Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Инфляция – это устойчивый долговременный рост общего уровня цен в экономике, сопровождающийся обесцениванием денег. На 2007 г. в бюджете России заложена инфляция величиной 8 %, к сожалению, на деле очень тяжело выполнить план, поэтому зачастую инфляция по неофициальным данным оказывается намного выше установленного уровня.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Сущность, теории и социально-экономические последствия инфляции………………………………………………………………………5
Сущность инфляции………………………………………………………5
Теории инфляции……………………………………………………………7
Социально-экономические последствия инфляции…………………….
Мировой опыт антиинфляционного регулирования………….…………11
3. Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь…………………..……………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………….28
Список использованной литературы ……………

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

     В понимании монетаристов инфляция является чисто денежным феноменом, вызываемым чрезмерным количеством денег в обращении и связанными с этим инфляционными ожиданиями. Борьба с ней у монетаристов сводится к мерам, направленным на уменьшение количества денег в обращении и вообще платежеспособного спроса. Главное значение придается полной ликвидации дефицита госбюджета и рестриктивной кредитно-денежной политике, при этом отрицается необходимость борьбы с инфляцией издержек, вызываемой неденежными факторами со стороны производства, предложения и вообще рынков товаров.

     В российской и западной экономической  литературе широко распространено убеждение о безраздельном господстве монетаристских идей в западной экономической теории и практике по крайней мере с 80-х годов. Однако подобная оценка представляется преувеличенной даже для конца 70-начала 80-х годов, когда монетаристы триумфально оттеснили кейнсианцев с их позиций. Тем более она не соответствует современной действительности.

     В 80-90-е годы, период проб и ошибок, в развитых странах были выработаны основы современной антиинфляционной политики, позволившей обуздать рост цен. При этом применяются две программы финансовой стабилизации - ортодоксальная и гетеродоксная (с возможностью формирования и смешанных программ).

     Ортодоксальная  программа опирается на теоретические и практические рекомендации монетаризма. Она предусматривает следующие меры против инфляционного спроса:

     - уменьшение государственных расходов  и дефицита госбюджета;

     - повышение налогов; 

     - поддержание высоких процентных  ставок.

     В случае чрезмерного увеличения платежеспособного спроса возможно проведение конфискационной денежной реформы;

     - упор на рыночные регуляторы (свободные  цены при возможном ограничении роста заработной платы, плавающий курс национальной валюты; максимальная либерализация условий деятельности предприятий и компаний на внутреннем и внешнем рынках);

     - уменьшение государственной собственности  за счет приватизации;

     - максимальное свертывание хозяйственной активности государства, задача которого сводится к сбалансированию бюджета (желателен профицит) и поддержанию темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства, обычно в пределах нескольких процентов прироста.

     Гетеродоксная программа опирается на рекомендации немонетаристских теорий (неокейнсианства, "экономики предложения", “структурной инфляции”). Она исходит из параллельного действия факторов инфляции спроса и инфляции издержек, предусматривает активное регулирующее воздействие государства.

     К основным предлагаемым мерам относятся:

     - временное замораживание или  сдерживание прироста цен и  заработной платы (политика доходов);

     - либеральная кредитно-денежная политика  с установлением низких процентных ставок для поддержки производства;

     - стимулирование производства путем  значительного снижения налоговой нагрузки на экономических агентов (пример - "рейганомика-2" в США, где были резко снижены подоходный налог и налог на прибыль);

     - участие государства в формировании  рыночной инфраструктуры, стимулирования им благоприятных структурных сдвигов в экономике и поддержание жизненно важных отраслей и производств;

     - государственный контроль монополистических процессов

     - появления монополий и монополистического ценообразования в отдельных отраслях (включая меры по регулированию монопольных цен в случае необходимости), обычно он выделяется в самостоятельную антимонопольную, в США - антитрестовскую политику;

