Анализ рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.

Работа содержит 1 файл

Анализ рынка.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

      Государственное регулирование рынка труда – это комплекс экономических, законодательных, административных и организационных мер, направленных на стимулирование роста занятости, подготовку и переподготовку работников, содействие найму рабочей силы и введение системы социального страхования безработицы и обязательного пенсионного обеспечения. [5, стр. 413]  

      Государственное регулирование рынка труда целесообразно  рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщенном виде иерархию процесса можно представить в  виде трех уровней: макроуровня, регионального уровня и микроуровня. На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

  1. Согласование финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политик с системой целей регулирования рынка труда. Это основной блок общегосударственного регулирования. К данному блоку относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного (авиационный, морской и другие виды транспорта, связь и т.д.), экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание  и развитие производства в приоритетных отраслях. Особая задача – регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости (ограничение оттока капиталов и стимулирование их притока должны улучшать инвестиционный климат, создавать предпосылки для развития системы рабочих мест, поддержка экспорта, в первую очередь продукции обрабатывающей промышленности, поддержание рубля на уровне, стимулирующем создание новых рабочих мест в экспортноориентированных отраслях и в производстве товаров народного потребления, конкурирующих с импортными товарами на внутреннем рынке).
  2. Согласование социальной, демографической, миграционной политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж (утечки мозгов), ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.
  3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур (в том числе негосударственных фирм, занятых трудоустройством, профессиональной подготовкой и переподготовкой населения). Среди приоритетов: развитие качества рабочей силы через образование, профессиональную подготовку и переподготовку, совершенствование информационных систем на рынке труда, развитие механизмов трудоустройства вообще и в частности поддержки на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи, подростков и ряда других групп. В число задач данного блока входят также вопросы регистрации и социальной поддержки безработных, организации общественных, временных работ и другие.

      Для регулирования отношений между работодателем и работником применяется ряд актов и законов, прописанных в «Трудовом кодексе Российской Федерации» (ТК РФ). ТК РФ состоит из 13 разделов [Приложение 4]

      Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. 
Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:

      - трудоустройству у данного работодателя;

      - профессиональной подготовке, переподготовке  и повышению квалификации работников  непосредственно у данного работодателя;

      - социальному партнерству, ведению  коллективных переговоров, заключению  коллективных договоров и соглашений;

      - участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

      - материальной ответственности работодателей  и работников в сфере труда;

      - надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);

      - разрешению трудовых споров.

     Огромное  внимание в своих выступлениях на проблемы безработицы и трудоустройства обращает президент РФ В. В. Путин. В очередной прямой линии, прошедшей 18 октября 2007 года, он отметил, что: « Положительный эффект или положительный результат последнего года, уходящего года – это снижение уровня безработицы. В прошлом году от трудоспособного населения у нас было безработных 6,5 процента, в этом году – 5,7 процента. Чтобы понимать, что это такое, что стоит за этими процентами: это 600 тысяч человек, которые нашли свое место в жизни и были трудоустроены за последний год.» 

      На  региональном уровне государственное регулирование рынка труда в основном должно осуществляться в тех же направлениях. Субъектами регулирования в регионах являются соответственно органы законодательной и исполнительной власти. Перечень составных элементов регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном уровне. В значительной степени на федеральном уровне регулируются основные направления финансово-кредитной политики. Тем не менее, регионы должны включать регулирование рынка труда в число основных приоритетов политики и в рамках своей компетенции и возможностей соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов регулировать доходы, трансфертные платежи и через уровень жизни – уровень предложения рабочей силы в регионе, регулировать демографическое качество населения (снижение заболеваемости, травматизма, пьянства и в конечном счете смертности трудоспособного населения), регулировать миграционные процессы.

      Политика  трудоустройства и социальной поддержки  незанятого населения в регионах в целом имеет те же задачи, что  и на федеральном уровне.

     В настоящее время можно выделить три основных звена инфраструктуры рынка труда:

     - государственная и негосударственные  службы занятости, а также отделы кадров предприятий;

     - организации, занимающиеся профессиональным  обучением, переподготовкой и повышением квалификации работников;

     - система социального партнерства  как взаимодействие органов власти, представителей трудящихся и  предпринимателей.

     Деятельность  всех звеньев инфраструктуры регулируется законами, указами, постановлениями, приказами и другими нормативными документами, устанавливаемыми органами законодательной и исполнительной власти, которые образуют нормативно-правовую основу функционирования инфраструктуры рынка труда.

     Государственная и негосударственные службы занятости, кадровые службы предприятий и фирм являются основным звеном инфраструктуры рынка труда.

     Основной  обязанностью государственной службы занятости является обеспечение (если необходимо, в сотрудничестве с другими  заинтересованными государственными, общественными и частными учреждениями) эффективной организации рынка труда в качестве неотъемлемой части национальной стратегии достижения и поддержания эффективной занятости.

