Антициклическое регулирование экономики: цели, методы стабилизации, инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям важным является вопрос сочетания рыночных и государственных инструментов регулирования экономики. Большой интерес представляет обеспечение устойчивого экономического роста, то есть эффективность проведения стабилизационной политики, включая бюджетно-налоговую и денежно-кредитную Актуальность данного вопроса заключается в том, что проведенная стабилизационная политика может способствовать развитию производственных сил в республике, стимулировать:
- развитие предпринимательства;
- рост производства товаров и услуг;
-социальную защиту и справедливость;
-добросовестную конкуренцию в различных секторах экономики и между различными формами собственностями;
-защиту отечественного товаропроизводителя;

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 87.53 Кб (Скачать)

Госбюджет за 2008 г. (даже с  учетом существенного ухудшения  экономической ситуации в IV квартале) удалось свести с профицитом. Однако в 2009г. обострились проблемы с формированием  доходной части республиканского и  местных бюджетов, что потребовало  соответствующего сокращения их расходов. Дефицит консолидированного бюджета  за 2009г. составил 1,8% к ВВП, а за 5 месяцев  текущего года он, по предварительным  данным, достиг 2,8% к ВВП. [3. с. 5-10]

В целом антикризисные  мероприятия, принятые в Республике Беларусь, состоялись из следующих  четырех блоков: первоочередные меры по либерализации условий экономической  деятельности, антикризисные меры в  области монетарной и фискальной политики, по поддержке валообразующих предприятий, совместный план действий с Российской Федерацией по минимизации последствий финансового кризиса. Их реализация осуществлялась по следующим основным направлениям: привлечение дополнительного внешнего финансирования, стабилизация ситуации в банковском секторе и на валютном рынке, сокращение расходов госбюджета, либерализация экономики, поддержка реального сектора валообразующих предприятий, стимулирование экспорта и ограничение импорта, создание дополнительного внутреннего потребительского и инвестиционного спроса на отечественную продукцию, селективная поддержка уязвимых категорий населения и др.

Кроме этого, в последние  годы осуществлялась трансформация  нормативно - правовой базы, регламентирующей и регулирующей, прежде всего процессы акционирования, приватизации и использования  госсобственности, развитие фондового  и финансового рынков, условия  функционирования бизнеса и предпринимательства. В результате были отменены институт «золотой акции» и ряд существующих ограничений на обращение акций  предприятий, улучшена система налогообложения  доходов от ценных бумаг, расширено  участие коммерческих банков на рынке  ценных бумаг.

 

На улучшение предпринимательского климата и стимулирование развития малого и среднего бизнеса направлено: упрощение и сокращение административных процедур, включая государственную  регистрацию и ликвидацию субъектов  хозяйствования, лицензирование: рационализация контрольной деятельности; улучшение  арендных и земельных отношений, инвестиционной деятельности; совершенствование  системы налогообложения; либерализация  ценового регулирования и др.

После начала мирового финансово-экономического кризиса в Республике Беларусь был  принят ряд действенных мер в  области монетарной и фискальной политики, направленных на недопущение  дестабилизации макроэкономической ситуации в стране. В частности, уменьшены нормы обязательного резервирования (в отношении вкладов физических лиц - отменены), оказана поддержка в части повышения ресурсной базы отдельных банков, увеличена ставка рефинансирования и процентные ставки по депозитам и кредитам, приняты решения по гарантированию вкладов в банковской системе страны, созданы дополнительные резервные фонды, введены определенные ограничения на покупку валюты юридическими лицами, осуществлена одноразовая девальвация (на 20%) и проводилось дальнейшее постепенное снижение обменного курса белорусского рубля к корзине валют в рамках заданных на 2009-2010 гг. параметров. Получены кредиты МВФ, Российской Федерации, Венесуэлы, Китая. Активно привлекается внешнее финансирование через банковскую систему и продажу отдельных активов.  Принимались меры по недопущению роста заработной платы в бюджетной сфере и на государственных предприятиях, проводилось существенное сокращение бюджетных расходов в конце 2003 г. и в 2009 г.

Значительные дополнительные ресурсы аккумулированы в специальном  Фонде национального развития. С  целью пополнения оборотных средств предприятия и сокращения запасов готовой продукции на складах принято специальное постановление о порядке реализации продукции на экспорт с учетом конъюнктуры рынка, допускающее продажу продукции ниже ее себестоимости. Осуществляются дополнительные меры по сокращению запасов готовой продукции на складах. В качестве положительного момента в условиях мирового финансово-экономического кризиса следует также отметить проводимую в последние годы Республикой Беларусь внешнеэкономическую политику, направленную на постепенную региональную и страновую диверсификацию экспорта и внешних заимствований.

