Антиинфляционная политика в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 10:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение явления монополизма в российской экономике. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи работы: изучение монополизма как экономического явления, истории развития монополизма в России и пути преодоления монополии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Монополизм как экономическое явление……………………………6
Монополия: возникновение, сущность, закономерности
развития………………………………………………………….…6
Виды (типы) монополий и формы их образования………….....11
Глава 2. Монополизация российских рынков…………………………..……17
2.1. История развития монополий в России………………………....17
2.2 Корни монополизма в российской экономике……………….....24
2.3. Современная степень монополизации российских рынков……27
2.4 Роль монополий в мировом финансовом кризисе
2008 – 2009 г.г…………………………………………………….36
Глава 3. Пути преодоления монополии в России………………………..…..42
Основные направления антимонопольной политики…………..42
Антимонопольная политика в отношении естественных
и искусственных монополий……………………………………..48
Заключение………………………………………………………………….......55
Список использованной литературы…………………………………………..59

Работа содержит 1 файл

Курсовая Монополизм в российской экономике.doc

— 267.00 Кб (Скачать)

Таким образом, серьезные  аргументы есть у обеих сторон. На практике вопрос о праве собственности  чаще всего решается в духе национальных традиций. Страны с государственническим менталитетом предпочитают национализацию естественных монополий. В странах с сильным индивидуалистическими традициями, наоборот, склоняются к частной собственности.

В отличие от естественной, искусственная (или предпринимательская) монополия складывается в тех  областях, где единственный производитель  не обладает повышенной эффективностью по сравнению с несколькими конкурирующими фирмами. Установление монополистического типа рынка, поэтому не является неизбежным для такой отрасли, хотя на практике может и сложиться, если будущему монополисту удастся устранить конкурентов.

Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. Как мы убедились раньше,  по отношению к естественным монополиям эти цели достигаются путем прямого вмешательства государства в их деятельность, в частности, путем принудительного установления цен.

В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий  спектр санкций: это и предупредительные меры (скажем, запрет слияния крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например, за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно:

1.  Концентрации очень  большой доли рынка в руках  одной фирмы

2.  Переплетения ведущей  фирмы с конкурентами.

Переплетение ведущей  фирмы с конкурентами чаще всего реализуется в трех формах: создании картеля, системе участий, личной унии.

1. Картель – это  объединение фирм, согласующих свои  решения по поводу цен и  объемов продукции так, как  если бы они слились в чистую  монополию.

2. Система участий  проявляется в том, что ведущая фирма владеет частью капитала фирм-конкурентов. Или в том, что все основные конкуренты перекрестно владеют частями капитала друг друга. Являясь фактически совладельцами единого капитала, подобные фирмы выступают на рынке как одно предприятие.

3. Личная уния состоит  в том, что одни и те же  лица управляют разными компаниями-конкурентами.

Все формы переплетения фирм-конкурентов фактически имеют  характер сговора, когда внешне соперничающие  друг с другом компании в действительности действуют заодно, как правило, нанося этим ущерб потребителю. Именно поэтому они защищены законами большинства развитых рыночных стран и России. Причем за ряд нарушений, связанных с созданием картелей, во многих странах предусмотрена даже уголовная ответственность.

Сложнее обстоит дело с государственным регулированием степени существующей на рынке концентрации и размера фирм. С одной стороны, высокая концентрация доли рынка  в руках одной фирмы, способствует его монополизации. Исходя из этого, государство должно стремиться к недопущению слишком большой концентрации и препятствовать формированию фирм-гигантов. С другой стороны, только крупные предприятия могут полноценно использовать положительные стороны экономии в масштабах производства и другие преимущества гигантов. С этих позиций крупные размеры национальных компаний, напротив, способствуют их высокой эффективности и потому должны поддерживаться государством

В связи с описанным  противоречием в практике проведения антимонопольной политики постоянно  сосуществуют два подхода, имеющие свои достоинства и недостатки:

1. Поведенческий критерий  применения санкций – государство  применяет антимонопольные меры  только в случае наличия доказанных  монополистических злоупотреблений.

Поведенческий подход в  принципе точнее соответствует целям антимонопольной политики, поскольку направлен против реальных, а не потенциально возможных монополистических злоупотреблений. При его применении понижаются шансы необоснованного наказания крупного предприятия, не допускающего в своей практике таких нарушений. Недостатком же этого подхода является трудность его осуществления на практике.

Доказать необоснованное монополистическое завышение цен  всегда очень сложно. Ведь для этого  нужно установить, что цена очень  сильно превышает издержки. А издержки у монополиста могут быть исходно весьма велики в силу х-неэффективности, либо искусственно показаны выше фактического уровня с помощью трудно проверяемых бухгалтерских ухищрений.

Поэтому юридически, на бумаге монопольная цена, скорее всего не будет выглядеть как завышенная по сравнению с затратами. К тому же, даже если завышение цен будет доказано, сложно отделить нормальное повышение цен в силу благоприятной рыночной конъюнктуры от их искусственного вздувания самим монополистом.

2. Структурный критерий  применения санкций – государство автоматически вмешивается в случае превышения фирмой некой определенной законом доли рынка.