     - регулирование цен в отдельных отраслях, имеющих важное экономическое или социальное значение, в частности для поддержания так называемого паритета цен, то есть рентабельности производства в сельском хозяйстве;

     - государственное регулирование  внешнеэкономической сферы, прежде всего за счет валютной политики;

     Опыт  показывает, что наиболее удачные  результаты достигаются на основе смешанных программ, сочетающих ортодоксальные и гетеродоксные меры. Их соотношение определяется масштабами инфляции и сопровождающих ее кризисных процессов. При высокой инфляции и глубоких кризисных потрясениях должны преобладать гетеродоксные меры; при умеренной - достаточно ортодоксально-монетаристской политики.

     В странах, страдающих от высокой инфляции, наряду с антиинфляционной политикой часто используется политика приспособления к инфляции за счет индексации заработной платы и других основных доходов пропорционально росту цен. Индексация может быть полной, когда практически возмещается снижение реальных доходов, и частичной, отстающей от роста цен и тем самым не полностью компенсирующей снижение реальной заработной платы и других доходов.

     В развивающихся странах используются также более специфические меры - поддержание государством искусственно заниженных цен на узкий набор жизненно важных товаров и услуг, удовлетворяющих минимальные потребности беднейших слоев населения; создание сети магазинов с низкими ценами для них; различные формы благотворительной помощи.

     Таким образом, мировой опыт свидетельствует, что такие меры смягчают отрицательные экономические последствия высокой инфляции и социально-политическую напряженность в обществе. [ Мировая экономика и международные отношение, 2008, № 4, с. 17- 19] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ОСОБЕННОСТИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 

     3.1. Инфляционные процессы в Беларуси

     Национальная  экономика страны переживала очень  сложные потрясения на протяжении 1990-х  годов в результате глубокого  системного кризиса, вызванного развалом СССР и его народнохозяйственного  комплекса.[Национальная экономика Беларуси: учебник В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Н. Шимова. -2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 751 с. с.582]

     В начале экономических реформ инфляция существовала в экономике республики в скрытом виде и имела следующие сущностные характеристики, аналогичные с переходными постсоветскими странами: общее превышение спроса над предложением (в потенциале - инфляция спроса), искаженные ценовые пропорции, отражающие деформированность структуры экономики: заниженность цен на сырье и преобладание неконкурентоспособной на мировом рынке продукции, высокие инфляционные ожидания населения. [Вестник БДЭУ. – 2006. - №3 с.71 ]

     Исследование  феномена в белорусской экономике  постсоветского периода в числе основных ее причин структурно-воспроизводственного порядка позволяет выделить следующие :

     1) кризис в сфере производства, носивший характер дефицита и обусловленный технологической отсталостью и хроническими неплатежами;

     2) монопольный характер белорусской экономики, препятствующий ее быстрой и эффективной структурной перестройке, а также либерализация цен в условиях монополизма производителя;

     3) режим малого взаимодействия  с мировым рынком, при котором  рыночное поведение внутренних производителей не подкреплялось необходимой степенью открытости экономики и отечественный экспорт был ориентирован в основном на российский рынок из-за низкой экспортоспособности товаров на мировом рынке, несоответствия среднего' качества и высокой цены предлагаемых товаров;

     4) «импортируемая», прежде всего из России, инфляция. Значительную роль в инфляционных процессах в республике играет именно' раскручивание спирали "цены на сырье особенно на энергоресурсы) - общий уровень цен".

     С начала кардинальных экономических преобразований и перехода инфляции из скрытой формы в открытую в ее развитии отчетливо прослеживаются 4 периода, имеющие качественные характеристики: [[Вестник БДЭУ. – 2006. - №3 с.72 ]

     Первый  период (1991-1994 гг.). Это был самый трудный период, связанный с углублением экономического кризиса из-за разрыва хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности. Эти процессы вместе с нарастанием экспансионистской денежной политики обусловили гиперинфляцию в 1993-1994 гг., когда цены вырастали в год более чем в 20 раз. Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке по рублевым инструментам были отрицательными. Уровень монетизации ВВП сократился с 71 % в 1990 г. до 7 % в 1994 г., а обменный курс за этот же период девальвировал более чем в 64 тыс. раз. В 1994 г. среднемесячная заработная плата (в пересчете на доллары) составляла 20-25 дол. США.

