Антициклическое регулирование экономики: цели, методы стабилизации, инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям важным является вопрос сочетания рыночных и государственных инструментов регулирования экономики. Большой интерес представляет обеспечение устойчивого экономического роста, то есть эффективность проведения стабилизационной политики, включая бюджетно-налоговую и денежно-кредитную Актуальность данного вопроса заключается в том, что проведенная стабилизационная политика может способствовать развитию производственных сил в республике, стимулировать:
- развитие предпринимательства;
- рост производства товаров и услуг;
-социальную защиту и справедливость;
-добросовестную конкуренцию в различных секторах экономики и между различными формами собственностями;
-защиту отечественного товаропроизводителя;

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 87.53 Кб (Скачать)

Финансовая стабилизация в переходный период. Стабилизационные меры в денежно-кредитной и финансовой сферах вначале направлены на ликвидацию накопленного в рамках административно-командной системы инфляционного потенциала в виде излишнего количества денег (по отношению к имеющейся товарной массе) населения и предприятий. Поэтому снятие государственного контроля над ценами и возникающий сразу после этого резкий разрыв в темпах роста цен и заработной платы (из-за фактического замораживания последней) должны достаточно быстро остановить дальнейшее повышение цен, которые наталкиваются на барьер платежеспособного спроса. Инфляция должна замедлиться. Вместе с тем следует уточнить, что выше описанная схема представляет собой скорее теоретическую концепцию, реализация которой связана с самыми разнообразными обстоятельствами (политическими, психологическими и т.д).

На практике либерализация  цен почти всегда и везде (Кроме  Китая и отчасти Венгрии) вела к огромному ценовому скачку. Снижение инфляции до социально приемлемого  уровня в 20-30 % в год занимало от нескольких месяцев (в Польше) до нескольких лет (в России), причем затягивание стабилизации повышало ее социальные издержки. Под  воздействием стабилизационных мер, инфляции в странах СНГ и Центральной  и Восточной Европы (ЦВЕ) обычно снижается, но остается высокой по стандартам развития стран. В странах, осуществляющих переход преимущественно по градуалистской модели, финансовая стабилизация не является острой необходимостью, так как либерализация цен обычно проводится постепенно и здесь не происходит накопление огромного инфляционного потенциала. Снижению инфляции и повышению сбалансированности рынка способствует также ликвидация или, по крайне мере, резкое сокращение дефицита государственного бюджета и увеличение ссудного процента сверх уровня инфляции, что ведет к дополнительному сокращению текущего спроса.

Повышение процента по вкладам  стимулирует сбережения. В результате всех этих мер создается возможность обеспечить более рациональные соотношения цен по отдельным товаром, отражающие реальный спрос. Все это должно привести к преодолению товарного дефицита и достижению равновесия на потребительском рынке, когда появляется возможность свободно купить любой товар. Однако эти позитивные моменты «шоковой терапии» оплачиваются, как правило, довольно дорогой ценой:

-резко снижается жизненный  уровень населения, прежде всего  его малообеспеченных и занятых  в некоммерческой сфере слоев;

-сокращается инвестиционный  спрос и, следовательно, капитальные  вложения, особенно в производство;

-падает объем производства  продукции, в первую очередь  в отраслях промышленности, выпускающих  потребительские товары, в результате  общего сокращения платежеспособного  спроса населения;

-растет безработица.

Классическим примером проведения «шоковой» финансовой стабилизации явилась Польша. В результате применения описанного выше комплекса мер дефицита госбюджета уменьшился с б % ВВП в 1991г. до 2,8% в 1993г. Годовой прирост розничных цен снизился с 70,3% в 1991г. до 35,3% в 1993г. Однако доля безработных в экономически активном населении выросла с 6,5% в 1990г. до 16,4% в 1993г., а реальный доход в расчете а душу населения за 1990- 1993гг. сократились на 32%. Ввиду жесткой стабилизационной политики условиями ее проведения становятся:

-отсутствие иных способов  остановить дальнейшее углубление  экономического кризиса; поддержка наиболее экономических значимых категорий населения;

 

-проведение этих мер  политическим руководством, пользующимся  доверием общества или, по меньшей  мере, политически активных его  слоев.

В странах, избравших градуалистскую модель, экономическая динамика не укладывается в описанную выше схему. В Китае, она никогда не достигла таких размеров, которые потребовали бы специальной стратегии финансовой стабилизации.

