Анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.

Работа содержит 1 файл

Курсовая_формат.doc

— 275.50 Кб (Скачать)

     Во-вторых, переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий  обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально приватизировать обычным способом (кому нужны акции банкротов?), их придется предварительно санировать, а затем уже целиком продавать физическим или юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить  производственные инвестиции. Очевидно,  что эти новые собственники рискнут стать таковыми лишь имея полную свободу освобождения от груза ненужного персонала. А это - еще один канал, пополняющий  безработицу.

     В-третьих, многие госпредприятия восприняли  либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). На первых порах это широко удавалось.  Однако такое положение не может сохраняться  долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и в конечном счете - кризисом неплатежей по всем технологическим  цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия,  продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор, питающий безработицу.

     В-четвертых, рыночные реформы ведут к успеху только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и макроэкономику:  ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые  имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом. Очевидно, что в России, для экономики которой характерны  глубокие диспропорции, прежде всего огромное разбухание группы А, служившей базой  форсированного роста ВПК, такая перестройка породит массовую  структурную безработицу.

     В-пятых,  наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы в наших условиях действуют  и репродуцирующие безработицу специфические факторы. Имеются в виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР (ныне  независимыми государствами), а также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение  предприятий и по материально-техническому  снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу. Говоря о специфических для бывшего СССР факторах, нельзя обойти и известный факт наличия явно гипертрофированного ВПК. Нормализация его удельного веса в экономике служит весьма ощутимым фактором в уменьшении  общего количества рабочих мест, тем более что решение проблем конверсии военных  предприятий оказалось на практике делом далеко не простым  и не быстрым. Поэтому неудивительно, что на сегодня безработица приняла наиболее острые формы именно в районах концентрации  военных заводов.

     Подводя итоги, можно сказать, что нынешняя безработица по своей сути мало напоминает безработицу в ее классическом понимании, когда характер безработицы связан, прежде всего, с перепроизводством различных товаров и услуг, падением спроса на них. Наша страна находится в условиях хронического перепроизводства практически большинства жизненно необходимых населению товаров и услуг. И видимое их изобилие определяется относительно небольшим спросом, связанным с низким жизненным уровнем подавляющей части населения и наполнением местных рынков товарами зарубежного производства. Уровень безработицы, с одной стороны, непосредственно отражает масштабы и глубину кризисных явлений в том или ином регионе, а с другой – оказывает определяющее воздействие на обострение социално-политической напряженности и, следовательно, требует первостепенного учета при разработке государственной региональной политики. Кроме того следует принять во внимание и некоторые важные особенности российского рынка труда, для которого характерны:

  • отсталая макроструктура занятости, представленная высокой долей работников в материальной сфере, особенно в сельском хозяйстве и добывающей промышленности, и низкой – в сфере услуг;
  • низкое качество рабочей силы в связи с более низким, чем в развитых странах, профессионально-квалификационным уровнем;
  • отсутствие гибкости рабочей силы, определяемое психологической неподготовленностью к постоянной смене и расширению трудовой деятельности. В условиях, когда теряет значение пожизненная специальность и квалификация, работник вынужден постоянно менять рабочее место;
  • неприспособленность большей части населения к межтерриториальной миграции, так как свобода перемещения ограничена отсутствием рынка жилья, институтом прописки и т.д. Все это создает устойчивую сегментацию рынков труда и предопределяет очаги массовой безработицы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3.Пути регулирования безработицы и занятости в РФ 

     Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого  человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

     В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства. 

     Интенсивность высвобождения и перераспределения  рабочей силы зависит от множества  факторов, главные из которых - изменение  форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка.  Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться.  Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

     Регулирующая  роль государства должна состоять в  постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и  приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

     Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером,  условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой  мобильностью кадров, не всегда соответствующей  рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

     С одной стороны, в ходе радикальных  экономических преобразований  в  России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о  которых часто предупреждала  пресса, пока не наблюдается. Официальная  безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4% экономически активного населения.

     С другой стороны, многие проблемы занятости  приняли глубинный характер.

       Речь идет об увеличении скрытой  безработицы, о росте доли лиц,  обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной молодежи.

     Одновременно  быстрыми темпами развивается занятость  в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.

     На  сегодняшний день реальный недоучет и, недооценка российской безработицы  заложены  в самом механизме  действия Закона о занятости, впервые  с 20-х годов узаконившего безработицу  в России.

     Основная  задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.

     Для ее выполнения разработана Государственная  программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

     В рамках этой программы в 1991 году и  была создана Государственная служба занятости населения.

     Законодательство  предусматривает обязанность вынуждено  незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

     Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение  вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую  силу, содействовать неработающим гражданам  в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно. 

     Мне представляется, что Правительственная  программа содействия занятости  населения должна опираться на государственную политику занятости.

     Согласно  российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в  содействии полной, продуктивной и  свободно избранной  занятости путем  обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан,  сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости  и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной  защиты граждан на рынке труда.

     Формой  реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы.

     В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости  в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских  регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.

     Так, в московском регионе крупном  промышленном центре России при одинаковом значении социально-демографического фактора позиции руководства двух субъектов РФ Москвы и Московской области - в отношении сохранения имеющихся рабочих мест как в целом, так и по отраслям экономики не могут быть одинаковыми. Например, решение столичного правительства сохранить предприятия  текстильной промышленности путем предоставления им кредитов и другой финансовой поддержки не выдерживает никакой критики. Большинство предприятий  использует рабочую силу со стороны и расположено в районах, примыкающих  к Центральному административному округу. Между тем земля в столице все время дорожает. Нужно ли сохранять такую структуру столичной промышленности? В Подмосковье, Владимирской, Тверской, Ивановской областях текстильные предприятия зачастую являются градообразующими. Им следует оказывать финансовую поддержку при закупках сырья из ближнего зарубежья и предоставлять льготные  кредиты для пополнения оборотных средств.

     Особенности занятости и функционирования рынка  труда в промышленном  регионе  обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимися уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории,  характером поддержки предприятий федеральными и региональными  органами власти и управления.

Информация о работе Анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления