Антимонопольная политиками государственная поддержка конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: используя различные источники (книги и Интернет-ресурсы) изучить проблему антимонопольного регулирования экономики, его историю, значение и возможные последствия.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические понятия и основы 6
1.1. Монополия, монополистическая деятельность 6
1.2. Конкуренция: понятие, виды 9
1.3. Государственное регулирование экономики, антимонопольная политика 12
1.4. Антимонопольное законодательство, его роль и значение 15
2. Проведение антимонопольной политики и мер государственной поддержки конкуренции 18
2.1. Становление основ антимонопольной политики и государственной поддержки конкуренции 18
2.2. Антимонопольная политика в России 20
2.3. Роль, функции и методы работы антимонопольной службы 27
2.4. Регулирование естественных монополий 30
2.5. Практика антимонопольного регулирования 31
Заключение 34
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Антимонопольная политика.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

Содержание 

    Стр
  Введение 3
1 Теоретические понятия и основы 6
1.1. Монополия, монополистическая  деятельность 6
1.2. Конкуренция:  понятие, виды 9
1.3. Государственное регулирование экономики, антимонопольная  политика 12
1.4. Антимонопольное законодательство, его роль и значение 15
2. Проведение  антимонопольной политики и  мер  государственной поддержки конкуренции 18
2.1. Становление основ  антимонопольной политики и государственной  поддержки конкуренции 18
2.2. Антимонопольная политика в России 20
2.3. Роль, функции  и методы работы антимонопольной  службы 27
2.4. Регулирование естественных монополий 30
2.5. Практика антимонопольного регулирования 31
  Заключение 34
  Список используемой литературы 36
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Отношения, связанные с процессами конкуренции, являются одной из наиболее сложных сфер государственного регулирования. Законы о защите конкуренции существуют почти в ста странах мира. Но концентрация экономической власти, согласованность действий субъектов рыночных отношений и, как следствие, извлечение выгоды от монополизации,  по-прежнему и повсеместно имеют место. Еще в 1887 году правовед Ф. Стимсон заметил, что «американская находчивость изобрела правовой механизм, способный поглотить сто корпораций или сто тысяч человек и затем, со всей безответственностью корпораций сохранить их объединенную силу в компактной форме, сконцентрировав эту силу в руках одного – двух  человек. Эти «тресты» могут осуществлять сатанинское вожделение – приобрести неограниченную и безответную власть, свободную от контроля извне или же контроля совести».[11, с.10]. В идеале сам рынок является лучшим средством для определения цен и количества производимой продукции. Тем не менее, даже в рыночных государствах часто возникает необходимость в мерах, направленных на ограничение чрезмерной антирыночной, антиконкурентной, монополистической деятельности, ввиду того, что монополисты вряд ли добровольно отдали бы свои позиции.

      В развитых европейских странах и Америке рыночная экономика сложилась давно, в том числе активно развивалось и действует антимонопольное регулирование. И я, конечно, не обойдусь без примеров и анализа его, но мне, хотелось бы исследовать эту тему на примере России.  

           Российский опыт развития рынка вообще, и антимонопольного регулирования в частности, на мой взгляд, наиболее интересен, ведь России, как наследнице и правопреемнице великой социалистической империи – СССР – приходилось и до сих пор приходится решать массу проблем, связанных с переходом от государственного монополизма в экономике  к становлению рыночной. Социалистическая     экономика     представляла   собой единый  народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие являлось составной частью  общегосударственной структуры.  В бывшем  СССР  правила  командная  экономика, построенная  на  директивном  планировании,   государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов  и  по природе своей  не допускавшая  конкуренции  ни  в одном из ее видов. Внутри  этой  экономики   существовал   монополизм   центральных   ведомств, министерств и  предприятий,  которые также не  были  самостоятельными  хозяйственными субъектами. Госплан,  Госснаб, Госкомцен и подобные ведомства устанавливали цели и определяли экономическую политику на годы вперед. Удельный вес монопольного производства в машиностроительном комплексе, например, составлял 80% объема производства, а если рассматривать конкретные виды продукции, то уровень монополизации оказывался еще выше. К примеру: 96% выпуска магистральных тепловозов   было сосредоточено в объединении «Ворошиловградтепловоз», 100% бытовых кондиционеров — в объединении «Баккондиционер», 100% глубинных насосов — на Бакинском заводе имени Дзержинского. Советской экономике была свойственна непропорционально  высокая доля крупных и крупнейших предприятий и  чрезвычайно  малая  доля  мелких  и средних по сравнению с  развитыми  странами.  В  СССР  к  1987  г.  на  одно промышленное предприятие приходилось в среднем 813 рабочих мест,  (для сравнения: в  Венгрии -  186,  в Западной  Европе  -  86).  Недостатками такого государственного монополизма являлись: узкая специализация предприятий, низкое качество производимых товаров по сравнению с их импортными аналогами из-за полного отсутствия конкуренции, отсутствие экономической эффективности производства ввиду искусственного занижения цен на сырье, материалы и энергетические ресурсы и, как следствие, «бросовые» цены на готовую продукцию, несмотря на то, что транспортировка от места дислокации производителя-монополиста до конечного потребителя составляла порой стоимость большую, нежели стоимость товара в целом. Сказывалось также и то, что фактически некоторые товары, производимые монополистами, было попросту нечем заменить, так как не было других производителей того же самого товара. Эти причины привели к глубочайшему кризису 80-х годов двадцатого столетия. С крахом социалистической экономики закончилось время государственного монополизма, зарождение рыночных механизмов требовало проведения реформ. Одним из важнейших направлений экономических реформ в  России стала демонополизация экономики и  развитие конкуренции. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Эта тема остается актуальной и по сей день, хотя государственным социалистическим монополиям в России пришли на смену их аналоги – капиталистические, которые активно развивались в условиях «дикого капитализма», в условиях  российских рыночных реформ. В своей работе я постараюсь раскрыть сущность антимонопольной политики, формы и методы государственной поддержки конкуренции. Цель работы: используя различные источники (книги и Интернет-ресурсы) изучить проблему антимонопольного регулирования экономики, его историю, значение и возможные последствия. 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические понятия и основы

      Для исследования выбранного мной вопроса важно изучить понятия, используемые работе.

