Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Инфляция – это устойчивый долговременный рост общего уровня цен в экономике, сопровождающийся обесцениванием денег. На 2007 г. в бюджете России заложена инфляция величиной 8 %, к сожалению, на деле очень тяжело выполнить план, поэтому зачастую инфляция по неофициальным данным оказывается намного выше установленного уровня.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Сущность, теории и социально-экономические последствия инфляции………………………………………………………………………5
Сущность инфляции………………………………………………………5
Теории инфляции……………………………………………………………7
Социально-экономические последствия инфляции…………………….
Мировой опыт антиинфляционного регулирования………….…………11
3. Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь…………………..……………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………….28
Список использованной литературы ……………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

     Как показывает мировая практика, бороться можно только с открытой инфляцией, подавленная инфляция регулированию не подлежит. Поэтому первоочередная задача антиинфляционной политики государства состоит в переключении подавленной инфляции на открытый ее тип.

     Решая проблему борьбы с инфляцией, следует уяснить два момента:

     а) рыночная экономика, в которой обращаются бумажные деньги, инфляционна по своему устройству. Требовать же от государства  раз и навсегда покончить с  инфляцией – значит ставить перед  ним заведомо невыполнимую задачу. Поэтому цель антиинфляционной политики заключается не в оскоренении инфляции, а в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – умеренным;

     б) борьбу с инфляцией нельзя сводить  к выполнению некой программы, после  окончания которой можно отчитаться об успешно проделанной работе. Нужна не программа, а реализуемая государством политика, не уступающая по своему значению социальной или научно-технической.  

     2.2. Задачи антиинфляционной политики. Антиинфляционная стратегия и  тактика. 

     Антиинфляционную  политику государства можно условно подразделить на две части: на стратегию и на тактику. Стратегия предусматривает соединение целей и методов борьбы с инфляцией на длительную перспективу, а тактика – в краткосрочном периоде.

     Мировая практика знает немало эффективных  методов, использовав которые, можно успешно бороться с инфляцией.

     В стратегическом плане первая и важнейшая задача антиинфляционной политики государства состоит в погашении инфляционных ожиданий. Необходимо переломить психологию субъектов экономической системы, избавив их от страха перед обесцениванием сбережений, предотвратить нагнетание ажиотажного спроса, обусловленного неуклонным подорожанием товаров и услуг. Опыт показывает, что инфляционные ожидания скорее всего преодолевались там, где выполнялись по крайней мере два условия. Первое – всемерно укреплялись механизмы рыночной системы: ослаблялись таможенные ограничения на ввоз и вывоз продукции; поощрялся малый бизнес; проводилась либерализация цен; осуществлялся контроль за состоянием рынков и своевременно пересекались факты монополистического поведения субъектов хозяйствования и др. Второе – существовало правительство, непоколебимо придерживающееся курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и пользовавшееся доверием большинства населения. Заслужить такое доверие можно лишь в том случае, если правительство ставит перед собой вполне определенные, практически осуществимые антиинфляционные задачи, заблаговременно информирует об этом граждан и неуклонно добивается их решения.

     Вторым неотъемлемым компонентом стратегической антиинфляционной политики государства является долгосрочная денежная политика, отличительная особенность которой – введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель складывается из долгосрочного темпа роста реального производства и такого уровня инфляции, который правительство считает приемлемым и обязуется его контролировать. Поступая так, государство налаживает снабжение экономики минимально необходимым количеством денег, превращает их в своего рода смазочный материал, основное назначение которого состоит в обеспечении поступательного развития рыночной системы.

     Для того чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной, указанный  лимит надо удерживать в течение продолжительного течения времени вне зависимости от состояния бюджета, интенсивности капиталовложений, уровня безработицы и т.д. Должна быть ограничена любая деятельность государства, связанная с изменением денежной массы.

     Режим жестких денежных ограничений относится к разряду сильнодействующих регуляторов экономики. Стоит только денежным ограничениям хотя бы как-то стабилизировать темп роста цен, как тут же начинают меняться инфляционные ожидания. Чем слабее эти ожидания, тем больше склонность людей к сбережениям. Расширение объема сбережений позволяет государству решать бюджетные проблемы все меньше, прибегая к займам в Центральном банке. Таким образом, реализация долгосрочной денежной политики представляет собой самоусиливающийся процесс антиинфляционного регулирования.

     Третья задача антиинфляционной политики государства – сокращение бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации. К решению этой задачи можно двигаться двумя путями – увеличивая доходы и уменьшая расходы государства. Решая данную проблему, следует заметить, что увеличение доходов бюджета путем налогового процесса может привести лишь сиюминутный результат. А в долгосрочной плане такая политика оборачитвается подрывом стимулов к труду и инвестированию, замедлением экономического роста, а следовательно и скоращением поступлений в государственный бюджет. Поэтому верная линия правительства,  собравшегося  покончить с бюджетным дефицитом, заключается не в том, чтобы побольше брать у экономики, а в том, чтобы поменьше ей давать из государственной казны.

     Четвертая задача антиинфляционной политики – сведение к минимуму воздействия на национальную экономику внешних инфляционных факторов, и особенно тех, что связаны с перемещением через границу спекулятивных краткосрочных капиталов.

     Поскольку движение капиталов получает концентрированное выражение в сальдо платежного баланса, то необходимо снять с него инфляционный эффект, то есть вести внешнеэкономическую деятельность таким образом, чтобы сальдо платежного баланса было положительным, а поступающие платежные средства не трансформировались в национальную валюту как источник краткосрочных кредитов.

     Таковы  основные направления антиинфляционной политики государства, рассчитанные на длительную перспективу.

     Методы  краткосрочной антиинфляционной политики не рассчитаны на устранение причин инфляции. Они большей частью носят чрезвычайный характер и направлены на то, чтобы на время уменьшить инфляционное напряжение.

     Поскольку инфляция проявляется в темпах роста  цен, обусловленных разрывом между  спросом и предложением, то антиинфляционная тактика даст максимальный результат лишь тогда, когда поможет нарастить предложение товаров и услуг либо будет способствовать снижению текущего спроса. В этом плане государство применяет такие методы, как:

     - проведение разумной приватизации государственной собственности;

     - массированный импорт потребительских  товаров и частичная реализация  государственных стратегических  запасов;

      - установление повышенных процентных  ставок по срочным вкладам  с целью ограничит текущий  спрос;

      - другие методы.

     Правильно применяемые долгосрочные и краткосрочные  методы воздействия на инфляцию приносят желаемые результаты. Однако следует  заметить, что антиинфляционная политика государства не ограничивается лишь монитарной политикой. Она включает также фискальную, внешнеторговую  и валютную политику. [Зубко, Н. Основы экономической теории: Учеб. пос. – Мн., 2006. с. 258-262 ]

     2.3. Инструменты антиинфляционной политики

     В связи с тем, что антиинфляционная политика в первую очередь направлена на устранение причин инфляции, главными ее составляющими являются контроль и регулирование совокупного спроса и совокупного предложения.

     Основными инструментами воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение  является налогово-бюджетная и денежно- кредитная политика, контроль над заработной платой и ценами, индексация.

     При инфляционном, избыточном спросе государство  ограничивает свои расходы и повышает налоги. Однако такая политика может привести к возникновению инфляции, сопряженной со спадом.

     В условиях спада налогово-бюджетная политика направляется на повышение совокупного спроса путем наращивания государственных капитальных вложений, понижения налогов. Недостатком стимулирования совокупного спроса является опасность возникновения инфляционного спроса и ограниченная возможность маневрирования налогами и расходами вследствие большого бюджетного дефицита.

     Денежно-кредитное  регулирование отличается более  гибким косвенным воздействием на совокупный спрос путем изменения ставки ссудного процента и количества денег в обращении. С помощью денежно-кредитного регулирования можно добиться замедления инфляционных процессов, однако ему присущи те же издержки, что и налогово-бюджетной политике.

     Довольно  эффективной временной мерой  по преодолению инфляции, сопряженной со спадом, является контроль над заработной платой и ценами. Такой контроль при наличии доверия к правительственным мерам должен сократить уровень ожидаемой инфляции. Не ожидая повышения цен на привлекаемые факторы производства, фирмы не станут сокращать объем производства и повышать цены.

     Проблема  практического применения контроля над заработной платой и ценой  и состоит в том, что им часто  подменяют управление спросом, вместо того, чтобы его дополнять.

     Существует  мнение, которое поддерживает и такой известный экономист, как М. Фридмен, что инфляция, связанная с избыточным спросом, может сдерживаться индексацией. Индексация предполагает, что все долгосрочные контракты-договоры с профсоюзами о заработной плате, контракты на поставку промышленной продукции и предоставлении ссуд должны синхронно корректироваться вместе с изменением цен. В этом случае существует вероятность более быстрой реакции темпа инфляции на замедление роста совокупного спроса и ответное его замедление.

     Вышеперечисленные меры воздействуют на изменение совокупного спроса с целью сдерживания темпа инфляции. Такого же эффекта можно добиться, воздействуя на совокупное предложение. Эта политика получила название "концепция предложения".

     Экономическая программа в рамках концепции предложения должна включать комплекс мероприятий. К числу важнейших из них относят уменьшение предельных ставок налогообложения, что способствует усилению трудовой мотивации, росту сбережений и инвестиций, развитию конкуренции.

       Хорошие результаты в мировой практике достигаются при создании конкурентной среды и условий для развития предпринимательства, стимулировании диверсификации производства, проведении антимонопольной политики, ослаблении таможенных и импортных ограничений;

     [Макроэкономика: Учебное пособие/Н.И. Базылев, М. Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко, - Мн.: БГЭУ, 1998. – 216 с.(Экономическое образование; Вып. 7) с. 103-105]

     2.4. Формирование антиинфляционной  политики в развитых странах

     До 30-х годов в западной экономической теории господствовала денежная трактовка инфляции. Последняя рассматривалась прежде всего как результат излишнего (по сравнению с потребностями товарооборота) количества бумажных денег в обращении (с учетом скорости обращения денежной единицы). Поэтому борьба с инфляцией, обычно возникавшей тогда в результате войн и связанной с ними экономической разрухи, сводилась, как правило, к значительному уменьшению количества бумажных денег в обращении, чаще всего в форме послевоенных денежных реформ, ведущих к замене утративших свою силу, обесценившихся старых денег новыми, которые печатались в меньшем количестве по сравнению со старыми.

     Подобные  меры в течение длительного периода обеспечивали формирование стабильного равновесия между новой денежной массой и стоимостным объемом товарооборота. Глубокий экономический кризис 1929-1933 гг. (Великая депрессия) опрокинул привычные подходы. В западной экономической теории возобладало кейнсианское учение, обосновывающее необходимость активного участия государства в функционировании капиталистического рыночного хозяйства. Применительно к инфляции кейнсианцы отбросили тезис об ее чисто денежном происхождении и признали ее многофактарность, то есть зависимость не только от количественных показателей денежного обращения, но и от процессов в сфере производства товаров и их реализации на рынке. Кейнсианство подразумевает полезность низкой инфляции для стимулирования производства и деловой активности. В качестве стимуляторов экономического роста были предложены дефицитное финансирование государственного бюджета и другие инструменты дополнительной денежной эмиссии, особенно в периоды экономических кризисов и спадов.

     После Второй мировой войны экономическая  политика всех ведущих капиталистических стран опиралась на кейнсианскую теорию. Используя ее, правительства этих стран добились достаточно быстрого экономического роста; однако параллельно усиливалась инфляция, которая в 70-х годах перешла из ползучей формы в галопирующую и стала экономической опасностью номер один. В результате авторитет кейнсианской теории упал. Вперед вышли другие теоретические концепции, прежде всего монетаристская теория, которая в противоположность кейнсианству категорически отрицает активное вмешательство государства в рыночную экономику. В соответствии с идеями монетаристов задача государства сводится к равномерному увеличению количества денег в обращении (примерно на несколько процентов в год), что должно обеспечить нормальное развитие рыночной экономики.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства