Антициклическое регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

В девятнадцатом веке и первой половине двадцатого мир пережил несколько международных финансовых кризисов. Экономические кризисы до XX века ограничивались пределами одной, двух или трех стран, затем стали приобретать международный характер. Несмотря на то, что в последние десятилетия мировым сообществом созданы механизмы по предотвращению мировых кризисов (укрепление государственного регулирования хозяйственных процессов, создание международных финансовых организаций, проведение мониторинга и др), как свидетельствует история мировых экономических катаклизмов, ни точно предсказать, ни тем более избежать их не возможно.

Содержание

Введение 3
Глава I. Основные понятия 4
1.1 Понятие экономического кризиса 4
1.2 Экономические циклы 5
1.3 Государственное антициклическое регулирование 7
Глава II. Антикризисная политика 10
2.1 Причины возникновения мирового кризиса 2008г 10
2.2 Антикризисная политика государств 12
Перспективы сохранения стабильности 20
2.3 Антикризисная политика правительства России. Проблемы ее реализации. 22
Приоритеты антикризисной политики в России: 25
2.4 Сравнение антикризисных мер 26
Заключение 28
Вывод 29
Список основных источников 32

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по экономике Антициклическое регулирование экономики.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

Таким образом, причины финансового кризиса обусловлены самой современной экономической моделью, то есть стимулирование экономики осуществляется через кредит, через ссудный процент. Чтобы выплатить кредит, человеку, предприятию или государству нужно каждый год работать лучше чем в предыдущий, чтобы покрыть ссудные издержки. Понятно, что наращивать ВВП до бесконечности невозможно, когда-нибудь рост остановится, что автоматически означает невыплату кредитов и финансовый кризис. То есть причины экономического кризиса и причины экономического роста имеют один и тот же корень - ссудный капитал, монетарная модель экономики. Хотите устранить причины кризиса - меняйте модель. Только вот на что, пока не понятно ........

 

Возникновение кризиса связывают со следующими факторами:

  • общей цикличностью экономического развития;
  • перегревом кредитного рынка и явившегося его следствием ипотечного кризиса;
  • высокими ценами на сырьевые товары (в том числе, нефть);
  • перегревом фондового рынка;

2.2 Антикризисная политика государств

 

Финансовый  кризис 2008 года характеризуется ухудшением главных экономических показателей  почти во всех странах мира. Его  предшественник, ипотечный кризис в  Соединенных Штатах Америки, проявился в 2006 году. Тогдашняя ситуация началась с уменьшения количества продажи домов. Затем, уже в 2007 году, эта проблема переросла в кредитный кризис. Кредит на практически любой товар мог получить каждый желающий. Чрезвычайно много людей стало пользоваться услугой покупок «в рассрочку». Тогда это казалось выгодным предложением. Отсутствие контроля над количеством кредитов привело к глобализации проблемы и финансовому кризису. Прошло еще немного времени, и финансовый кризис США принял мировые масштабы. 

 

Я считаю необходимым  рассказать, как финансовый кризис повлиял на экономику различных стран: 

Франция в результате падения фондового рынка понесла  убытки в размере 5 миллиардов евро. И это только официальные данные!

В Дании, Латвии, Эстонии отмечается заметное падение значения валового внутреннего продукта за время финансового кризиса.

В результате кризиса  показатели безработицы в Испании  возросли на 10 процентов. Замечено значительное уменьшение производства. Также сильно снизился спрос на автомобили.

Немецкая экономика пострадала в области розничных продаж, объем которых заметно снизился.

В Китае мировой  финансовый кризис тоже оставил свой отпечаток. И хотя там проходит усердная борьба с данным явлением, убытки страна понесла немалые.

В Российской Федерации  произошло уменьшение золотовалютных резервов на 10 процентов. Кризис привел к сильнейшему спаду производства.

Валовой внутренний продукт Японии упал на 12 процентов. Страховые компании утопают в долгах.

Финансовый  кризис в Украине приобрел необыкновенно  страшные обороты. Валовой внутренний продукт снизился практически на одну пятую, отмечаются сильные проблемы производства. Массовые увольнения, задержка зарплаты…и это далеко не все.

Существует  много прогнозов касаемо мирового финансового кризиса. Кто-то считает, что его конец наступит уже через несколько месяцев. Другие специалисты уверены, что для решения всех вопросов понадобятся целые десятилетия!

Весь комплекс антикризисных мер, предпринимаемых  в рамках отдельных государств, естественным образом делится на три основных блока:

- меры по  поддержке и стимулированию национального  экономического механизма, прежде  всего финансовые вливания с  целью рекапитализации банковской  системы и реального производства (как правило, вызывающие настороженное  отношение публики);

- меры по  смягчению социальных последствий  кризиса (обычно приветствуемые  общественным мнением и критикуемые  лишь за их недостаточность): увеличение  пособий по безработице, различного  рода льготы и субсидии для  нуждающихся и малоимущих, включая  снижение налогов, и т.п.;

- меры, ориентированные  на подготовку благоприятных  условий для послекризисного  развития: совершенствование инфраструктуры, стимулирование разработки энергосберегающих  технологий, поиска возобновляемых  источников энергии и создания  экологически безопасного производства, дополнительное финансирование образования, науки, здравоохранения и т.д.

Национальные  антикризисные программы дополняются  попытками международного регулирования, нацеленными на сдерживание протекционизма, изменение мирового финансового механизма, оптимизацию международных экономических отношений, расширение полномочий международных финансовых органов. Стоит отметить, что не столько сами эти меры, сколько встречи в верхах, посвященные их разработке, вызывают громкие протесты со стороны радикальных антиглобалистов, считающих руководителей крупнейших держав виновниками кризиса.

Поддержка стратегически  важных или градообразующих предприятий  смягчает безработицу и другие социальные последствия кризиса, но может противоречить  задачам реструктуризации и повышения эффективности производства. Отсюда возрастающее значение увязки государственной поддержки со встречной инициативой хозяйственных единиц по реструктуризации, техническому обновлению, повышению управленческой эффективности и т.п. Так, правительство США обусловило предоставление финансовой помощи автомобильным компаниям разработкой ими антикризисных программ.

Оптимальное распределение  ресурсов между тремя направлениями  антикризисной политики зависит  от ряда обстоятельств, наиболее важными из которых являются, с одной стороны, экономический потенциал страны и объем наличных ресурсов, а с другой - ожидания общества.

На сегодняшний день фактически только США может одновременно задействовать всю совокупность антикризисных мер. Этому способствует не только наличие у них мощного производственного механизма и огромного научно-технического задела, но и своеобразие их финансовой ситуации. Несмотря на колоссальный бюджетный дефицит и государственный долг, положение доллара как мировой валюты позволяет им (по крайней мере, до поры до времени), запустив печатный станок, не экономить на финансовых вливаниях в экономику. К 700 млрд. ДОЛЛ., ассигнованным республиканским правительством по «плану Полсона», демократическое правительство добавило 778 млрд. по «плану Гайтнера», а вскоре после этого наметило выделить около 1 трлн. на выкуп ценных бумаг. Основная часть средств, таким образом, направляется на прямую поддержку банковской системы и оказавшихся под угрозой компаний, причем правительство не останавливается перед такими решительными мерами, как установление фактического государственного контроля над обанкротившимися фирмами. Так, в руки государства перешло 60% акций «Дженерал Моторс». Вместе с тем сотни миллиардов долларов тратятся на поддержку малоимущих - налоговые льготы, увеличение средств, выделяемых на медицинское страхование, талоны на питание для каждого девятого жителя США (только в 2009 г. - 54 млрд. долл.), помощь с выплатой ипотечных взносов и т.д. Наконец, огромные деньги ассигнуются на вложения «В будущее»: свыше 100 млрд. - на реконструкцию инфраструктуры (дорог, школьных и общественных зданий, и т.п.), десятки миллиардов - на энергосбережение и поиск альтернативных источников энергии, на науку и передовые технологии.

Европейские страны гораздо более ограничены в средствах. Принятая в ЕС норма, согласно которой бюджетный дефицит не должен превышать 3% от ВВП, в условиях кризиса, конечно, нарушается, но все же заставляет их отказываться от безоглядных вливаний в банковскую и производственную сферы. В наилучшем положении здесь находятся страны, имевшие на момент наступления кризиса бездефицитный бюджет. Это прежде всего Германия, где был создан специальный фонд для стабилизации финансового рынка (SoFFin), располагающий капиталом в 500 млрд. евро, а затем принят второй антикризисный пакет в 50 млрд. (1,5% ВВП), рассчитанный в первую очередь на оказание социальной помощи. Не вызывает сомнений, что столь щедрые антикризисные ассигнования в итоге приведут к превышению 3-процентного лимита. Но гораздо более стеснены страны, где еще до кризиса бюджетный дефицит был близок к 3%, в частности Италия.

Разумеется, это  не означает, что такие страны отказываются от прямой финансовой помощи хозяйствуюшим  субъектам. Например, французская казна  ссудила 6 млрд. евро находившейся под угрозой банкротства фирме «Пежо-Ситроен». Итальянское правительство наметило меры по поддержке не только автомобильной промышленности, но и производства комплектующих, бытовой электротехники, мебели, белья. В декабре 2008 г. Европейский Союз принял план стимулирования экономики, предусматривающий выделение на эти цели 200 млрд. евро, то есть 1,5% ВВП сообщества. В то же время на саммите G20 представители стран ЕС воспротивились предложению Барака Обамы ассигновать на финансовые вливания сумму, равную 5,5% их ВВП.

Зато страны ЕС, опираясь на развитые механизмы  социальных гарантий, уделяют серьезное  внимание мерам по облегчению последствий  кризиса для наименее обеспеченных групп населения. Так, в Германии увеличены пособия по безработице и пособия на детей, снижены подоходный налог и взносы в больничную кассу; в Италии выделены средства для поддержки работников, лишенных возможности пользоваться «интеграционной кассой», выплачивающей пособия безработным, введены «социальные карты» для малоимущих, на которые ежемесячно перечисляются небольшие суммы (40 евро).

Тем не менее, принимаемые даже в развитых странах меры нельзя назвать полностью удовлетворительными. Финансовые вливания лишь ослабляют проявления кризиса, но не ликвидируют его причины и даже способны затянуть его. Не исключено, что волнообразное развитие кризиса связано как раз с размахом антикризисных мер, большинство которых носит сомнительный характер. Помочь всем пострадавшим от кризиса физически невозможно, да и размеры помощи неизбежно ограничены.

Антикризисные меры и социальные отношения порождает социальное недовольство, угрожая нарушить социальную стабильность. Увенчаются ли успехом усилия правящих кругов по поддержанию стабильности в своих странах, зависит от сочетания многих факторов. Непосредственно прослеживающимися, «ближайшими» по отношению к результату являются:

- интенсивность  последствий кризиса; 

- эффективность  антикризисной политики;

- результативность информационно-пропагандистского  обеспечения стабильности.

Даже на странах Европейского Союза с более или менее  сравнимым уровнем развития экономики  кризис сказался не одинаково. В Испании  безработица составляет уже 16%, а  в Нидерландах - всего 3%. С наибольшей силой кризис ударил по странам с  односторонне ориентированным хозяйством, сильно зависящим от экспорта. Насколько можно судить, из крупных стран относительно эффективную антикризисную политику сегодня проводят США (за счет величины ассигнуемых средств), Германия (в силу взвешенности предпринимаемых мер) и Китай (во многом благодаря смелости и гибкости осуществляемого поворота от экспортной ориентации к упору на внутренний рынок).

Совершенно очевидно, однако, что «ближайшие» условия поддержания  стабильности сами в значительной степени  зависят от других, более глубинных:

- объем финансово-экономических ресурсов;

- запас прочности политической  системы; 

- исходный уровень доверия  к власти;

- специфика истории данной  страны, традиции, менталитет населения. 

Выше уже  говорилось о несравнимых с другими  странами по объему ресурсах Соединенных  Штатов. Большими финансовыми ресурсами  обладают Китай, Япония и Россия, но ресурсы их экономических систем, взятые в целом, весьма различны. Что  касается прочности политической системы, то ясно, что наибольшим ее запасом обладают страны с давними демократическими традициями и устоявшейся политической системой. Напротив, страны с неокрепшей, переходной политической системой наиболее уязвимы.

Проявления  социально-политической нестабильности, возможные в период кризиса, выстраиваются в следующую иерархию (по нарастающей):

- локальные  протесты (уже происходят почти  везде);

- падение рейтингов  правительств и их руководителей  (налицо во многих странах);

- общенациональные  протесты (помимо Франции, в ряде малых стран Европы);

- падение правительства  (в Исландии, Венгрии, Чехии, Латвии);

- дискредитация  всей правящей элиты и приход  к власти радикалов, в Европе - скорее правых, чем левых, в  развивающемся мире наоборот;

- катастрофическое развитие событий - хаос, развал, вооруженные столкновения, безвластие.

Падение авторитета правительств и их руководителей  наблюдается во многих странах. Показательны данные, полученные во время опроса, проведенного весной 2009 г. в США, Великобритании и Германии Ciao Surveys Соmраnу (опрошено по 500 человек в каждой стране). Если в США соотношение между теми, кто полагает, что правительство справляется с кризисом, и теми, кто придерживается противоположной точки зрения, составило 1 к 3 (9% против 27%), то в Германии - 1 к 5,5 (6% против 33%), а в Великобритании - 1 к 7 (5% против 35%). Вместе с тем почти половина опрошенных во всех трех странах (49% в США, 47% в Германии и 46% в Великобритании) выбрала опцию «пока не справляется, но старается». Это показывает, что население этих стран пока занимает выжидательную позицию, предоставляя своим правительствам определенный кредит доверия. Еще более интересная ситуация сложилась во Франции: по данным СОФРЕС, несмотря на низкий рейтинг Саркози (36%), 77% французов оценивают его действия как решительные, 63% - как смелые, 62% - как оперативные и при этом 59% (против 29%) считают направление проводимой им политики неверным .

Информация о работе Антициклическое регулирование экономики