Антициклическое регулирование экономики: цели, методы стабилизации, инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям важным является вопрос сочетания рыночных и государственных инструментов регулирования экономики. Большой интерес представляет обеспечение устойчивого экономического роста, то есть эффективность проведения стабилизационной политики, включая бюджетно-налоговую и денежно-кредитную Актуальность данного вопроса заключается в том, что проведенная стабилизационная политика может способствовать развитию производственных сил в республике, стимулировать:
- развитие предпринимательства;
- рост производства товаров и услуг;
-социальную защиту и справедливость;
-добросовестную конкуренцию в различных секторах экономики и между различными формами собственностями;
-защиту отечественного товаропроизводителя;

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 87.53 Кб (Скачать)

Для административно-командной  системы были характерны высокая  централизация экономики, государство  выступало главным хозяйствующим  субъектом, а развитие народного  хозяйства определялось единым государственным  народнохозяйственным планом. Поэтому  при переходе к рыночной экономике  объективной закономерностью является перестройка организационно-экономической  структуры экономики путем ее демонополизации, деконцентрации производства и децентрализации управления, широкого развития мелкого и среднего предпринимательства.

Административно-командная  экономика имеет достаточно мощную индустриальную базу, но ее структура  не совершенна, поскольку значительно  преобладают отрасли тяжелой  и оборотной промышленности, сырьевые отрасли и недостаточно развит потребительский  сектор экономики.

Главными направлениями  формирования рыночной экономики в  переходный период являются следующие.

1. Либерализация экономики - это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она имеет повсеместное распространение и включает: отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности (в том числе внешней торговли), прекращение централизованного распределения ресурсов, переход к формированию цен в основном в соответствии со спросом и предложением, снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках.

2. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды, предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль (предоставление льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм

3. Институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие рыночного законодательства.

4. Структурные преобразования, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главной целью перестройки структуры экономики - развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

5. Макроэкономическая стабилизация , она не входит в число системных реформ, так как осуществляется нередко и в странах с устоявшейся рыночной экономикой. Важное значение этого направления вытекает из того, что кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции. Длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничения денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки.

6. Формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения. Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения. Завершение формирования этих основных элементов рыночной системы и означает окончание переходного периода

В процессе перехода от административно-командной  к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран.

Первая группа включает страны, где темпы продвижения к рыночной системе наиболее значительны (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, страны Балтии). Сравнительно быстрое и  успешное продвижение к рыночной экономике обусловлено рядом  факторов: существованием основ рыночной экономики до поворота к административно-командной  системе, тесными экономическими и  историческими связями с Западной Европой, относительной сбалансированностью  структуры народного хозяйства  или небольшим объемом диспропорций, консенсусом всех слоев населения  в отношении необходимости перехода к рыночной системе.

Вторая группа включает страны, где переход к рыночной экономике  оказался сопряженным с немалыми трудностями и осуществляется гораздо  медленнее, чем в странах первой группы (Россия, Беларусь, другие страны СНГ, Болгария, Румыния, Югославия, Албания, Монголия). Здесь не было устойчивой традиции рыночной экономики, а формирование административно-командной системы  нередко происходило на базе традиционной системы. Затрудняют продвижение к  рынку и такие факторы, как  наличие глубоких диспропорций в  структуре экономики, наличие сильных  уравнительных тенденций и отсутствие в обществе консенсуса по вопросу  о характере преобразований, относительная  изолированность от развитых стран, а нередко и военные конфликты  на их территории.

Третью группу составляют страны Восточной Азии (Китай и  Вьетнам), где господство административно-командной  системы было кратковременным и  переход к рыночной экономике  начался на основе традиционной патриархальной системы при крайне слаборазвитой  промышленности и, следовательно, отсутствии серьезным диспропорций, а также  при сохранении авторитарной политической власти, в условиях благоприятного для развития рыночных отношений  хозяйственного менталитета населения. В этих странах действовал ряд факторов, облегчавших рыночные реформы. Здесь переход от коллективных хозяйств к мелким частным был легко осуществим, так как основой сельского хозяйства оставался ручной труд. Тяжелая промышленность и военно-промышленный комплекс составляли сравнительно небольшую долю в экономике этих стран, что облегчило переориентацию их промышленности на нужды потребительского рынка.

Господство плановой экономики  в этом регионе продолжалось 25-30 лет. Немалое значение имели традиционно  высокая трудовая этика населения, сохранившаяся склонность к предпринимательству. Наконец, заметную роль сыграла китайская  и вьетнамская диаспора с ее капиталом, кадрами и предпринимательскими опытом. Некоторые экономисты предпочитают относить Китай и Вьетнам не к  переходным (постсоциалистическим), а  к посттоталитарным странам на том основании, что в них официально не ставится задача перехода к рыночной экономике западного типа с преобладанием частной собственности. В этих странах рыночные отношения развиваются преимущественно в сельском хозяйстве, торговле, услугах, ремесле, тогда как крупная промышленность остается в государственной собственности. Многие относят эти страны к развивающимся.