Во Вьетнаме меры «шоковой терапии» были проведены в 1939г. В  обоих случаях рыночные реформы  привели к немедленному ускорению  роста производства (в Китае среднегодовой  темп прироста ВВП в 90-е гг. составил 9%, а во Вьетнаме- 7%).

Основные меры по либерализации  экономики в странах Восточной  Европы были проведены на протяжении весьма непродолжительного периода (1939-1991гг.), когда были ликвидированы органы директивного централизованного планирования, материально-технического снабжения, отменена монополия внешнеэкономической  деятельности и т.д. иначе сложились  отношения государства и рынка  в ходе экономических реформ в  Китае. В основе проводимых в Китае  экономических преобразований лежит  идея о том, что в экономике  должны сочетаться государственный  план и рынок. Такое сочетание  должно создать стимулы для повышения  производственной активности и обеспечить высокие темпы развития народного  хозяйства. Вместе с тем в Китае  до сих пор не решен вопрос об определении наиболее рационального  соотношения между планом и рынком. В результате проводимой с 1979 г. экономической  реформы в Китае сформировалась двухсекторная модель экономики. Рыночные механизмы стали главными регуляторами в производстве потребительских  товаров и в значительной степени  охватывают производство инвестиционных товаров.

Особенностью Китая является переплетение рыночных и административных методов регулирования в обоих  секторах экономики.

Либерализация цен наиболее последовательно была проведена  в Польше, где с января 1990 г. установление цен на 90% товаров было переведено на рыночную основу. В большинстве  стран Восточной Европы и бывшего  СССР в течении двух-трех лет после начала реформ сохранялось государственное регулирование цен на социально значимые товары и услуги (хлеб, квартирная плата, коммунальные услуги, транспортные тарифы), а в России- и на энергоносители. И на последующих этапах реформ в этих странах в сфере государственного контроля остаются цены на 10-20% производимых товаров и услуг.

В Китае переход к рыночному  ценообразованию занял почти 15 лет. Правительство выбрало путь создания трехуровневой системы цен, при которой наряду с фиксированными государственными существуют плавающие (для них устанавливаются верхнее и нижние пределы) и рыночные цены. Стратегия реформы заключалась в постепенном расширении сферы действия рыночных цен и сокращений доли фиксированных государственных цен.

Несмотря на значительную либерализацию экономики в странах  СНГ, ЦВЕ, рыночные регуляторы еще не стали преобладающими в поведении  экономических субъектов. Своеобразным анклавом административно-командной  системы, где переход к рыночным отношениям осуществляется с немалыми трудностями, остается повсеместно  крупная государственная промышленность, а в России, Беларуси и на Украине- еще и сельское хозяйство. В этих отраслях не удалось радикально изменить хозяйственное поведение крупных предприятий (даже формально ставших частными), которые остаются «на плову» не за счет эффективности своей работы, а вследствие прямого и косвенного субсидирования из госбюджета.

 

Хронически неэффективными остаются и многие крупные государственные  промышленные предприятия Китая. В  этой стране отвергается идея приватизации как средства повышения эффективности  деятельности крупных и средних  предприятий. Допускается лишь преобразование убыточных предприятий в акционерные  общества с продажей части акций  государственным и частным инвесторам, но при обязательном сохранении за государством контрольного пакета акций.

В России, других странах  СНГ, ЦВЕ приоритетным направлением рыночных реформ выступала приватизация. Повсеместно довольно быстро и без  особых трудностей прошла «малая приватизация»- передача малых и средних предприятий  через аренду, продажу и реституцию (возвращение прежних владельцев собственности, национализированное  после Второй мировой войны). Эта  последняя форма приватизации использовалась в странах ЦВЕ и Балтии.

Однако приватизация крупных  государственных предприятий в  странах ЦВЕ проходила с гораздо  большими трудностями: местные граждане и коммерческие структуры не располагали  достаточными средствами для их приобретения, а сами предприятия не вызывали особого  интереса (устаревшее оборудование, чрезмерная занятость и др.). Вместе с тем  опыт преобразования отношений собственности  в странах ЦВЕ показал, что  для успешного хода рыночных реформ создание новых частных предприятий  и изменение условий хозяйствования важнее, чем переход в частные  руки старых государственных предприятий. Дело в том, что бывшие государственные  предприятия, даже формально став частными, долго не могут освоить рыночную модель поведения, тогда как вновь  возникшие частные фирмы сразу  начинают действовать по рыночным правилам.

Банковская система в  странах ЦВЕ была сознательно  слабо приватизирована. Это позволяло  государству сохранять контроль за финансовыми и расчетными операциями предприятий, успешнее осуществлять урегулирование неплатежей. Государственные органы в странах ЦВЕ продолжали контролировать слияние и поглощение банков, образование  банковских консорциумов.

В Китае приватизация, напротив, отвергается. В 1992г. был взят курс на создание смешанной формы собственности, при которой общественная собственность  и дальше будет играть доминирующую роль. При этом допускается «совместное  развитие различных секторов экономики» и их «добровольное хозяйственное  объединение в самых разнообразных  формах». Ахиллесовой пятой китайской  экономики остается низкая эффективность  государственного сектора. Единственным реальным выходом для нерентабельных производств считается акционирование государственной собственности, привлечение иностранного капитала, слияние с успешно работающими государственными предприятиями.

Опыт стран с переходной экономикой приводит к выводу о том, что не столько форма собственности, сколько характер управления предприятиями  и наличие конкурентной среды  определяют уровень их экономической  эффективности и темпы роста  производства. Китай и Россия наглядно показали, что конкуренция более  важна для успешного экономического развития, чем смена форм собственности. Китай расширил сферу конкуренции  без приватизации государственных  предприятий.

В России произошла приватизация преобладающей части экономики, но формирование конкурентной сферы  проходит довольно медленно. Китай  пережил небывалый экономический  рост, а Россия-0 глубокий спад. Возможное  объяснение этих явлений заключается в том, что при приватизации возникают огромные рентные доходы, вследствие чего предприниматели предпочитают получать контроль над приватизируемыми предприятиями, а не осуществлять инвестирование в создание собственных фирм и тем самым стимулировать рост производства. Напротив, в результате поощрения конкуренции уменьшаются рентные доходы и увеличиваются стимулы к росту производственной деятельности. На начальном этапе реформ одной из центральных задач являлось достижение финансовой стабилизации и особое подавление инфляции.

Почти все страны с переходной экономикой (кроме Китая и Вьетнама) были вынуждены прибегать к резким и болезненным для народного  хозяйства и населения мерам  «шоковой терапии». Успешная финансовая стабилизация наряду с формированием  рыночных институтов создает возможность  для перехода к экономическому росту.

В странах ЦВЕ в основном завершился начальный этап перехода к рынку, в ходе которого в той  или иной степени были решены задачи либерализации, институциональных  преобразований и финансовой стабилизации. Экономический спад в странах  ЦВЕ оказался относительно непродолжительным (1990-1993 гг.) и не очень глубоким- до 20-25% ВВП, а с 1993-1994 гг. сменился ростом. Уже в 1997 г. Польша и Словения на 25% превысила объем ВВП 1990г., а Венгрия, Словакия и Чехия вплотную приблизилась к дореформенному уровню ВВП. Страны- члены СНГ, позднее вступившие на путь преобразований, смогли в определенной мере решить проблемы либерализации и стабилизации, но не реализовали еще значительную часть институциональных реформ.

В Китае и Вьетнаме рыночные преобразования проявились прежде всего в создании предприятий нового частного сектора вместо приватизации уже существующих государственных предприятий, постепенно или одномоментной либерализации цен и мягком демонтаже планового регулирования при сохранении в руках государства основных финансовых рычагов.

3.Трансформационный спад 1991-1995гг., влияние мирового финансового кризиса на Республику Беларусь и результативность применения стабилизационной политики Обеспечение устойчивого экономического роста зависит от эффективности проведении стабилизационной политики, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную составляющие. Условно развитие современной экономики Беларуси можно разбить на этапы. Каждому этапу присущи свои особенности проведения финансовой политики.

Первый этап начался в 1991 году после объявления суверенитета республики. Этот период характеризуется  отрицательными тенденциями, берущими свое начало еще с советских времен. Затратный метод хозяйствования, милитаризация, уравниловка в оплате труда привели производственную сферу и экономику в целом  к тяжелейшему кризису, сопровождавшемуся  значительным снижением эффективности  производства. Открытость экономики  Беларуси вызвала необходимость  либерализации цен в республике в ответ на аналогичные процессы в России, что привело к росту  темпов инфляции и потребительских  цен. Ситуация усугублялась проведением  мягкой денежно-кредитной политики. Месячные темпы инфляции преодолели 50 % рубеж, и инфляция стала носить галопирующий характер. Одной из причин длительной нестабильности в нашей  республике стало игнорирование  объективных закономерностей экономического развития.

Информация о работе Антициклическое регулирование экономики: цели, методы стабилизации, инструменты