Антициклическое регулирование экономики: цели, методы стабилизации, инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям важным является вопрос сочетания рыночных и государственных инструментов регулирования экономики. Большой интерес представляет обеспечение устойчивого экономического роста, то есть эффективность проведения стабилизационной политики, включая бюджетно-налоговую и денежно-кредитную Актуальность данного вопроса заключается в том, что проведенная стабилизационная политика может способствовать развитию производственных сил в республике, стимулировать:
- развитие предпринимательства;
- рост производства товаров и услуг;
-социальную защиту и справедливость;
-добросовестную конкуренцию в различных секторах экономики и между различными формами собственностями;
-защиту отечественного товаропроизводителя;

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 87.53 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям важным является вопрос сочетания рыночных и государственных инструментов регулирования экономики. Большой  интерес представляет обеспечение  устойчивого экономического роста, то есть эффективность проведения стабилизационной политики, включая бюджетно-налоговую и денежно-кредитную Актуальность данного вопроса заключается в том, что проведенная стабилизационная политика может способствовать развитию производственных сил в республике, стимулировать:

- развитие предпринимательства;

- рост производства товаров и услуг;

-социальную защиту и  справедливость;

-добросовестную конкуренцию  в различных секторах экономики  и между различными формами  собственностями;

-защиту отечественного  товаропроизводителя;

-государственная поддержка  агропромышленного комплекса и  сбалансированное соотношение цен  на промышленную и сельскохозяйственную  продукцию;

- оплату труда и занятости населения;

-создавать условия для  привлечения инвестиций в экономику.

Общая цель работы - антициклическое регулирование экономики: цели, методы стабилизации, инструменты.

В ходе работы необходимо решить целый ряд задач:

-раскрыть сущность и  содержание стабилизационной политики  и определить основные методы  стабилизации;

-охарактеризовать тенденции  налогово-бюджетной и денежно-кредитной  политики;

-показать как применялось антициклическая политика за рубежом;

- как повлиял мировой финансовый кризис на Республику Беларусь и его последствия.

В ходе работы применяется  метод теоретического анализа мнений различных специалистов: Матяс А., Петренко Д.В. по вопросу антициклическое регулирование экономики: цели, методы стабилизации, инструменты в Республике Беларусь.

Курсовая работа содержит 49 страниц, 15 источников литературы, 3 приложения.

1.Понятие стабилизационной  политики, основные методы стабилизации  Стабилизационная политика - это  действия правительства по контролю  над экономической ситуацией  в стране в целях достижения  полной занятости, поддерживания  низкого уровня инфляции, возрастающего  объема ВНП. [4, с. 101-106]

Переходный период почти  во всех странах начинался с системного кризиса, проявлениями которого на макроэкономическом уровне были:

1. Инфляция, подрывающая стимулы к производственной деятельности;

2. Трансформационный спад, глубина которого зависит от величины накопившихся в структуре экономики диспропорций, устанавливаемых в ходе макроэкономической стабилизации ограничений платежеспособного спроса;

3. Снижение накоплений и инвестиционной активности, которые становятся невыгодными при высокой инфляции. [7, с.93-98]

Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание  макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию  факторов производства в условиях стабильного  уровня цен. Эта политика обычно связана  воздействием на совокупный спрос как более динамичный компонент макроэкономического равновесия, регулируя который, можно достаточно быстро вернуть экономику к полной занятости и обеспечить равновесие, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Такое воздействие осуществляется с помощью инструментов денежно-кредитной и бюджетно- налоговой политики. [4, с. 101-106]

Проблема макроэкономической стабилизации в переходный период стран  с переходной экономикой в самом  начале преобразований сталкиваются с  проблемой подавления высокой инфляции. Подавление инфляции, укрепление денежной единицы и достижение устойчивости валютного курса называют макроэкономической, или финансовой, стабилизацией.

Центральный элемент стабилизационной политики - борьба с инфляцией. Показателем  успеха стабилизационных мер в этой области считается снижение ежегодного прироста индекса потребительских цен до 30% и ниже.

