Антициклическое регулирование экономики: цели, методы стабилизации, инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям важным является вопрос сочетания рыночных и государственных инструментов регулирования экономики. Большой интерес представляет обеспечение устойчивого экономического роста, то есть эффективность проведения стабилизационной политики, включая бюджетно-налоговую и денежно-кредитную Актуальность данного вопроса заключается в том, что проведенная стабилизационная политика может способствовать развитию производственных сил в республике, стимулировать:
- развитие предпринимательства;
- рост производства товаров и услуг;
-социальную защиту и справедливость;
-добросовестную конкуренцию в различных секторах экономики и между различными формами собственностями;
-защиту отечественного товаропроизводителя;

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 87.53 Кб (Скачать)

При этом различают как  прямое, так и косвенное воздействие  на экономику. Прямое воздействие может  иметь форму субсидий, льготных инвестиционных кредитов с целью создания, поддержки  или развития отдельных предприятий, отраслей, а также проведение фундаментальных  научных исследований. Косвенное  воздействие осуществляется путем  налоговых льгот с целью поддержания  или увеличения объема (выпуска) продукции, стимулирования инвестиций. Важной задачей структурной политики переходного периода, является государственная поддержка отечественного производства, конкурирующего с импортом, а также содействие государства формированию конкурентоспособных отраслей и предприятий, поставляющих значительную часть своих товаров и услуг на внешний рынок. [7,с.93-98]

В числе общеэкономических  мер немаловажное значение имеет  антимонопольная политика, направленная на поддержание конкуренции на рынках товаров и рабочей силы, на устранение или предупреждение использования  преимущества монопольного положения  в производстве особо важных товаров  или в предложении исключительных производственных навыков. Антимонопольная регулирование экономики противодействует лоббированию интересов крупнейших предприятий и корпораций в отношении размещения государственных заказов, получения льгот по налогообложению, при установлении тарифов и квот и т.д.

2. Антиинфляционное регулирование в сфере финансов.

Антиинфляционные меры в  этом случае направлены на сокращение дефицита государственного бюджета (когда  он является причиной чрезмерной эмиссии  денег) и стимулирование уменьшения совокупного спроса. К прямым фискальным методам регулирования в сфере  финансов относится снижение государственных  расходов, в том числе объемов  государственных закупок и государственных  капвложений, расходов на содержание государственного аппарата и социальные выплаты, военных  расходов.

Косвенные методы регулирования  включают главным образом меры по изменению налогообложения, то есть повышение налога на прибыль, косвенных  налогов и подоходного налога, уменьшение налоговых льгот, сокращение не облагаемого налогом минимума, изменение порядка уплаты налогов  и т.п. Все это оказывает мультипликационное воздействие на уровень личного  потребления и объем инвестиций. Кроме того, на финансовые возможности  предприятий и платежеспособный спрос населения можно влиять посредством изменения норм ускоренной амортизации основного капитала, которые используются при исчислении облагаемого налогом дохода и  тем самым оказывают воздействие  на уровень цен.

3. Антиинфляционные мероприятия в денежно-кредитной сфере.

Меры денежных властей  по снижению инфляции реализуются в  рамках денежно-кредитной политики. Она включает ограничение эмиссии  денег центральным банком, а также  применение общих и селективных  методов денежно-кредитного регулирования, направленных на уменьшение объемов  кредитования экономики и ограничение  денежной массы. Обычно денежно-кредитная  политика влияет на темпы инфляции через воздействие на спрос на внутреннем рынке. Рестрикционные мероприятия (повышение учетной ставки и нормы обязательных резервов, продажа государственных ценных бумаг центральным банком) приводят к ограничению ресурсов банковской системы, используемых для кредитования, и росту рыночных процентных ставок (политика «дорогих денег»).

Центральный банк может также  предпринимать меры по стимулированию роста объемов срочных денежных вкладов и снижению в структуре  денежной массы доли наиболее ликвидных  активов. Это приведет к замедлению скорости оборота денег, что аналогично уменьшению денежной массы в обращении. В результате сократится внутренний спрос, возрастут товарно-материальные запасы в реальном секторе экономики. Это заставляет хозяйствующие субъекты пересматривать свои планы производства и политику ценообразования в сторону их снижения - темпы роста объема производства и инфляции замедляются.

