей (кто, за что, подо что, на каких условиях выдал тот или иной вексель; нет ли здесь злоупотреблений). Подлежит проверке аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками": его построение должно обеспечить возможность получения данных о задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками, обеспеченной:

а) векселями, срок поступления  денежных средств по которым не наступил;

б) векселями дисконтированными (учтенными в банках, по которым  денежные средства не поступили в  срок). Те векселя, которые не котируются на торгах, можно оценивать только с относительной долей риска; ее можно снизить привлечением экспертов. Проверяют также правильность составления бухгалтерских проводок, соответствие учетных записей по счету 62 записям в журналах-ордерах, Главной книге и балансе.

    Субсчет счета 62  «Расчеты по авансам полученным» корреспондирует со счетами по дебету - 46, 47,48, 50, 51, 52, 55, 57,62,90;

Информация о работе Анализ дебиторской задолженности