Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:54, курсовая работа
В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям важным является вопрос сочетания рыночных и государственных инструментов регулирования экономики. Большой  интерес представляет обеспечение  устойчивого экономического роста, то есть эффективность проведения стабилизационной политики, включая бюджетно-налоговую и денежно-кредитную Актуальность данного вопроса заключается в том, что проведенная стабилизационная политика может способствовать развитию производственных сил в республике, стимулировать:
- развитие предпринимательства;
- рост производства товаров и услуг;
-социальную защиту и  справедливость;
-добросовестную конкуренцию  в различных секторах экономики  и между различными формами  собственностями;
-защиту отечественного  товаропроизводителя;
Финансовая стабилизация в переходный период. Стабилизационные меры в денежно-кредитной и финансовой сферах вначале направлены на ликвидацию накопленного в рамках административно-командной системы инфляционного потенциала в виде излишнего количества денег (по отношению к имеющейся товарной массе) населения и предприятий. Поэтому снятие государственного контроля над ценами и возникающий сразу после этого резкий разрыв в темпах роста цен и заработной платы (из-за фактического замораживания последней) должны достаточно быстро остановить дальнейшее повышение цен, которые наталкиваются на барьер платежеспособного спроса. Инфляция должна замедлиться. Вместе с тем следует уточнить, что выше описанная схема представляет собой скорее теоретическую концепцию, реализация которой связана с самыми разнообразными обстоятельствами (политическими, психологическими и т.д).
На практике либерализация цен почти всегда и везде (Кроме Китая и отчасти Венгрии) вела к огромному ценовому скачку. Снижение инфляции до социально приемлемого уровня в 20-30 % в год занимало от нескольких месяцев (в Польше) до нескольких лет (в России), причем затягивание стабилизации повышало ее социальные издержки. Под воздействием стабилизационных мер, инфляции в странах СНГ и Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) обычно снижается, но остается высокой по стандартам развития стран. В странах, осуществляющих переход преимущественно по градуалистской модели, финансовая стабилизация не является острой необходимостью, так как либерализация цен обычно проводится постепенно и здесь не происходит накопление огромного инфляционного потенциала. Снижению инфляции и повышению сбалансированности рынка способствует также ликвидация или, по крайне мере, резкое сокращение дефицита государственного бюджета и увеличение ссудного процента сверх уровня инфляции, что ведет к дополнительному сокращению текущего спроса.
Повышение процента по вкладам стимулирует сбережения. В результате всех этих мер создается возможность обеспечить более рациональные соотношения цен по отдельным товаром, отражающие реальный спрос. Все это должно привести к преодолению товарного дефицита и достижению равновесия на потребительском рынке, когда появляется возможность свободно купить любой товар. Однако эти позитивные моменты «шоковой терапии» оплачиваются, как правило, довольно дорогой ценой:
-резко снижается жизненный 
уровень населения, прежде 
-сокращается инвестиционный 
спрос и, следовательно, 
-падает объем производства 
продукции, в первую очередь 
в отраслях промышленности, выпускающих 
потребительские товары, в результате 
общего сокращения 
-растет безработица.
Классическим примером проведения «шоковой» финансовой стабилизации явилась Польша. В результате применения описанного выше комплекса мер дефицита госбюджета уменьшился с б % ВВП в 1991г. до 2,8% в 1993г. Годовой прирост розничных цен снизился с 70,3% в 1991г. до 35,3% в 1993г. Однако доля безработных в экономически активном населении выросла с 6,5% в 1990г. до 16,4% в 1993г., а реальный доход в расчете а душу населения за 1990- 1993гг. сократились на 32%. Ввиду жесткой стабилизационной политики условиями ее проведения становятся:
-отсутствие иных способов 
остановить дальнейшее 
-проведение этих мер 
политическим руководством, пользующимся 
доверием общества или, по 
В странах, избравших градуалистскую модель, экономическая динамика не укладывается в описанную выше схему. В Китае, она никогда не достигла таких размеров, которые потребовали бы специальной стратегии финансовой стабилизации.
Во Вьетнаме меры «шоковой терапии» были проведены в 1939г. В обоих случаях рыночные реформы привели к немедленному ускорению роста производства (в Китае среднегодовой темп прироста ВВП в 90-е гг. составил 9%, а во Вьетнаме- 7%).
Основные меры по либерализации 
экономики в странах Восточной 
Европы были проведены на протяжении 
весьма непродолжительного периода (1939-1991гг.), 
когда были ликвидированы органы 
директивного централизованного 
Особенностью Китая является переплетение рыночных и административных методов регулирования в обоих секторах экономики.