Одной из главных проблем  проведения эффективной антиинфляционной денежно-кредитной политики в настоящее  время является определение ее целевых  ориентиров. Важность правильного определения  промежуточных монетарных целей  обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, для органов  денежно-кредитного регулирования  невозможна прямое достижение конечных целей денежно-кредитной политики (к ним обычно относят экономический  рост, высокий уровень занятости  населения, стабильность цен, равновесие платежного баланса и т.д.).

Во-вторых, довольно сложно оценить эффективность мер денежно-кредитного регулирования на основе наблюдений только за конечными целями, так  как воздействие на них денежно-кредитной  политики происходит с лагом времени. Кроме того, промежуточные цели обычно таргетируются, чтобы снизить инфляционные ожидания экономических агентов и соответствующим образом скорректировать их решения относительно цен на товары и услуги.

При проведении денежно-кредитной  политики применяются в основном следующие промежуточные цели:

- показатели денежной массы (в зависимости от страны - денежная база, Ml, М2, М3 или другие показатели);

- рыночные ставки процента;

- валютный курс.

Критериями их выбора являются измеримость, управляемость, предсказуемость  влияния на конечные цели. Каждая из этих промежуточных, целей денежно-кредитной  политики имеет свои преимущества и  недостатки.

Так, к преимуществам денежной массы относят существование  на долгосрочных временных интервалах достаточно прочной и устойчивой связи между динамикой ее отдельных  агрегатов и динамикой рыночных цен.

Недостатком денежной массы  является невозможность полного  контроля за ее динамикой со стороны центрального банка, особенно за агрегатами более широкими, чем Ml. Центральный банк не может полностью регулировать прирост денежной массы даже за счет внутренних факторов, не говоря уже о внешних (например, он не может достаточно эффективно контролировать воздействие международных финансовых рынков). Кроме того, эффективность использования денежных агрегатов снижается в условиях колебания спроса на деньги и нестабильности скорости оборота денег. Целевые показатели по процентным ставкам в настоящее время применяются достаточно редко. Преимуществом процентных ставок в качестве промежуточных целей денежно-кредитной политики является то, что их динамика легко доступна для наблюдения, их можно использовать при крайне неустойчивом спросе на деньги (когда динамика денежной массы не коррелирует с динамикой инфляции).

В то же время на рыночные процентные ставки центральные банки  воздействуют в основном опосредованно, причем их воздействие не является основным фактором формирования рыночных ставок. К тому же регулирование  центрального банка оказывает лишь краткосрочное воздействие на уровень  рыночных процентных ставок и почти  не влияет на формирование долгосрочных ставок процента. Кроме того, центральный  банк может воздействовать на номинальные  ставки процента, в то время как  для принятия инвестиционных решений важна величина реальной процентной ставки, которая во многом зависит от инфляционных ожиданий, на которые трудно повлиять.

Страны с малой открытой экономикой, развивающиеся страны и  страны с переходной экономикой в  качестве промежуточной цели денежно-кредитной  политики достаточно успешно используют валютный курс, который с разной степенью жесткости фиксируется  по отношению к стабильной иностранной  валюте или корзине валют. Привязка обменного курса может осуществляться различными способами: формальная фиксация валютного курса, подвижная привязка (режим, при котором устанавливаются  темпы снижения обменного курса), привязка с широким валютным коридором  и т.д. Наиболее жестким вариантом  привязки обменного курса является политика валютного управления. Преимуществами обменного курса как опорного показателя являются его наглядность (информация о его динамике постоянно  доступна и понятна всем экономическим  агентам), а также непосредственная взаимосвязь с уровнем внутренних цен (в открытой экономике).

Стабилизация валютного  курса снижает инфляционные ожидания, укрепляет доверие к национальной денежной единицы. Однако длительная фиксация номинального валютного курса, если для этого нет соответствующих экономических условии, может привести к развитию кризисных явлении в денежно-кредитной и валютной сферах, негативно повлиять на платежный баланс страны. Следовательно, чем жестче фиксация, тем больше проводимая денежно-кредитная и финансовая политика государства подчиняется целям валютной политики: регулирование денежного предложения, конъюнктуры финансовых рынков, дефицита госбюджета и расходов государства должно осуществляется таким образом, чтобы обеспечить стабилизацию не только номинального, но и реального курса национальной валюты. При проведении такой стабилизационной политики монетарные органы ограничены в выборе мер денежно-кредитного регулирования. Но многие страны, где хорошо развита денежно-кредитная политика используют уровень внутренних цен. [5. С.81-85]