     Второй  период (ноябрь 1994-1996 гг.). В результате осуществления комплекса антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута определенная финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995 г. до 244 % , а в 1996 г. до 39,3 % (в 1994 г. - до 1959 %). Изменение ситуации было связано с переходом к жесткой денежно-кредитной политике, которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путем сокращения объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличении доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, в политике положительных реальных процентных ставок. Основным принципом новой депозитной политики стало регулирование месячных ставок в зависимости от уровня инфляции. Поддержание реальных процентных ставок на положительном уровне и стабилизация обменного курса белорусского рубля, связанная с резким снижением денежного предложения в национальной валюте, обеспечили устойчивое преимущество рублевых срочных сбережений по доходности относительно финансовых инструментов в свободно конвертируемых валютах (СЕВ). Уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе в 1996 г. вырос до 9 % . Однако в конце периода произошел отход от завоеванных позиций, усилились элементы административного регулирования хозяйственной жизни с использованием денежной экспансии с целью поддержки реального сектора экономики. Это ухудшило ситуацию в 1997-1999 гг.

     Третий  период (1997-1999 гг.). Высокая инфляция в республике в 1998-1999 гг. имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным образом экспансионистской денежно-кредитной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства и АПЕ, административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля (на завышенном уровне по сравнению с его рыночными котировками). В этот период в течение каждого года существенно превышались утвержденные в основных направлениях денежно-кредитной политики параметры кредитной эмиссии, прироста чистого рублевого внутреннего кредита Национального банка и роста денежной массы в национальной валюте.

     Вместе  с административным сдерживанием цен  это привело к образованию  инфляционного навеса. Несмотря на высокие темпы экономического роста, инфляция в 1999 г. выросла до максимального в данном периоде уровня - 350 % за год, а уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе снизился до 6 %. Вследствие отрицательного в реальном выражении уровня процентных ставок удельный вес срочных рублевых сбережений в общем объеме рублевой денежной массы сократился до 5,3 %.

     Четвертый период (2000-2004 гг.). В 2000 г. произошел переход к более взвешенной, умеренно жесткой денежно-кредитной политике, что дало свои положительные результаты. Несмотря на отклонения денежно-кредитных параметров (уровня кредитной эмиссии, роста денежной массы) от их целевых прогнозных значений, имело место снижение темпов инфляции. По итогам 2001 г. рост ИПЦ составил 146,0 %, в 2002 г. 134,8 %, в 2003 г. - 125,4 %, в 2004 г. - 114,4 %. Впервые с 1996 г. было обеспечено поддержание реальных процентных ставок по срочным рублевым депозитам на положительном уровне. Е середине сентября 2000 г. был осуществлен переход на единый курс на всех сегментах валютного рынка.

     Текущая ситуация в экономике Беларуси по своим характеристикам в целом  не только соответствует признакам финансовой стабилизации (в качестве критерия которой международные финансовые организации принимают уровень инфляции, не превышающий прирост цен за год на 40 %), но и располагает потенциалом устойчивого развития страны в перспективе.

     Тем не менее, в экономике сохраняются  мощные инфляционные факторы структурного, технологического, институционального характера. Медленные темпы структурной перестройки народного хозяйства, технологического переоборудования предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развития рыночных институтов и прочего создают долговременные предпосылки развития инфляционных процессов. В связи с этим исключительно актуальной остается проблема антиинфляционного регулирования экономического развития страны. .[Национальная экономика Беларуси: учебник В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Н. Шимова. -2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: БГЭУ, 2006. – 751 с. с.582-585]

Информация о работе Антиинфляционная политика государства