Либерализация цен наиболее последовательно была проведена в Польше, где с января 1990 г. установление цен на 90% товаров было переведено на рыночную основу. В большинстве стран Восточной Европы и бывшего СССР в течении двух-трех лет после начала реформ сохранялось государственное регулирование цен на социально значимые товары и услуги (хлеб, квартирная плата, коммунальные услуги, транспортные тарифы), а в России- и на энергоносители. И на последующих этапах реформ в этих странах в сфере государственного контроля остаются цены на 10-20% производимых товаров и услуг.
В Китае переход к рыночному ценообразованию занял почти 15 лет. Правительство выбрало путь создания трехуровневой системы цен, при которой наряду с фиксированными государственными существуют плавающие (для них устанавливаются верхнее и нижние пределы) и рыночные цены. Стратегия реформы заключалась в постепенном расширении сферы действия рыночных цен и сокращений доли фиксированных государственных цен.
Несмотря на значительную 
либерализацию экономики в 
Хронически неэффективными 
остаются и многие крупные государственные 
промышленные предприятия Китая. В 
этой стране отвергается идея приватизации 
как средства повышения эффективности 
деятельности крупных и средних 
предприятий. Допускается лишь преобразование 
убыточных предприятий в 
В России, других странах 
СНГ, ЦВЕ приоритетным направлением 
рыночных реформ выступала приватизация. 
Повсеместно довольно быстро и без 
особых трудностей прошла «малая приватизация»- 
передача малых и средних предприятий 
через аренду, продажу и реституцию 
(возвращение прежних 
Однако приватизация крупных 
государственных предприятий в 
странах ЦВЕ проходила с 
Банковская система в странах ЦВЕ была сознательно слабо приватизирована. Это позволяло государству сохранять контроль за финансовыми и расчетными операциями предприятий, успешнее осуществлять урегулирование неплатежей. Государственные органы в странах ЦВЕ продолжали контролировать слияние и поглощение банков, образование банковских консорциумов.
В Китае приватизация, напротив, 
отвергается. В 1992г. был взят курс на 
создание смешанной формы собственности, 
при которой общественная собственность 
и дальше будет играть доминирующую 
роль. При этом допускается «совместное 
развитие различных секторов экономики» 
и их «добровольное хозяйственное 
объединение в самых 
Опыт стран с переходной 
экономикой приводит к выводу о том, 
что не столько форма собственности, 
сколько характер управления предприятиями 
и наличие конкурентной среды 
определяют уровень их экономической 
эффективности и темпы роста 
производства. Китай и Россия наглядно 
показали, что конкуренция более 
важна для успешного 
В России произошла приватизация 
преобладающей части экономики, 
но формирование конкурентной сферы 
проходит довольно медленно. Китай 
пережил небывалый 
Почти все страны с переходной экономикой (кроме Китая и Вьетнама) были вынуждены прибегать к резким и болезненным для народного хозяйства и населения мерам «шоковой терапии». Успешная финансовая стабилизация наряду с формированием рыночных институтов создает возможность для перехода к экономическому росту.
В странах ЦВЕ в основном завершился начальный этап перехода к рынку, в ходе которого в той или иной степени были решены задачи либерализации, институциональных преобразований и финансовой стабилизации. Экономический спад в странах ЦВЕ оказался относительно непродолжительным (1990-1993 гг.) и не очень глубоким- до 20-25% ВВП, а с 1993-1994 гг. сменился ростом. Уже в 1997 г. Польша и Словения на 25% превысила объем ВВП 1990г., а Венгрия, Словакия и Чехия вплотную приблизилась к дореформенному уровню ВВП. Страны- члены СНГ, позднее вступившие на путь преобразований, смогли в определенной мере решить проблемы либерализации и стабилизации, но не реализовали еще значительную часть институциональных реформ.
В Китае и Вьетнаме рыночные преобразования проявились прежде всего в создании предприятий нового частного сектора вместо приватизации уже существующих государственных предприятий, постепенно или одномоментной либерализации цен и мягком демонтаже планового регулирования при сохранении в руках государства основных финансовых рычагов.
3.Трансформационный спад 1991-1995гг., влияние мирового финансового кризиса на Республику Беларусь и результативность применения стабилизационной политики Обеспечение устойчивого экономического роста зависит от эффективности проведении стабилизационной политики, включая бюджетно-налоговую, денежно-кредитную составляющие. Условно развитие современной экономики Беларуси можно разбить на этапы. Каждому этапу присущи свои особенности проведения финансовой политики.
Первый этап начался в 
1991 году после объявления суверенитета 
республики. Этот период характеризуется 
отрицательными тенденциями, берущими 
свое начало еще с советских времен. 
Затратный метод 
Информация о работе Антициклическое регулирование экономики: цели, методы стабилизации, инструменты