Отказ от применения промежуточных  опорных показателей и переход  к прямому таргетированию инфляции был связан с тем, что глобализация и либерализация финансовых рынков, в том числе валютных, привели к усилению воздействия внешних факторов на внутреннее денежное обращение. В этих условиях использование в качестве целевых ориентиров денежно-кредитной политики тех или иных денежных агрегатов или валютного курса оказалось недостаточно эффективным, не гарантировало достижение конечной цели денежно-кредитного регулирования - стабильности цен. К преимуществам таргетирования инфляции можно отнести: понятность и наглядность целей органов денежно-кредитного регулирования населению и участникам рынков, а так же возможность проводить более гибкую денежно-кредитную политику, свободную от обязательств по выбору и достижению промежуточных целей.

Центральный банк сосредотачивает  свои усилия на достижении стабильности цен как основной цели денежно-кредитной  политики (приоритетной по отношению  к таким ее конечным целям, как  экономический рост, высокая занятость  и т.д.). Для этого он может использовать весь инструментарий денежно-кредитного регулирования в зависимости  от конкретной макроэкономической ситуации.

При таргетировании инфляции действия центрального банка, не связанные конкретной промежуточной целью, могут быть направлены и на регулирование денежного предложения, и на регулирование валютного курса - в зависимости от того, динамика какого показателя на данном временном отрезке более тесно коррелирует с темпами инфляции. Такая политика позволяет более прагматично подходить к денежно-кредитному регулированию, используя различные теоретические концепции и мировой опыт антиинфляционного регулирования в зависимости от складывающихся экономических условий. Однако достичь целевых ориентиров инфляции при проведении денежно-кредитной политики достаточно сложно, так как инфляция напрямую не контролируется центральным банком.

В ходе денежно-кредитного регулирования  повышается вероятность ошибок (так  как движение цен реагирует на регулирующие мероприятия со значительным опозданием), а это может подорвать  доверие к проводимой политике. Кроме того, ужесточение денежно-кредитного регулирования при достижении целевых ориентиров инфляции может привести к снижению темпов экономического роста, увеличить безработицу, привести к другим негативным социальным последствиям. [5. С.81-85]

При таргетировании инфляции в качестве целевого ориентира чаще всего выступает индекс потребительских цен, который является основным показателем инфляции, понятен населению и в связи с этим более всего подходит для воздействия на инфляционные ожидания. Однако существуют различия во мнениях, какие показатели инфляции следует использовать и какие изменения индексов цен считать допустимыми,-то есть что понимать под стабильностью цен.

В последние годы растет число сторонников точки зрения, что даже самая умеренная инфляция имеет долгосрочные негативные последствия  для экономики. Соответственно в  качестве целевого ориентира некоторыми экономистам и предлагается нулевая  инфляция, то есть отсутствие изменения  таргетиремого индекса цен. Это предложение основывается на монетаристском представлении о равномерном распространении денежных колебаний в экономике. Противники этой точки зрения считают, что цены неодинаково реагируют на денежно-кредитное регулирование - на практике цены на разные товары и услуги растут разными темпами. Следовательно, для достижения нулевой инфляции необходимо, чтобы рост цен на одни товары компенсировался снижением цен на другие товары, а это очень сложно достичь. Как правило, критики нулевой инфляции придерживаются мнения, что умеренная инфляция (до 5-6 % в год) не наносит серьезного ущерба экономике и издержки ужесточения денежно-кредитной политики для ее снижения будут больше, чем положительный эффект от отсутствия инфляции.

Существуют различные  подходы не только к выбору целевых  ориентиров, но и к способам проведения денежно-кредитной политики. В частности, выделяют дискреционную денежно-кредитную  политику и автоматическую денежно-кредитную  политику, осуществляемую в рамках заранее определенных правил. При  проведении дискреционной денежно-кредитной  политики центральный банк обладает полной свободой действий: в зависимости  от экономической ситуации он сам  определяет направление (экспансия  или рестрикция), степень жесткости  и методы денежно-кредитного регулирования. По мнению сторонников данного подхода, такая свобода необходима для  того, чтобы центральный банк для  достижения установленных целевых  ориентиров имел возможность быстро и адекватно реагировать на изменения  экономической ситуации. При этом он может использовать в его распоряжении инструменты денежно-кредитного регулирования.

Информация о работе Антициклическое регулирование экономики: цели, методы стабилизации, инструменты