Для проведения эффективной  стабилизационной политики необходимо понимание специфики инфляции в  переходный период, которая находится  под влиянием как монетарных, так  и немонетарных факторов.

В соответствии с монетарным подходом темпы инфляции прямо пропорциональны  темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения  и обратно пропорциональны темпам прироста объема продукции реального  сектора. Повышение темпов прироста денежной массы приводит к соответствующему повышение темпов инфляции, в то время как их снижение вызывает обратный эффект. В качестве показателя инфляции в странах с переходной экономикой обычно используется рост индекса потребительских цен. Рост денежной массы влияет на инфляцию через определенные временные промежутки - лаги, в течение которых изменения объемов денежной массы вызывают изменения в темпах прироста цен. [10,с. 16-20]

Согласно немонетарному  подходу на инфляцию в переходной экономике влияют многочисленные факторы, находящиеся за пределами сферы  денежного обращения.

Во-первых, структурный фактор, то есть значительные диспропорции в  развитии отдельных отраслей экономики, которые быстро не могут быть устранены, а поэтому нехватка тех или  иных товаров и услуг долго  подталкивает цены в сторону повышения. Еще одним проявлением этого, например, в тяжелой промышленности с длительным производственным циклом, является инерционность экономики, в силу чего производство не способно быстро реагировать на изменения  спроса и обмена денежной массы. Поэтому  даже жесткая финансовая политика не может в короткое время устранить  неравновесие между спросом и  предложением.

Во-вторых, монополистический  фактор и, в-третьих, институциональный  фактор, связывающий инфляцию с особенностями  правовых и организационных условий  функционирования экономических агентов. Действие этого фактора выражается, с одной стороны, в сохранении государственного субсидирования неконкурентоспособных  предприятий и банков, что неизбежно  ведет к росту инфляции. С другой стороны, институциональный фактор проявляется в отсутствии в начале реформ практики банкротства, что вызывало нерыночную реакцию предприятий  на сжатие спроса - неплатежи. Наличие  долгосрочных инфляционных факторов немонетарного  характера рождает "фоновую» инфляцию, которую нельзя устранить путем  сжатия денежной массы. В определенные периоды "фоновая» инфляция принимает  подавленную форму неплатежей и  долгов государства перед предприятиями  и населением. Сочетание монетарных факторов инфляции с немонетарными при высокой роли последних свидетельствуют о том, что политика финансовой стабилизации не может ограничиваться сжатием денежной массы и требует проведения глубоких структурных и институциональных реформ. [10, с. 16-20]

Главными средствами макроэкономической стабилизации являются:

1. сокращение (в лучшем случае ликвидация) дефицита консолидированного государственного бюджета до уровня ниже 5 % ВВП;

2. проведение жесткой денежно-кредитной политики (прекращение льготного кредитования центральным банком дефицита госбюджета, установление процентных ставок по кредитам центрального банка коммерческим банкам выше уровня инфляции и т. д.);

3. установление «монетарного (номинального) якоря», под которым понимаются макроэкономические показатели, которые фиксируются на определенном уровне при осуществлении финансовой стабилизации (обменный курс валюты, номинальная заработная плата, номинальная денежная масса и т.п.). Эти показатели позволяют снизить инфляционные ожидания бизнеса и домашних хозяйств и удерживают на определенном уровне цены;

4. сдерживание роста доходов населения путем неполной индексации оплаты труда в бюджетной сфере и социальных трансфертов;

5. либерализация цен с целью уничтожения избыточной денежной массы через повышение общего уровня цен.]

В зависимости от применяемого набора инструментов можно выделить два основных сценария макроэкономической стабилизации: ортодоксальный и гетеродоксный.

Ортодоксальный сценарий представляет собой совокупность макроэкономических мероприятий, включающую:

  1. устранение или сведение к минимуму дефицита государственного бюджета;
  2. жесткий контроль за объемом денежного предложения и повышения учетной ставки сверх уровня инфляции;
  3. установление «монетарного якоря».

