Анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления, рассмотрение возможностей совершенствования, развития занятости на рынке труда России.

Работа содержит 1 файл

Курсовая_формат.doc

— 275.50 Кб (Скачать)

     Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим. В целях усиления социальной ориентации экономики, достижения эффективной занятости населения, способствующей росту благосостояния россиян, и обеспечения необходимых условий для создания и сохранения рабочих мест Президент Российской Федерации  утвердил Комплексную программу мер по созданию и сохранению рабочих мест.

     Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест включает систему мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     Реализация  Программы призвана обеспечить координацию долгосрочных и среднесрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического развития отдельных регионов, иных программных решений, принимаемых органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.

     Анализ  ситуации в сфере занятости в  Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы. 

     Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы  создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в  сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

     Целями  Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости  населения Российской Федерации  на основе создания экономически эффективных  рабочих мест в перспективных  отраслях экономики.

     Основными задачами Программы являются:

  • обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
  • регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
  • формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
  • предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.

     Гарантии  государства гражданам, потерявшим работу, могут быть предоставлены  в двух основных формах.

       Первая - гарантия стабильного источника  дохода на определенное законом  и социально-экономической  необходимостью время.

     Вторая - гарантия свободы выбора способа  своего существования в период незанятости, в том числе и зарегистрированной: работать или не работать, искать работу или получать пособие в течение  года, заниматься поиском работы самостоятельно  или через службу занятости, отказываться или соглашаться на работу с заработной платой ниже приемлемого для гражданина России уровня, менять профессию или нет и т.д.

     Государство не должно навязывать безработному форму  не только его занятости, но и незанятости.

       Принципиально важно одно - имеет  ли человек право на пособие  по безработице, то есть участвовал  ли он в период своей занятости  в формировании страхового фонда.

       Если да, то размер его пособия,  продолжительность и регулярность  выплат не должны зависеть от власти чиновников. Они могут определяться продолжительностью и суммой выплаченного страхового налога (пропорционального размеру  заработка), а не только величиной заработной платы в течение двух месяцев на последнем месте работы.

     Сумма пособия для каждого безработного может быть постоянной в течение всего законодательно установленного  периода регистрируемой безработицы (согласно текущему российскому законодательству, - одного года). Ее выплата не должна  зависеть от факта явки безработного для перерегистрации в службах  занятости, отказа от предложенных работ и т.п. Это к тому же сократит нагрузку на сотрудников служб занятости, упростив процедуру  расчета пособия (один раз вместо трех), позволит им отказаться от таких "полицейских" обязанностей, как отслеживание и наказание нарушителей режима перерегистрации путем лишения их пособия.

     Важнейшим элементом формирующейся рыночной экономики должно стать управление занятостью, которое состоит в  органическом  сочетании механизмов саморегуляции и государственного регулирования, обеспечивающем условия для развития трудовых ресурсов и экономической активности.

     Целесообразно, чтобы в разработке и внедрении  системы регулирования занятости, кроме Федеральной службы занятости, Министерства труда РФ, Министерства экономики  РФ, Министерства образования РФ и Федеральной миграционной  службы взаимодействовали на всех уровнях управления и другие «причастные» органы исполнительной власти (Миннауки, Минсоцзащиты, Минобороны, МВД, Госкомитет по поддержке и развитию малого предпринимательства), а также Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ.

     Подобное  взаимодействие может быть обеспечено путем образования Межведомственной комиссии при правительстве РФ по вопросам разработки и реализации государственной политики занятости.

       Аналогичные межведомственные комиссии  целесообразно создать и на  региональном уровне при органах  исполнительной власти.

     Особую  актуальность приобретают в настоящее  время вопросы совершенствования  государственной статистики в области занятости населения, формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается  отсутствие статистической информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда и т.д. В работе статистических  органов в области занятости населения наблюдается значительный  крен в сторону изучения проблем безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В то же время обойдены вниманием вопросы эффективности использования рабочей силы на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и т.д. Подобные статистические исследования помогут, в частности,  выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности населения.

     Забота  государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Ш. Динамика безработицы  в странах с  рыночной экономикой

     с 1980-2007 гг. 

     В последние годы на мировом рынке  труда сложилась следующая ситуация с безработицей. Экономический подъем в большинстве развитых государств  в 2000 г. дальнейшее улучшение ситуации с занятостью. В США среднегодовой  уровень безработицы понизился  до 4 % численности рабочей силы по сравнению с 4,2% в 1999 г. и являлся минимальным с 1969 г.