Для активизации внешней  торговли принят план совместных действий с Российской Федерацией по минимизации  последствий финансового кризиса, направленный на расширение применения российского рубля во взаимных расчетах и обеспечение равного доступа  субъектов хозяйствования на рынке  двух стран. При этом основными проблемами являются обеспечение и сближение  условий доступа к госзакупкам, лизинговых схемам, льготному кредитованию и дальнейшая унификация таможено - тарифного регулирования.

Однако реализация вышеперечисленных  мер, которые, безусловно, дали положительный  эффект и позволили сохранить  контроль над развитием экономической  ситуации в стране, в недостаточной  степени учитывает масштабность и затяжной характер кризиса. В связи  с этим необходим более взвешенный выбор между поддерживанием высоких  темпов экономического роста и неизбежным усилением дисбалансов в экономическом  развитии страны (прежде всего в  части внешнеторгового баланса  и дополнительной потребности во внешних заимствованиях, что, в конечном счете, ведет к увеличению государственного и валового внешнего долга). Поэтому при установлении прогнозных параметров развития страны на ближайшие годы целесообразно в большей степени учитывать, с одной стороны, объективно существующие ограничения и потенциальные риски для белорусской экономики, с другой стороны, чрезмерные дисбалансы могут замедлить темпы роста и осложнить экономическое развитие страны в среднесрочной перспективе. [2. с.44-46]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В начале 90-х годов XX века РБ получила возможность проведения собственной макроэкономической политики. С самого начала ситуация не была легкой для белорусского правительства  — экономика нуждалась в реструктуризации, реформировании взаимоотношений экономических  субъектов между собою и государством как внутри страны, так и с зарубежными  партнерами. Наблюдалась ярко выраженная стагфляция — высокие темпы роста  уровня цен сопровождались спадом реального  объема производства и ростом безработицы. В начале существовала гиперинфляция, исчисляемая тысячами процентов ежегодного роста цен, при этом реальный объем производства снижался примерно на десять процентов ежегодно. Лишь в 1995-1996 гг. эта тенденция была переломлена. Хотя темпы инфляции остались очень высокими, появился экономический рост. В среднем за 1996-2000 гг. прирост реального ВВП составлял 6,3%, за 2001-2003 гг. — 5,5%.

Ситуации с безработицей в стране в рассматриваемые годы была неоднозначной. Официально зарегистрированных безработных немного — их количество не превышало 4% от общей численности

безработных и занятых, т.е. от экономически активного населения. После роста безработицы в начале 90-х гг. дальнейшее ее увеличение прекратилось. Однако в течение всего рассматриваемого периода существовала значительная скрытая безработица, так как не все безработные официально регистрировались, а кроме того, на многих предприятиях наблюдалась занятость работников в течение неполного рабочего времени (когда рабочая неделя была меньше 40 часов в среднем за год). Вместе с тем, необходимо признать успехи белорусского правительства в борьбе с безработицей — лучшие, нежели в борьбе с инфляцией. Это объясняется во многом социальной направленностью белорусской модели экономики — безработица ведет к социальной напряженности и воспринимается как большее зло, нежели рост цен. Хотя для сдерживания инфляции правительство страны также прилагает усилия. Поэтому белорусское правительство использовала для стабилизации экономики и стимулирования экономического роста: фискальную и денежно-кредитную политики. Эту политику в Республике Беларусь можно охарактеризовать как стимулирующие. В течение почти всех последних лет наблюдался дефицит государственного бюджета страны, т.е. превышение государственных расходов над доходами государственного бюджета. Тем самым правительство стимулировало совокупный спрос. Валютная политика на определенном этапе экономического развития страны состояла в завышении курса белорусского рубля, что имело целью поддержание покупательной способности населения. В сфере денежно-кредитной политики государство прилагало усилия по снижению ставки банковского процента и увеличению объема кредитования экономики. Хотя номинальные процентные ставки были велики, однако реальные ставки (с учетом темпов инфляции) в течение второй половины 90-х гг. были отрицательны). Данное обстоятельство снижало стимулы населения к хранению своих средств на банковских депозитах, однако повышало стимулы к получению кредитов у предприятий. Использование практики льготного государственного кредитования белорусских предприятий, многие из которых кредиты не возвращали, также являлось стимулирующим инструментом денежно-кредитной политики белорусского правительства. Данная политика (стабилизационная политика) обеспечила значительные темпы прироста валового внутреннего продукта во второй половине 90-х гг., однако имела своим последствием достаточно высокую инфляцию.

С конца XX века денежно-кредитная  политика правительства и НБ стала  более жесткой. Реальные процентные ставки по кредитам и депозитам стали  положительными, что привело к  росту банковских вкладов субъектов  экономики, прежде всего населения. Уровень дефицита государственного бюджета также несколько уменьшился. Все это позволило снизить  темпы инфляции, а темпы экономического роста при этом значительно не изменились. Благоприятная конъюнктура  внешних рынков, прежде всего российского, дает возможность поддерживать стабильный рост объемов производства и обеспечивать занятость.