В свою очередь структурный  подход более простой в применении: достаточно установить долю рынка, приходящуюся на ту или иную фирму, и автоматически становиться ясно, следует ли против нее применять антимонопольные меры.

Зато недостатком структурного подхода является неопределенность последствий его применения. Таким  механическим образом легко разрушать  не только компании, злоупотребляющие своим монопольным положением, но и эффективно действующие крупные фирмы, являющиеся ядром национальной экономики11.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Монополия – это рыночная структура, при которой существует только один продавец, причём он производит товар, не имеющий близких заменителей.

Сущность монополии характеризуется  следующими моментами:

1. Монополия возникает  из господства в производстве;

2. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке;

3. Благодаря монопольным  ценам монополия получает монопольно высокую прибыль.

Монопольное положение  является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.

Появление монополий  в России было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов  и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе. Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций.

Монополии были ликвидированы  в результате октябрьской революции  в ходе национализации промышленности и банков.

Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливали такие предприятия, как Госплан, Госснаб и Госкомцен. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто всего поручалось всего одному - двум заводам. В итоге советские монополисты были очень узко специализированы. Также советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая доля мелких и средних по сравнению с развитыми странами. Позиции монополистов укрепляла общая дефицитность экономики. В условия фактического отсутствия выбора у покупателя ответственность монополиста сходила почти на нет. Монопольные позиции предпринимателей были защищены и от иностранных конкурентов. Из-за этого сильно страдали качество и новизна продукции.

Главная особенность монополизации  российского рынка состоит в  том, что она сложилась как  «наследница» государственного монополизма  социалистической экономики.

Начало рыночных реформ в нашей стране привело к резкому усилению монополистических тенденций. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся территории.

Однако гораздо большее  значение имело изменение условий  хозяйствования. Благодаря им резко  усилились последствия монополизации  и ее влияние на экономику. Дело в  том, что превращение российских заводов в частные предприятия  создало мощный стимул для получения монопольных прибылей. А свобода установления цен и выбора объемов производства дали в руки фирм средства достижения этой цели. Все последствия монополизации,  до той поры сдерживавшиеся социалистическим государством, вырвались наружу.

Становление цивилизованного рынка в России было немыслимо без развития конкурентной борьбы. Именно она являлась стимулом к дальнейшему совершенствованию производства, повышению качества продукции, снижению цен, а в конечном итоге - росту жизненного уровня населения.

Переход к рыночной экономике  требовал, прежде всего, демонополизации  экономики и формирования механизма  обеспечения добросовестной конкуренции. Для этого был принят Закон  РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». На федеральном уровне был создан Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых хозяйственных структур (ГКАП), а на уровне субъектов Федерации - территориальные управления. В 2006 году вместо закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» был принят закон «О защите конкуренции».

Основные направления  государственной политики по развитию предпринимательства и конкуренции  следующие:

1. Предоставление льготных тарифов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;

2. Изменение сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен, в том числе установление фиксированных цен на товары, производимые или реализуемые хозяйствующими субъектами, которые злоупотребляют своим доминирующим положением;

3. Создание параллельных структур в сферах производства и обращения, в частности за счет государственных капиталовложений;

4. Финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

5. Лицензирование экспортно-импортных операций и изменение таможенных тарифов;

6. Внесение изменений в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию;

Направления государственного контроля за развитием добросовестной конкуренции:

1. Создание специального  реестра хозяйствующих субъектов,  имеющих долю на рынке определенного  товара более 35%. При этом в  основу формирования реестра  были положены два критерия - доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем рынке и наличие нарушений антимонопольного законодательства. На основе этих перечней в рамках общей либерализации цен осуществлялось регулирование цен на конкретные товары путем установления предельных фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности и декларирования повышения свободных цен.

2. Установление государственного  контроля за созданием, реорганизацией  и ликвидацией коммерческих структур и соблюдением ими антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале. Главной задачей выдвигалось предотвращение появления новых структур монопольного характера.

Важной составляющей антимонопольной практики служит антидемпинговая политика государства. Особенно она необходима в отношении фирм, экспортирующих на российский рынок определенные виды товаров и пользующихся при этом государственной поддержкой, включающей прямые экспортные надбавки.

Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением.

Библиографический список

 

1. Азрилияна А.Н. Краткий экономический словарь. 4-е издание.- М.: Институт новой экономики. – 2007.

2. Акиндинова Н., Миронова В. Российская экономика на фоне мирового кризиса: текущие тенденции и перспективы развития // Вопросы экономики. - 2009.

3. Антимонопольная и конкурентная политика как составная часть концепции экономического развития Российской Федерации в 1995-1997 гг. // Вопросы экономики. – 1995. – №11. – с. 87-88.

4. Видяпин, В. Экономическая теория [Текст] // В. Видяпин. – Москва:  Ирнфра-М. – 2003.

5. Гальперин, В. Микроэкономика. [Текст] // В.Гальперин. -  Москва: Институт «Экономическая школа». – 2002.

Информация о работе Антиинфляционная политика в России