Опыт рыночных преобразований во всех трех группах стран показывает, что сравнительно легко проходит либерализация в виде отмены или  ослабления государственного контроля над хозяйственной деятельностью, возрождения частного предпринимательства, а также приватизации небольших  объектов (преимущественно с сфере торговли и бытового обслуживания).

Гораздо тяжелее проходит либерализация цен и демонополизация  экономики, так как здесь реформы  сталкиваются с возможностью широкого социального недовольства. Столь  же трудно, но в целом разрешимой проблемой оказывается финансовая стабилизация, также требующая немалых  жертв от населения. Крайне трудно разрешимой задачей, является эффективная приватизация крупных хозяйственных объектов, а также проведение на практике процедуры  банкротства.

Практика стран, входивших  некогда в «мировую социалистическую систему», демонстрирует два основных варианта трансформации административно-командной  системы в рыночную экономику:

-первый - эволюционный путь  постепенного создания рыночных  институтов (Китай и Вьетнам);

-второй - «шоковая терапия», применявшаяся с той или иной  степенью интенсивности в России, и большинстве стран Центральной  и Восточной Европы (в Польше).

Различия между указанными путями заключаются в сроках осуществления  системных преобразований и стабилизационных мер,0 степени охвата рыночными механизмами  народного хозяйства. Выбор эволюционного  или «шокового» пути перехода к рыночной экономике зависит не столько  от воли политического руководства, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.

В пользу эволюционного перехода говорит наличие:

- довольно развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства;

- сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно военно-промышленного комплекса;

- стабильность финансовой системы;

- преобладание среди политической и хозяйственной элиты слоев, заинтересованных в проведении реформ.

Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой. Он связан в большинстве случаев  с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от административно-командной  системы, а также острого товарного  дефицита, вызванного накопившимися  структурными диспропорциями.

Можно выделить следующие  общие черты эволюционного пути перехода к рыночной экономике:

1. Государство на основе  долгосрочной стратегии реформ  последовательно, шаг за шагом  заменяет механизмы административно-командной  системы рыночными отношениями.  Так, в Венгрии этот процесс  происходил с 1968 по 1990гг., а в  Китае продолжается с 1979г.

2. Начало реформы связывает  с установлением динамического  равновесия на потребительском  рынке, причем не только с  помощью более гибкой системы  цен, но и прежде всего благодаря  быстрому развертыванию в частном  секторе производства потребительских  товаров и оказания услуг и  насыщению ими рынка. В Китае  ограничения на создание частных  производственных предприятий были  отменены в середине 80-х гг., что  позволило спустя пять-шесть лет  полностью насытить потребительский  рынок.

3. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли.

4. Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями, с целью избежать резкого снижения жизненного уровня населения.

5. Проводится жесткая финансовая политика в целях недопущения высокой инфляции. В Венгрии максимальный годовой прирост розничных цен составил 35% (1991 г.), а в Китае - 24,1% (1994 г.).

6. Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство, главным образом в мелком производстве и сфере услуг . Импульс, данный развитию сельского хозяйства и связанных с ним отраслей по производству потребительских товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего распространения рыночных механизмов, и одновременно приводят к насыщению потребительского рынка, создает благоприятный социальный фон для дальнейшего углубления реформ.

Все выше перечисленное относится  к эволюционному пути («градуализм»).

Далее мы рассмотрим вариант  радикального перехода к рынку («шоковая терапия»). Стратегия «шоковой терапии» основана на неолиберальной теории. Согласно неолиберализму рыночная экономика  является саморегулирующей системой. Поэтому главная задача преобразования заключается в сведении к минимуму экономической роли государства. За ним сохраняется важнейшая функция-поддержание  устойчивости финансовой системы, а  для этого необходимо решительное  подавление инфляции, которая препятствует регулирующей роли рынка. В числе  важнейших институциональных преобразований стратегия радикального перехода предполагает:

-одномоментную либерализацию  цен на основную массу товаров  и услуг и переход от государственного  материально-технического снабжения  к свободной торговле средствами  производства и предметами потребления.  Эта мера приводит к устранению  товарного дефицита и запускает  механизмы рыночного саморегулирования;

-скорейшее разрушение  прежней системы централизованного  планирования и замена административных  способов государственного регулирования  экономическими, среди которых главными  являются ужесточение условий  предоставления кредита, ограничение  денежной эмиссии;

-ускоренную приватизацию  государственной собственности,  переход к частной собственности  на землю;

-либерализацию внешнеэкономической  деятельности, что приводит к  широкому открытию внутреннего  рынка и экономики в целом  для иностранных товаров и  капитала.

Недостатки стратегии  радикального перехода к рыночной экономике  сводятся к следующему: во-первых, в  условиях унаследованных от прежней системы огромных структурных диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора;

Во-вторых, стремительный  переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в  условиях доставшегося от планового  хозяйства товарного дефицита и  монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую  инфляцию;

В-третьих, стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения  и усиление социальной дифференциации.

Информация о работе Антициклическое регулирование экономики: цели, методы стабилизации, инструменты