Антимонопольная политика в переходной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Антимонопольная политика государства, запрещающая антиконкурентное поведение и предотвращающая образование монопольных структур, является основным способом ограничения злоупотреблений рыночной силой крупными фирмами. Основными целями антимонопольной политики являются: а) запрещение антиконкурентной деятельности, включающей соглашения о фиксировании цен или разделе территорий, ценовой дискриминации, а также связывающие соглашения, и б) разделение монопольных структур. В современной юридической теории такими структурами являются те, которые обладают избыточной рыночной силой (большой долей рынка), а также осуществляют антиконкурентные действия.
Кроме ограничения поведения существующих фирм, антимонопольное законодательство предотвращает образование слияний, которые могут снизить уровень конкуренции. Сегодня горизонтальные слияния (между фирмами одной и той же отрасли) являются основным источником для беспокойства, а к вертикальным слияниям (между фирмами смежных отраслей) и конгломератам (между несвязанными фирмами) относятся более терпимо.

Содержание

Введение………...……………………………………………………………
1. Теоретические аспекты монополистической деятельности и антимонопольной политики…………………………...……………………………..
1.1 Монополия: понятие, сущность и виды…………………………..
1.2 Образование монополий……...…………………………………...
1.3 Антимонопольная политика………………………………………
1.3.1 Система антимонопольных органов и порядок их формирования……………………………………………………………………..
1.3.2 Задачи и цели антимонопольных органов……………….
1.4 Антимонопольная политика в переходной экономике и механизмы её реализации…………………………………………………………
2. Анализ проблем антимонопольной политики России…………………...
2.1 Особенности монополии в России…………………………….….
2.2 Становление антимонопольной политики в переходной экономике России…………………………………..…………………………….
2.3 Методы антимонопольной политики в России…………………..
2.3.1 Запреты на монополистические действия………………
2.3.2 Контроль за экономической концентрацией……………
2.3.3 Запрет на недобросовестную конкуренцию…………….
2.3.4 Запрет на антиконкурентные действия органов власти и управления……………………………………………………………………
2.3.5 Реестр как инструмент антимонопольного контроля…..
2.4 Система государственного регулирования естественной монополии……………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………...
Список использованной литературы………………………………………..
Приложения…………………………………………………………………..
5

Работа содержит 1 файл

антимонопольная политика.docx

— 98.48 Кб (Скачать)

ФГОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет»

Кафедра «Экономическая теория» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа  
по дисциплине «Экономическая теория»  
на тему:
 
«Антимонопольная политика  
в переходной экономике».
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка группы ДФМ-21

Орнгалиева К. М.

Научный руководитель: доц. Зелинская Г. А.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Астрахань 2010

      Annotation

      Competition law, known in the United States as antitrust law, are laws that promote or maintain market competition by regulating anti-competitive conduct.

      The history of competition law reaches back to the Roman Empire. The business practices of market traders, guilds and governments have always been subject to scrutiny, and sometimes severe sanctions. Since the 20th century, competition law has become global. The two largest and most influential systems of competition regulation are United States antitrust law and European Union competition law. National and regional competition authorities across the world have formed international support and enforcement networks.

      Modern competition law has historically evolved on a country level to promote and maintain competition in markets principally within the territorial boundaries of nation-states. National competition law usually does not cover activity beyond territorial borders unless it has significant effects at nation-state level.

      The protection of international competition is governed by international competition agreements. In 1945, during the negotiations preceding the adoption of the General Agreement on Tariffs and Trade (GATT) in 1947, limited international competition obligations were proposed within the Charter for an International Trade Organisation. These obligations were not included in GATT, but in 1994, with the conclusion of the Uruguay Round of GATT Multilateral Negotiations, the World Trade Organization (WTO) was created. The Agreement Establishing the WTO included a range of limited provisions on various cross-border competition issues on a sector specific basis

      Competition law, or antitrust law, has three main elements:

  • prohibiting agreements or practices that restrict free trading and competition between business. This includes in particular the repression of free trade caused by cartels.
  • banning abusive behavior by a firm dominating a market, or anti-competitive practices that tend to lead to such a dominant position. Practices controlled in this way may include predatory pricing, tying, price gouging, refusal to deal, and many others.
  • supervising the mergers and acquisitions of large corporations, including some joint ventures. Transactions that are considered to threaten the competitive process can be prohibited altogether, or approved subject to "remedies" such as an obligation to divest part of the merged business or to offer licenses or access to facilities to enable other businesses to continue competing.

      Substance and practice of competition law varies from jurisdiction to jurisdiction. Protecting the interests of consumers (consumer welfare) and ensuring that entrepreneurs have an opportunity to compete in the market economy are often treated as important objectives. Competition law is closely connected with law on deregulation of access to markets, state aids and subsidies, the privatization of state owned assets and the establishment of independent sector regulators, among other market-oriented supply-side policies. In recent decades, competition law has been viewed as a way to provide better public services. Robert Bork has argued that competition laws can produce adverse effects when they reduce competition by protecting inefficient competitors and when costs of legal intervention are greater than benefits for the consumers 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание

 Введение………...……………………………………………………………

1. Теоретические аспекты монополистической деятельности и антимонопольной политики…………………………...……………………………..

