Антициклическое регулирование экономики: цели, методы стабилизации, инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям важным является вопрос сочетания рыночных и государственных инструментов регулирования экономики. Большой интерес представляет обеспечение устойчивого экономического роста, то есть эффективность проведения стабилизационной политики, включая бюджетно-налоговую и денежно-кредитную Актуальность данного вопроса заключается в том, что проведенная стабилизационная политика может способствовать развитию производственных сил в республике, стимулировать:
- развитие предпринимательства;
- рост производства товаров и услуг;
-социальную защиту и справедливость;
-добросовестную конкуренцию в различных секторах экономики и между различными формами собственностями;
-защиту отечественного товаропроизводителя;

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 87.53 Кб (Скачать)

В конце 1994 г. наметился переход  к жесткой денежно-кредитной политике, которую планировалось использовать в качестве инструмента финансовой стабилизации. В рамках ее проведения предполагалось снижение темпов инфляции за счет отказа от прямого кредитования коммерческих банков в пользу рыночного.

Предпринятые руководством страны меры привели к снижению темпов инфляции в 1995 году и некоторой стабилизации экономики. Если в 1995 году за первые 4 месяца цены выросли на 156 % то за оставшиеся 3 месяцев - только на 35 %.В 1996 году в стране был зафиксирован самый низкий за последние десятилетие уровень инфляции - 39 %.

Самостоятельная бюджетно-налоговая  политика республики начала формироваться  сразу же после распада СССР (1991г.). Значительно изменилась структура бюджета и функция, привязанные к потребностям нового времени, изменилось

количество источников дохода республиканского бюджета, впервые  был запланирован дефицит государственного бюджета в размере 11,4 %.

С 1992г. была введена новая  налоговая система, изменения коснулись  перечня объектов налогообложения  и видов налогов. Были введены  подоходный налог, НДС, экологический  налог, налог на недвижимость и др. Наиболее значимым стал налог на добавленную  стоимость (28%). В 1993г. его ставка была понижена до размера 25 %, в 1994 - до 20 %. Были созданы внебюджетный фонд регулирования  розничных цен (3% от выручки), введен чистый налог на доходы от экспорта (10 %). В 1994 г. были уменьшены отчисления от ФЗП В ФОНД Чернобыля с 18 до 12 %.

С середины 1992 года в обращение  был введен белорусский рубль. Официальное  закрепление его в качестве единственного платежного средства произошло в 1994 году. Ввод в обращение национальной денежной единицы сопровождался

дополнительными расходами. На первых этапах его роль в качестве платежного средства значительно приуменьшилась.

Молодая республика в условиях дезинтеграции с другими союзными республиками, сопровождающейся спадом производства, дефицитом товаров, высокими темпами инфляции, стала самостоятельно разрабатывать бюджет, принимать  законы, планировать меры по финансовому  оздоровлению низкоэффективных предприятий. Шли процессы по приватизации государственной  собственности, созданию фермерских хозяйств, перестройки страхового дела. В рамках первого этапа становления республики началось формирование рынка ценных бумаг, кредитной и финансовой системы. [3. с. 5-10]

Второй этап, период стабилизации, начался в 1996 г. Несмотря на значительное снижение темпов инфляции, которое  имело место в 1995 году, ситуацию в  республике нельзя было назвать стабильной. На всплеск инфляции в 1993 году повлияли 2 основные фактора: рост денежной массы (внутренний фактор) и девальвация  российского рубля (внешний фактор). Рост денежной массы был вызван главным  образом кредитной эмиссией: рост чистого рублевого кредита был  запланирован в размере 11,6 трлн.руб., фактически достиг 19,2 трлн.руб. Как результат, рублевая денежная масса выросла в 2,3 раза. В 1993г. уровень инфляции превысил значение, обеспечивающие финансовую стабильность: ИПЦ составил 281,7%, или 9,0% в среднем за месяц.

Что касается проведения бюджетно-налоговой  политики, то в период с 1996 по 2000гг. наблюдался процесс усиления налогового давления на экономику при постепенном  сокращении количества льгот. В результате этого доходы по отношению к ВВП  государства увеличились с 47,2 до 48,8%.

Наибольший удельный вес  в структуре доходов занимали косвенные налоги (НДС, акцизы, отчисления в дорожный фонд), налог на прибыль, подоходный налог, отчисления в ФСЗН и др. Характерным для данного  периода было последовательное повышение  доли местных налогов в консолидированном бюджете. В 1993гбыл принят закон о бюджетной системе республики, который определили новую бюджетную классификацию. Доходы бюджета и дефицита в 1999г. имели рекордное значение- 36,5% и 2,9% ВВП, ввиду снижения ставки налога на прибыль до 25% и введение новых платежей от выручки по низким ставкам в целевые бюджетные фонды. В 1997-1999 гг. НБ РБ проводил экспансионистскую денежно-кредитную политику, обусловленную чрезмерным кредитованием государственных программ (жилищное строительство, развитие отраслей АПК). Это привело к новому витку инфляции, вызвало деформации на внутреннем валютном рынке, проявившиеся в отрицательных значениях реальных процентных ставок, сокращение сбережений, множественности валютных курсов, дефиците валюты, росте объемов теневого валютного рынка и другие. Это означало, что главные параметры, принятые основными направлениями социально-Оэкономического развития на 1996-2000 гг., не были выполнены. 2000 год характеризуется некоторой активизацией хозяйственной жизни, увеличением темпов роста макроэкономических показателей, ликвидацией множественности валютных курсов, ужесточением ДКП, существенным снижением уровня инфляции, ростом реальных доходов населения. Все эти изменения проходили на фоне усиления сотрудничества НБ РБ с международными финансовыми институтами. Однако и в этот год не были достигнуты многие прогнозные параметры. Ученые в качестве основных недостатков финансовой политики предшествующих лет называют:

-неспособность финансовой  политики быстро реагировать  на изменяющиеся условия развития  государства;

-отсутствие стратегических  разработок;

-проведение частичных  тактических мероприятий, ориентированных  на сиюминутную выгоду;

-отрыв финансовой политики  от фактического состояния дел  в народном хозяйстве;

-нарушение требования  правильного ведения финансового  хозяйства - жить по средствам;

-остаточный подход при  определении финансовой базы  удовлетворения социальных потребностей  граждан.

О проведении неэффективной  финансовой политики в предыдущие годы свидетельствуют такие негативные процессы, как наличие дефицита госбюджета на уровне,- превышающем плановые параметры, покрытие дефицита с помощью эмиссии, что неизбежно ведет к росту  темпов инфляции, сокращение золотовалютных резервов, наличие большого числа  убыточных и малорентабельных предприятий, рост доли теневой экономики, утечка капиталов.

Согласно основным нормативным  документам перед бюджетно-налоговой  политикой в период 2006-2010 гг. стоят  цели обеспечения устойчивого экономического роста, снижения налоговой нагрузки и уровня дефицита бюджета, расширения экспорта и повышение конкурентоспособности  белорусских товаров на внешних  рынках. Бюджетная политика в 2006-2010 гг. направлена на инвестирование бюджетных  средств в развитие экономики и социальной сферы. Наблюдается общая тенденция роста доходов и расходов. Большое значение имеет работа по увеличению государственных доходов и изысканию дополнительных источников финансирования государственных расходов.

По результатам первого  полугодия 2003 года уровень выполнения плана доходов оказался на 5,6 процентных пункта выше, чем за аналогичный  период прошлого года. За этот период в  республиканский бюджет поступило 6016,4 млрд.руб. доходов (без учета средств ФСЗН), или 101,7% к плану первого полугодия и 51,1% годового плана.

 

Одной из главных экономических  задач современного этапа является поиск резервов увеличения доходной части бюджета за счет привлечения  дополнительных неналоговых доходов, так как традиционные налоговые  источники нельзя увеличить бесконечно. Такими источниками в 2003 году стали: часть прибыли НБ РБ; доходы за пользование банкам средств республиканского бюджета; доходы по бюджетным займам; доходы на доли акций, находящихся в республиканской собственности; часть прибыли республиканских унитарных предприятий; доходы от конфискованного имущества; доходы СЭЗ.