В политике занятости белорусского государства также следует выделить аспект ограничения заработной платы. Эффект влияния профсоюзов на рост оплаты труда, присущий многим развитым странам и не в последнюю очередь приводящий

к росту безработицы и повышению инфляции, в Беларуси весьма слаб. Результатом является позиционирование в качестве одного из факторов экономического роста наличие квалифицированной и относительно дешевой рабочей силы.

Это позволяет предприятиям иметь более низкие производственные издержки и наращивать объемы производства, что ведет к росту предложения. Недостатком такой политики является ограничение совокупного спроса. Кроме того, сдерживание роста  заработной платы вступает в противоречие с политикой повышения благосостояния граждан. Дешевизна рабочей силы является распространенным в мировой  практике стимулом экономического роста, но имеет ограничения по времени. Данный фактор нельзя использовать очень  долго, в длительной перспективе  необходимо стремиться к росту доходов  населения, в том числе и оплаты труда, компенсируя повышение издержек производства ростом производительности труда. Такие процессы и характерны для многих отраслей белорусской  экономики в последние годы.

 

Список использованных источников

1. Зенькова, Л.П.Цикличность трансформационных экономик: факторное влияние краткосрочных циклических колебаний на макродинамику /Л.П.Зенькова//Потребительская кооперация-2010.-№1. С 82-38.ББК 65,9 (4Беи)-97РБ

2. Коновалов ,В. Экономический кризис и перспектива макроэкономической стабилизации в Беларуси/Владислав Коновалов/'/Фондовый рынок,-2009.-№3.-с.44-46.ББК 65,9 (4Беи)-97РБ

3. Матяс, А. Белорусская экономика в условиях кризисного и посткризистного развития/ Александр Матяс // Банковский вестник.-2010.-№28 (кастрычник).-с5-10.ББК 65.9(4Беи)-97 РБ

4. Петренко, Д. В. Многоуровневая система антикризисной защиты/Д.В.Петренко/'/Экономика и управление.-2010.-№ 1.-е. 101-106 ББК 65.9(4Беи)-971+65.050.1 РБ

5. Шулейко, О.Л.Влияние бюджетно-налоговой политики на обеспечение устойчивости финансовой системы РБ/'О. Л. Шулейко /'/Экономика и управление.-2009.-№2.-с81-85. ББК 65.261(4Беи) РБ

6. Смирнов, С.режимы валютного курса и стабильность экономики/С.Смирнов/'/вопросы экономики.-2010.-№ 1.-е.29-43. ББК 65.268 РФ

7. Рыкова, Л.М.Банковская ликвидность и финансовая стабильность страны/Людмила Михайловна Рыкова/'/Вестник Белорусского государственного экономического университета.-2010.-№4-с.93-93. ББК 65.262.10(4Беи) РБ

8. Михайлова, И.А. Стабилизация экономики Республики Беларусь в условиях мирового финансового кризиса.Мрина Александровна Михайлова, Оксана Игоревна Румянцева/'/ Вестник БДЭУ.-2009.-№4.-с.39-93. ББК 65.9(4Беи)-933 РБ

9. Кузьмин, Д.В. Факторы стабильности финансовой системы Китая/'Д.В.Кузьмин/'/Банковское дело.-2010.-№3.-с. 19-23. ББК 65.261(5 КИТ)+65.9 РФ

10. Калечиц, С. Монетарная политика и экономический рост/Сергей Калечиц//' Банковский вестник.-2009.-№31 с. 16-20. ББК                 65.262-18 РБ

11. Киселева, Е.А.Макроэкономика. Конспект лекций: учеб. пособие/Е. А. Киселева. -М.ЭКСМО, 2006-352 с.: Б. ц. ББК 65.012.3я73 Аул-1

12. Зенькова, Л.П.Цикличность в трансформационной экономике Беларуси: институциональный аспект: монография/Л.П. Зенькова. -Мн.: ИВЦ Минфина,2009.-320 с.: Б.ц. ББК 65.9(4Беи) Аул-5,Сбо-1, Чз1-1, Чз2-1,ЧзНР-1

 

13. Зенькова, Л.П.Циклы: теоретическое наследие и реалии трансформационной экономики Беларуси / Л. П. Зенькова-М.: Интеграция, 2006.-304 с.: Б.ц. ББК 65.012.331 ЧзНР-1

14. Зенькова, Л.П. Трансформационная  экономика специфика циклообразования /' Л. П. Зенькова/'/'Вестник Белорусского государственного экономического университета.-2009.-№1.-с.5-13.ББК 65.01 (4Беи) РБ

15. Покрытан,П.О. некоторых вопросах методологии экономического кризиса/П.Покрытан/'/Экономист.-2009.-№9-с.41-46.ББК 65.012.331+65.5-971


Информация о работе Антициклическое регулирование экономики: цели, методы стабилизации, инструменты