          1.1 Монополия: понятие, сущность и виды…………………………..

          1.2 Образование монополий……...…………………………………...

          1.3 Антимонопольная политика………………………………………

                    1.3.1 Система антимонопольных органов  и порядок их формирования……………………………………………………………………..

                    1.3.2 Задачи и цели антимонопольных  органов……………….

          1.4 Антимонопольная политика в переходной экономике и механизмы её реализации…………………………………………………………

2. Анализ проблем антимонопольной политики России…………………...

          2.1 Особенности монополии в России…………………………….….

          2.2 Становление антимонопольной политики в переходной экономике России…………………………………..…………………………….

          2.3 Методы антимонопольной политики  в России…………………..

                     2.3.1 Запреты на монополистические  действия………………

                     2.3.2 Контроль за экономической  концентрацией……………

                     2.3.3 Запрет на недобросовестную  конкуренцию…………….

                     2.3.4 Запрет на антиконкурентные  действия органов власти и  управления……………………………………………………………………

                     2.3.5 Реестр как инструмент антимонопольного  контроля…..

          2.4  Система государственного  регулирования естественной монополии……………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………...

Список  использованной литературы………………………………………..

Приложения…………………………………………………………………..

 5

 

 6

6

8

9 

10

12 

14

17

17 

20

24

24

27

29

 

 30

31 

32

38

40

42  

   
 
 
 
 

    Введение

      Антимонопольная политика государства, запрещающая  антиконкурентное поведение и предотвращающая образование монопольных структур, является основным способом ограничения злоупотреблений рыночной силой крупными фирмами. Основными целями антимонопольной политики являются: запрещение антиконкурентной деятельности, включающей соглашения о фиксировании цен или разделе территорий, ценовой дискриминации, а также связывающие соглашения, и разделение монопольных структур.

      Кроме ограничения поведения существующих фирм, антимонопольное законодательство предотвращает образование слияний, которые могут снизить уровень  конкуренции. Сегодня горизонтальные слияния (между фирмами одной и той же отрасли) являются основным источником для беспокойства, а к вертикальным слияниям (между фирмами смежных отраслей) и конгломератам (между несвязанными фирмами) относятся более терпимо.

      На  антимонопольную политику в большой  степени повлияло развитие экономической  мысли за последние два десятка  лет. В результате антимонопольная политика 1980-х гг. была сфокусирована почти полностью на повышении эффективности, и игнорировала популистские беспокойства по поводу крупных размеров фирм как таковых. Более того, по мнению многих специалистов, в современной экономике - с интенсивной конкуренцией с иностранными производителями и в нерегулируемых отраслях - антимонопольная политика должна главным образом концентрироваться на предотвращении сговоров, таких, как например, сговор о фиксировании цен.

      Цель  работы - выявить особенности антимонопольной  политики государства и её роль в переходной экономике. [4]

        Для достижения поставленной  цели был поставлен ряд задач:

  • рассмотреть сущность антимонопольной политики;
  • рассмотреть основы государственного регулирования защиты конкуренции;
  • ознакомиться с основами антимонопольной политики России;
  • выявить проблемы антимонопольного регулирования в России.

    1. Теоретические аспекты  монополистической  деятельности и антимонопольного законодательства 

          1.1 Монополия: понятие, сущность и виды

      В мировой экономической теории существует большое количество определений монополии, ведь это – многоаспектное понятие. В рамках теории монополии это понятие рассматривается через призму трёх аспектов:

  1. С точки зрения рыночной структуры
  2. С точки зрения рыночного поведения
  3. С точки зрения рыночных итогов.

      Рассматривая  каждый из этих аспектов в отдельности, следует уточнить, что опираясь на  рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

      Давая же определение монополии с точки  зрения рыночного поведения, теория монополии изучает использование  субъектом основных инструментов (таких, как цена реклама…). При монополии  субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

      Признаки  монополии:

  1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.
  2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).
  3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные  причины существования таких барьеров, к примеру:
  4. Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.
  5. Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.
  6. Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов). [12]

      Существует  три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

      Закрытая  монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку посты первым классом.

      Естественная  монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии ,базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.

      Открытая  монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.

      Но  такое деление не означает, что  все предприятия-монополисты должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация  в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют юридические барьеры для конкуренции).

      Фактически  все монополии могут считаться  открытыми, так как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.

      Так же немаловажным, по моему мнению, является определение простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт  свой продукт по одной и той  же цене своим покупателям.

      Учёными выделяются несколько последствий  монополизации:

    1. недопроизводство товаров;
    2. завышение цен;
    3. предприятия-монополисты не получали высокой монопольной прибыли;
    4. х-неэффективность, то есть бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек выше объективно обусловленного уровня. [13]
 

1.2 Образование монополий 

      Монополии могут возникать разными путями. В одних случаях более сильная  фирма покупает более слабую, нежизнеспособную. В других случаях фирмы идут на добровольное слияние. При этом сливаться  могут не только фирмы, производящую одну и ту же продукцию, но и фирмы-смежники, то есть связанные между собой  одной технологической цепочкой, и даже фирмы, которые не имеют ничего общего ни по ассортименту продукции, ни по технологии ее производства.

Информация о работе Антимонопольная политика в переходной экономике