     Коэффициент загрузки производственных мощностей  достиг 82,1%. Безработица в Великобритании сократилась до минимального с 1975 г. уровня 3,7% численности рабочей силы. Уменьшился до 9,6% уровень безработицы в Германии и до 9,7% во Франции. Тем не  менее, безработица в странах западной Европы оставалась значительно более высокой, чем в США, что отражало различия в системах регулирования трудовых и социальных отношений.  В Японии уровень безработицы не изменился и оставался равным 4,7% численности рабочей силы.

     Это объяснялось сокращением занятости  на малых  предприятиях, а также  уменьшением темпов роста и последующим  сокращением внутреннего спроса во втором и третьем кварталах 2000 г. Безработица в Южной Корее в среднем за год сократилась по сравнению с 1999 г. Однако к концу года вновь наметился ее рост, который, по всей вероятности, будет продолжаться в связи с реструктуризацией крупных конгломератов. Данные по безработице представлены в таблице 1 

     Таблица 1.

     Уровень безработицы в  ведущих в экономическом  отношении странах  мира, в % от численности  рабочей силы. 
 
 
 

Страны 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
США 5,4 5,0 4,5 4,2 4,0
Япония 3,4 3,4 4,1 4,7 4,7
Германия 10,4 11,5 11,0 10,5 9,6
Франция 12,3 12,5 11,9 11,2 9,7
Италия 11,7 11,7 11,8 11,4 10,6
Великобритания 7,2 5,5 4,7 4,3 3,7
Канада 9,6 9,1 8,3 7,6 6,8
 

     Процесс рассасывания безработицы, который  наблюдался в странах с развитой рыночной экономикой в минувшем году, носил во многом “рваный” характер. По мере увеличения спроса на труд в результате ускорения темпов экономического развития первыми покидают ряды безработных наиболее квалифицированные кадры. Так, в США в удельный вес безработных среди менеджеров и специалистов снизился в 2000 г. по сравнению с предыдущим годом на 7,5%, среди специалистов со средним техническим образованием на 18,1%, в то время, как среди работников сферы услуг - на 4%, квалифицированных рабочих - на 5,2%, неквалифицированных - на 3,3%.

     Возможность трудоустройства для лиц с  низким уровнем образования и  профессиональной подготовки даже в  условиях экономического подъема остается весьма проблематичной. В западноевропейских странах именно эти работники  составляют ядро застойной, длительной безработицы, удельный вес которой, несмотря на благоприятную экономическую конъюнктуру, продолжает увеличиваться. Если в 1985 г. доля длительно безработных (тех, кто не имеет работы более года) составляла в странах Западной Европы 0,9% экономически активного населения, в1993 - 4,7%, а в 1994 г. - 6,6%.

     Несмотря  на некоторое сокращение молодежной безработицы, молодые люди до 24 лет  по-прежнему составляют около 1/3 всех лиц, не имеющих работы, а в Испании, Бельгии и Италии - около половины. К этим проблемам рынка труда следует добавить сохранение значительных разрывов в уровне безработицы в отдельных географических районах. Они связаны с различиями в экономическом развитии регионов, их отраслевой специализации, особенностями государственной политики занятости. Например, уровень безработицы в Тихоокеанском регионе США (7,2%) в 1,7 раза превышает соответствующий показатель для Центрального северо-западного района (4,2%).

     Сохранение  высокой безработицы, особенно среди  отдельных групп населения (длительно  безработные, молодежь) вынуждает правительства промышленно развитых стран наращивать государственное финансирование на рынке труда. По сравнению с 1999 - 2000 гг. удельный вес расходов на проведение политики занятости в ВВП увеличился (%): в Великобритании – с 1,6 до 2,2, в Швейцарии - с 0,3 до 1,9, в Португалии - с 1,1 до 2, в Испании - с 3,2 до 3,6, Норвегии - с 2,2 до 2,9, во Франции - с 2,6 до 3,3, в Германии - с 2,1 до 3,8, в Японии - с 0,3 до 0,4. В 1996-1997 гг. лишь страны, в которых произошло значительное снижение уровня безработицы, могли позволить себе сократить расходы на программы занятости, и то, прежде всего за счет сокращения выплат пособий по безработице. Так, в США доля финансирования таких программ по сравнению с 1999 - 2000 гг. снизилась с 0,73% до 0,69% ВВП, в Канаде - с 2,45 до 2,20.

Информация о работе Анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления