Антиинфляционная политика в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение явления монополизма в российской экономике. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы: изучение монополизма как экономического явления, истории развития монополизма в России и пути преодоления монополии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Монополизм как экономическое явление……………………………6
Монополия: возникновение, сущность, закономерности
развития………………………………………………………….…6
Виды (типы) монополий и формы их образования………….....11
Глава 2. Монополизация российских рынков…………………………..……17
2.1. История развития монополий в России………………………....17
2.2 Корни монополизма в российской экономике……………….....24
2.3. Современная степень монополизации российских рынков……27
2.4 Роль монополий в мировом финансовом кризисе
2008 – 2009 г.г…………………………………………………….36
Глава 3. Пути преодоления монополии в России………………………..…..42
Основные направления антимонопольной политики…………..42
Антимонопольная политика в отношении естественных
и искусственных монополий……………………………………..48
Заключение………………………………………………………………….......55
Список использованной литературы…………………………………………..59

Работа содержит 1 файл

Курсовая Монополизм в российской экономике.doc

— 267.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Естественнонаучный факультет

Кафедра «Экономики и  управления»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 по дисциплине «Экономическая теория»

на тему:

Антиинфляционная  политика в России

Специальность 080105 «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы ФКзу-12

Антонова Мария Сергеевна

 

Проверил:

к.э.н., доцент кафедры

Экономики и управления

Цветкова Анастасия Евгеньевна

 

 

 

 

 

Самара, 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Монополизм как экономическое явление……………………………6

    1. Монополия: возникновение, сущность, закономерности

развития………………………………………………………….…6

    1. Виды (типы) монополий и формы их образования………….....11

Глава 2. Монополизация российских рынков…………………………..……17

 2.1.    История развития монополий в России………………………....17

           2.2     Корни монополизма в российской экономике……………….....24

2.3.    Современная степень монополизации российских рынков……27

           2.4     Роль монополий в мировом финансовом кризисе

                     2008 – 2009 г.г…………………………………………………….36

Глава 3. Пути преодоления монополии в России………………………..…..42

    1. Основные направления антимонопольной политики…………..42
    2. Антимонопольная политика в отношении естественных

и искусственных монополий……………………………………..48

Заключение………………………………………………………………….......55

Список использованной литературы…………………………………………..59

 

Введение

 

Цель любой фирмы заключается  в максимизации прибыли. Наиболее полно и с наименьшими затратами она достигается в том случае, если у компании нет конкурентов, т.е. когда она оперирует на монополистическом рынке. В этом случае, изменяя объем предлагаемой продукции, фирма может устанавливать такие цены, при которых величина прибыли будет максимальной.

Стремление фирмы обеспечить себе монопольное положение на рынке  обусловливается ее природой и, как  правило, становится одной из важнейших  задач ее развития.

Обеспечить себе монопольное  положение на рынке фирма может:

1. Разрабатывая технологии  производства инновационной продукции

Инновационная продукция  – новые виды товаров и услуг, ранее никогда не представленные на рынке. В каждый конкретный период времени это будет иная продукция. В начале ХХв. – это автомобили и самолеты, в начале ХХIв. – коммерческие полеты в космос.

Следует также отметить, что однажды появившись, инновационная  продукция со временем превращается в традиционную.

2. Повышая производительность  и производство традиционной  продукции с минимальными затратами

Традиционная продукция  – это товары и услуги, уже  существующие на рынке и доступные  значительной части населения.

В первом случае у компании нет конкурентов в силу полного  отсутствия аналогов. Во втором случае, вытеснив всех конкурентов с рынка, фирма вновь становится монополистом и приобретает возможность получать прибыль большую, чем на конкурентном рынке. Но здесь всегда существует опасность, что продукция, ставшая традиционной, может быть вытеснена с рынка очередной инновационной, поэтому крупнейшие корпорации постоянно ищут пути создания все новых и новых видов продукции.

Отношение общественности и государства к монополиям всегда двойственно вследствие их противоречивой роли в экономике.

С одной стороны, монополии  ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке.

Но с другой стороны, существуют весомые аргументы в  пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок. Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы.