1.1. Монополия, монополистическая деятельность

      Понятие «монополия» происходит от греческого «monopolien» (mono – один и polо – продаю). Это ситуация, когда отдельная фирма или группа фирм занимают господствующее положение на рынке товаров и услуг.

      В словаре Брокгауза и Эфрона это понятие трактуется как «соотношение между спросом и предложением, при котором один из этих факторов, по объективным причинам, находится в исключительно выгодных условиях». Такое преобладание предоставляет фирме, добившейся монопольного положения, право распоряжения ресурсами, возможностью давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, а также получения сверхприбылей [21]. Вот несколько признаков наличия монополии:

1.  Рынок  представлен  одним  продавцом   и   множеством покупателей

2. Производимая  продукция является уникальной (то  есть  отсутствуют  товары – заменители)

3. Вход  новых фирм на рынок  фактически  невозможен  из-за  барьеров (таким как:  крупные  размеры  предприятий  и   экономия   от   масштабов

 производств; система  лицензий  на  выполнение  отдельных  типов   работ,               избранно выдаваемых государством; монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (например, бриллиантов); при  естественной  монополии  значение  имеют  сами  условия производства и характер блага; нечестная конкуренция, то  есть  воздействие  на  покупателей нечестными  по  отношению  к  конкуренту  способами  за  счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом

4. Сложность  в получении полной информации обо всём рынке

     

Монополии  можно классифицировать по разным признакам:

- по  характеру движущих сил – естественная, продуктовая, протекционистская;

- по  форме собственности – частная,  государственная;

- по  территориальному признаку –  экстерриториальная, национальная, региональная  и местная;

- по характеру возникновения – организационная, технологическая, экономическая.

      Из  всех вышеперечисленных видов стоило бы остановиться отдельно только на естественной монополии. Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров [5]. Естественные монополии ввиду своего значения занимают несколько обособленную позицию среди различных других монополий. Позднее я раскрою эту позицию.

      Но  не всякая фирма в одиночку сможет достичь монопольного положения  на рынке. Для достижения такого положения компании могут, например, попытаться сделать следующее:

  • достичь договоренности с ближайшими конкурентами о назначении конкретных цен, либо о продаже продукта конкретным клиентам, либо о продаже продукта в конкретном регионе.
  • провести слияние компании со своими ближайшими конкурентами.
  • форсировать привилегированные контракты со своими поставщиками или дистрибьюторами, чтобы защитить свою доминирующую позицию на определенном рынке товаров [20].

      В экономической теории различают  следующие формы монополистических объединений:

- картель  – группа предприятий одной  отрасли, которые согласовывают  сегменты рынка, цены и прочие  факторы для извлечения монопольных  цен с сохранением юридической  самостоятельности этих фирм;

- синдикат  – группа предприятий одной отрасли договаривается о контроле сбыта продукции и закупке сырья с целью извлечения монопольных прибылей, предприятия также сохраняют юридическую самостоятельность;

- трест  – объединение ряда предприятий  одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их производственной и коммерческой самостоятельности, наблюдается объединение производства, сбыта, финансов и управления;

- концерн  – группа предприятий различных  отраслей, находящихся под единым  финансовым контролем, основан  на финансовой зависимости от крупнейшей фирмы.

     В соответствии с российским законодательством  такая деятельность характеризуется  как монополистическая - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц или фирм своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным  законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью [7].

         В современной экономике стремление к частичной монополизации присутствует практически во всех сферах в результате сокращения стандартизированных продуктов и услуг.

Выделяется несколько негативных последствий монополизации:

     1. недопроизводство товаров

     2. завышение цен

     3. предприятия-монополисты не получают высокой монопольной прибыли.

     4. х-неэффективность, то есть бесхозяйственное  ведение дела, ведущее к

        увеличению издержек выше объективно  обусловленного уровня.

Исходя  из вышесказанного, с целью минимизировать действие негативных проявлений монополистической деятельности, государству необходимо законодательно ее ограничивать.

1.2. Конкуренция: понятие, виды

      Полной  противоположностью монополии является конкуренция. Конкуренция (от латинского «concurro» — «сбегаюсь, сталкиваюсь») - это борьба между товаропроизводителями, поставщиками, продавцами за лидерство, за первенство на рынке. Действующий в России закон «О защите конкуренции» определяет конкуренцию как «состязательность хозяйствующих субъектов, при которой самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке»[7]. Также конкуренцию можно охарактеризовать как «рыночную ситуацию, при которой число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико, а доля конкретной фирмы настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж» [11, с.17]. Признаками конкуренции являются:

Информация о работе Антимонопольная политиками государственная поддержка конкуренции