В бюджете на 2003 год сохраняется  социальная направленность расходов бюджета. Доля расходов на образование составляет 20,5%, на здравоохранение и социальную политику соответственно 14,8 и 7,6%. Практически  не изменился удельный вес расходов на культуру и искусство, кинематографию, на СМИ, физическую культуру и спорт.

Если сравнить с середины 90-х годов, то удельный вес расходов на образование в ВВП увеличился с 5 до 7 %, а расходы на пенсионное обеспечение в ВВП составляли 5,8% при сегодняшнем уровне в 8%. Уровень  расходов на здравоохранение достиг почти 5%.

Влияние мирового финансового  кризиса на белорусскую экономику, учитывая неразвитость фондовых и финансовых рынков в стране и их слабую интегрированость в мировую финансовую систему, проявилось с некоторым временным лагом по сравнению с другими странами. При этом основное воздействие оказывалось через внешнюю торговлю, колебания мировых резервных валют (доллар, евро), удорожание кредитных ресурсов на внутреннем рынке и увеличение потребности во внешних займах. Влияние фондового канала на белорусскую экономику произошло в основном через удешевление стоимости активов белорусских предприятий и организаций. Как следствие мирового финансово-экономического кризиса с IV квартала 2008 г. начали проявляться негативные тенденции в развитии белоруской экономики в части существенного падения экспорта и валютной выручки, увеличение отрицательного сальдо внешнеторгового оборота, сокращения золотовалютных резервов и роста напряженности на валютном рынке, нарастания государственного и валового долга, снижения рентабельности и прибыли, замедления темпов экономического роста, сокращения грузоперевозок, роста сверхнормативных запасов готовой продукции на складах и дебиторско-кредиторской задолженности, увеличения вынужденных отпусков и использования неполной рабочей недели.

Основным каналом влияния  мирового кризиса на национальную экономику  оказалось внешняя торговля, что  в первую очередь связано со структурой белорусского экспорта. (Приложение 1)

Ключевое место в экспорте в предкризисном 2008 г. занимали минеральные  продукты (37,9%), продукция химической промышленности (18,9%), черные и цветные  металлы (7,8%) и машины, оборудование, транспортные средства (18,7%). Данные товарные группы столкнулись с резким ухудшением конъюнктуры на внешних рынках. В результате снижения цен и спроса на ведущие позиции белорусского товарного экспорта (прежде всего нефть и нефтепродукты, продукцию химической промышленности, калийные удобрения, черные металлы, машиностроительную продукцию) произошло его существенное падение только за IV квартал 2003 г. По отношению к сентябрю на 42,4%. При этом экспорт в страны СНГ в основном сократился за счет снижения его средних цен на 41,1%, в декабре по сравнению с сентябрем), а в Российскую Федерацию - за счет физических объемов (на 33,9% в декабре по отношению к сентябрю). В свою очередь, отрицательное сальдо текущего счета платежного баланса за последний квартал 2003 г. увеличилось более чем в два раза.

Несмотря на положительную  помесячную динамику экспорта, в целом  за 2009 г. падение товарного экспорта к предыдущему году составило 34,7%. Сокращение экспорта происходило преимущественно  из-за падения средних цен (на 26,2%), в то время как физические объемы экспорта снизились на 11,5%. В свою очередь, отрицательное сальдо по товаром  и услугам составило 5,6 млрд.долл. США по сравнению с 4,7 млрд.долл.США в 2003 г.

В январе - мае текущего года отмечен существенный прирост товарного  экспорта (на 27%) к аналогичному периоду  прошлого года. Вместе с тем его  увеличение в определенной мере объясняется  относительно низкой базой предыдущего  года, значительным увеличением экспорта калийных удобрений, а также принятыми  мерами по сокращению складских запасов  на промышленных предприятиях. С учетом уменьшения импорта российской нефти  все это позволило несколько  сократить отрицательное сальдо внешнеторгового оборота до 27,7 млрд .долл.США, по товаром и услугам- до 1,8 млрд .долл. США.