Фирмы стремятся к  максимизации прибыли, невзирая на общественные интересы, поэтому социум в лице государственной власти должен способствовать созданию условий и правил деятельности, которые позволяли бы решать долгосрочные задачи. Первая и важнейшая из них – это побуждение к перманентному снижению цен и увеличению объемов реализуемой продукции внутри страны. И вторая задача – стимулирование разными способами регулярной разработки принципиально новых видов товаров и услуг.

Для этого необходимо выполнение нескольких условий:

1. Поддержка компаний  – технологических лидеров. Следствием  этого станет развитие отраслевых  центров, способных генерировать  инновационную продукцию и повышающих свою эффективность путем снижения затрат.

2. На экономической  территории внутри страны необходимо  осуществлять жесткое антимонопольное  регулирование по отношению к  корпорациям, монополизирующим производство  традиционной продукции. В этом  случае необходимо либо производить разукрупнение, либо способствовать выводу корпораций на зарубежные рынки.

3. Всесторонняя поддержка  прямыми действиями правительства  коммерческой деятельности национальных  компаний при выходе и ведении  деятельности на международных рынках. В этом случае спрос на традиционные товары возрастет, и компания получит стимулы к дальнейшему снижению цен, т.е. к технологическому совершенствованию1.

Целью данной курсовой работы является изучение явления монополизма в российской экономике. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы: изучение монополизма как экономического явления, истории развития монополизма в России и пути преодоления монополии.

 

 

Глава 1. Монополизм как  экономическое явление

            1.1. Монополия: возникновение, сущность, закономерности развития

 

Монополия – (от греч. mono - один и poléo - продаю), исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности (производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству2.

К основным признакам  монополии следует относить:

1. На рынке действует  только одна фирма, производящая  данный продукт. Следовательно,  поведение фирмы-монополиста аналогично  поведению отрасли в целом.

2. Монополист производит  уникальный продукт, не имеющий  заменителей. Покупатели либо  покупают его, либо обходятся  без него.

3. Фирма-монополист воздействует  на рыночную цену. Кривая спроса  у монополиста имеет отрицательный  наклон. Монополист ищет ту цену, которая приносит ему максимальную прибыль. Поэтому его называют искателем цены, или диктующим цену (price-searcher). Но это не означает, что монополист может назначить сколь угодно высокую цену: напри-

мер, если монопольный  издатель какой-то книги устанавливает цену на нее, равную 1 млн руб., то просто никто ее не купит и издательство разорится.

4. Вступление в отрасль  заблокировано, т. е. существуют  экономические, технические, юридические  и др. барьеры вступления в  отрасль.

5. Существуют ограничения в доступности информации. Например, технологические, когда фирма держит в секрете технологию производства своей продукции3.

 

Пути создания монополий:

1. По закону – правительство  может установить монополию одной  фирмы, запретив другим выходить  на рынок. Большинство национализированных отраслей представляет собой законные монополии.

2. Путём конкуренции  – ожесточённая конкуренция вытесняет  более слабые и менее эффективно  работающие компании с рынка.  Таким образом теоретически можно  предположить что со временем одна компания станет доминировать в отрасли.

3. Путём слияния и  поглощения – последовательное  слияние и поглощение нескольких  относительно крупных компаний  в одной отрасли могут создать  монополию.

4. Путём создания картеля.  Например, Организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК) – один из видов картеля.

5. Владея ограниченными  природными ресурсами – владельцы  таких месторождений будут занимать  на рынке монопольное положение.  Примером могут служить добыча  полудрагоценного камня чароита  в республике Саха, месторождение которого является уникальным4.

Сущность монополии  характеризуется следующими моментами:

1. Монополия возникает  из господства в производстве;

2. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;

3. Благодаря монопольным  ценам монополия получает монопольно высокую прибыль.

Монопольное положение  является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.

Монополии благодаря  высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению высоких прибылей. Некоторые экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, – это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

Объективной основой  монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение выпуск продукции будет малым, а цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять «дешевый» рынок от «дорогого».

Существует  две точки зрения на причину появления  и развития монополистических тенденций:

1. Монополизм  трактуется как случайный, не  свойственный рыночному хозяйству.

2. Монополистические образования определяются как закономерные. Один из сторонников таких взглядов – английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что «монополистическая власть не возникает случайно». Она является логическим завершением стратегии предприятий.

Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

Иной движущей силой действий предпринимателей в  этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его двигателем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.

Информация о работе Антиинфляционная политика в России