Гетеродоксный сценарий предполагает проведение жесткой денежно-кредитной и бюджетно - налоговой политики в сочетании с регулированием цен и доходов. На практике ортодоксальная программа стабилизации дополняется использованием «якоря» путем фиксации уровня номинальной заработной платы. Важным условием реализации гетеродоксного сценария является социальное партнерство между правительством, трудом и капиталом в области контроля над ценами и заработной платой. При макроэкономической стабилизации осуществляется переход от системы с мягкими бюджетными ограничениями к системе жестких бюджетных ограничений. [4. С. 101-106]

В настоящее время среди  ученых и практиков, занимающихся проблемами денежно-кредитного регулирования, получила распространение точка зрения, что  даже умеренная инфляция препятствует нормальному развитию экономики. В  связи с этим стабилизация денежного  обращения, то есть достижение относительной  стабильности цен, рассматривается  как условие долгосрочного устойчивого  экономического роста. Выбор целей, методов и инструментов антиинфляционной политики государства во многом зависит  от того, какая концепция денежно-кредитного регулирования принята в качестве теоретической основы для разработки стабилизационных мероприятий. Попытки  разрешения теоретических споров о  природе инфляции с помощью анализа  мировой практики не достигают успехов, так как инфляционный процесс в разных странах и в разные периоды времени имеет выраженную специфику. Это не позволяет механически использовать опыт одной страны для борьбы с инфляцией в другой стране, делать однозначные выводы о возможности применения тех или иных методов антиинфляционного регулирования, а также их ожидаемой эффективности.

Как уже отмечалось, экономисты, придерживающиеся монетаристских воззрений, рассматривают инфляцию как однофакторный  процесс, вызываемый чрезмерной эмиссией денег. Соответственно способы стабилизации денежного обращения, которые они  предлагают, сводятся главным образом  к решительному ограничению денежной массы путем сокращения бюджетного дефицита и уменьшения объемов денежно-кредитной  эмиссии. Другие экономисты признают, что рост денежной массы является необходимым условием инфляционного  роста цен, но отвергают чисто  денежную трактовку инфляции, рассматривая в качестве ее причин и немонетарные факторы. В связи с этим они  считают, что для снижения темпов инфляции необходимо предпринимать  меры, направленные на прекращение  действия факторов, являющихся непосредственной причиной инфляции. В противном случае после окончания ограничительной  денежной политики факторы, не поддающиеся  монетаристским методам регулирования, опять приведут к развитию инфляции.

Государственная макроэкономическая антиинфляционная политика должна иметь  адекватные механизмы реализации на уровне хозяйствующих субъектов, обеспечивающие ее эффективность. Если институты рыночной конкуренции и экономической  ответственности предприятий (вплоть до банкротства) развиты недостаточно, то ужесточение денежно-кредитной  политики с целью ограничения  совокупного спроса, скорее всего  не заставит экономических агентов  снижать издержки производства и  соответственно уменьшать цены на свою продукцию, а приведет к сокращению производства и спаду деловой  активности. Многофакторность инфляционного  процесса, как правило, обусловливает  необходимость применения целого комплекса  стабилизационных мер - как монетарных, так и общеэкономических.

Стабилизация денежного  обращения означает фактически стабильное развитие экономики. Поэтому, основными  методами стабилизации являются:

1. Антиинфляционные меры  в сфере экономики.

Если развитие инфляции происходит на фоне существования значительных отраслевых и других диспропорций, которые заключают в себе потенциальную  возможность нарушения сбалансированности денежного обращения, тогда наряду с другими инфляционными мероприятиями  следует проводить структурную  перестройку производства в соответствии с потребностями общественного  хозяйства.

Главной задачей структурной  политики является создание условий  для устойчивого долгосрочного  экономического роста выпуска продукции, пользующейся платежеспособным спросом  на внутреннем и внешнем рынках или  служащей национальными интересами. Структурная политика оказывает  воздействие, прежде всего на совокупное предложение.

Информация о работе Антициклическое регулирование экономики: цели, методы стабилизации, инструменты