Чистые иностранные активы национального банка Республики Беларусь в определении МВФ сократилось  с 4,2 (на 01.01.2003) до 3,1 млрд.долл.США (наО 1.01.2009). В дальнейшем удалось их восстановить (5,7 на 01.01.2010 и 5,5 млрд.долл.США на 01.07.2010).

Увеличение валового внешнего долга в 2003 г. (с 12,5 на январь до 14,6 млрд.долл.США на октябрь) сдерживалось благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, поскольку средние цены экспорта за год выросли на 33,3%, импорта -на 20,1%. Тем не менее, в конце 2003г. и в начале 2009г. валовой внешний долг ускоренно увеличивался в связи с привлечением дополнительного внешнего финансирования в условиях ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и на 01.01.2009 составил 15,2 млрд.долл.США, на 01.01.2010- 22,1 млрд.долл.США. При этом его увеличение происходило преимущественно за счет роста госдолга (с 2,1 млрд.долл.США на 01.10.2003 до 3,6 на 01.01.2009 и до 8,8 млрд.долл.США на 01.01.2010). (Приложение 2)

Одновременно в этих условиях обострилась проблема высокой цены сохранения экономического роста в  стране. При резком падении цен  и спроса на белорусскую продукцию  поддерживание положительных темповых показателей (особенно в промышленности, обеспечивающие основную часть товарного экспорта) оборачивается ростом запасов промышленной продукции на складах и ухудшением финансовых показателей с одновременным нарастанием кредиторской и дебиторской задолженности. При этом соотношение готовой продукции промышленности на складах и ее среднемесячного объема производства (особенно в машиностроении и металлообработке) достигло своих максимальных значений в марте и июле 2009г. (Приложение 3)

В дальнейшем принятые меры по сокращению запасов готовой продукции  на складах позволили их уменьшить  в промышленности до 60,7 % к среднемесячному  производству на 01.07.2010. Тем не менее, в машиностроении они по прежнему остаются существенными (115,4%). Одновременно сокращение складских запасов готовой продукции на предприятиях сопровождалось нарастанием дебиторской задолженности и более медленными темпами роста валютной выручки по сравнению с экспортом. В частности, дебиторская задолженность в промышленности возросла с 01.06.2009 по 01.06.2010 на 33,5 %, в том числе внешняя - на 77,1%.

Проявилась тенденция  уменьшения рентабельности реализованной  продукции, работ, услуг, которая в  целом по экономике с 16,7 % за январь - август сократилась до 14,2 % за 2003 г. В свою очередь, рентабельность за октябрь  составила 11,5%, за ноябрь -8,7%, за декабрь -6,6%, в то время как в августе  она достигла 18%. Аналогические тенденции  имели место и в промышленности, которая наиболее уязвима из-за неблагоприятной  внешнеэкономической конъюнктуры. Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг сократилось с 18,7 % в январе - августе до 15,3 % в целом за 2008 г. Более того, рентабельность упала в декабре до 4,5% по сравнению с 19,9 % в июле.

Несмотря на некоторые  улучшения по сравнению с IV кварталом 2008 г., финансовые показатели в 2009 г. существенно  ухудшились. Так, рентабельность реализованной продукции, работ и услуг в целом по экономике за 2009 г. составила 10,3 % по сравнению с 14% в 2008г., по промышленности - соответственно 9,9 и 15,9 % . при этом ситуация в определенной мере улучшена за счет того, что субъектами хозяйствования разрешили не начислять амортизацию и не делать переоценку основных средств на начало 2009 г. Данные меры в основном пролонгированы и на 2010 г. При этом рентабельность улучшилась по промышленности (до 10,1% в январе - мае 2010 г. против 9,1 % в аналогичном периоде 2009 г.), в то время как по народному хозяйству оно незначительно сократилось с 10,2 до 9,8%.

Информация о работе Антициклическое регулирование экономики: цели, методы стабилизации, инструменты