     Помимо  государственной службы занятости  в Оренбургской области, как и в других регионах России, на рынке труда действуют негосударственные (частные) организации и фирмы. Одни из них оказывают помощь в трудоустройстве отдельным категориям работников (например, биржи труда молодежи), другие оказывают помощь работодателям в подборе (на коммерческой основе) необходимых им кадров, в основном из числа работающих, предлагая им более подходящую и высокооплачиваемую работу (наиболее популярны агентство “Карьера”, “Стимул - Р”, “Альма”). Негосударственные службы действуют в соответствии с законом, на основании лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти, при наличии заключения органов службы занятости.

     Как показывает зарубежная и отечественная  практика, роль негосударственных служб занятости будет возрастать, так как возрастает значение более активного, тщательного и эффективного подбора кадров. Это же более профессионально и качественно могут сделать узко специализированные агентства по найму.

     Органы  профориентации, профобучения, переподготовки и повышения квалификации работников. Развитие этого блока инфраструктуры рынка труда важно для сбалансирования спроса и предложения рабочей силы по профессиям и квалификации, для насыщения рынка труда новыми рыночными профессиями, переподготовки работников, высвобождаемых в связи со структурной перестройкой и невостребованных в настоящее время. К входящим в него организациям относятся профтехучилища, учебно-курсовые комбинаты предприятий, специализированные колледжи, технические лицеи, высшие и средние специальные учебные заведения, центры переподготовки на базе служб занятости.

     Региональный  центр не только осуществляет обучение и повышение квалификации персонала государственной службы, но и ведет активную научную деятельность. Одним из основных направлений этой деятельности является создание и совершенствование технологий управления деятельностью государственных и муниципальных органов власти. Другим направлением научной деятельности Центра является поддержка системы управления региональным и территориальным социально-экономическим развитием, в рамках которого осуществляются разработка и апробирование методик обучения персонала органов местного самоуправления.

     Самыми  острыми проблемами в данной области  являются: отсутствие соответствия между профессионально - квалификационным спросом на рынке труда и структурой подготовки кадров в действующих учебных заведениях; узкая профессиональная специализация выпускников ВУЗов не удовлетворяет требованиям рынка труда в универсальном работнике, что, в общем, обуславливает необходимость пересмотра программ в системе подготовки и переподготовки работников.

     Система социального партнерства на рынке  труда. Положение на рынке труда  в немалой степени зависит  от взаимодействия работодателей, наемных работников и органов государственной власти. Правила игры на этом рынке определяются не только рыночными регуляторами и системой законов, но и соглашениями сторон.

     Организационным звеном социального партнерства  на рынке труда выступают координационные комитеты содействия занятости населения. Они создаются из представителей профсоюзов или иных представительных органов работников, из представителей работодателей и органов службы занятости; в них могут участвовать представители и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

     Вопросы содействия занятости, профилактики безработицы  находят воплощение в генеральных соглашениях, заключаемых между объединениями профсоюзов, объединениями работодателей и Администрацией Оренбургской области.

     На  территории области в порядке социального партнерства органы местного самоуправления, работодатели, объединения профсоюзов и служба занятости проводят совместную работу по обеспечению социальных гарантий в области труда и занятости граждан. В целях осуществления контроля за соблюдением коллективных договоров в большинстве территорий области действуют комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

     Кроме этого, органы службы занятости, в целях  решения проблем занятости, активно взаимодействуют со всеми заинтересованными структурами, устанавливают договорные отношения службы занятости с органами исполнительной и законодательной власти, общественными организациями, работодателями широко применяются в совместной практике.

     Следует отметить, что эффективность социального партнерства и его воздействие на рынок труда зависит от организованности и работоспособности всех ее участников. 

      На  микроуровне регулирование рынка труда включает законодательное и иное нормативное регулирование, финансовое, налоговое стимулирование на рынке труда предприятий, организаций, индивидуальных зарегистрированных (формальный сектор) и незарегистрированных (неформальный сектор) предпринимателей и домохозяйств (семей).

      На  предприятиях осуществляется управление персоналом. Развитие систем отбора и  внутрифирменных перемещений, подготовки и переподготовки кадров. От успешного решения предприятиями задач в сфере управления персоналом зависит как общая ситуация с занятостью в стране и регионе, так и рыночная конкурентоспособность самих предприятий. В конечном счете именно на предприятиях производятся сохранение и создание новых рабочих мест, «деление» рабочих мест, перевод части работников в режимы неполного рабочего времени и отпусков по инициативе администрации

      В домохозяйствах (семьях) осуществляются основные функции воспроизводства рабочей силы, от уровня благосостояния семей зависит суммарное предложение труда в стране и регионе. Фермерские и некоторые другие предпринимательские домохозяйства являются наряду с предприятиями субъектами создания рабочих мест. Поддержка экономической активности домохозяйств также входит в число приоритетов регулирования рынка труда. [12, стр. 103-108]

Информация о работе Анализ рынка труда